- Преподавателю
- Другое
- Проект: «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Проект: «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Панькова Т.П. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект: «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Творческое название проекта: «Шире круг»
Автор работы: Панькова Татьяна Павловна, воспитатель II квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №2».
В период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Цель проекта: оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста, в период адаптации к детскому саду;
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В нашей группе проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Основой этого является нетрадиционная форма взаимодействия с родителями: Общество Полной Ответственности «Шире круг». Развитие такого взаимодействия предполагает несколько шагов:
-
Шаг - организационный:
-
Проводится первое родительское собрание «Пора в детский сад», здесь мы знакомим родителей с воспитателями, психологом, медсестрой. Проводим экскурсии по ДОУ, участку, группе.
-
Собираем информацию о будущих воспитанниках, т.е. проводим анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
-
Знакомим родителей с режимом детского сада.
-
С помощью анкетирования выявляем отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад ««Давайте познакомимся»; тест «Какой вы родитель». Так же проводим социальное, медицинское анкетирование.
-
Составляем адаптационный маршрут на ребенка вместе с психологом.
-
Приглашаем родителей вместе с детьми на прогулку с воспитателем на участок. На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
-
Шаг - основной (наблюдений):
-
Начинаем поэтапный прием детей в группу.
-
Постепенно увеличиваем время пребывания детей в группе.
-
Во время пребывания детей в ДОУ наблюдаем за их поведением. Используем такие методы работы с детьми как:
-
элементы телесной терапии;
-
создание положительных установок на предстоящие режимные процессы - чтение потешек во время умывания одевания, приема пищи, засыпание с любимой мягкой игрушкой;
-
проводим развивающие игры; пальчиковые игры, подвижные, релаксационные;
-
рассказываем сказки с показом настольного театра.
-
Проводим консультации для родителей на тему «Стили семейного воспитания»;
-
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»;
-
Беседуем с родителями об адаптации ребенка к ДОУ, заполняем адаптационные карты, карты нервно - психического развития.
-
Работает родительская почта; обратная связь через интернет ресурсы (каждый родитель может задать вопрос воспитателю по электронной почте и получить на него ответ).
-
В группе созданы такие формы взаимодействия родителями как: игротека - совместная вместе с ребенком игра; лекотека - совместное с детьми чтение художественной литературы (книгу можно почитать с ребенком в группе, можно взять домой, но обязательно вернуть).
-
Работает гостиная - родители приходят в гости: приглашаем музыкального работника или любого другого специалиста для работы с родителями.
-
Педагогическая студия - кто-то из родителей демонстрирует свои умения или делятся своими семейными традициями.
-
Проводим мастер - классы по заявкам родителей. Педагог или родитель демонстрируют свои умения (обязательно продукт).
-
Шаг - итоговый (анализ и выводы):
-
обработка результатов с психологом (анализ адаптационных листов, анализ индивидуальных карт развития).
-
Выявление детей с тяжелой адаптацией и индивидуальная работа с ними;
-
оценка уровня нервно - психического развития детей.
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации: наглядно - консультативный материал: буклеты, журналы, стенды; фотовыставки; информационные стенды.
В заключение всей работы проводится дискуссия на тему: «Наши достижения» (родители проговаривают положительные и отрицательные результаты во время адаптации ребенка к ДОУ). С помощью анкетирования проверяем удовлетворённость родителей совместной работе воспитателя и семьи в период адаптации.
Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОУ с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые - благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.