- Преподавателю
- Другое
- Урок по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Урок по дисциплине Основы экономики, менеджмента и маркетинга
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Обручева И.В. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РХ
Среднего профессионального образования
«Черногорский техникум торговли и сервиса»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОПД:
«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
ДЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СЕМИНАРА
ПО ТЕМЕ:
«ТВОРЧЕСТВО В РАБОТЕ ПРЕПОДВАТЕЛЯ»
Разработала: И.В. Обручева,
преподаватель
Черногорск, 2014
Раздел программы: Предприятие как субъект рыночной экономики.
Тема занятия: Предпринимательство.
Тип занятия: Совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма: Деловая игра «Открытие фирмы»
Цель:
Формирование навыков самопрезентации на рынке труда и предприимчивости в условиях рыночной экономики, коммуникативных способностей.
Развивающие и воспитательные задачи:
1. Обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм в виде игры.
2. Ознакомить с процедурой проведения конкурсного отбора, интегрировать знания, полученные на уроках организации рекламной деятельности, деловой культуры и курса профессиональной адаптации.
3. Способствовать росту профессионального уровня обучающихся и поисковой активности молодых специалистов на рынке рекламных услуг.
4. Развивать творческое мышление, реакцию на ситуативность, умение формулировать и конкретизировать ответы на вопросы.
5. Воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению.
Материально-дидактическое оснащение:
1. Краски, фломастеры, карандаши для оформления проектов создания филиала.
2. Карточки - задания для каждой команды.
3. Должностные обязанности сотрудников рекламной фирмы.
4. Бейджики с указанием конкретной должности сотрудников каждого филиала РА.
5. Резюме соискателей на должность исполнительного директора фирмы.
6. Бланки протоколов для жюри.
7. Мультимедиа с презентацией урока.
Межпредметные связи:
1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности- темы «Предпринимательство», «Закон о рекламе».
2. Основы бухгалтерского учёта - тема «Организационные формы коммерческих предприятий».
3. Коммерческая деятельность - темы: Формы организации коммерческих предприятий.
7. Курс профессиональной адаптации - Обучение навыкам самопрезентации на рынке труда.
Этапы проведения игры.
-
Подготовительный этап:
- ознакомление с должностными обязанностями сотрудников филиала рекламного агентства: ст. менеджер отдела, менеджер по работе с клиентами, торговый агент, художник рекламного агентства.
- деление на группы - филиалы фирмы;
- комплектование штата сотрудников филиалов и распределение обязанностей между участниками отдела каждого филиала, согласно должностным инструкциям;
- работа филиалов:
-
подготовить проект создания филиала (без рекламного слогана);
-
подготовить рекламу услуги, применительно к нашим условиям, используя различные виды печатной рекламы: проспект, буклет, листовка;
-
оформить резюме и подготовиться к предвыборной пресс-конференции кандидатам на должность исполнительного директора фирмы;
- проведение жеребьевки - порядок выступления филиалов.
2. Начальный этап:
- организационный момент - участники занимают свои места в подгруппах;
- вступительное слово педагога - знакомство, цель, ход игры, предоставление жюри.
3. Творческий этап - работа филиалов:
- пресс- конференция 3-х претендентов на должность исполнительного директора фирмы - филиала РА «Ярослав Мудрый»;
- оформление рекламного слогана фирмы;
- презентация конкурсных работ: филиала и участников команды, товарной услуги.
4. Заключительный:
- работа жюри - подведение итогов конкурса по номинациям:
-
«Лучший проект филиала»
-
«Лучшая рекламу продукции»
-
«Лучший исполнительный директор фирмы;
- проведение интеллектуальной разминки для участников игры на время работы жюри;
- предоставления слово жюри для оглашения результатов конкурсных работ и сообщение оценок за урок;
- заключительное слово ведущего - подведение итога.
Ход проведения игры:
Вступительное слово (мотивация):
В настоящее время в условиях рыночной экономики, необходимо иметь определённые знания в области предпринимательства и ряд деловых качеств, которые необходимы для того, чтобы не растеряться в трудной ситуации и быть способным всегда найти выход. Вы уже на уроках изучили вопросы, связанные с предпринимательством, организационно-правовыми формами коммерческой деятельности, а также организацией рекламно-сбытовой политики предприятия и навыками самопрезентации на рынке труда. Сегодня на уроке вы должны продемонстрировать свои знания и умения. Деловую игру «Открытие фирмы» проведём под девизом - «Развитие предпринимательства - условие создания рыночной экономики».
Начало игры - наличие проблемы (5 мин).
Педагог: В наш город приехали представители рекламного агентства «Ярослав Мудрый», они хотят расширить поле своей деятельности - открыть филиал в нашем городе. Так как инвестиций у них достаточно только для открытия одного филиала, то они объявили конкурс на создание «Лучшего проекта по созданию филиала». Дополнительно они предлагают вам принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей специалистов для работы во вновь открывающемся филиале: исполнительного директора фирмы, а также менеджеров по работе с клиентами, торговых агентов, художников рекламного агентства. Нужны квалифицированные специалисты, которые принесут агентству дальнейшее развитие.
Вы все хотите устроиться на работу в эту компанию. У нас будут работать комиссия по подбору персонала - представители рекламного агентства «Ярослав Мудрый».
- Президент рекламного агентства - Светлана Михайловна Масловская.
- маркетолог рекламного агентства - Татьяна Владимировна Жиляева.
- юрисконсульт рекламного агентства - Елена Викторовна Самарина.
Ваша задача: убедить членов комиссии в ценности для фирмы открытие именно вашего филиала и выбрать на должность исполнительного директора фирмы кандидатуру, предложенную именно вашей команды, а также в зависимости от вашей работы в команде они отберут наиболее инициативных и творческих работников для работы в агентстве. Помните: «Ваша сила - в команде!»
Каждая команда должна будет выполнить несколько заданий:
1. Подготовить проект создания филиала (придумать его название, основной принцип или девиз, торговую марку фирмы, фирменный стиль или его отдельные элементы);
2. Придумать рекламу услуги клиента - заказчика применительно к нашим географическим условиям, максимально проявляя свое творчество. Это может быть продукт в виде различных средств печатной рекламы: проспекта, буклета, листовки с использованием рисунков, стихов, и, конечно, юмора;
3. Предложить достойную кандидатуру на должность исполнительного директора
фирмы, для этого кандидат должен был заполнить резюме и подготовиться к собеседованию с работодателем.
4. Подготовить презентацию фирмы и её сотрудников, рекламу товарной услуги, согласно выбранной роли - профессии и в соответствии с должностными обязанностями.
Оцениваться задания будут по 3 бальной системе: отлично, хорошо, удовлетворительно.
Критерии оценки:
- владение организаторскими способностями;
- владение навыками презентации;
- наличие творческих способностей и эстетического вкуса;
- соблюдение требований, предъявляемых к оформлению рекламного продукта.
Работа групп - «Филиалов фирмы» - 20 мин.
Педагог: Предлагаю Вашему вниманию следующий порядок работы филиалов фирмы:
3.1. Проведение пресс-конференции для претендентов на роль исполнительного директора вновь открывающего филиала рекламного агентства «Ярослав Мудрый».
3.2. Подготовка проекта создания филиала - доработать рекламный слоган и элементы фирменного стиля фирмы.
3.3. Защита проектов - презентация фирмы и её сотрудников.
3.4. Реклама товарной услуги.
Выступление участников будут проходить согласно жеребьевки, проведенной накануне. Приглашаем первого участника претендующего на роль исполнительного директора фирмы на пресс-конференцию.
Проведение пресс-конференции участников, претендующих на роль исполнительного директора филиала РА «Ярослав Мудрый».
Педагог. Переходим к защите проектов. Приглашаем менеджера по работе с клиентами первого филиала представить свой проект, остальные готовятся.
Защита проектов.
Педагог: рекламу товарной услуги представляют торговые агенты своих филиалов. Ждём представителя первой команды.
Реклама товарной услуги.
Заключительный этап - 5 мин.
Педагог: Все филиалы предоставили на конкурс свои творческие работы, и пока комиссии принимает решение, предлагаю разминку «Узнай рекламу». Условия: назвать рекламу товара по высказанной фразе:
- Вкус - на зависть, качество - на совесть (майонез Махеев).
- Танки грязи не боятся (КамАЗ).
- Эльдорадо - учитесь как надо! (м-н «Эльдорадо»).
- А ты налей и отойди (сок «Моя семья»).
- Не дадут поесть по- человечески! (сыр «Хохланд»).
- Страна чудес молочных (йогурт «Чудо»).
- Больше жизни у кошек «Фрискис» (корм для кошек).
- Сделай себе праздник («Кока-кола»).
- Съел и порядок (шоколадный батончик «Сникерс»).
- Не просто чисто, а безупречно чисто (порошок «Ариель»).
- Захватывающее удовольствие не пытайся устоять (шоколад «Альпингольд»).
- Жить хорошо, а с любимыми ещё лучше (сок «Любимый»).
Упражнение «Объедини общим термином». Условия: перечисляемые слова вы должны объединить общим экономическим термином:
- Рынок, соперничество, состязание (Конкуренция).
- Учреждения, кредиты, ссуды, клиенты (Банк).
- Товар, информация, покупатель (Реклама).
- Товар, страна, вывоз (Экспорт).
- Деньги, большое количество, обесценивание (Инфляция).
Педагог: Пора подводить итоги, друзья.
Играли на славу вы и не зря.
В дальнейшей жизни, частной компании,
Всегда пригодятся ваши знания.
Ум и находчивость вы проявляйте,
И на весь мир о себе заявляйте.
Слово предоставляется Президенту РА «Ярослав Мудрый» - Светлане Михайловне Масловской.
Объявление результатов работы филиалов по номинациям:
-
«Лучший проект филиала»
-
«Лучшая реклама продукции»
-
«Лучший исполнительный директор фирмы».
Сообщение оценок за урок.
Заключительное слово: благодарю всех участников игры за сотрудничество, думаю, проведение деловой игры по открытию фирмы предоставила вам возможность попробовать себя в роли предпринимателей. В дальнейшем, возможно, мы ещё о вас услышим, и в заключение напомню вам формулу успеха любого дела: «Преуспевание = профессионализм + порядочность!» Желаю всем творческих успехов!!! Спасибо за урок.
Список литературы
Ален П. Учимся торговать / Пер. с англ. З.Я. Красневской. - Мн.: Амалфея, 1997.-214 с.
Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов.- М. ФАИР - ПРЕСС.1999. - 384с.
Борохов В.Б. Основы рыночной экономики и предпринимательства. Москва 2002.Министерство образования Российской Федерации.
Дроунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: Пер. с англ. - М.: ИНФРА - М,1996.
Менеджер коммерческой дея-ти: практические основы проф. дея - ти: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 135 с.
Организация коммерческой деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования / Л.А. Брагин, И.Б. Стукалова, С.С.Шипилова и др.; под ред. Л.А. Брагина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-176 с.
Панкратов Ф.Г., Серёгина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. - 328 с.
Петрова Г.В. Правовые основы коммерции: - учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 208 с.
Резник С.Г. Всегда выигрывай деловые переговоры. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 192 с.
Российская торговая энциклопедия: В 5-ти тт. - М.: РООИиП за социальную защиту и справедливое налогообложение, 1999. - 480 с.
Смагин В.Н. Экономика предприятия: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007 - 160 с.
Соколова С.В. Основы экономики: Учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 128 с.
Сысоева С.В. Тренинг продажи и обслуживания покупателей в розничном магазине. - СПб.: Питер, 2007. - 144 с.
Технология розничной торговли: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.А. Брагина. - 3 -е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-128 с.
Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 208 с.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования; Учеб. пособие для сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-128 с.
Шеламова Г.М. культура делового общения при трудоустройстве: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 64 с.
Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: издательский центр «Академия», 2007.-192 с.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: Учебник для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-176 с.
Эриванский Ю.А. Основы рыночной экономики. И.1.2 -. М.ЗШМИФИ, 1999.-256с.
Приложения 1
Должностные обязанности сотрудников филиала
Исполнительный директор - деловой энергичный человек, для него работа, бизнес - превыше всего. Должен обладать следующими деловыми качествами: ответственностью, коммуникабельностью, умением руководить командой, готовностью идти на риск, умением решать проблемы, умением планировать и т.д.
Старший менеджер - профессионал самой высокой квалификации в сфере управления экономикой, отлично разбирающийся в правовых и хозяйственных проблемах, способный находить стратегические точные управленческие решения в самой сложной обстановке. Должен владеть также методами и средствами управления коллектива, он координирует работу команды. В данной ситуации он должен придумать легенду, составить резюме на должность исполнительного директора фирмы и «устраиваясь на работу» рассказать, почему хочет работать в этой фирме, где работал ранее, и что умеете делать.
Менеджер по работе с клиентами - специалист в вопросах психологии общения с клиентами и организации рекламной деятельности фирмы. Должен владеть коммуникативными навыками общения и методами рекламного воздействия на потребителей. Он представляет свой филиал и сотрудников фирмы, т.е. защищает проект по созданию филиала. Должен чётко сформулировать и грамотно донести идею по открытию филиала, чтобы она могла заинтересовать членов комиссии в открытии именно этого филиала.
Торговый агент - специалист по продаже товаров и услуг. Основой его деятельности является использование каталогов, нередко большого формата и объёма. От агента требуется умение «подать себя и свою фирму», а также оказать дополнительные услуги, так как основной предполагаемый им товар часто тот же, что и конкурентов. В данной ситуации он представляет рекламу товарной услуги клиента - заказчика. Он должен убедить членов комиссии в эффективности рекламного воздействия на потребителя.
Художник рекламного агентства - создаёт макеты объявлений, печатной рекламы, упаковки, макеты телевизионных рекламных роликов, товарные знаки и эмблемы. Он определяет характер и размеры шрифтов, располагает текстовый материал на полосе и компонует все элементы рекламного объявления таким образом, чтобы смогли воспроизвести гравёры и печатники. В данной ситуации он отвечает за художественное оформление рекламного материала.
Приложение 2
Задания для работы филиалов
1. Подготовить проект создания филиала (придумать его название, основной принцип или девиз, торговую марку фирмы, фирменный стиль или его отдельные элементы);
2. Придумать рекламу услуги применительно к нашим географическим условиям, максимально проявляя свое творчество. Это может быть продукт в виде различных средств печатной рекламы: проспекта, буклета, листовки с использованием рисунков, стихов, песен и, конечно, юмора;
3. Предложить достойную кандидатуру на должность исполнительного директора
фирмы, для этого кандидат должен был заполнить резюме и подготовиться к собеседованию с работодателем.
4. Подготовить презентацию фирмы и её сотрудников, рекламу товарной услуги, согласно выбранной роли - профессии и в соответствии с должностными обязанностями.
Приложение 3
Инструкция по выполнению заданий
«Порядок работы филиалов»
1. Проведение пресс-конференции для претендентов на роль исполнительного директора вновь открывающего филиала рекламного агентства «Ярослав Мудрый».
2. Подготовка проекта создания филиала - доработать рекламный слоган и элементы фирменного стиля фирмы.
3. Защита проектов - презентация фирмы и её сотрудников.
4. Реклама товарной услуги.
Приложение 4
Резюме соискателей
ТИМОЩЕНКО МАРИЯ ВАСИЛЬЕВНА
31 июля 1991 года
Россия, 655111, г. Сорск, ул. Дружбы, 5-100
сот. 8-903-917-97-73
Цель: Получение должности исполнительного директора.
Образование:
-
- Техникум профессиональных технологий, торговли и сервиса
Опыт работы:
-
Навыки:
навыки работы на ПК, владение офисной техникой, умение рисовать и оформительские навыки, хорошие знания в области экономики производства и маркетинга.
Дополнительные сведения:
Имею свидетельство «1С торговля и склад», принимаю активное в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Имею достаточные знания в области этики деловых отношений и психологии общения, организации рекламной деятельности. Без вредных привычек.
Личные качества:
Умение работать в команде, коммуникабельность, ответственность, способность принимать решения и инициативность в работе. Творческий подход к выполняемой работе.