Экологическое воспитание дошкольников в детском саду

Одной из современных тенденций развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды. Актуальность исследования обуславливается углубляющимся противоречием между обществом и природой, что приводит к нарушению саморегуляционных механизмов биосферы и усилению экологического кризиса. В результате дальнейшее существование человечества во многом зависит от своевременного решения проблемы развития и совершенствования его экологиче...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вотинцева Елена Петровна

Воспитатель

МАДОУ Д/с № 59 «Золотая рыбка»

Щелковского муниципального района

Московской области г.Щелково

Одной из современных тенденций развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды. Актуальность исследования обуславливается углубляющимся противоречием между обществом и природой, что приводит к нарушению саморегуляционных механизмов биосферы и усилению экологического кризиса. В результате дальнейшее существование человечества во многом зависит от своевременного решения проблемы развития и совершенствования его экологических потребностей.

Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень экологической культуры, разную меру способностей гармонизировать свои отношения с окружающим миром[1:40].

Экологическое воспитание - относительно новое направление научного познания в педагогике. Оно востребовано изменением качества жизни людей и необходимостью обучать подрастающее поколение формам культурной коммуникации с окружающей средой, базирующимся на принципе согласования действий и поведения человека состоянием природы[8:672].

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.

Исследователями П.Г.Саморуковой, Н.Н.Кондратьевой, И.А.Хайдуровой, С.Н.Николаевой и другими убедительно показано, что в период дошкольного детства в процессе педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры[5,7].

С точки зрения С.Н.Николаевой: «экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого»[6:346].

В.Я.Михайленкоподчеркивает, что воспитать гармонически развитую, экологически подготовленную личность, которая готова была бы способна адекватно понятьсвое место в обществе и природе, реагировать на изменения в жизни, решать социальные и нравственные проблемы, это сложная воспитательная задача, стоящая перед современной педагогической наукой[4:96].

Российский академик Д.С.Лихачевподчеркивал, что «отношения природы и человека - это отношение двух культур, каждая из которых «социальна» по-своему, общежительна, обладает своими правилами поведения». Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может[2:273].

С точки зрения Е.А.Когай «экологическая культура предполагает гармоничное отношение к природной среде обитания и своему социальному окружению, а также отношение к самому себе как к части природы. Освоение общественным сознанием исходных принципов экологической культуры есть важнейшая задача экологического образования и воспитания»[3:145]|.

Таким образом, изучив педагогическую литературу по проблеме, было выявлено, что главное внимание в экологическом воспитании уделяется формированию личности в системе её отношений и деятельности. Позиция детей во взаимодействии с природой характеризуется доброжелательностью, эмоциональной отзывчивостью, интересом, желанием и готовностью осуществлять деятельность на гуманной основе. Для этого необходима организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении, включающая экологические комнаты, живые уголки, экологические тропинки и т.п. Это будет способствовать установлению эмоциональной связи ребёнка с объектами природы, развитию нравственно-ценностного отношения.

Список литературы

1.Асмолова А.Г. От экологических знаний к картине мира //Вестник образования. 2010. №1с.21-40.

2.Лихачев Д.С. Письмо о добром и прекрасном / Д.С.Лихачев. - М.: Дет.лит.,2000.-273с.

3.Когай Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования /Е.А.Когай //Социально гуманитарные знания.-2011.№5.с.136-145.

4.Михайленко В.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей.2-ое изд., испр.-М.:ГНОМ и Д, 2010.-96с.

5.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /С.Н.Николаева.-М., Новая школа 2012.-160с.

6.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие. М.; Академия, 2010.- 346с.

7.Саморукова П.Г. Игры детей /П.Г.Саморукова.- М.:2009 .-89с.

8.Энциклопедический словарь. Современная версия /Ф.А. Брокгауз, И.А.Ефрон.-М.: Эксмо, 2002.-672с.




© 2010-2022