• Преподавателю
  • Другое
  • Программа кружка Самоделкины (техники-оригами, мозаика, изонить) ( для детей младшего школьного возраста) ю

Программа кружка Самоделкины (техники-оригами, мозаика, изонить) ( для детей младшего школьного возраста) ю

Программа кружка "Самоделкины" направлена на развитие творческих способностей детей. Программа кружка рассчитана на один год обучения. Объединение комплектуется из детей дошкольного и школьного возраста. В программу кружка «Самоделкины» входит ряд разделов «Работа с бумагой» (техника - оригами), «Работа с природным материалом»(техника –мозаика), «Рукоделие из ниток»(техника – изонить).
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«КИНЕШЕМСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

____________________________________________________________________________________________________________________

155800, г. Кинешма, ул. им. Бредихина, дом 8-а, т./факс (49331) 5-60-41


Утверждаю

Директор ОГКУСО

«Кинешемский СРЦН»

________________О.В.Зайцева

«_____»_____________2014г




ПРОГРАММА

кружка « Самоделкины»

(техники- оригами, мозаика, изонить)





Разработала

Луговкина Е.А.

Воспитатель

ОГКУСО

«Кинешемский СРЦН»










2014год



«Истоки творческих способностей

и дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.»

Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Отсутствие целенаправленного развития творческих способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, с его культурными и духовными ценностями. И как следствие - появления чувства неуверенности в себе, к дезадаптированности в условиях современной жизни.

Несовершеннолетние, находящиеся в СРЦ, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии. Они отличаются от своих сверстников дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности. Для них характерен неполноценный эмоциональный опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости, отсутствие умений продуктивной деятельности. Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для организации досуга детей. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его жизни. Одной из форм развития личности ребенка, его творческих способностей, социализации несовершеннолетнего в обществе является кружковая реабилитация.

Кружок «Самоделкины» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде.

В программу кружка «Самоделкины» входит ряд разделов «Работа с бумагой» (техника - оригами), «Работа с природным материалом»(техника -мозаика), «Рукоделие из ниток»(техника - изонить).

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно - тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами. В процессе складывания фигур дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, а затем реконструировать, видоизменять поделки, делать их более нарядными и прочными. Простота и разнообразие приемов обработки бумаги стимулируют творческую активность детей. В ходе занятий они овладевают навыками и культурой труда, у них развивается мелкая моторика пальцев рук, развивается речь.

Мозаика - интересный вид художественной деятельности - способ работы с цветными кусочками различных материалов: песок, опилки, семена деревьев… Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Декоративная работа состоит в изготовлении различных плоскостных изображений - узоров, орнаментов, рисунков, картин - путем укреплении на поверхности бумаги, коже, древесины, разнообразных по форме, цвету и фактуре деталей из тех или иных природных материалов.

Нитяна́я гра́фика(варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага . Изонить - это оригинальный вид декоративно - прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Достоинство изонити том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.

Девизом кружковой деятельности является:

Я слышу - и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю - и понимаю.





Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём

создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека,

любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи:

Обучающие:

-Формировать технические умения и навыки в работе с различными материалами: бумагой, природные материалы, нити и инструментами;

-Развивать умения создавать композиции;

-Углублять и расширять знания об окружающем мире (природе, культурных традициях стран, свойствах различных материалов);

-Совершенствовать умение работать со схемами, ориентироваться в пространственных отношениях;

-Закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами;

Развивающие:

-Развивать у детей творческие способности, наглядно - образное мышление, внимание, память.

-Развивать мелкую моторику рук.

-Развивать произвольность, усидчивость, целеустремленность.

Воспитательные:

-Вызывать у детей интерес к художественному труду, творческой деятельности.

-Воспитывать эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к деятельности и полученному результату, умение доводить начатое дело до конца, работая в коллективе.

-Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

-Вызывать интерес к окружающему миру, культурным традициям, воспитывать любовь к природе.

-Расширять коммуникативные способности детей, умения работать в коллективе.




Принципы содержания программы:

1.Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

2.Принцип доступности изучаемого - все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

3.Принцип интеграции - создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

4.Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

5.Принцип комфортности - атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

6.Погружение каждого ребенка в творческий процесс - реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

7.Деятельностный принцип - реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.

Организация деятельности кружка

Программа кружка рассчитана на один год обучения. Объединение комплектуется из детей дошкольного и школьного возраста. Количество детей в группе для освоения программы - 5-8 человек.

Режим работы кружка - 1 занятие в неделю длительность занятий 30 минут .

Формы занятий: В процессе занятий использують различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.







Методы и приемы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)

-наглядные (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

-практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно - иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися,

-индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,

- групповой - организация работы в группах,

-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Условия для занятий в кружке:

1.Необходимый материал для выполнения поделок (бумага, картон, природный материал, нити, и т.д.)

2.Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки), познавательных рассказов.

3.Подбор классических музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.

4.Картотека схем выполнения, которые помогут ребенку при создании творческих работ.

5.Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.


Оборудование: набор цветной бумаги, бумага для фона, картон, природный материал ( песок, опилки), Нитки х/б(разных цветов), ножницы, кисточки, клей, клеенки, подставки для кисточки, коробочки для обрезков и песка, чистая салфетка, иглы в игольницах.

Примерная структура занятий.

1.Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, игровые приёмы.

2.Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.

3.Активизирует опыт детей. Предлагает вспомнить, как они это уже делали, демонстрирует 2-3 приёма работы.

4.Во время процесса работы педагог следит за позой детей, поправляет в случае необходимости положение тела, руки, материала.

5.Педагог оказывает помощь детям, испытывающим затруднение и неуверенность.

6.По окончании работы детские работы выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны знать:

-правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими предметами и материалами;

-технику и основные приемы оригами, мозаики, изонити;

-определения: «аппликация», «коллаж», «оригами», "мозаика",«изонить»;

-о свойствах материалов, с которыми они работают ( бумага, картон, природные материалы, нитки);

-о культуре некоторых стран (Япония, Китай, Англия);

-правила композиционного и цветового построения изображений;

К концу года дети должны уметь:

-работать с природным материалом, бумагой и нитями, создавая различные композиции;

-правильно и аккуратно пользоваться ножницами, иглами, различными материалами;

-использовать в работе приемы различных техник (оригами, изонить, мозаика);

-использовать схемы при изготовлении поделок (оригами, изонить);

-подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);

-выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

-творчески подходить к выполнению задания;

-видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.

Формы подведения итогов программы:

1.Выставки детских работ .

2.Участие в городских, областных выставке декоративно-прикладного творчества;

3.Составление альбома лучших работ.

4.Дни презентаций - самостоятельное представление ребенком своих изделий педагогам, родителям, малышам;

Рекомендуемая литература.

1.3.А. Богатеева, "Чудесные поделки из бумаги", Москва "Просвещение", 1992 год.

2.З.В. Лиштван, "Конструктивная деятельность в детском саду", Москва "Просвещение", 1977 год.

3."Игрушки из бумаги", издательство "Дельта", Санкт-Петербург, 1995 год.

4."Учимся оригами", под редакцией Ю.Шумакова, издательство "Лицей", Ростов на Дону.

5.Ю.Афонькин, "Волшебный сад оригами", Санкт-Петербург, 1995 год.

6.Т.И.. Тарабарина "Оригами и развитие речи", издательство Академия развития, Ярославль,1998 год.

7.Г.И. Долженко "100 оригами", Ярославль Академия развития 1999 год.

8.Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах. М., 1990 год.

9. Козлина А. В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 64 с.

10.Левина Марина 365 веселых уроков труда. - М.: Рольф, 1999.- 256с., с илл.

11.Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя дет. сада/ Пер с пол. О. А.Павлович. - М.: Просвещение, 1983. - 159с.

12. Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1994. - 150 с.

13.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М.: Педагогическое общество России, 2002г

14.Н.Н. Гусарова "Техника изонити для дошкольников"

15.Нагибина М.И. Поделки [Текст] // М.И. Нагибина Из простой бумаги мастерим как маги.- Я.: Академия развития, 2001.

© 2010-2022