• Преподавателю
  • Другое
  • Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Ботаника с основами физиологии растений

Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине Ботаника с основами физиологии растений

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Нижегородской области

«Краснобаковский лесной колледж»
















КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ»


















р.п. Красные Баки

2014 год



































Разработчик:

преподаватель профессиональных дисциплин Уткина Марина Анатольевна

«___» _______________ 20____ г.












1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Ботаника с основами физиологии растений».

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена.

КОС разработаны в соответствии с основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и рабочей программой учебной дисциплины «Ботаника с основами физиологии растений».

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки

результатов

У 1. Классифицировать растения

- умение распознавать в природе жизненные формы древесно-кустарниковых и систематику травянистых растений

У 2. Определять растения по определителю

- умение работать с определителем растений

З 1. Классификацию растений

- знать жизненные формы растений и их отличительные особенности;

- низшие и высшие растения, особенности их строения;

- систематику высших наземных растений

З 2. Строение растительных клеток и тканей

- знать элементы и особенности строения растительной клетки;

- знать виды растительных тканей, функции и особенности их строения

З 3. Морфологические и анатомические особенности растений

- знать морфологические особенности строения органов растения;

- знать метаморфозы основных органов растения;

- знать анатомические особенности строения основных органов

З 4. Физиологию растений, их размножение

- знать основные процессы, происходящие в растении;

- знать водный баланс и его составляющие;

- виды размножения, виды вегетативного размножения

3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента

умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная

аттестация

У 1. Классифицировать растения

Оценка выполнения

лабораторно-практических работ

У 2. Определять растения по определителю

Оценка выполнения

лабораторно-практических работ

З 1. Классификацию растений

Письменная проверка в форме тестирования,

составление презентаций

Экзамен

З 2. Строение растительных клеток и тканей

Письменная проверка,

тестовые задания,

карточки заданий

Экзамен

З 3. Морфологические и анатомические особенности растений

Письменная проверка,

тестовые задания,

карточки заданий

Экзамен

З 4. Физиологию растений, их размножение

Письменная проверка,

тестовые задания,

карточки заданий,

устный опрос

Экзамен

4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений


Содержание

учебного материала по программе УД

Тип контрольного задания

У 1

У 2

З 1

З 2

З 3

З 4

Раздел 1. Анатомо-морфологические и физиологические особенности растений

Тема 1.1. Клетка

+

Тема 1.2. Ткани

+

Тема 1.3. Органы растений

+

+

Тема 1.4. Рост, развитие, размножение

растений


+

+

Раздел 2. Систематика растений

Тема 2.1. Высшие наземные растения

+

+

+

Раздел 3. География растений

Тема 3.1. Элементы географии растений

+

5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации

Содержание

учебного материала по программе УД

Тип контрольного задания

У 1

У 2

З 1

З 2

З 3

З 4

Раздел 1. Анатомо-морфологические и физиологические особенности растений

Тема 1.1. Клетка

Письменная проверка в форме

тестирования

Тема 1.2. Ткани

Карточки

заданий,

тестирование

Тема 1.3. Органы растений

Выполнение практических работ

Тестовые задания, карточки заданий

Тема 1.4. Рост, развитие, размножение растений


Карточки заданий

Раздел 2. Систематика растений

Тема 2.1. Высшие наземные растения

Выполнение лабораторных работ

Работа с

атласом

Письменная проверка

Раздел 3. География растений

Тема 3.1. Элементы географии растений

Устный

опрос



6. Структура контрольных заданий

6.1. Задания текущего контроля

6.1.1. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результатов

У 1. Классифицировать растения

- умение распознавать в природе жизненные формы древесно-кустарниковых и систематику травянистых растений

З 1. Классификацию растений

- знать жизненные формы растений и их отличительные особенности;

- низшие и высшие растения, особенности их строения;

- систематику высших наземных растений









Практическая работа Семейство «Бобовые»

1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства «Бобовые»

1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков

2. Венчик цветка состоит из 5 лепестков, два из которых сросшихся

3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков

4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок

5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок

6. Тычинок 10, из которых 9 сросшихся

7. Чашечка цветка состоит из 5 сросшихся чашелистиков

8. Плод - ягода или коробочка

9. Плод - боб

10. На корнях имеются клубеньки, в которых запасается азот

2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству «Бобовые»


1. Дурман обыкновенный

9. Пырей ползучий

2. Одуванчик лекарственный

10. Красавка белладонна

3. Белена черная

11. Физалис обыкновенный

4. Донник лекарственный

12. Донник белый

5. Чечевица пищевая

6. Акация желтая

7. Подсолнечник однолетний

8. Люпин желтый

13. Ярутка полевая

14. Горох посевной

15. Клевер красный

16. Перец однолетний

3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова

У растений семейства бобовые цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ лепестков, …….. из которых сросшиеся, тычинок ........ , ……… из которых сросшихся, пестик ............ Плод ………

4. Распределите названия растений семейства бобовые по группам:

а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные, г) кормовые

Горох посевной

Фасоль

Арахис

Люпин желтый

Акация

Люцерна

Боб

Карагана

Робиния

Душистый горошек

Клевер

Донник




5. По группе декоративных растений семейства «Бобовые» заполнить таблицу:


Название

растения

Систематическое положение

Строение цветка

Соцветие

Плод

Тип корневой системы

Особенности строения листьев

Особенности строения стебля

1.

Редька дикая

Крестоцветные

Ч4Лв4Т4+2П1

Кисть

Сухой, многосемянный, стручок

Стержневая

Простой, сидячий, сетчатое

Прямостоячий


ПАМЯТКА

План описания растения


  1. Формула цветка nЛвnТnПn);

  2. Царство, отдел, класс, семейство, род, вид;

  3. Соцветие (одиночный цветок, кисть, щиток, зонтик, корзинка, головка, колос, метелка, початок);

  4. Плод (сухой, сочный, односемянный, многосемянный, его вид);

  5. Корневая система (стержневая, мочковатая);

  6. Строение листа (сложный, простой, черешковый, сидячий, листорасположение, жилкование)

За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка - 1 балл

За неправильный ответ на вопросы выставляется отрицательная оценка - 0 баллов

Критерии оценки практических работ:


Критерии оценок

Оценка

1.

Если практическая работа выполнена полностью и правильно, соблюден порядок ее проведения, есть рисунки и заполнены таблицы, правильно сделаны выводы

5

2.

Работа выполнена полностью, но имеются некоторые ошибки

4

3.

Если порядок проведения работы частично выполнен, но нет рисунков и не заполнена таблица

3

4.

Работа не выполнена или выполнена неправильно, оформление не соответствует

2

Время на выполнение: 90 мин.


6.2. Задания промежуточной аттестации

6.2.1. Текст задания

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

  1. Значение ботаники в связи с решением задачи повышения продуктивности лесов

  2. Ядро, его строение и роль в жизни клетки. Типы пластид. Функции

  3. Бактерии, их строение, размножение, питание

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2


  1. Основные разделы ботаники как науки

  2. Элементы древесины и луба, их функции. Вторичное строение стебля лиственных и хвойных пород

  3. Строение и развитие мхов на примере ''Кукушкина льна''

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3


  1. Задачи и методы морфологии растений

  2. Пластиды, хлоропласты и хромопласты, строение, функции, роль

  3. Низшие и высшие растения. Отделы низших растений

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4


  1. Ботаника - наука о природе. Значение растений в природе и жизни человека

  2. Отличие в строении древесины хвойных и лиственных пород

  3. Основные представители класса ''Папоротники'', строение, размножение, значение в природе

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5


  1. Основные органы растений, их возникновение и функции

  2. Сердцевинные лучи, смоляные ходы

  3. Роль бактерий в природе и жизни человека

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6


  1. Задачи систематики растений. Методы систематики растений

  2. Строение и деятельность камбия. Образование годичных колец

  3. Значение хвойных пород в образовании лесов

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7


  1. Роль стебля в жизни растений. Форма, характерные черты стебля

  2. Недеятельные включения растительной клетки. Крахмальные зерна, белковые зерна, масла, кристаллы солей

  3. Общая характеристика водорослей, классификация, значение






ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8


  1. Корень, особенности его строения в связи с выполняемыми функциями

  2. Фототропизм

  3. Лишайники, общая характеристика, классификация. Взаимоотношение грибов и водорослей в лишайниках

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9


  1. Зоны корня. Главные, боковые и придаточные корни. Корневая система её типы

  2. Понятие о растительной ткани. Классификация тканей по функциям

  3. Внутреннее и внешнее строение лишайников. Основные представители. Роль их в природе и практическое значение

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10


  1. Метаморфозы корней в связи с изменением их функции, микориза, клубеньки на корнях

  2. Образовательные ткани: меристема и камбий. Строение, функции

  3. Засуха. Виды засухи. Причины гибели растений от засухи. Засухоустойчивость растений

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11


  1. Лист, особенности его строения в связи с выполняемыми функциями

  2. Покровные ткани, кожица, перидерма, кора. Строение, функции, местонахождение

  3. Общая характеристика и классификация мхов

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12


  1. Типы жилкования. Простые и сложные листья

  2. Механическая ткань - колленхима. Строение, функции, местонахождение

  3. Пороки древесины. Образование каллюса, раневой и защитной древесины

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13


  1. Морфологическое описание листа: форма листовой пластинки, вершины, основания, края листа, степени рассеченности. Опушение. Листорасположение

  2. Механическая ткань - склеренхима. Строение, функции, местонахождение

  3. Общая характеристика и классификация папоротникообразных. Развитие папоротникообразных на примере ''Щитовника мужского''

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14


  1. Метаморфозы листьев и их функции. Гомологичные и аналогичные органы

  2. Механическая ткань - склереиды. Строение, функции, местонахождение

  3. Основные представители класса ''Плауновые''. Строение, размножение, значение. Растения, занесенные в Красную книгу РФ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15


  1. Вегетативное размножение растений. Способы естественного вегетативного размножения

  2. Устьица и чечевички. Строение и функции

  3. Основные представители класса ''Хвойные''. Строение, размножение. Значение в природе

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16


  1. Цветок - как метаморфизированный побег, его функции

  2. Проводящая ткань, ситовидные трубки. Строение, функции, местонахождение

  3. Цикл развития голосеменных на примере сосны обыкновенной

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

1. Тычинка и пыльца, их строение развитие

  1. Сосудисто-волокнистые пучки, их типы. Открытые и закрытые пучки

  2. Общая характеристика сем. ''Лютиковые'', основные представители.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18


  1. Пестик, его части, завязь, ее строение и положение в цветке

  2. Анатомическое строение листа

  3. Общая характеристика сем. ''Сложноцветные''. Основные представители. Растения, занесенные в Красную книгу РФ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19


  1. Соцветия, их типы и значение в жизни растений (определенные, неопределенные, смешанные)

  2. Значение Н2О в жизни растений. Водный режим растений

  3. Общая характеристика сем. ''Злаковые''. Основные представители. Растения Красной книги РФ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20


  1. Особенности ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Гибридизация. Биологическое значение перекрестного опыления

  2. Углерод - составная часть органических веществ. Фотосинтез - процесс, обеспечивающий создание органических веществ

  3. Общая характеристика сем. ''Мотыльковые''. Основные представители

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21


  1. Плоды, их развитие, строение и значение. Семя и его составные части

  2. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез

  3. Общая характеристика сем. ''Лилейные''. Основные представители.





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22


1. Классификация плодов. Типы сухих и сочных плодов. Соплодия

2. Значения зольных веществ для растений. Элементарный состав золы

3. Общая характеристика сем. ''Зонтичные''. Основные представители. Растения Красной книги РФ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23


  1. Жизненные формы растений. Монокарпические и поликарпические растения

  2. Роль азота в жизни растений. Особенности свободного азота.

  3. Общая характеристика сем. ''Вересковые''. Основные представители. Растения Красной книги РФ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24


  1. Рост, движение и развитие растений. Зависимость роста от внешних и внутренних факторов

  2. Поступление в корень растения минеральных веществ. Роль К, Р, Са в жизни растений

  3. Понятие о виде. Наименование растений. Основные систематические единицы

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25


  1. Способы распространения плодов и семян. Приспособления к распространению

  2. Сущность процесса дыхания. Внешние и внутренние факторы, влияющие на энергию дыхания

  3. Общая характеристика сем. ''Крестоцветные''. Основные представители

Критерии оценки теоретических вопросов:


Критерии оценок

Оценка

1.

Если вопрос раскрыт полностью, все понятия даны точно и сделаны выводы

5

2.

Ответы даны правильно, но есть некоторые неточности, не полностью сделаны выводы, нет последовательности в некоторых понятиях

4

3.

Ответы отчасти правильные, в некоторых понятиях имеются ошибки, сделаны неточные выводы

3

4.

Есть много ошибок в ответе, неправильно дано объяснение

2

Время на выполнение: 45 мин.

7. Перечень используемых материалов, оборудования и информационных источников

Основные источники:

  1. А.С. Родионова и другие «Ботаника», М.: «Академия», 2012 год

  2. В.А. Брынцев, В.В. Коровин «Ботаника», Москва 2007 год

  3. В.С. Новиков «Атлас определитель Дикорастущие растения», М.: «Дрофа», 2006 год

  4. А.Г. Еленевский и другие «Ботаника. Систематика высших или наземных растений», М.: «Академия», 2006 год

  5. Т.И. Серебрякова, Н.С. Воронин, А.Г. Еленевский «Ботаника с основами фитоценологии: анатомия и морфология растений», М.: «Академия», 2007 год

Дополнительные источники:

  1. Практикум по анатомии и морфологии растений, М.: «Академия», 2004 год

  2. Под редакцией В.Б. Иванова «Практикум по физиологии растений», М.: «Академия», 2001 год

  3. Под редакцией А.Г. Еленевского «Практикум по систематике растений», М.: «Академия», 2001 год

  4. П.Ф. Маевский «Флора средней полосы европейской части России», М.: Товарищество научных издательств», 2006 год

  5. Г.В. Матвеева, А.Д. Тарабрин «Ботаника», М.: Агропромиздат, 1989 год

  6. Н.П. Власова «Практикум по лесным травам», М.: Агропромиздат,1986 год

  7. В.Г. Хржановский, С.Ф. Пономаренко «Ботаника», М.: «Колос», 1982 год

  8. Н.А. Блукет «Ботаника с основами физиологии растений», М.: «Колос», 1974 год

  9. А.С. Родионова «Лесная ботаника», Лесная промышленность, 1980 год

  10. В.Н. Исаин, В.Н. Юрцев «Ботаника», М.: «Колос», 1966 год


© 2010-2022