- Преподавателю
- Другое
- Урок музыки Русские обряды - Масленица
Урок музыки Русские обряды - Масленица
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Самиддинова Н.В. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока 14год
Тема урока: «Русские обряды - Масленица».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: проникновение в понятие народное творчество через прикосновение к празднику «Масленица».
Планируемые результаты:
Предметные: научатся различать жанры русской народной песни, характерные особенности музыкального языка народной песни; определять жанры музыки; узнавать и называть изученные музыкальные произведения, наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить дразнилки, заклички, песню «Блины».
Метапредметные:
-
познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой; используют нотную грамоту для записи мелодии; анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
-
коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
-
регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике;
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, оценивают результаты деятельности.
Методы: словесные, метод наглядно - слуховой, объяснительно-иллюстративный; ситуация занимательности; игровые приёмы, сравнение, анализ, обобщение, проблемный метод обучения.
Оборудование: фортепиано, рисунки «Праздник Масленица», музыкальный центр, компьютер, проектор, таблица «Музыкальные инструменты», дидактический материал «Лад», «Динамика», «Регистр», таблицы эмоционального состояния.
Материал для прослушивания: «Коровушка» русская народная песня, «Марш» Д.Шостакович, «Вальс» П.И.Чайковский, «Танец» А.Гедике, «Менуэт» А.Моцарт, «Во поле берёза стояла» русская народная песня, «Блины» русская народная песня, «Вальс цветов» П.И. Чайковский.
Ход урока.
1 мин.
Музыкальное приветствие:
Учитель: (поёт) «Здравствуйте, дети!»
Обучающиеся: (поют) «Здравствуйте, учитель!»
Учитель: Какое чудесное слово - здравствуйте! А ну - ка ещё раз скажите все вместе: «Здравствуйте!» (дети произносят хором). Здравствуйте, глазки! Поморгайте глазками. Здравствуйте, носики - курносики! Посопите носиками. Здравствуйте, ушки - непослушки! Пошевелите ушками. Здравствуйте, плечики - кузнечики! Поднимайте и опускайте плечи. Здравствуйте, ручки - хватучки! Похлопайте в ладоши. Здравствуйте, ножки - побегошки! Потопайте ножками. Молодцы!
-
Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно - вариативного и творческого типа.
13 мин.
Учитель: Ребята, прежде чем мы перейдём к новой теме урока, давайте вспомним то, что мы уже знаем.
Предлагаю посмотреть на иллюстрацию «Три кита».
- Знакома вам она?
- Кто напомнит нам эту легенду?
- А каких «трёх китов» вы знаете в музыке?
Обучающиеся: Песня, танец, марш.
Игра «Музыкальная угадай-ка».
Учитель: Я предлагаю вам поиграть со мной в «Музыкальную угадай-ку». Вам нужно будет определить жанр музыки («три кита»), прослушав произведение до конца.
Слушание музыкальных произведений.
- Молодцы! Справились с заданием без ошибок! «Три кита» в музыке - песня, танец, марш.
- А какой из них главный?
Обучающиеся: Песня.
Учитель: А где мы слышим песни?
Обучающиеся: По радио, на концертах, по телевизору, в театре.
Учитель: А куда ведёт нас песня?
Обучающиеся: В оперу.
Учитель: Ребята, вы знаете, что композиторам, чтобы рассказать нам о том, что их волновало и тревожило, понадобились буквы, особенные, музыкальные.
День за днём, за годом год,
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем-
Их на свете ровно семь.
Н.Френкель.
- У каждой нотки есть своё имя, назовите их.
Обучающиеся: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Учитель: Мы с вами знаем, что музыка может изображать природу, передать настроение зимы, и наоборот, воспеть красоту расцветающей природы.
Игра «Я - композитор».
Учитель: Представим, что вы композиторы. Давайте вспомним средства музыкальной выразительности (лад, регистр, динамика, темп, тембр). Какими звуками вы бы нарисовали холод?
Работа в парах с дидактическим материалом.
И, конечно же, каждый композитор должен уметь записать мелодию нотками. Кто из вас самый знающий композитор, который сможет записать мелодию нотками.
Изображение мелодии на нотном стане.
Учитель: Что же у нас получилось, давайте послушаем нашего композитора (учитель наигрывает мелодию на фортепиано) и угадаем, какое время года изобразила нам музыка.
Слушание мелодии.
Учитель: Какое время года изобразила нам музыка?
Обучающиеся: Зиму.
Слайд 2.
Учитель: Ребята, сейчас прозвучит ещё одно произведение, давайте послушаем его.
Слушание «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
- Понравилась музыка?
- Что вы в ней услышали?
- Назовите слова, которые подходят к прослушанному произведению.
Работа в группах с таблицами эмоционального состояния (ответы детей).
- Какое время года нарисовала нам музыка?
Обучающиеся: Весну.
Слайд 3.
23 мин.
-
Постановка учебной задачи. Формирование новых знаний.
Учитель: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю собрать разрезанную картинку в одно целое (желающие собирают картинку).
- Что у нас получилось?
Обучающиеся: Масленица.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Русские обряды - Масленица».
Слайд 1.
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на уроке, чему научимся?
Обучающиеся: О русском народном празднике Масленица, разучим песни.
Учитель: Правильно, сегодня мы познакомимся с очень большим и весёлым праздником «Масленица», который начинался за семь недель до Пасхи, узнаем символы этого праздника, разучим заклички и песни.
Физкультминутка «Я на солнышке лежу».
Учитель: Говорят, раньше на Земле Зимы и в помине не было. Целый год крестьянину работа. Только урожай уберёт - снова землю паши да засевай. Спины не разогнуть.
Но вот стало на Земле холодать. Куда ни придёт Зима, встречают её с поклоном. Так и до наших мест добралась. Народ у нас гостеприимный. Рады все, думают теперь, отдохнём. Не сеять, не жать, лежи себе на печи. Зима ведь снега на поля накинула. Речки, озёра льдом затянула. Ребятишкам раздолье!
Видит Зима - все ей рады. Она и загордилась. Месяц гостит, другой, третий... Уходить и не думает. Закручинились люди. Зима на время хороша.
Решили люди Зиму перехитрить. Стали её замаливать да замасливать. Иди - ка ты, Зима, восвояси. Мы тебя, гостья дорогая, долго принимали, весело провожать будем. С блинами да песнями.
Веселились все, от мала до велика. Неделя уже к концу близится, а Зима уходить и не думает. Сделали тогда люди куклу из соломы, в сарафан одели, лентами украсили. Масленицей назвали.
Слайд 4.
Стали с куклой по улицам ходить. А как воскресенье подошло, развели костёр, начали Масленицу в огне палить, знак Зиме давать: уходи, мол, старая, надоела всем.
Обиделась Зима, да делать нечего: хочешь, не хочешь, а уходить придётся. Заплакала Зима. /Звучит музыка/
И потекла с крыш капель. Солнышко пригрело, и побежали ручьи. А скоро снег растаял, набухли почки на деревьях. Радуется Земля, что ушла Зимушка - зима, ждёт не дождётся Весны - красны.
Учитель: Чтобы пришла Весна - красна, русский народ сочинял песни - заклички. Давайте поиграем в игру «Кто громче».
Слайд 5.
Игра «Кто громче».
Веснянки: - Приди, весна, с милостью! У-у-у!
- Весна - красна, на чём пришла? У-у-у!
- Жавороночки, прилетайте к нам! У-у-у!
- Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у!
Учитель: Молодцы, я думаю, Весна вас услышала и
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется весною.
А.Плещеев.
Учитель: А вы знаете ребята, что каждый день Масленицы имел своё название, и у каждого была своя обрядность.
Слайд 6.
Понедельник - «встреча». В этот день ребятишки выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили горки, устраивали битву снежками.
Слайд 7.
Вторник - «заигрыш». Во вторник дети и молодёжь возили Масленицу по деревням. Съезжали с гор на санях, катались на лошадях. Пели, играли, веселились, водили хороводы.
Слайд 8.
Среда - «лакомка». Тёщи угощали зятьёв блинами. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Блины выпекались круглой формы, потому что на Руси блины - символы солнца.
Слайд 9.
Четверг - «широкий», «разгуляй - четверток». Веселье в этот день усиливалось. Парни и девушки ходили на ледяные горки. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лён.
Слайд 10.
Пятница - суббота «посиделки». В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы и маскарады.
Слайд 11.
Воскресенье - «прощёный день», проводы Масленицы. В этот день выходили все. С утра ребятишки собирали дрова для костра, жечь Масленицу.
Взрослые в прощённое воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных. Около полудня все люди собирались в большой хоровод. Пели, играли, ели блины, кричали дразнилки:
Слайд 12.
Масленица загорела,
Всему миру надоела,
Обманула, провела,
Годика не дожила,
До роста довела.
Гори, сатана!
И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная, надоевшая Зима, рождалась яркая сила весны. Стремясь очиститься от всего греховного перед великим постом, люди у костра просили друг у друга прощения: «Простите, люди добрые, за грехи вольные и невольные». Начинался пост.
Учитель: На прошлом уроке домашним заданием у вас было подготовить рисунки к празднику Масленица и сообщения о нём. Давайте посмотрим, кто что приготовил.
Рассказы детей и показ рисунков.
Разучивание песни «Блины».
Учитель: На сегодняшнем уроке мы разучим песню «Блины».
Слайд 13.
Распевание, слушание песни /исполнение песни учителем/.
Учитель: - О чём эта песня?
Обучающиеся: - О празднике, о блинах.
Учитель: - Композиторская или народная?
Обучающиеся: - Народная.
Учитель: - Какая по характеру?
Обучающиеся: - Весёлая, праздничная, добрая.
Учитель: Давайте разучим припев. Разделим его на две части. Первую будем петь снизу вверх, а вторую, сверху вниз.
- Споём первую часть, и покажем рукой движение мелодии (дети поют сначала без движения руки, затем - с помощью движения руки).
- Теперь споём вторую часть.
- Споём обе части, только девочки.
- А теперь - только мальчики.
- Исполняем припев всем классом.
- Разберём первый куплет, слушаем (учитель исполняет).
- Учим первую фразу медленно (исполняет учитель).
- Повторяем (дети повторяют).
- Слушаем вторую фразу (исполняет учитель).
- Поём (дети повторяют).
- Поём куплет и припев все вместе.
- Теперь слушайте второй куплет и запоминайте слова.
2 мин.
3. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок о весёлом и вкусном празднике.
- Как называется праздник, с которым мы познакомились на уроке?
- Какая была поставлена задача?
- Сумели ли мы её решить?
- Что является символом праздника Масленица?
- Какую песню мы выучили?
- Где вы можете использовать полученные знания?
4 мин.
СИНКВЕЙН:
1 строка - одно слово (существительное);
2 строка - два слова (прилагательное);
3 строка - три слова (глаголы);
4 строка - предложение, выражающее понимание предмета;
5 строка - одно слово (синоним слова в первой строке)
Выставление оценок.
Учитель: Сегодня мы совершили только небольшое путешествие в богатый мир народного творчества русского народа, а сколько вам ещё предстоит узнать, и я вам обещаю, что на уроках музыки мы часто будем путешествовать по страницам русского фольклора.
Слайд 14.
1 мин.
-
Рефлексия учебной деятельности.
- Что мне запомнилось на уроке…
- Кто был самым старательным на уроке…
1 мин.
5. Домашнее задание.
Приготовить сообщения об истории появления русских народных инструментов.
5