• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка урока черчения по теме Прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже

Разработка урока черчения по теме Прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже

Разработку урока по теме "Прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже." можно использовать на уроках  "Технического черчения". Продолжительность урока 90 минут. В ходе урока учащиеся осваивают построение чертежей деталей на одну, две, три плоскости проекций в зависимости от сложности формы. Запоминают расположение основных видов на чертежах и их название.  Выполняют задания разной степени сложности в микро-группах и индивидуально. Продолжительность урока можно уменьшить до 45 мину...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Техническое черчение»

В 10 классах по специальности «Автослесарь»

Тема: Прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже.

Учащиеся должны усвоить:

-порядок проецирования предметов на одну, две, три плоскости проекций;

-число видов, используемых на технических чертежах;

-определение необходимого и достаточного количества видов на чертежах;

-принцип выбора главного изображения;

-расположение видов на чертежах, их названия.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять чертежи предметов простой формы;

-читать чертежи несложных деталей.

Цель урока: Научить Учащихся проецировать предмет на одну плоскость проекций. Показать необходимость проецирования предметов на 2, 3 и 6 плоскостей проекций. Сформировать понятие вид. Запомнить расположение основных видов на чертежах относительно главного вида и их название. Обратить внимание учащихся на то, что прямоугольное проецирование является основным способом изображения деталей в технике.

Тип урока: комбинированный.

Метод: словесно-наглядный, частично-поисковый, практический.

Форма: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная.

Оборудование урока: программа презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент (вводное слово преподавателя, постановка задач урока).

2. Актуализация опорных знаний:

Тема «Прямоугольное проецирование» является основной, базовой для всего курса «Техническое черчение». Это фундамент, на который возводятся все последующие темы. А чтобы фундамент был крепкий, мы должны хорошо знать темы прошлых уроков, освоить новую тему и научиться выполнять чертежи несложных деталей.

Актуализация опорных знаний: Используется система голосования OPTIVOTE. Начнем мы урок с повторения. Сейчас вы ответите на 8 вопросов в тестовой форме ( 2-6 слайды). На экране последовательно появляются вопросы, учитель их зачитывает, учащиеся, нажимая соответствующую правильному ответу кнопку на пульте, отвечают.

Рефлексия деятельности.

После проведения опроса учитель анализирует по сводному отчету (который находится на доске) ответы учеников, и проводит работу над ошибками. Таким образом, ученики имеют возможность проанализировать свои отчеты и повторить правильные ответы.

3. Изучение нового материала.

Проецирование- это мысленный процесс построения изображений пространственных предметов на плоскости.

Примерами проекций являются чертежи и наглядные изображения, кинокадры, фотоснимки… .

3.1. Проецирование на одну плоскость проекций*7 слайд

Нам необходимо выполнить проекцию предмета на плоскость, расположенную перед нами. Такую плоскость называют фронтальной (от французского слова «фронталь», что означает «лицом к зрителю). Будем строить проекцию предмета, рассматривая его спереди. Для этого через его вершины и некоторые точки окружности мысленно проведем проецирующие лучи, перпендикулярные плоскости V.Соединения точки пересечения лучей с плоскостью, получим проекцию предмета на плоскости.

Вопрос классу: «Скажите, о каких размерах мы сможем судить по проекции предмета?»

Ответ: Высоте и ширине.

Вывод: Данная проекция не выявляет толщину детали.

Но т.к. форма ее несложная, в черчении допускается обозначить толщину детали буквой s.

3.2.Проецирование на 2 плоскости проекций слайд 8(наглядные изображения закрыты шторой).

Рассмотрим изображенную проекцию детали.

Вопрос: Можно ли сказать поданной проекции о форме предмета?

Ответ: К данной проекции можно мысленно подобрать несколько деталей, которые будут иметь своей проекцией данное изображение.

Открыть штору.

Вопрос классу: Откуда надо посмотреть на детали, что бы выявить их форму?

Ответ: Сверху.

Вывод: этот недостаток можно устранить, если построить не одну, а две прямоугольные проекции предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости: фронтальную v и горизонтальную н.

Для получения фронтальной проекции предмет рассматривают спереди, а для получения проекции на плоскости Н - сверху.

Линию пересечения фронтальной и горизонтальной плоскости называют осью проекций (обозначается х).

слайд 9

Поместим деталь (следует ее описание) в угол образованный плоскостями V и H. Для получения фронтальной проекции ее рассматриваем спереди, горизонтальной- сверху.

Вопрос учащимся: На горизонтальной проекции показаны штриховые линии, что они изображают?

Ответ: Невидимый контур, прямоугольных выемок в нижней части детали.

Построенные проекции оказались расположенными в пространстве в разных плоскостях. Мы все изображения выполняем в одной плоскости, поэтому для получения чертежа предмета обе плоскости совмещают в одну. Для этого горизонтальную плоскость поворачивают вокруг оси х на 90 градусов. И обе проекции окажутся расположенными в одной плоскости.

На чертеже не показывают ось проекций. Фронтальная и горизонтальная проекции предмета располагаются в проекционной связи, т.е. горизонтальная проекция находится точно под фронтальной.

3.3. Проецирование на 3 плоскости проекций Слайд 10 (чертеж закрыт шторой)

Рассмотрим 3 детали (на данном слайде часть с изображением чертежа закрыта шторой).

Вопрос: опишите геометрическую форму деталей и каковы их фронтальные и горизонтальные проекции?

Ответ: Они одинаковы.

Открыть штору.

Вывод: По двум проекциям нельзя определить форму детали.

Слайд 11 (описать форму детали)

Посмотрите на наглядное изображение детали и ее чертеж.

Вопрос:

1) Посмотрите на чертеж из двух проекций и ответьте, выявлена ли на чертеже форма детали полностью?

2) Можно ли по двум проекциям судить о форме выемки в верхней части детали?

Ответ: Нет.

Вывод: Чтобы увидеть детали полностью, надо построить проекцию еще на одну плоскость. Ее располагают перпендикулярно плоскостям проекций Н и V.

Cлайд 12.

Третью плоскость проекций называют профильной W, полученную на ней проекцию - профильной проекцией предмета. Для того чтобы получить профильную проекцию предмет рассматривают сбоку, точнее слева.

Предмет помещают в пространстве трехгранного угла, образованного плоскостями V, H, W и рассматривают с трех сторон - спереди, сверху и слева. Полученные фигуры будут проекциями предмета на плоскостях V,H и W. Плоскость W вертикальная, с плоскостью V пересекается по оси Z с H-по оси у.

Для получения чертежа предмета плоскость W поворачивают на 90° вправо, а плоскость Н на 90° вниз.

Профильная проекция располагается в проекционной связи с фронтальной, справа от нее.

Мы получили чертеж в системе прямоугольных проекций.

Этот способ был разработан французским ученым геометром Гаспаром Монжем в конце ХVIII века. Поэтому такой способ часто называют способом Монжа. Г.Монж положил начало развитию науки об изображении предметов - начертательной геометрии.

  • Слайд 13

4.Расположение видов на чертеже.

Вид- это изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.

Для изображения невидимого контура поверхности предмета используют штриховую линию.

Изображение на фронтальной плоскости называют видом спереди. Его на чертеже принимают за главное изображение, называют главным видом. Он должен давать наиболее полное представление о форме предмета.

Изображение на горизонтальной плоскости называют видом сверху.

Изображение на профильной плоскости называют видом слева.

Могут еще применяться виды справа, снизу, сзади. Но количество видов должно быть наименьшим, но достаточным для полного выявления формы.

Cлайд14 (переписать определение)

Обобщение и закрепление знаний, формирование умений.

Слайд 15.

Фронтальный опрос.

Задание классу на доске: Задание решается с опорой на наглядное изображение детали.

Заштриховать разным цветом на всех проекциях соответствующие грани в ту же сторону, что и на наглядном изображении.

Вопрос классу: Найти на наглядном изображении грань, которая на виде сверху осталась не заштрихованной?

Ответ: Это правая наклонная грань наглядного изображения детали.

Слайд 16

Задание: Класс делится на микро-группы. Каждая группа к наглядному изображению выбирает 3 вида (спереди, сверху, слева) из предложенных изображений. Представители групп поочередно выходят к доске и записывают порядковый номер вида в таблицу. Класс обсуждает правильность ответа.

Слайд17

Класс работает в микро-группах.

Задание: Дополнить чертеж недостающими линиями. В чертеже допущены ошибки - отсутствуют несколько линий. Найдите эти ошибки и исправьте их, дочертив пропущенные линии.

Последовательность решения задачи на дочерчивание может быть такой: общее ознакомление с формой предмета по имеющимся неполным проекциям. Выделение на всех имеющихся проекциях того или иного элемента предмета. Установление его геометрической формы на основе имеющихся на чертеже данных путем соотношения всех проекций. Внесение на проекциях изменений в изображение этого элемента.

Переходное задание позволяет:

1) закрепить правила построения чертежей;

2) дает наглядное представление о механизме получения недостающего изображения;

3)развивает приемы сравнения деталей и их чертежей;

4) углубляет понятие о проекционной связи между изображениями;

5) создает условия для формирования, обобщения и переноса решения с более простых задач на более сложные.

Учащиеся выходят к доске, выполняют задание. Класс обсуждает правильность чертежа.

Слайд 19

Задание для микро-групп.

Каждая группа выбирает себе модель для выполнения чертежа в зависимости от подготовленности. Работа выполняется в тетради. Затем каждая группа выходит к доске и последовательно изображает виды. Класс анализирует правильность работы всех групп.

Слайды 20,21,22,23.

5.Слайд 24

В оставшееся время я предлагаю рассмотреть вам друдлы. Писатель Роджер Прайс в пятидесятые годы изобрел эти головоломки, и они стали настолько популярны. Что использовались в различных телешоу. Возможны 2 направления использования друдлов: 1) в тестировании и исследовании познавательных способностей человека, 2)для осознанного развития творческих способностей, гибкости мышления, умения подойти к ситуации с разных сторон. Друдл - это ни что иное как проекция предметов, выполненная в упрощенном виде.

Учащиеся рассматривают изображения. Описывают их. Придумывают названия (3-5).

В конце урока:

Анализ работы учащихся, оценивание, проставление оценок в дневники.

Домашнее задание: составить друдлы. Закончить чертеж, если работа на уроке не была сделана.

Использованная литература:

1.И.С.Вышнепольский, Техническое черчение, М., Изд. Высшая школа, 2009г.

2. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский, Черчение, М., Просвещение,2000г.

3.Н.Г.Преображенская, Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа, рабочая тетрадь, Изд. «Вентана-Граф», 2004г.

4. В.И.Вышнепольский, Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение», Изд. «АСТ АСТРЕЛЬ» 2003г.

Дополнительное задание повышенной сложности . Слайд 25.



© 2010-2022