Программа вокального кружка Хор. Планирование

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано

Заместитель директора по ВР

___________ Дурасова В.А.

«____» ________________2011 г.


Утверждаю

Директор школы

___________________Липин С.В.

«____» ____________ 2011г.




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зиняковская средняя общеобразовательная школа»

Городецкого района Нижегородской области





Программа

вокального кружка

МБОУ Зиняковской СОШ

на 2011 - 2014 уч. год







Руководитель кружка:

Молькова Г. В.

I квалиф. категория

учитель музыки






с.Зиняки

2011


ВВЕДЕНИЕ


Музыка дорога нам потому,

что является наиболее глубоким

выражением души, гармоническим

отзвуком ее радостей

и скорбей.

Ромен Роллан

Язык слов и язык музыки…

На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой.

Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ, благодаря этому, приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.
Нам песня строить и жить помогает,

Она, как друг, и зовет, и ведет,

И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет.

Обидно, но приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, а не кричать или шептать, песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы от такой музыки никакой - один вред.

В настоящее время вокальное воспитание детей у нас в стране осуществляется главным образом через хоровое пение в общеобразовательной школе (на уроках музыки), в хоровых студиях, вокальных ансамблях, в хоровом классе ДМШ, центрах эстетического воспитания и пр.

Из-за ограниченного количества учебных часов для музыкальных занятий в системе общеобразовательных школ реализация задач, связанных с вокальным воспитанием детей, возможна лишь при условии сочетания классной и внеклассной или внешкольной работы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта музыкальной импровизации.

Программа направлена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.

Цель программы:

Способствовать музыкально-эстетическому воспитанию детей путем подъема и развития хоровой культуры.

Задачи программы:

  • формировать музыкальную культуру учащихся;

  • развивать способности каждого ученика с учетом его природных особенностей;

  • приобщать к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

  • воспитывать устойчивый интерес к музыкальному искусству; музыкальный вкус учащихся; творческую, самостоятельную, активную, ответственную личность;

  • подобрать репертуар, учитывая соответствие эмоционального, психологического содержания произведения, его музыкального языка возрастным возможностям учащихся.

Программа рассчитана на три года обучения - младшая, старшая и концертная группы.

Младшая группа - первый год обучения - это дети 7-9 лет, старшая группа - второй год обучения - дети 10 - 11 лет, концертная группа 12 - 13 лет.

Группа занимается два раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году 68 занятий, 136 часов.

В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись - мир искусства в трех видах - охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазии, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя; координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: наблюдение в ходе занятий, подготовки, участие в школьных и районных мероприятиях.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях и конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

(1-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • особенности и возможности певческого голоса;

  • гигиену певческого голоса;

  • понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им ( внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

  • петь легким звуком без напряжения;

  • к концу года петь выразительно осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

(2-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • соблюдать певческую установку

  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им;

  • различать жанры вокальной музыки;

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • точно повторить заданный звук;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь чисто и слаженно в унисон;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

  • дать критическую оценку своему исполнению;

  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

(3-й год обучения)

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • основные типы голосов;

  • жанры вокальной музыки;

  • типы дыхания;

  • поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

  • реабилитация при простудных заболеваниях;

уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • петь несложные двухголосные попевки;

  • импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др..

Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях. Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.





УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

0,5

0,5

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА


2.

Прослушивание голосов

1

-

1

3.

Певческая установка. Дыхание

2

1

1

4.

Распевание

4

1

3

5.

Дирижерские жесты

1

0,5

0,5

6.

Унисон

3

0,5

2,5

7.

Вокальная позиция

3

1

2

8.

Звуковедение

4

1

3

9.

Дикция

3

1

2

10.

Работа с солистами

2

-

2

11.

Сводные репетиции

2

-

2

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


12.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

2

1

1

13.

Развитие чувства ритма

2

1

1

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА


14.

Беседа о гигиене певческого голоса

0,5

0,5

-

15.

Беседа о творчестве современных детских композиторов

0,5

0,5

-

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


16.

Праздники, выступления, концерты

3

-

3


Итого:


34


9,5


24,5





УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА


2.

Прослушивание голосов

1

-

1

3.

Певческая установка. Дыхание

2

1

1

4.

Распевание

4

1

3

5.

Дирижерские жесты

1

0,5

0,5

6.

Унисон

3

0,5

2,5

7.

Вокальная позиция

3

1

2

8.

Звуковедение

4

1

3

9.

Дикция

3

1

2

10.

Работа с солистами

2

-

2

11.

Сводные репетиции

2

-

2


МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

12.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

2

1

1

13.

Развитие чувства ритма

2

1

1

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА


14.

Беседа о гигиене певческого голоса

0,5

0,5

-

15.

Беседа о творчестве современных композиторов

0,5

0,5

-

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


16.

Праздники, выступления, концерты

3

-

3

Итого:


34

9,5

24,5





УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(3-й год обучения)

п/п

Тема занятий

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА


2.

Прослушивание голосов

1

-

1

3.

Певческая установка. Дыхание

2

1

1

4.

Распевание

4

1

3

5.

Дирижерские жесты

1

0,5

0,5

6.

Унисон

2

0,5

1,5

7.

Вокальная позиция

2

1

1

8.

Звуковедение

2

0,5

1,5

9.

Дикция

3

1

2

10.

Двухголосие

2

0,5

1,5

11.

Работа с солистами

2

-

2

12.

Сводные репетиции

2

-

2


МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

13.

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

14.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

2

1

1

15.

Развитие чувства ритма

2

1

1

ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА


16.

Беседа о гигиене певческого голоса

0,5

0,5

-

17.

Беседа о творчестве современных композиторов

0,5

0,5

-

КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


18.

Праздники, выступления, концерты

3

-

3

Итого:


34

10,5

23,5


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В программе выделены следующие направления:

1. Вокально-хоровая работа.

2. Музыкально-теоретическая подготовка.

3. Теоретико-аналитическая работа.

4. Концертно-исполнительская деятельность.

Вводное занятие.

Беседы по правилам поведения на занятиях, техника безопасности, правила пожарной безопасности. Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка.


  1. Вокально-хоровая работа.

Певческая установка.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

- голову держать прямо, свободно, не опускать вниз и не запрокидывать назад;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

При пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях.

Распевание.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

1). Разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2). Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений.

Певческое дыхание.

Певческое дыхание во многом отличается т обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Дирижерские жесты.

Ознакомление детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4, 4/4.

Дикция.

Четкое и ясное произношение слов во время пения.


  1. Музыкально-теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты.

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, упражнения по всем видам движения мелодии.


  1. Теоретико-аналитическая работа.

Беседа о гигиене певческого голоса.

Ознакомление об особенностях звучания изменяющихся голосов, вызванных мутацией, обучение «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» глосс в мутационный период.

Показ-исполнение песни.

Разбор произведения. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него.


  1. Концертно-исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Без помощи руководителя дети выступают с разученным репертуаром на школьных праздниках, родительских собраниях.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

  1. Беседа;

  2. Практические занятия;

  3. Занятие-постановка, репетиция;

  4. Заключительное занятие

  5. Выездное занятие.

МЕТОДЫ ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ


  1. концентрический метод;

  2. фонетический метод;

  3. объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным;

  4. метод мысленного пения;

  5. метод сравнительного анализа.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ


  1. ноутбук;

  2. магнитола;

  3. фортепиано;

  4. микрофоны;

  5. CD записи;

  6. флэшкарта с записями.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Абелян Л.М., Гембицкая Е.Я., Попов В.С. Программа «Хор». - М., 1981.

  2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

  3. Стулова Г.П.. Теория и практика работы с детским хором. - М., 2002.

  4. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. - Волгоград, 2009.

  5. CD - диски. Издательство детских образовательных программ «Весть - ТДА»

© 2010-2022