Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ДО «Центр развития и творчества»

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области














&





М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А


«Ангел - защита и оберег»





Автор: Смирнова Наталия Владимировна,

педагог дополнительного образования.

Рассчитана на детей в возрасте 8- 16 лет.




Нея 2015

Тема занятия: Изготовление сувенирных изделий.

Оберег «Ангел»



Цели и задачи:

Изучить технологию изготовления «Ангела»; научить детей подготавливать бересту, изготавливать и соединять заготовки для изделия; закрепить знания и навыки, полученные при изучении пройденных тем; воспитать трудолюбие, усидчивость, аккуратность;

Оборудование: образец, береста, ножни­цы простые и фигурные, линейка, скрепки, клей, пробойники, шило, шпагат.

Литература:

  • В.Финягин, Изделия из бересты., АСТ"Астрель", М., 2003 г.

  • Г.И. Перевертень. «Пофантазируй с берестой». М.: АСТ ; Донецк, 2007г. - Поделки своими руками.

  • Журналы: «Делаем сами», «Рукоделие»

  • М. С. Кочев. «Секреты бересты». М.: Профиздат, 2005.

  • Поделки из природных материалов. Основы художественного ремесла, М., СТС-Пресс, 1999г.

  • Серия" Домашний мастер", «Работа с ивой, лозой и берестой», М., Вече, 2001 г.

  • Ф. А. Ускова. Береста. Русское золото. - М., Профиздат, 2007

  • Энциклопедия ремёсел. М., Изд. Дом "Умелец", 2000г

  • Энциклопедия. Подарки. Техника. Приёмы. Изделия. М., СТС-Пресс, 1999 г.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Инструктаж по технике безопасности при обработке бересты.

  3. Беседа «Защита и обереги».

  4. Анализ образцов изделия.

  5. Работа по технологической карте.

  6. Практическая часть - изготовление сувенира «Ангел».

  7. Анализ готовых изделий. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия, цели.

  2. Инструктаж по технике безопасности при работе с берестой.

(Приложение №1). Беседа с детьми в вопросно-ответной форме по правилам техники безопасности.

3. Беседа

«ЗАЩИТА И ОБЕРЕГИ»

Как может человек, живущий в миру, противостоять всему гибельному, что исходит от злых ворожей и колдунов?

Такую защиту могла бы давать и давала церковь. Условие такой защиты - собственное совершенство, беззлобие, прощение врагов. Дело в том, что тот, кто наводит порчу, тем успешнее может сделать это, чем более его жертва исполнена бывает негативных эмоций, ненависти, обиды и раздражения. Иногда, чтобы спровоцировать такие состояния, будущую жертву стараются нарочно рассердить, озлобить, вызвать обиду. И человек обычно легко поддаётся на это, что и нужно бывает другой стороне, чтобы установить некий резонансный контакт и затем тем вернее нанести удар. Когда такого резонанса нет, воздействие не происходит. Возможно в этой связи уместно вспомнить и призыв Христа: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас». Кроме высокого духовного и нравственного значения призыв этот имеет, судя по всему, и явный защитительный смысл. Человек, который на обиду отвечает пониманием и прощением, на ненависть - любовью, не вступает в резонанс с направленным на него злом и поэтому попытки причинить ему вред не достигают цели. Не только не достигают, но отражённые возвращаются к тому же, кто направил их. «... Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья».

Но многим ли под силу евангельский завет беззлобия, прощения и любви? Открытые внешнему злу, именно потому, что зло было в них самих, в большинстве своём люди предпочитают искать других хоть и менее эффективных, но зато более лёгких путей защиты.

Большая группа таких приёмов по своей сути больше всего напоминает громоотвод, который, как известно, специально ставится выше здания, чтобы принять на себя возможный удар. Так и здесь с той же целью нарочно усиливается, акцентируется какая-то характеристика визуальная, акустическая.

Таков, например, обычай вешать на шею корове или волу колокольчик. Делается это вовсе не для того, чтобы было легче найти животное, если оно потеряется, как полагают некоторые горожане. Исходно обычай этот, известный ещё в Древнем Риме, существовал, чтобы защитить скот от порчи и колдовства. Этому же служил знаменитый «Колокольчик дар Валдая» под лошадиной дугой.

Звук, воспринимаемый раньше образа, как бы принимал на себя гася могущий быть удар.

Таков же смысл и другого обычая, сохранившего и сейчас в некоторых местах Украины - повязывать на домашних животных красные лоскуты. Оберег этот известен и в других странах - в Германии, в Англии.

Считается, что человек у которого «дурной глаз», прежде всего заметит красный цвет и на этом взгляд его как бы разрядится. Этой же защитительной магической цели служили исходно и традиционные украшения - серьги, кольца и бусы. Их надевали в первую очередь ради того, чтобы отвлечь, разрядить, обезоружить «дурной глаз».

Точно так же чисто магической, вовсе не эстетической потребностью, порождён обычай, существующий в деревнях и сейчас - сажать рябину у самых ворот дома.

В городских квартирах ту же защитительную роль играет зеркало, висящее в прихожей. Могут сказать, оно служит другой цели - чтобы человек, приходя и уходя, мог взглянуть на себя. И это тоже, но исторически изначальный смысл этого обычая тот же - «погасить дурной глаз» входящего человека. Именно с этой целью устанавливали зеркало у входа в дом в средние века.

Можно вспомнить в этой связи и интересное наблюдение, сделанное в прошлом веке в Калужской губернии. Едва ли не в каждом входе в дом, -писал путешественник,- глаз невольно встречается со старыми лаптями. На мой вопрос, для чего висят у них старые лапти, отвечали: «Вишь ты, как войдёшь во двор, да видя такие лапти, уже подумаешь о них. Стало быть с первого раза глаз и сломаешь над лаптями, тогда уже не сглазишь во дворе ни скотины, ни в избу пришедши сидящих за работой баб, ни ягнят, ни телят». Особый вид оберегов - талисманы и всевозможные амулеты.

В изготовлении изделий из бересты есть какая-то магическая притягательность. Этот экологически чистый природный ма­териал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать бе­рестяные ленточки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приемы традиционного плетения передавались из рук в руки, от старших - к детям в процес­се непосредственного наблюдения и пока­за. В настоящее время в условиях город­ской жизни такая преемственность прер­валась. Наша с вами задача - восстановить утерянные традиции.

4. Анализ изделия.

Есть русская пословица: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве 4 угодья: первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет, третье - дряхлых пеленание, а четвёртое - людям колодец» это, конечно, про берёзку. «От тьмы свет» - о лучине. «Людям колодец» - сок берёзовый. «Больным здоровье» - тут много всего! Сок врачует лёгкие и бронхи, очищает кровь. А настой из молодых берёзовых листочков может, говорят, приостанавливать развитие рака. С веничком попаришься - силы наберёшь. «Дряхлых пеленание» - это напоминание исстари, когда берёстой скрепляли (пеленали), расколотую посуду. Но в загадке указаны не все «угодья» бересты. Прочная её древесина шла на топорища и колеса. А какие дрова лучше всего для печей? Берёзовые! Берестой в старину (а кое-кто и сейчас) сохраняли жильё от сырости, обшивали корой лодки - берестянки. Из бересты делали украшения, обувь, игрушки, лукошки, зыбки для новорожденных, посуду… Да чего только не делали?! Вот и мы сегодня с вами посвятим занятие изготовлению оберега «Ангел». Давайте окунёмся в работу: правильно подобрав бересту, используя шаблоны, сделаем заготовки отдельных частей. Затем, используя пробойники, каждый сделает свой рисунок. И далее останется всё соединить на суперклей. У каждого получится свой, неповторимый ангелок, который обязательно принесет удачу своему владельцу.

Но сначала проанализируем образец и шаблоны для работы: (используя памятку)

Методическая разработка занятия Ангелы из берестыМетодическая разработка занятия Ангелы из бересты

  1. Название, назначение, форма, размеры изделия.

  2. Основные детали, их назначение, форма, количество, материалы, взаимное расположение.

  3. Способ изготовления изделия.

  4. Способ соединения деталей.

  5. Требования к изделию: его форме, размерам, изготовлению, контролю.

5. Технология плетения оберега «Ангел».



Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Материалы: пластинка подготовленной для работы бересты, бусина деревянная диаметром около 2 см, льняные нитки (для волос), швейные нитки, крупный бисер, клей «Момент» и суперклей, картон для изготовления выкроек.

Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Инструменты и приспособления: деревянная доска для резьбы, резак-косяк по дереву, ножницы простые и фигурные, циркуль, стамески круглые, пробойники разных диаметров, фигурный пробойник, металлическая линейка, иголка;


Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

На листе картона сделать выкройки для ангелочка: платье (1/2 круга радиусом 4,5 см), 2 рукава (круг диаметром 2,5 см. - разделить пополам); кокошник, 2 цветочка - для украшения косы. Обвести шаблоны заготовок на подготовленную бересту с помощью иголки и циркуля, стараясь линии сделать менее заметными, так как работаем на лицевой стороне (экономно).


Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

С помощью фигурных ножниц (либо простыми, но с дальнейшей обработкой краёв), или с помощью стамески выполнить подол платья и края рукава. Затем с помощью резака и линейки отрезать детали от основного листа бересты и круг рукавов разрезать на 2 части.


Методическая разработка занятия Ангелы из бересты


Используя пробойник (шило, степлер…), нанести рисунок по подолу и рукавам - здесь всё зависит от фантазии.


Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Нанести рисунок на платье.

Ножницами вырезать кокошник и также украсить его дырочками и прорезью в едином стиле с платьем.

Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Получились заготовки «Ангелочка»


Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Склеить платье и рукава в конусы с помощью клея «Момент»


Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Надеть голову на конус платья. Чтобы конус платья хорошо входил в голову бусину, нужно увеличить диаметр отверстия деревянной бусины(по мере надобности). После этого приклеить голову к платью, дать клею схватиться. Также приклеить рукава (стараться приклеивать швы внутрь, чтобы их было незаметно).

Методическая разработка занятия Ангелы из берестыМетодическая разработка занятия Ангелы из бересты

Нарезать льняную нить - 10 -12 отрезков (или более, в зависимости от толщины нити), расплести их на отдельные ниточки и сделать паричок для куколки. Приклеить паричок на голову, формируя причёску.

Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Когда клей схватится, заплести косу. Подравнять до нужной длины, закрепить косу цветами - бантиками. На спине приклеить крылышки.

Приклеить кокошник на голову.

На шею можно повесить бусы из бисера. (вместо кокошника можно надеть венок из бисера)


Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Ангелочек готов.

Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Вместо бусинки голову можно изготовить самим. Но нужны определённые навыки и терпение. Вырежьте из длинной полоски бересты треугольник высотой 40 см, основание 2 см. и начинайте закручивать на зубочистку. Закрепите клеем верхушку треугольника. Получится голова.

Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Если увеличить размеры, и добавить оформления, можно таким способом изготовить куклу.

6. Анализ готовых изделий.

Методическая разработка занятия Ангелы из бересты

Ангел отвечает следующим требованиям:

Конструктивные: оберег соответствует стилю, оригинально сочетается с любым интерьером.

Технологические: работа не очень сложна в изготовлении, но на её изготовление требуется много терпения, усидчивости, внимания. В работе много инструментов и приспособлений, поэтому необходимо знание правил ТБ.

Эстетические: для работы использован природный материал - береста, а также бисер, очень хорошо сочетающийся с берестой. Работа выполнена аккуратно. Изделие хорошо смотрится на выставках, а также в любом интерьере дома или офиса.

Экологические: изделие выполнено из экологически чистого материала - бересты. Оно не принесёт вреда ни природе, (не загрязнит окружающую среду), ни человеку.

Экономические: Себестоимость изделия конечно невелика, но ручная работа ценится так высоко, что её выгодно делать не на продажу, а для себя, и на подарки друзьям и близким.

Обсуждение типичных ошибок, затруднений.

  • Чем отличается изготовление Ангелочка от изготовления других конусных поделок: например от Деда Мороза и Снегурочки?

  • Что общего в этой работе?

Методическая разработка занятия Ангелы из берестыМетодическая разработка занятия Ангелы из бересты


  • Какие основные приёмы работы с берестой в этой поделке? (ответы детей)

Подведение итогов занятия.

Приложение №1

Общие правила учащихся.

  1. Работу начинай только с разрешения педагога.

  2. Инструменты используй только по назначению.

  3. При работе держи инструмент так, как показал педагог.

  4. Не клади в карман инструменты.

  5. Инструменты храни только в предназначенном для этого месте.

  6. Будь внимателен. Не отвлекайся, не разговаривай на рабочем месте.

  7. Когда педагог обращается к тебе, останови работу.

  8. Во время работы содержи рабочее место в порядке и чистоте.


Правила обращения с ножницами

  1. Пользуйся ножницами с закруглёнными концами.

  2. Клади ножницы на стол так, чтобы они не выступали за край крышки стола.

  3. Не работай тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

  4. Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

  5. Не держи ножницы концами вверх и не оставляй ножницы в открытом виде.

  6. Не режь ножницами на ходу.

  7. Не подходи к товарищу во время резания.

  8. Передавай ножницы товарищу только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.

Методическая разработка занятия Ангелы из бересты


© 2010-2022