Урок музыки Русские обряды - Масленица

Обоснование  выбора формы проведения данного  урока,  его место в системе других уроков. Начну самоанализ с краткой характеристики класса, с которым проводила открытый урок. Процент качества знаний по музыке в 3 классе составляет 100%. Ребята очень активные, эмоциональные, участвуют в школьных мероприятиях. Часто на уроки музыки предоставляют проектные работы, умеют работать самостоятельно, в парах, группах. Уроки музыки в 3 классе объединены одной темой «О чём рассказывает музыка», которая обра...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока 14год

Тема урока: «Русские обряды - Масленица».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: проникновение в понятие народное творчество через прикосновение к празднику «Масленица».

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; определять жанры музыки; узнавать и называть изученные музыкальные произведения, наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить дразнилки, заклички, песню «Блины».

Метапредметные:

  • познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой; используют нотную грамоту для записи мелодии; анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

  • коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

  • регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике;

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, оценивают результаты деятельности.

Методы: словесные, метод наглядно - слуховой, объяснительно-иллюстративный; ситуация занимательности; игровые приёмы, сравнение, анализ, обобщение, проблемный метод обучения.

Оборудование: фортепиано, рисунки «Праздник Масленица», музыкальный центр, компьютер, проектор, таблица «Музыкальные инструменты», дидактический материал «Лад», «Динамика», «Регистр», таблицы эмоционального состояния.

Материал для прослушивания: «Коровушка» русская народная песня, «Марш» Д.Шостакович, «Вальс» П.И.Чайковский, «Танец» А.Гедике, «Менуэт» А.Моцарт, «Во поле берёза стояла» русская народная песня, «Блины» русская народная песня, «Вальс цветов» П.И. Чайковский.

Ход урока.

1 мин.

Музыкальное приветствие:

Учитель: (поёт) «Здравствуйте, дети!»

Обучающиеся: (поют) «Здравствуйте, учитель!»

Учитель: Какое чудесное слово - здравствуйте! А ну - ка ещё раз скажите все вместе: «Здравствуйте!» (дети произносят хором). Здравствуйте, глазки! Поморгайте глазками. Здравствуйте, носики - курносики! Посопите носиками. Здравствуйте, ушки - непослушки! Пошевелите ушками. Здравствуйте, плечики - кузнечики! Поднимайте и опускайте плечи. Здравствуйте, ручки - хватучки! Похлопайте в ладоши. Здравствуйте, ножки - побегошки! Потопайте ножками. Молодцы!

  1. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно - вариативного и творческого типа.

13 мин.

Учитель: Ребята, прежде чем мы перейдём к новой теме урока, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Предлагаю посмотреть на иллюстрацию «Три кита».

- Знакома вам она?

- Кто напомнит нам эту легенду?

- А каких «трёх китов» вы знаете в музыке?

Обучающиеся: Песня, танец, марш.

Игра «Музыкальная угадай-ка».

Учитель: Я предлагаю вам поиграть со мной в «Музыкальную угадай-ку». Вам нужно будет определить жанр музыки («три кита»), прослушав произведение до конца.

Слушание музыкальных произведений.


- Молодцы! Справились с заданием без ошибок! «Три кита» в музыке - песня, танец, марш.

- А какой из них главный?

Обучающиеся: Песня.

Учитель: А где мы слышим песни?

Обучающиеся: По радио, на концертах, по телевизору, в театре.

Учитель: А куда ведёт нас песня?

Обучающиеся: В оперу.

Учитель: Ребята, вы знаете, что композиторам, чтобы рассказать нам о том, что их волновало и тревожило, понадобились буквы, особенные, музыкальные.

День за днём, за годом год,

Водят ноты хоровод,

И давно известно всем-

Их на свете ровно семь.

Н.Френкель.

- У каждой нотки есть своё имя, назовите их.

Обучающиеся: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Учитель: Мы с вами знаем, что музыка может изображать природу, передать настроение зимы, и наоборот, воспеть красоту расцветающей природы.

Игра «Я - композитор».

Учитель: Представим, что вы композиторы. Давайте вспомним средства музыкальной выразительности (лад, регистр, динамика, темп, тембр). Какими звуками вы бы нарисовали холод?

Работа в парах с дидактическим материалом.

И, конечно же, каждый композитор должен уметь записать мелодию нотками. Кто из вас самый знающий композитор, который сможет записать мелодию нотками.

Изображение мелодии на нотном стане.

Учитель: Что же у нас получилось, давайте послушаем нашего композитора (учитель наигрывает мелодию на фортепиано) и угадаем, какое время года изобразила нам музыка.

Слушание мелодии.

Учитель: Какое время года изобразила нам музыка?

Обучающиеся: Зиму.

Слайд 2.

Учитель: Ребята, сейчас прозвучит ещё одно произведение, давайте послушаем его.

Слушание «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

- Понравилась музыка?

- Что вы в ней услышали?

- Назовите слова, которые подходят к прослушанному произведению.

Работа в группах с таблицами эмоционального состояния (ответы детей).

- Какое время года нарисовала нам музыка?

Обучающиеся: Весну.

Слайд 3.

23 мин.

  1. Постановка учебной задачи. Формирование новых знаний.

Учитель: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю собрать разрезанную картинку в одно целое (желающие собирают картинку).

- Что у нас получилось?

Обучающиеся: Масленица.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Русские обряды - Масленица».

Слайд 1.

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке, чему научимся?

Обучающиеся: О русском народном празднике Масленица, разучим песни.

Учитель: Правильно, сегодня мы познакомимся с очень большим и весёлым праздником «Масленица», который начинался за семь недель до Пасхи, узнаем символы этого праздника, разучим заклички и песни.

Физкультминутка «Я на солнышке лежу».


Учитель: Говорят, раньше на Земле Зимы и в помине не было. Целый год крестьянину работа. Только урожай уберёт - снова землю паши да засевай. Спины не разогнуть.

Но вот стало на Земле холодать. Куда ни придёт Зима, встречают её с поклоном. Так и до наших мест добралась. Народ у нас гостеприимный. Рады все, думают теперь, отдохнём. Не сеять, не жать, лежи себе на печи. Зима ведь снега на поля накинула. Речки, озёра льдом затянула. Ребятишкам раздолье!

Видит Зима - все ей рады. Она и загордилась. Месяц гостит, другой, третий... Уходить и не думает. Закручинились люди. Зима на время хороша.

Решили люди Зиму перехитрить. Стали её замаливать да замасливать. Иди - ка ты, Зима, восвояси. Мы тебя, гостья дорогая, долго принимали, весело провожать будем. С блинами да песнями.

Веселились все, от мала до велика. Неделя уже к концу близится, а Зима уходить и не думает. Сделали тогда люди куклу из соломы, в сарафан одели, лентами украсили. Масленицей назвали.

Слайд 4.

Стали с куклой по улицам ходить. А как воскресенье подошло, развели костёр, начали Масленицу в огне палить, знак Зиме давать: уходи, мол, старая, надоела всем.

Обиделась Зима, да делать нечего: хочешь, не хочешь, а уходить придётся. Заплакала Зима. /Звучит музыка/

И потекла с крыш капель. Солнышко пригрело, и побежали ручьи. А скоро снег растаял, набухли почки на деревьях. Радуется Земля, что ушла Зимушка - зима, ждёт не дождётся Весны - красны.

Учитель: Чтобы пришла Весна - красна, русский народ сочинял песни - заклички. Давайте поиграем в игру «Кто громче».

Слайд 5.

Игра «Кто громче».

Веснянки: - Приди, весна, с милостью! У-у-у!

- Весна - красна, на чём пришла? У-у-у!

- Жавороночки, прилетайте к нам! У-у-у!

- Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!

Учитель: Молодцы, я думаю, Весна вас услышала и

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется весною.

А.Плещеев.

Учитель: А вы знаете ребята, что каждый день Масленицы имел своё название, и у каждого была своя обрядность.

Слайд 6.

Понедельник - «встреча». В этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили горки, устраивали битву снежками.

Слайд 7.

Вторник - «заигрыш». Во вторник дети и молодёжь возили Масленицу по деревням. Съезжали с гор на санях, катались на лошадях. Пели, играли, веселились, водили хороводы.

Слайд 8.

Среда - «лакомка». Тёщи угощали зятьёв блинами. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Блины выпекались круглой формы, потому что на Руси блины - символы солнца.

Слайд 9.

Четверг - «широкий», «разгуляй - четверток». Веселье в этот день усиливалось. Парни и девушки ходили на ледяные горки. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лён.

Слайд 10.

Пятница - суббота «посиделки». В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы и маскарады.

Слайд 11.

Воскресенье - «прощёный день», проводы Масленицы. В этот день выходили все. С утра ребятишки собирали дрова для костра, жечь Масленицу.

Взрослые в прощённое воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных. Около полудня все люди собирались в большой хоровод. Пели, играли, ели блины, кричали дразнилки:

Слайд 12.

Масленица загорела,

Всему миру надоела,

Обманула, провела,

Годика не дожила,

До роста довела.

Гори, сатана!

И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная, надоевшая Зима, рождалась яркая сила весны. Стремясь очиститься от всего греховного перед великим постом, люди у костра просили друг у друга прощения: «Простите, люди добрые, за грехи вольные и невольные». Начинался пост.

Учитель: На прошлом уроке домашним заданием у вас было подготовить рисунки к празднику Масленица и сообщения о нём. Давайте посмотрим, кто что приготовил.

Рассказы детей и показ рисунков.


Разучивание песни «Блины».

Учитель: На сегодняшнем уроке мы разучим песню «Блины».

Слайд 13.

Распевание, слушание песни /исполнение песни учителем/.

Учитель: - О чём эта песня?

Обучающиеся: - О празднике, о блинах.

Учитель: - Композиторская или народная?

Обучающиеся: - Народная.

Учитель: - Какая по характеру?

Обучающиеся: - Весёлая, праздничная, добрая.

Учитель: Давайте разучим припев. Разделим его на две части. Первую будем петь снизу вверх, а вторую, сверху вниз.

- Споём первую часть, и покажем рукой движение мелодии (дети поют сначала без движения руки, затем - с помощью движения руки).

- Теперь споём вторую часть.

- Споём обе части, только девочки.

- А теперь - только мальчики.

- Исполняем припев всем классом.

- Разберём первый куплет, слушаем (учитель исполняет).

- Учим первую фразу медленно (исполняет учитель).

- Повторяем (дети повторяют).

- Слушаем вторую фразу (исполняет учитель).

- Поём (дети повторяют).

- Поём куплет и припев все вместе.

- Теперь слушайте второй куплет и запоминайте слова.

2 мин.

3. Итог урока.

Вот и подошёл к концу наш урок о весёлом и вкусном празднике.

- Как называется праздник, с которым мы познакомились на уроке?

- Какая была поставлена задача?

- Сумели ли мы её решить?

- Что является символом праздника Масленица?

- Какую песню мы выучили?

- Где вы можете использовать полученные знания?

4 мин.

СИНКВЕЙН:

1 строка - одно слово (существительное);

2 строка - два слова (прилагательное);

3 строка - три слова (глаголы);

4 строка - предложение, выражающее понимание предмета;

5 строка - одно слово (синоним слова в первой строке)

Выставление оценок.

Учитель: Сегодня мы совершили только небольшое путешествие в богатый мир народного творчества русского народа, а сколько вам ещё предстоит узнать, и я вам обещаю, что на уроках музыки мы часто будем путешествовать по страницам русского фольклора.

Слайд 14.

1 мин.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Что мне запомнилось на уроке…

- Кто был самым старательным на уроке…

1 мин.

5. Домашнее задание.

Приготовить сообщения об истории появления русских народных инструментов.

5


© 2010-2022