Рабочая программа экологического кружка

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

В настоящее время стало очевидно, что главная проблема жизни людей связана с их отношением к природе. До сих пор природа рассматривалась человечеством как неисчерпаемый источник блага для общества. Возможности её самовосстановления представлялись безграничными. Веками заложенное мнение о том, что человек является царём природы, мешает осознанию того факта, что экологическая проблема стоит очень остро.

Все сложные проблемы экологической обстановки в раннем возрасте могут быть наиболее эффективно восприняты.

Данная программа направлена на формирование личности с новым образом мышления и экологическим типом поведения в окружающей среде.

Задачей курса является формирование у учащихся широкой картины мира, которая постоянно обогащается за счёт познания всё новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний о природе, о месте человека и его роли в окружающей жизни на Земле.

В течении курса программы изучают жизнедеятельность растений и животных в связи с сезонными изменениями в природе, учащиеся создают и ведут дневники наблюдений за окружающей средой. Учебный материал сгруппирован по темам. Наблюдения за растениями в разные сезоны года подводят учащихся к пониманию определённых сменяющих одна другую стадий в их жизнедеятельности. Вопросы приспособления растений и животных к условиям внешней среды раскрываются на фоне закономерности смены времён года, характерным для природы нашего района. Окружающая природа рассматривается в соотношении постоянного изменения и развития.

В обучении предусматривается более глубокое осмысление сведений, приобретённых ранее. В содержании программного материала раскрываются связи живой и неживой природы. Дети знакомятся с природными особенностями; большое внимание уделяется многообразным и сложным взаимосвязям, существующим в растительном и животном мире. Программа включает материал об экологическом равновесии, о губительных последствиях нарушения сложившихся природных связей, вопросы охраны проходят через содержание всей программы.


Программа направлена на решение главной задачи -формирование знаний о природе и обществе, воспитанию нравственного отношения к природе.

Обучение проводится с учётом особенностей детей, которые воспринимают природу как единое целое.

Общие положения.

При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования.

Основа курса - изучение основных закономерностей и знаков природы, взаимосвязь всех компонентов природы, взаимодействие человека и природы.

Методическое обеспечение.

Занятия начинаются с теоретической части: рассказ педагога, работа с литературой. II часть занятий - практическая: проведение опытов лабораторно-практических работ. Теоретическую и практическую части можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы. В целях активизации учащихся сочетаются устные объяснения материала с применением наглядных пособий, технических средств обучения, увязываются изучаемые материалы с жизнью, практикой. На занятиях применяются различные формы массовой работы: викторины, устные журналы, составление и разгадывание кроссвордов и т.д. Итогом работы с учащимися могут быть небольшие сообщения учащихся, применяются игровые моменты.

При проведении практических занятий педагог следит за правильностью использования оборудования, показывают приёмы работы с увеличительными приборами, помогают разобраться в таблицах и рисунках. После каждого занятия подведение итогов, отмечается активность отдельных членов кружка.


Психологическое обеспечение программы.

Включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • проведение психологического тестирования по проверке приобретённых знаний, умений, навыков;

  • применение индивидуальных, групповых, массовых форм обучения.

Содержание программы.

Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно-итоговый

учебный материал и предусматривает 2 уровня усвоения учебного материала: I -

ученический и II - аморитмический.

Теоретический материал направлен на расширение биологических умений и навыков,

формирование экологической грамотности отношения к окружающей среде.

Контрольный материал позволяет объективно оценить результаты учебной деятельности

учащихся.

График учебного процесса составлен в зависимости от конкретной учебной или

практической задачи при обязательном соблюдении общей продолжительности

обучения, творческих заданий и практических работ.


Предполагаемый результат обучения:

Учащиеся должны знать:

  • изменения в неживой природе в связи со сменой времён года, характерные признаки времён года;

  • изменения в жизни растений и животных в связи со сменой времён года;

  • редкие и охраняемые растения;

  • птицы зимующие, кочующие, перелётные;

  • редкие и охраняемые животные;

  • особенности работы в разные сезоны года в саду, на цветнике;

  • правила безопасности труда на учебно-опытном участке.



  • особенности природы своего края;

  • компоненты живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;

  • взаимосвязи в природных сообществах: луга, леса, водоёмы;

  • разнообразие растений и животных на земле;

  • значение природы для человека, факторы угрозы и уничтожения природы, меры охраны природы;

-современные проблемы охраны природы (правила охраны природы);

Учащиеся должны уметь:

-выделять характерные признаки времени года;

  • различить и характеризовать изученные растения и животных;

  • проводить самостоятельно фенологические наблюдения, наблюдения за природой;

  • ухаживать за комнатными растениями и проводить наблюдения за ними;

  • соблюдать правила бережного отношения к природе.

  • объяснять связи в природных сообществах;

- выявлять приспособления растений и животных к условиям обитания;

  • пользоваться увеличительными приборами (лупой, микроскопом);

  • определять с помощью опытов свойства воды, воздуха, почвы;

  • выращивать растения (из семян, черенков);

  • помогать в охране птиц, насекомых, зверей, земноводных, редких растений.

Цели, задачи.

Цель: формирование у детей познавательного интереса к природе и экологического стиля

жизни.

Задачи обучения:

Образовательные:

- раскрыть основные взаимосвязи в живой и не живой природе;

- раскрыть многообразные и сложные взаимосвязи, существующие в животном и
растительном мире при изучении природных сообществ;

- формировать начальное представление об особенностях взаимоотношений
современных людей и природы и возникающих при этом проблемах.

  • формировать первоначальные умения и навыки рационального природопользования. Развивающие:

  • развивать логическое мышление ребёнка;

  • расширять активный словарный запас учащихся;

  • развивать творческие способности детей.

  • развивать умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять экологические знания, работать со справочной литературой, таблицами, пособиями, схемами, проводить опыты и наблюдения. Наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления природы.

Воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение друг к другу;

  • воспитывать доброе отношение к природе в целом и стремление не причинять вред.

  • активизировать желание детей делится своими впечатлениями;

-формировать навыки сберегательной экологической деятельности.








Тематическое планирование кружка « Экология» в начале обучения.

Тема

Общее кол-во часов

Теоретических

Практи ческих

Экскурсии

1

Вводное занятие

1

1

2

Планета Земля и место человека на ней

5

1



Конкурс рисунков на тему: «Мы -жители планеты Земля»



1


Беседа на тему: «Краткая история, справка об этапах формирования планеты».


1



Возрастающее влияние человека на изменения облика планеты.


1



Оформление экологических дневников наблюдений



1


3

Осенние изменения в природе

6

1



Изменения в живой и неживой природе осенью. Наш девиз «Не навреди природе!»


1

Признаки созревания семян. Вредит ли природе собирание в букеты.


1



Разнообразие цветковых растений на пришкольном участке.



1


Сезонные изменения в живой и не живой природе. Природоохранительные мероприятия.


1



Урок-опрос «Знаешь ли ты природу своего края»



1

4

Зимние изменения в природе

8

1



Сезонные изменения природы зимой


1


Жизнь животных зимой


1



Зимующие птицы, их разнообразие.


1


Наблюдения за птицами . Подкормка птиц .


1



«Поможем им перезимовать!» Изготовление кормушек для зимующих птиц.



1



Заполнение дневников наблюдений в соответствии с сезонными изменениями природы



1



Конкурс рисунков: «Красавица зима».



1


5


4

Весенние изменения в природе

7

1




Весеннее пробуждение растений.


1




Раннецветущие травянистые растения. Сохраним растения - первоцветы!


1




Экскурсия в природу на тему: «Шестиногие друзья и враги».



1


Насекомые весной. Полезные и вредные насекомые. Охрана полезных насекомых.


1



Изготовление панно из семян цветов и засушенных цветов осенью «Краски весны».



1



Подготовка учащимися информационных сообщений.



1


6

Проблемы охраны природы и природопользования

7

1



Охрана и привлечение птиц.


1



Охрана растительности. Красная книга России.


1



Экскурсия в природу на тему: «Сохраним нашу природу».




1

Оформление наблюдений.

Подготовка сообщений, докладов



1


Закрепление полученных знаний. Тестовый контроль.


1



Оформление выставки «Мир глазами детей»

Подведение итогов.



1


Всего:34 часа
































Литература.

Арди Ф. «Растения и жизнь»

Акимушкин Т.Н. «Тропою легенд» Молодая гвардия. 1990. Беаносиланов И.Н. «Охрана и привлечение птиц» 1989. Дроздов М.Н. «Вредна ли гадюка» 1988.

Давыдова М.Н. «Развивающие игры для детей» изд. «Москва» 2001. Зорина Т.Г. «Школьникам о лете» изд. «Москва» 1978. Зверев А.Т. Экологическая игра» Москва., 2001.

Сорокина Л.В. «Тематические игры и праздники по биологии» изд. Творческий центр Москва. 2003.

Суровегина И.П. как учить экологию. 2000. Онегов А. Рассказы о природе». 2001. Онегов А. «Школа юннатов» изд. Детская литература. 1980. «Окно в мир» экологический атлас. Москва 1999. «Организация внешкольного досуга» изд. Ростов-на-Дону. 2001. «Об охране окружающей среды» Москва. Изд. Полит. Литература 1986. Ренник С.В. «Экологический букварь». 1998.

Русских В.Д. «Занимательные занятия с юннатами» изд. Удмуртия 1991. Христоматия по зоологии.

Плавильщиков Н.Н. «Природоведение» С.-Петербург.2001. Парфилова А.Д. «Тематическая игра по биологии» изд. Творческий центр. 2001. Красная книга МСОП Красная книга РСФСР.


© 2010-2022