• Преподавателю
  • Другое
  • Коррекционная программа, направленная на снижение агрессивности и тревожности подростков

Коррекционная программа, направленная на снижение агрессивности и тревожности подростков

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционная программа, направленная на снижение агрессивности и тревожности подростков

Пояснительная записка

Коррекционная программа, направленная на снижение агрессивности и тревожности подростков предусматривает снижение уровня тревожности и агрессивности, формирование навыков внутреннего самоконтроля и развитие навыков конструктивного поведения у подростков.

Актуальность

Повышенная агрессивность и тревожность подростков является одной из наиболее острых проблем для образовательных учреждений и для общества в целом.

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Особенно тяжело проблемы, связанные с тревожностью, переживаются и воспринимаются подростками.

Тревожный подросток ста­новится социально дезадаптивным. Он может становиться «хамелеоном» по принципу: «Я - как все» или агрессивным, потому что агрессивность снижает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т. п.

Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Агрессия - это всегда умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда.

В поведении подростков, особенно тех, кого принято относить к «трудным», часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников и даже взрослых людей путем устрашения или с помощью насилия. На данный момент это является большой проблемой общества, которую надо решать сообща.

Программа проводится по результатам диагностики подростков на предмет необходимости в проведение коррекционно-развивающей работы.

Цель программы: снижение тревожности и агрессивности подростков.

Задачи:

  • обучение приемам отреагирования негативных эмо­ций и регулирования своего эмоционального состояния;

  • обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;

  • формирование адекватной самооценки;

  • формирование навыков межличностного общения.

Целевая аудитория - подростки от 15 до 18 лет (группа разнополая).

Продолжительность занятий от 45 до 60 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа рассчитана на 14 занятий.

Диагностический материал:

- Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

- Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук)

- Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга.

Предложенный диагностический материал может быть применён как на входе, так и на выходе, что позволит сравнить показатели по данным методикам. Учитывая тот факт, что после первичной диагностики пройдёт достаточно времени, необходимого для чистоты исследования, можно будет сделать выводы о результативности проведённой программы, сравнивая полученные данные между собой по одним и тем же методикам.

Методы работы:

  • Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия).

  • Развивающие упражнения и обучающие игры.

  • Моделирование ситуаций в ролевых играх.

  • Психогимнастика.

Способы достижения психокоррекционных задач:

- Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия).

Общение в ходе дискуссии побуждает подростков искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются в процессе группового обсуждения. Пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения.

- Моделирование ситуаций в ролевых играх.

С помощью ролевых игр сформировываются новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия; расширяется гибкость поведения благодаря возможности принимать на себя роли разных участников общения; подростки обучаются моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.); снижается острота проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями; создаются условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.

- Психогимнастика.

Выполнение психогимнастичес­ких упражнений приводит к формированию положительного образа тела, ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, гармонизации психики и развитию творческих способностей у подростков.

- Обучающие игры и развивающие упражнения направлены на достижение более адекватной адаптации и социализации. Они помогут снять тревожность и психологическое напряжение у подростка, научится правильно выражать свои чувства и эмоции, доносить до окружающих свою точку зрения.

Ожидаемыми результатами является снижение уровня агрессивного поведения, снятие уровня тревожности и эмоционального напряжения, гармонизация внутреннего мира подростка, адекватность и гибкость его самооценки, положительная динамика поведенческих проявлений.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО.

Цель: более направленное знакомство участников друг с другом, правилами и с особенностями работы.

Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях друг с другом и с другими людьми. Вы научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете именно так. Вместе мы сможем освоить эффективные средства общения.

I. Принципы работы в группе.

По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение - принять его или отвергнуть.

1. Искренность в общении

В группе не стоит лицемерить и врать. Группа - это место, где можно рассказать о том, что действи­тельно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.

2. Обязательное участие в работе группы в тече­ние всего времени.

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мне­ние очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет воз­можности услышать вашу точку зрения по обсужда­емому вопросу.

3. Право каждого члена группы сказать «стоп».
Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, кото­рые повлекут за собой тяжелые переживания. Участ­ник имеет право не принимать участия в обсуждении.

4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.

5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого.

Давайте в группе учиться понимать другого, чувство­вать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

6. Высказываться уважительно.

7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.

8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.

Принципы вводятся ведущим:

9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.

Попросить детей предложить дополнительные принципы, если они сочтут это необходимым.

II. Представление.

1) «Имя и качество». Предлагается назвать свое имя (в той форме, как бы хотелось, чтобы называли в группе) и качество на ту же букву. Если участник затрудняется назвать качество, группа помогает.

2) «Снежный ком». Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно назвать свою любимую еду, личностное качество, хобби и т.п.

3) «Футболка с надписью». Ведущий говорит, что каждый человек «подает» себя другим. Говорит о футболках с разными надписями. Предлагается в течение 5-7 минут придумать надпись на своей «футболке» и главное, чтобы она что-нибудь говорила об участнике (любимые занятия, отношения к другим и др.). Можно попросить любого участника придумать надписи на своей футболке.

Короткое обсуждение: - о чем в основном говорят надписи на футболках;

- что мы хотим сообщить другим людям о себе.

III. Подведение итогов занятия.

IV. Ритуал окончания занятий. Обсуждается, как символически и какими словами можно заканчивать занятия.

ЗАНЯТИЕ 2. О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ЭМОЦИЙ.

Цель: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

I. «Линейка».

Ведущий говорит фразы, а участники распределяется по выбору: налево или направо, например, «встаньте налево, кто сегодня пил чай, направо, кто не пил чай», «кто любит математику, кто - не любит» и т.д.

II. «Построиться по росту».

Ведущий предлагает встать в круг, закрыть глаза, пред­ставить себя слепоглухонемыми. Задание: вам надо построиться по росту.

Обсуждение: - что делать, чтобы достичь лучшего резуль­тата;

- какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения?

III. Эмоции. Беседа о пользе и вреде.

Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?

Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никако­го вреда?

Конкретно: о пользе и вреде эмоций. Страх, обида или какое-либо иное чувство. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны.

Все чувства, эмоции посещают нас не просто так, а чтобы проинформировать о чем-то. Вы сами испытывали в своей жизни самые разнообразные эмоции и сможете сей­час сами провести исследование вреда и пользы разных эмо­ций, на основе собственного опыта.

IV. Работа в малых группах (3-5 человек), заполнение таблицы.

Эмоция

Ее польза

Ее вред


Чувства: радость, грусть, страх, обида, любовь, гнев, злость, счастье и др.

Обсуждение в большой группе результатов работы в малых группах.

V. Подведение итогов занятия.

VI. Ритуал окончания занятий.

ЗАНЯТИЕ 3. ЭМОЦИИ ПРАВЯТ МНОЮ ИЛИ Я ИМИ.

Цель: умение управлять и регулировать свои эмоции.

Ведущий: Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства, от которых желательно избавиться или вовсе их не испытывать? Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?

I. Дискуссия по данным вопросам.

Обобщение: всякое чувство, которое испытывает человек, несет какое-то положительное сообщение, но может иметь и отрицательные последствия. Давайте подвергнем это наше предположение экспериментальной проверке.

II. «Скульптор».

Разбейтесь на пары (роли «глины» и «скульптора»).

а) Необходимо вылепить скульптуру, символизирующую определенное чувство.

б) Наделить скульптуру даром речи.

Вообразите, что скульптор изобразил свое чувство, а оно заговорило и сообщает творцу, зачем оно его посетило. Если наша гипотеза верна и каждое чувство не какое-то полезное сообщение, то мы его услышим. И наоборот, можно предположить, что бывают абсолютно бесполезные чувства, которые непонятно зачем нас посещают.

Человек, с благодарностью выслушав полезное сообщение посетившего его чувства, может, если он хозяин своих чувств, предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия своих эмоций. Истинный хозяин своего чувства в состоянии дать ему достойный ответ: попросить чувство не причинять никаких неприятностей.

Каждая пара «секретно» договаривается, какое чувство будет изображено и какое сообщение оно принесет своему хозяину.

Например: «Вылепили» скульптуру страха, полезное сообщение страха: «Будь осторожен! Не спе­ши. Разберись в обстановке». Ответ: «Спасибо за предупреждение. Но, пожалуйста, не бери меня за горло, не разрастайся. Иначе я совсем потеряю голову и не смогу вообще ничего делать!».

Обсуждение: а) назвать чувство; б) подтверждается или опровергается гипотеза о двой­ной позитивно-негативной природе этого чувства.

Примеры:

Гнев:

Человек: Зачем ты пришел ко мне?

Гнев: Предупредить тебя. Ты должен сдер­жать свой гнев.

Человек: Я тебе очень благодарен за это.

Гнев: Если ты не будешь сдерживать свои чувства, то это может привести тебя к неприятности.

Чувство вины:

Чувство: - Попроси прощения, а то тебя будет мучить совесть.

Человек: - Я не буду унижаться!

Чувство: - Послушай меня! Ты не найдешь покоя, пока не сделаешь этого!

Человек: - Хорошо, я послушаю тебя. Но это будет в последний раз.

Чувство сообщает человеку некую сверхсрочную информа­цию, которую стоит принять к сведению и использовать.

Хозяин предупреждает негативные последствия «разгу­лявшихся» страстей.

Хочу ли я быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями?

1. Нельзя «закрыть рот» своим чувствам.

2. Необходимо их выслушать.

3. Нельзя давать им волю, чтобы они не стали слишком большими.

4. Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались?

а) как это делать?

б) надо ли это делать?

в) зачем и кому?

Обобщение: Подавлять чувства вредно до некоторые пор; выражения чувств небезопасны. Следовательно, надо учиться выражать свои чувства.

V. Ритуал окончания занятий.

ЗАНЯТИЕ 4. В ПОИСКАХ ДОСТОЙНЫХ ПУТЕЙ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ.

Цель: обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей, а так же пониманию относительности в оценке чувств.

I. Итоги прошлого занятия

Ведущий предлагает вспомнить выводы прошлого занятия, что открыто выражать или подавлять свои чувства не всегда полезно и что хорошо было бы научиться управ­лять своими чувствами, и приглашает потренироваться в управлении своих эмоций.

II. «Встреча».

Для этого упражнения участники должны разделиться на две равные группы. Первая группа выстраивается так, чтобы образовался внешний круг, вторая образует - внутренний. Все пово­рачиваются в затылок друг другу так, чтобы внешний круг вращался по часовой стрелке, а внутренний - против. По сигналу ведущего круг начина­ет и заканчивает движение. Стоящие во внутреннем и внешнем кругах поворачиваются друг к другу, образуя пары.

Ведущий: «Представьте себе, что человек, с которым вы встрети­лись, сделал для вас нечто очень непростое и приятное, а вы только недавно об этом узнали. Выразите словами ваши чувства к нему. Что бы вы ему сказали? (Снача­ла говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем.).

Следующая остановка и задание: Человек, стоящий напротив тебя, очень робеет, а ему предстоит трудный и чрезвычайно важный разговор. Подбодрите его. Сначала «робкие» будут стоять во внутреннем круге затем поменяются.

Следующее задание: человеку сегодня жутко, чрезвычайно тяжело, с ним обо­шлись очень несправедливо, ему не повезло. Он, ко­нечно, не подает виду, но ты, его друг, понимаешь, на­сколько ему «кисло» на душе...». Ситуации подбирает ведущий.

III. Обсуждение способов выражения чувств.

В игре «Встреча» можно почувствовать, как приятно бывает выразить свои добрые чувства человеку и как приятно принимать добрые чувства от других людей. А как быть со злыми чувствами, как их выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому? Тема нашего сегодняшнего занятия: способы выражения чувств. Для анализа предлагается конкретная ситуация, подготовленная ведущим.

Ведущий: вот моя ситуация: я договорилась в 10 часов утра в условленном месте встретиться с подругой (забрать конспект), прождала 20 минут - безрезультатно. Тогда я позвонила ей домой, но ее дома не оказалось, а ее мама сказала, что Катя у Марины. Таков факт.

Как вы думаете, какие чувства я испытывала в этой ситуации? (подростки диктуют чувства, а ведущий их записывает)

Ведущий: Да, я испытывала все эти чувства по очереди и вместе, но сильнее всего я ощущала обиду. Но что же мне делать с этими чув­ствами?

(Далее следуют варианты подростков)

Ведущий: Предположим, что я подавила обиду и, встретив потом подругу, не сорвала свою злость. Но в другой раз мы договори­лись встретиться - и она поступает так же, в третий раз она опаздывает, то есть ситуация повторяется. И что слу­чится с моими подавленными, сдержанными чувствами?

- Можно лопнуть....

Есть 2 варианта: я могу подавить свои чувства или выразить их.

Очень важно не просто осознать, но и прочувствовать оба способа выражения чувств и пе­реживать их «плачевные» результаты «здесь и сейчас. Ведущий пред­лагает разыграть две сценки:

Изобразить учителя, выражающего классу свою обиду за то, что класс не выполнил свои обещания. Изобразить учителя, который долго пытается сдержать обиду, но, наконец, взрывается.

Обсуждение итогов ситуации. Ведущий: «Два пути выражения чувств мы нашли без труда. Но оба эти пути ведут к неприятным результатам: в одном случае человек портит свои отношения с другими людьми, в другом случае рискует собственным здоровьем (например: сдерживание страха перед контрольной может привести к повышению температуры в день контрольной, к головной боли). В любом случае два найденных способа выражения чувств ведут к неприятности. Есть и третий путь».

Ведущий: «Как вы думаете, как можно выразить свои чувства, чтобы никому не было обидно?» (варианты подростков).

Можно сказать так: «Мне очень обидно, что ты не выполняешь свои обещания, потому что я выполняю свои по отношению к тебе, и мне бы хотелось, чтобы ты сдерживала свои обещания или звонила и предупреждала, что не сможешь прийти, потому что мне бы хотелось, чтоб наша дружба не разрушилась».

Это еще один способ выражения своих чувств, который помогает сохранить дружеские отношения с человеком.

Разбор ситуации с подростками.

Придумать ситуацию. (найти все 3 пути решения).

IV. Подведение итогов занятия.

V. Ритуал окончания занятий.




ЗАНЯТИЕ 5. ОБИДА.

Цель: закрепление навыков уверенного поведения; обучение тому, как справляться с обидой; формирование более адекватной само­оценки на основе обратной связи.

I. «Антоним». Ведущий: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом ка­кое-нибудь состояние или чувство, поймав брошенный мяч, нужно называть антоним (противоположное) состояние или чувство к названному. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый», затем бросает мяч кому-то еще и называет другое чувство или состояние. Постарайтесь быть вни­мательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побы­вает у всех».

II. Обсуждение на тему «Другие люди и я». Из-за чего возникают трения? Непреднамерен­ные и преднамеренные обиды.

III. Детские обиды

Ведущий: «Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их
(в любой конкретной или абстрактной) манере. Как вы сейчас отно­ситесь к этой обиде (нарисуйте или опишите)? Желающие могут рассказать о том, что они вспомнили, и показать рисунки.

Обсуждение.

  • Что такое обида?

  • Как долго сохраняются обиды?

  • Справедливые и несправедливые обиды и т. д.

IV. Обиженный человек.

Ведущий: «Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда...», «Мне обидно, если…». Нарисуйте вы­ражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите или на­рисуйте, как реагируют на обиду уверенные и неуверенные люди».

V. Обсуждение.

- Что делать с «текущими» обидами?

Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важ­но для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддержи­ваются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.

- Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды.

- Куда уходит злость?

Возможно, не все всем нравится в обстановке, в людях, в самом
себе... Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство ведущим, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь.

Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии.

Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь, по возможности, вы­разить все, что накипело.

Пожалуйста, делайте по очереди резкие критические замечания. Это - игра, так что все принимают условность происходящего и строгой критики не будет. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односто­ронними и не перерастут в споры и настоящую ругань.

А сейчас вообразим себе такую картину... Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимает­ся кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте гла­за, чтобы картина стала отчетливей.

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Ритуал окончания занятий.


ЗАНЯТИЕ 6. МИР ГЛАЗАМИ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА.

Цель: обучение подростков навыкам распознавания деструктивного поведения; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; создание позитивного эмоционального фона в группе.

I. Приветствие. Ведущий предлагает поприветствовать друг друга жестами, как бы это сделал доброжелательный человек, уверенный человек, агрессивный человек.

Ведущий: «Сегодня мы с вами будем говорить об агрессии и агрессивном поведении. Что же такое агрессия? Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Агрессия - это всегда умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда.

Ведущий предлагает вместе подумать и обсудить, по каким признакам мы можем отличить агрессивного человека? (Как он выглядит? Как и что он говорит? Как ведет себя в разговоре? Какие жесты использует? Какое у него поведение?)

II. «Галерея агрессивных портретов» Предложить подросткам сесть поудобнее, представить образ агрессивного человека и нарисовать его портрет. После выполнения задания портреты показываются группе. Дается задание: рассмотреть портреты, обратить внимание на общие признаки, выбрать любой понравившийся портрет и поделиться, какие чувства он вызывает.

Обобщение. Подростки называют признаки агрессивного человека: агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно и т. д.

Психологами определены критерии определения агрессивности.

Критерии агрессивности подростка:

  1. Часто теряет контроль над собой.

  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

  3. Часто отказывается выполнять правила.

  4. Часто специально раздражает людей.

  5. Часто винит других в своих ошибках.

  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

  7. Часто завистлив, мстителен.

  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых), которые нередко раздражают его.

III. «Говорим гадости» Группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости, а члены другой - отвечают комплементами. Правило: говорить ровно, выдержанно, начинать с Вы, добавлять «сэр» или «мисс». Важно говорить вежливо и с улыбкой, мат не уместен. Например, «Вы дурак, сэр», ответ комплементом: «Вы очень вежливы, сэр».

Обсуждение. Что задевает? В каких ситуациях трудно удержаться в рамках упражнения?

IV. Подведение итогов занятия.

V. Ритуал окончания занятий.




ЗАНЯТИЕ 7. МИР ГЛАЗАМИ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА

(продолжение).

Итоги прошлого занятия.

Ведущий предлагает вспомнить упражнения, которые были на прошлом занятии, какие из них вызвали наиболее яркие чувства и эмоции и почему.

II. «Вещи, которые я ненавижу» Участникам предлагается нарисовать вещи или написать о тех вещах, которые ненавидишь. После выполнения задания - рассказать о том, что получилось.

III. «Противостояние». Участники распределяются по парам: участник «А» и участник «Б». Инструкция: Вы должны вступить в воображаемый спор. «А» берет на себя роль обвинителя и постоянно повторяет предложение: «Нет, это был ты!», у «Б»- роль защищающегося, и он снова и снова повторяет: «Нет, это был не я!». Участники «А» и «Б» произносят только две эти фразы и при этом должны говорить попеременно. Неважно, кто начинает. Произносить эти фразы нужно по-разному: тихо, громко, неуверенно, ликующе, громко, быстро, медленно и т.д. Выполняя упражнение можно перемещаться по классу, жестикулировать. Главное условие - поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда ведущий говорит: «Стоп!», участники заканчивают спор, пожимают друг другу руки и благодарят друг друга за участие

Обсуждение о выполнении упражнения и о тех ситуациях в жизни, в когда приходится защищаться или обвинять.

IV. Обучение навыкам контроля и управления собственным гневом.

Ведущий предлагает вспомнить, как обычно разворачиваются ситуации, в который на вас нападают, обвиняют, какие чувства проявляются в большей степени. Чаще, повышается агрессия, злость. Человек в состоянии аг­рессии не может оценить ситуацию объективно, такое поведение очень часто приводит к конфликтам, но существуют спо­собы поведения, способствующие правильной оценке ситуаций и разрешению конфликтов, а также существуют приемы и правила, которые помогут справиться с гневом.

Выработка и обсуждение правил.

Правила:

  1. «Стоп!» Прежде, чем перейти к действию (агрессивному), скажи себе «Стоп!». (Можно представить себе и описать такой знак или нарисовать его).

  2. Прежде, чем перейти к действиям, нужно глубоко вздохнуть и посчитать до 10. (Для особо агрессивных: Прежде чем перейти к действиям, нужно сильно сжать кулаки и разжать - 10 раз).

  3. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

  4. Проговаривание своих чувств через «Я» - высказывание.

  5. Прочие правила («Держи руки при себе» и д.р. Главное в формулировке правила не употреблять частицу «не»).

V. Подведение итогов занятия.

VI. Ритуал окончания занятий.




ЗАНЯТИЕ 7. НЕАГРЕССИВНОЕ НАСТАИВАНИЕ НА СВОЕЙ ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ.

Цель: научить подростков неагрессивно настаивать на своем мнении.

Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.

Ведущий: «Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своем мнении. На этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться с такими ситуациями.

I. «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».

Ведущий просит перечислить общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Например: сказать «нет» другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого; попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что вам очень не нравится; высказать претен­зии; вернуть обратно некачественный товар, куплен­ный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; ска­зать взрослому, что он поступил нечестно.

II. Виды поведения и их причины.

Ведущий: «На приведенные выше ситуации мож­но реагировать тремя разными способами. Пер­вый - быть пассивным, то есть никак не реаги­ровать. Такое пассивное поведение предполагает избегание столкновения, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку. Второй - агрессивное поведение - вклю­чает атаку на другого человека, чрезмерное ре­агирование. Третий - неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение отстоять свое мнение, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.

Существуют разные причины того, почему люди иногда не настаивают на своем и не выража­ют свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанными в драку; не хотят оскорбить другого человека; говорят, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему».

IV. Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем мнении.

Ведущий: «Первая важная область неагрессивного настаивания на своем мнении включает обучение умению сказать «нет» или умению отстоять свое мнение, когда что-то требуют или просят. Умение сказать «нет» включает три компонента:

а) скажите о вашей позиции;

б) назовите причины или суждения в пользу этой позиции;

в) признайте позицию и чувства другого человека.

Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или на­стаивать на своем:

а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;

6) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.

Последний навык включает умение выражать чув­ства, как положительные, так и отрицательные (через Я-высказывание). Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и т.д. Я-высказывания от­ражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.

Разыгрываются сценки с навыками неагрессивного настаивания на своем.

V. Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем мнении.

Ведущий: «Поупражняйтесь в следующих невербальных навыках неагрессивного, настаивания на своем мнении, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невер­бальное сопровождение: контакт глаз; выражение лица; положение тела (позы); дистанция».

Разыграть ситуации, приведенные выше с невербальными компонентами.

Обсуждение. Как неагрессивное настаивание на своем мнении служит вашим интересам? Повышается ли вероятность получения того, что вам надо?

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Ритуал окончания занятий.

ЗАНЯТИЕ 8. Я И ДРУГИЕ.

Цель: осознание своего «Я», анализ индивидуальных особенностей.

Материалы: листы бумаги, цветные ка­рандаши, мелки, краски

I. «Какой Я?» Необходимо ответить на вопрос 5 предложениями.

Обсуждение.

II. «Рисунок вдвоем». Участники делятся по парам, каждая пара получает лист бумаги и в течение 5-10 минут рисует рисунок с общим сюжетом. Задание выполняется молча, участники не договариваются друг с другом. После окончания работы каждая пара представляет свой рисунок.

Обсуждение: какие испытывали трудности при выполнении задания, получился ли действительно общий рисунок, удалось ли договориться и др.

III. Обсуждение «Я и моя группа»

Предлагается закончить предложения: «Моя группа - это…», «Моя группа похожа на …» и др.

IV. «Рецепт хорошей группы». Предлагается обсудить, что такое хорошая группа. Написать рецепт хорошей группы, состоящей, например, из поступков, взаимоотношений, чувств (включая и чувство юмора), интересов и т.п.

Обсуждение.

V. Подведение итогов занятия.

VI. Ритуал окончания занятий.



ЗАНЯТИЕ 9. МОЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Цель: осознание своего «Я», анализ индивидуальных особенностей.

I. «На что похоже мое настроение».

Ведущий: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?» (Варианты: «На какую погоду? музыку и т.д.»).

Обсуждение о сходстве и различиях.

II. «Моя индивидуальность».

Ведущий: «Наше «Я» многолико. Чтобы понять, что же такое «Я», я предлагаю Вам представить его в виде дерева, которое разделено на несколько этажей: Я - во внешнем мире, Я - в учебе, Я - в семье, Я - с друзьями.

Ваша задача проанализировать себя и подписать на ветвях дерева какой Вы на всех 4 этажах.

А теперь всмотритесь в свой рисунок и почеркните те качества, которыми Вы гордитесь. Продолжите фразу «Я горжусь тем, что…» и подпишите под деревом.

III. «Мы похожи - мы отличаемся». Ведущий предлагает участникам разбиться на пары, найти 5-10 сходных и различных качеств.

IV. Подведение итогов занятия.

V. Ритуал окончания занятий.



ЗАНЯТИЕ 10. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ.

Цель: исследовать процесс принятия решения группой.

I. «Потерпевшие кораблекрушение».

Ведущий: «Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам при­дется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения».

Инструкция. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание по инструкции.

Ведущий: «Представьте, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы ис­порчены. По самым благоприятным оценкам, вы на­ходитесь примерно в тысяче километрах к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас оста­лась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, осталь­ной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех вас в сумме набира­ется пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.

Ваша задача: расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

Список предметов:

  1. Секстант

  2. Зеркальце для бритья

  3. Пятидесятилитровый бочонок воды

  4. Противомоскитная сетка

  5. Одна коробка с армейским рационом питания

  6. Карты Тихого океана

  7. Подушка, для сиденья (одобрено как плавсредство службой спасения на водах)

  8. Двадцатилитровый баллон дизельного топлива

  9. Транзисторный приемник

  10. Репеллент для отпугивания акул

  11. Двадцать квадратных метров светонепроницаемого пластика

  12. Одна бутылка пуэрториканского рома

  13. Пятнадцать метров нейлоновой веревки

  14. Две коробки шоколада

  15. Набор рыболовных принадлежностей

II. Выработка решения.

После того как каждый закончит работу над своим списком, группа получает 20-25 минут для выполнения следующей задачи.

Надо выработать общее для всей группы решение, руко­водствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите образец, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом.

III. Обсуждение процесса принятия решения (групповой дискуссии)

  1. Какое поведение способствовало или препятствовало достижению согласия?

  2. Какие отношения лидерства и подчинения выяви­лись в процессе принятия общего решения?

  3. Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет?

  4. Какой была атмосфера в группе во время обсуждения?

  5. Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом?

  6. Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

Обобщение: Выработать единое мнение трудно. Не каждая оцен­ка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников.

Некоторые рекомендации по достижению соглашения:

  • не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;

  • не отказываться от своего мнения на том лишь основа­нии, что это необходимо для достижения согласия и пре­дотвращения конфликта;

  • поддерживать только те решения, с которыми вы можете, согласиться хотя бы отчасти;

  • избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг;

  • относиться к расхождениям во мнениях как факто­ру, который способствует принятию решения, а не пре­пятствует ему.

Ответы и их обоснование

Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что может при­влечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигаци­онные приборы и спасательные шлюпки особого значе­ния не имеют. Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием.

1. Зеркальце для бритья. Чрезвычайно важное средство привлечения внима­ния воздушной службы спасения.

2. Двадцатилитровый баллон дизельного топлива. Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.

3. Пятидесятилитровый бочонок воды. Необходим для восполнения потери жидкости в орга­низме.

4. Одна коробка с армейским рационом питания. Основной запас питания.

5. Двадцать квадратных метров светонепроница­емого пластика. Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас питания.

7. Набор рыболовных принадлежностей. Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать надо.

8. Пятнадцать метров нейлоновой веревки. Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.

9. Подушка для сиденья (одобрена как плавсред­ство службой спасения на водах). Если кто-то окажется за бортом, ее можно исполь­зовать как спасательное средство.

10. Репеллент для отпугивания акул. Понятно, для чего он может понадобиться

11. Одна бутылка пуэрториканского рома. 80%-ная крепость достаточна, чтобы использовать ром как антисептик в случае травмы. Во всех осталь­ных отношениях он бесполезен. Прием рома внутрь вызовет жажду.

12. Транзисторный приемник. Бесполезен, потому что не укомплектован передат­чиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.

13. Карты Тихого океана. Бесполезны в отсутствие другого навигационного обо­рудования. И вообще неважно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. Посреди Тихого океана москитов не бывает.

15. Секстант. Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.

Основное соображение, на основании которого сред­ства сигнализации помещены выше средств поддержа­ния жизни (пища, вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченны­ми и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.

IV. Подведение итогов занятия.

V. Ритуал окончания занятий.

ЗАНЯТИЕ 11. ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ.

Цель: формирование чувства уверенности, повышение самооценки; поддержание позитивной самооценки.

Ведущий: «Самооценка отражает степень разви­тия у человека чувства самоуважения, собственной ценности и позитивного отношения к своим интересам. На самооценку влияют:

1) представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть;

2) человек скло­нен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие;

3) человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал опреде­ленное дело и именно его делает хорошо».

I. «Как мы поддерживаем и улучша­ем свою самооценку»

Ведущий: «Как мы поддерживаем и улучша­ем свою самооценку? Например, улучшаем внешность; занимаемся самообразованием, раз­витием своих талантов, способностей; достигаем ус­пеха в каком-то деле; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем дру­гим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты - лучший!» и т.д; «напрашиваемся» на комплимент; иног­да рисуемся (делаем то, что несвойственно, но это выглядит ярко); не ставим глобальных це­лей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть.

II. «Два стула». Поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все ос­тальные члены группы по очереди садятся на свобод­ный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание. Каждый член группы, по возможности, должен за­нять место слушателя.

Обсуждение: что вы чувствовали и думали в процессе выполнения задания.

III. «Ресурсы». Предлагается подумать над следующими вопросами: что тебе может помочь достичь целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей (черты характера, увлечения, друзья, близкие и т.п.). Инструкция: «напиши свои четыре (можно больше) сильных качества (стороны), изобрази их в виде каких-то символов. Это твои ресурсы, которые тебе помогут».

Обсуждение.

IV. Подведение итогов занятия.

V. Ритуал окончания занятий.






ЗАНЯТИЕ 13. ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ.

Цели: создание условий для саморазви­тия; формирование навыков построения жизненной перспективы.

I. «Заглянуть во взрослый мир».

Ведущий: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослым. Как вы будете себя вести? Во что будете одеты? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверно, по имени отчеству? Теперь откройте глаза, давайте поиграем. Я буду вас называть по имени и отчеству. Тот, кого я назову, должен встать со своего места и походить по комнате, как ходят взрослые».

Когда все побывают в роли взрослого, предлагается поделиться своими впечатлениями.

II. «Упаковка чемодана»

Каждый участник словесно собирает чемодан в дорогу (знания, опыт, переживания, интересы). Например, сбор реальных вещей, проассоциированных с переживаемыми в прошлом событиями и ситуациями.

Обсуждение.

III . « Хочу в будущем - делаю сейчас».

Предлагается разговор о том, что будущее начинается в настоящем.

Ведущий: «Как вы это понимаете? Что бы получить какой-то результат в будущем, что надо делать для этого уже сейчас».

Ведущий называет какие-либо факты будущего, участники группы должны придумать, что для этого нужно делать в настоящем.

IV. Проективный рисунок «Я в настоящем - я в будущем».

Каждый участник изображает себя в настоящем и в будущем. Рисунок может быть выполнен в символическом виде.

Обсуждение.

V. Подведение итогов занятия.

VI. Ритуал окончания занятий.

ЗАНЯТИЕ 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ.

Цель: подведение итогов работы группы.

Материалы: плотный лист цветной бумаги, каран­даши, ручки, фломастеры.

Ведущий напоминает, для чего группа собиралась, с какими тема работала, и помогает вспомнить, какие упражнения и задания выполнялись. Предлагает ответить на вопрос: какие занятия и почему оказались более интересными или более важными?

I. «Открытки». Каждый подросток складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным симво­лом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь позитивное внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

II . «Я в лучах солнца».

Ведущий: «На отдельном листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кругом посредине и множеством лучиков. В круге напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача: написать о себе как можно лучше».

Обсуждение.

III. Подведение итогов работы. Высказать 1-2 словами ассоциации на работу в группе.

IV. «До свидания». Придумать общее «до свидания».

V. Ритуал окончания занятия.


© 2010-2022