- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка практического занятия Культивирование бактерий для студентов медицинских колледжей
Методическая разработка практического занятия Культивирование бактерий для студентов медицинских колледжей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ивлева Е.А. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ И УЧИЛИЩ
Тема: «Культивирование бактерий.
Изучение культуральных и биохимических свойств бактерий»
Дисциплина: Основы микробиологии и иммунологии
Вид занятия: Практическое
Количество часов: 2
Автор:
Е.А. Ивлева -
преподаватель высшей квалификационной категории
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинского колледжа № 6»
Содержание
методической разработки:
-
Методический блок
-
Рекомендации по усвоению темы
-
Инструкция для самостоятельной работы студентов
-
Информационный блок
-
Бактериологическое исследование
-
Посев штрихом
-
Ферменты бактерий
-
Дифференциально-диагностические среды
-
Расщепление белков (протеолитические свойства)
-
Способность расщеплять эритроциты (гемолитическая активность)
-
Расщепление углеводов (сахаролитическая активность)
-
Иллюстративный блок
-
Самостоятельная работа
-
Задание № 1
-
Задание № 2
-
Задание № 3
-
Литература и интернет источники
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Практическое занятие
Тема: «Культивирование бактерий. Изучение культуральных и биохимических свойств бактерий»
Время проведения: 2 часа
Место проведения: кабинет микробиологии
Рекомендации по усвоению темы:
Общая цель занятия:
Овладение знаниями и умениями по бактериологическому методу исследованию, освоение общих компетенций ОК 1, ОК 6, 7, 8, ОК 12.
Требования к умениям:
Уметь:
-
Изучать культуры бактерий на питательных средах
-
Проводить сравнительную характеристику колоний
Требования к знаниям:
Знать:
-
Питательные среды, применяемые в лабораторной практике для культивирования бактерий
-
Основные этапы бактериологического исследования и методы посева культуры на питательные среды
Инструкция для самостоятельной работы студентов:
Уважаемые студенты! Выполняйте задания самостоятельно, начиная с первого пункта, не приступайте к следующему заданию, пока не выполнили предыдущее.
-
Познакомьтесь с целями данного практического занятия.
-
Повторите этапы бактериологического исследования.
-
Используя информационный и иллюстративный блоки, изучите ферментативные особенности бактерий.
-
Выполните задания для самостоятельной работы -
задание № 1, задание № 2
-
Ответьте на вопросы - задание № 3.
-
В конце работы оцените, достигли ли Вы целей занятия.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Бактериологическое исследование
Бактериологическое исследование - один из основных видов работы микробиологической лаборатории. Его цель- выделение из исследуемого материала чистой культуры и ее идентификация.
Выделенная и идентифицированная до вида чистая культура позволяет изучать различные интересующие признаки (наличие факторов вирулентности, токсигенности и др.), а также проводить ее внутривидовую дифференцировку.
А - разливка агара в чашки Петри;
Б - посев смеси микробов в чашку;
В - отсев колоний с чашек при помощи платиновой петли;
Г - пересев в пробирку на поверхность скошенного агара
Посев штрихом
! См. иллюстрации и описание А-Д
А.
Чашка разделена на три сектора.
Б.
Петлей с культурой зигзагом наносят штрихи
на поверхность агара в секторе 1
В.
Проводят петлей по поверхности среды в
секторе 1, как показано на рисунке, В
и затем немедленно наносят ею зигзагом
штрихи на поверхности среды в секторе 2.
Г.
Проводят петлей по поверхности среды в Г
секторе 2, как показано, и затем наносят ею
зигзагом штрихи на поверхности среды в секторе 3.
Д.
В секторе 1 вырастает большое число колоний, Д
тогда как в секторах 2 и 3 появляются
отдельные хорошо изолированные колонии.
Ферменты бактерий
Ферментный состав бактерий является постоянным, а различные виды микробов четко различаются по набору ферментов.
Изучение ферментативного состава имеет важное значение для идентификации различных микроорганизмов.
По ферментному составу можно установить видовую и типовую принадлежность бактерий, а также варианты (биовары).
Дифференциально-диагностические среды
Дифференциально-диагностические среды - специальные смеси питательных веществ, применяемые для определения видовой принадлежности микробов и изучения их свойств.
При росте бактерий на дифференциально-диагностических средах протекают химические процессы, обусловленные наличием у микробной клетки различных ферментов.
Одни из них способны расщеплять белки, другие - углеводы, третьи - вызывать реакции окисления и восстановления и т. д. Благодаря действию ферментов в дифференциально-диагностической среде происходят соответствующие изменения.
Рис. 1-6. Различные формы расщепления желатины.
Рис. 7 - 9. Жидкая среда с углеводом и индикатором Андраде: рис. 7 - отсутствие ферментации; рис. 8 - ферментация с образованием кислоты; рис. 9 - ферментация с образованием кислоты и газа.
Рис. 10 - 12. Полужидкая среда с углеводом и индикатором BP (из сухой питательной среды): рис. 10 - отсутствие ферментации; рис. 11 - ферментация с образованием кислоты; рис. 12 - ферментация с образованием кислоты и газа.
Рис. 13-15. Искусственная лакмусовая сыворотка по Зейтцу: рис. 13 - отсутствие ферментации; рис. 14 - ферментация с образованием кислоты; рис. 15 - ферментация с образованием щелочи.
Рис. 16 и 17. Молоко с метиленовым синим: рис. 16 - отсутствие редукции; рис. 17 -редукция.
Рис. 18 и 19. Среда Симонса: рис. 18 -отсутствие ассимиляции цитрата; рис. 19 - ассимиляция цитрата.
Рис. 20 - 24. Лакмусовое молоко: рис. 20 - отсутствие ферментации; рис. 21 - ферментация с образованием кислоты; рис. 22 - ферментация с образованием щелочи; рис. 23 - пептонизация; рис. 24 - редукция.
Рис. 25. Разжижение свернутой сыворотки (в проходящем свете).
Рис. 26. Гемолиз на кровяном агаре (в проходящем свете).
Рис. 27. Кровяная среда с теллуритом калия.
Расщепление белков
(протеолитические свойства)
Изучают на средах с желатином, молоком, сывороткой, пептоном.
При росте на желатиновой среде, микробов ферментирующих желатин, среда разжижается. Характер разжижения различен.
Микробы, расщепляющие молочный белок (казеин) вызывают пептонизацию молока - оно приобретает вид молочной сыворотки.
При расщеплении пептонов могут выделяться - индол, сероводород, аммиак. Их образование можно установить с помощью индикаторных бумажек.
Среды, содержащие белок и выявляющие способность микробов расщеплять белки (протеолитические свойства):
-
мясо-пептонный желатин («столбиком»),
-
свернутая лошадиная или бычья сыворотка,
-
молоко.
При посеве бактерий проколом в мясо-пептонный желатин, «столбиком» в случае расщепления белка наблюдают разжижение среды.
При посеве на среду со свернутой сывороткой расщепление белка определяют по разжижению среды и образованию углублений на ее поверхности.
Расщепление микробом молока выявляется просветлением или растворением первоначально свернувшегося молока.
Способность расщеплять эритроциты
(гемолитическая активность)
Изучают на средах с кровью.
Жидкие среды становятся прозрачными, а на плотных средах вокруг колонии появляется прозрачная зона. При образовании метгемоглобина среда зеленеет.
Наличие гемолитической активности исследуемой культуры проверяют посевом ее в чашку Петри на специальный кровяной агар.
Расщепление углеводов
(сахаролитическая активность)
Способность расщеплять сахара и многоатомные спирты с образованием кислоты или кислоты и газа.
Среды для выявления способности микробов расщеплять углеводы и высокоатомные спирты (Эндо среда, Левина среда, Расселла среда, Дригальского - Конради среда, Рапопорт - Вайнтрауба среда, Шустовой среда).
Для выявления этих свойств микроорганизмов применяют также «пестрый» ряд, т. е. серию пробирок, содержащих питательные среды, включающие различные углеводы, многоатомные спирты и индикатор.
Разложение какого-либо из углеводов с образованием кислоты выявляют по изменению цвета индикатора, образование газа- по заполнению газом и всплыванию специального стеклянного поплавка в жидкой среде.
Или применяют полужидкие Гисса среды с соответствующими сахарами и индикатором Андраде.
После посева микроба на эти среды образование кислоты выявляют покраснением среды, а образование газа - по появлению его пузырьков в агаре или по разрыву и сдвигу вверх агарового столбика.
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ БЛОК
Агар Эндо
Плотная дифференциально-диагностическая среда,
используемая для выделения и первичной идентификации энтеробактерий
Escherichia coli Klebsiella pneumoniae
Salmonella enterica Shigella flexneri
Агар МакКонки
Селективная среда для выделения сальмонелл, шигелл,
колиформных бактерий из мочи, пищевых продуктов, сточных вод и др.
Escherichia coli Klebsiella pneumoniae
Salmonella enterica Pseudomonas aeruginosa
Кровяной агар
Специальная бактериологическая среда, служащая для выделения
бактерий и установления их гемолитической активности.
Streptococcus pneumoniae Staphylococcus aureus
Escherichia coli Enterococcus faecalis
Дезоксихолат-цитратный агар
Селективный агар для выделения и дифференциации патогенных энтеробактерий
и вибрионов из разного материала.
Klebsiella pneumoniae Proteus mirabilis
Pseudomonas aeruginosa Salmonella enterica
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ № 1.
Изучить ферментативную активность золотистого стафилококка и гемолитического стрептококка. Провести сравнительную характеристику. Результаты занести в таблицу.
Золотистый стафилококк
Гемолитический стрептококк
Ферменты патогенности:
Протеолитические свойства:
Белок молока (казеин)
Желатин
Сахаролитические свойства:
лактоза
глюкоза
сахароза
мальтоза
+ положительная реакция
- отрицательная реакция
К - расщепление с образованием кислоты
ЗАДАНИЕ № 2.
Изобразить золотистого стафилококка и гемолитического стрептококка
-
Мазок под микроскопом, окрашенный по методу Грама
Стафилококк Стрептококк
-
Рост на элективной питательной среде в чашке Петри
Желточно-солевой агар Кровяной агар
Колонии стафилококка Колонии стрептококка
ЗАДАНИЕ № 3.
Дать ответы на вопросы:
-
Перечислите основные требования, которые предъявляют к питательным средам.
-
Что входит в понятие «культуральные свойства бактерий»?
-
Каким должен быть рН сред для культивирования большинства патогенных бактерий?
-
Какие вещества служат для уплотнения питательных сред?
-
Дайте определение понятию «чистая культура».
-
Что такое бактериологическое исследование?
-
Приведите примеры простых питательных сред и сложных питательных сред.
Литература и интернет источники
-
Воробьев А.А. , Кривошеин Ю.С. - «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии», Москва «Мастерство» 2011
-
Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. - «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии», Ростов на Дону «Феникс» 2010
-
collegemicrob.narod.ru/microbilogy/index.html Микробиология
-
http://microbiology.ucoz.org/photo/kolonii_mikrobov_semejstva_kishechnykh/1-0-4 Фото бактерий