Азбука исследовательской деятельности (Рабочая программа, 6 класс)

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

«Азбука исследовательской деятельности»

для учащихся 6 класса

Разработала

Зябкина Ольга Алексеевна

Учитель химии ВКК МКОУ Митрофановской СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области



Пояснительная записка

Программа «Азбука исследовательской деятельности» предназначена на учащихся 6 класса.

Цель программы:

формирование личностных качеств ученика, способностей к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, научной эрудированности, к умению самостоятельно осуществлять практические исследования естественнонаучной напрвленности.

Задачи программы:

  • овладение учащимися основными методами исследований окружающей природы: наблюдением, измерением, экспериментом, моделированием,

  • формирование умения правильно работать с оборудованием для исследований,

  • научить учащихся применять современные научные технологии в ходе научных исследований,

  • формировать умение правильно вести документацию научных исследований,

  • овладение учащимися проектной методикой в исследовании,

  • познакомить учащихся с достижениями науки в области исследования окружающей среды.

Формы и методы работы:

Лекции, демонстрации, наблюдения, эксперимент, экскурсии, практикумы, оформление карт экологических исследований, дневников полевой работы, просмотр видеофильмов, участие в проектной деятельности, составление презентаций, моделей, коллекций.

Общая характеристика учебного предмета

Деятельность учащихся, особенно подростков, не может ограничиваться выполнением только учебных заданий, обязательных для всех учащихся. Современные потребности учащихся значительно шире. Поддержать интересы учащихся, закрепить и развивать их - задача школы.

Предмет «Азбука исследовательской деятельности» позволяют более полно отразить в школьном образовании современные достижения науки и учесть местные особенности школы, внести существенные дополнения в содержание образования, трудовой и профессиональной направленности в работе с учащимися.

Изучение исследовательского материала на занятиях в соответствии с желаниями и способностями школьников повышает эффективность их учебных занятий, развивает интерес у ребят к естественным наукам, делает более устойчивыми и целенаправленными их интересы к определенным видам практической деятельности, готовит учащихся к самообразованию по окончании школы. Кроме того, углубленное рассмотрение ряда научных проблем на современном уровне имеет большое воспитательное значение в формировании научного мировоззрения учащихся.

«Азбука исследовательской деятельности» представляет собой своеобразный практикум по применению различных современных исследовательских методик естественно - научной направленности для учащихся среднего школьного возраста.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры курса «Азбука исследовательской деятельности» определяются спецификой естественных наук, на знания которых он опирается. В качестве ценностных ориентиров курса выступают объекты, изучаемые в курсах биологии, химии, географии, экологии, технологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении способов познания и исследования окружающей нас действительности.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения курса, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • в ценности методов исследования живой и неживой природы;

  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

  • понимания необходимости здорового образа жизни;

  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

Курс «Азбука исследовательской деятельности» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования методики и приемы исследований;

  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате изучения «Азбуки исследовательской деятельности» ученик должен знать/понимать:

  • Многообразие естественных наук, объекты и методы их исследований.

  • Простейшие исследовательские методики, применяемые человеком в быту.

  • Простейшие исследовательские методики, применяемые человеком в сельском хозяйстве, строительстве, искусстве.

  • Простейшие исследовательские методики мониторинга состояния окружающей среды.

  • Простейшие исследовательские методики, применяемые человеком для сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих людей.

  • Основные источники и способы получения информации для исследований.

  • Приемы безопасного использования оборудования для исследований.

Уметь:

  • Правильно применять приборы и различные виды оборудования для исследований.

  • Применять приемы моделирования объектов или ситуаций в ходе конкретного исследования.

  • Проводить очистку загрязненных веществ различными способами.

  • Составлять коллекции различной тематики и систематизировать в них информацию.

  • Применять на практике конкретные способы обработки материалов из стекла, керамики, полимерных материалов, рационально их расходовать.

  • Проводить простейший химический анализ веществ, их степени загрязненности.

  • Применять простейшие методики исследования состояния здоровья человека.

  • Публично представлять результаты собственных проектов, исследований.

  • Отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством в том числе экологических,

  • Объяснения явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • Оценки влияния различных видов загрязнений окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

  • Безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;

  • Распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

  • Оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;

  • Критической оценки достоверности информации, поступающей из различных источников.

Содержание учебного предмета

Введение (2 часа): Система естественных наук. Методы исследования в естественных науках.

Практические работы: Техника безопасности при работе в научной лаборатории. Приборы и оборудование юного исследователя.

Раздел 1. Исследовательские методики в повседневной жизни человека (12 часов): Вода - океан «жизни». Круговорот воды в природе. Экологические проблемы чистой воды. Уникальный мир солей. Симметрия в мире кристаллов солей. Симметрия в мире кристаллов солей. Спички - уникальное изобретение человека. «Бумажные истории» человечества. Бумага на службе у человека. История карандашей и акварельных красок. Чудесный мир стекла. Керамика на службе у человека. Полимерные материалы на службе у человека.

Практические работы:

Моделирование круговорота воды в природе.

Очистка природной воды из загрязненных источников.

Очистка загрязненной морской соли.

Моделирование кристаллических решеток солей.

«Составление коллекции видов бумаг».

Использование бумаги человеком.

Изготовление акварельных красок.

Декоративная обработка изделия из стекла.

Декоративная обработка изделия из керамики.

«Вторая жизнь» полимерных материалов.

Раздел 2. Здоровье, красота и химия (5 часов): Химические вещества в живых организмах. Исследования в медицине. Вредные вещества в моем доме. Средства гигиены и косметики и здоровье человека. Препараты бытовой химии - наши помощники.

Практические работы:

Обнаружение белков, жиров, углеводов, солей и воды в живом организме

Изучение состава домашней аптечки.

Распознавание вредных веществ и их источников дома.

Анализ косметических и моющих средств.

Выведение пятен различными методиками.

Раздел 3. Исследовательские методики в сельском хозяйстве (2 часа): Удобрения: польза или вред? Исследование состава продукта химическим анализом.

Практические работы:

Распознавание удобрений.

Определение нитратов в овощах.

Раздел 4. Исследовательские методики в строительстве и искусстве (2 часа): Из истории уникальных строительных материалов. Путешествие в «Мир искусств».

Практические работы:

Многообразие строительных материалов.

Создание гипсовой формы.

Раздел 5. Мы исследуем свое здоровье (3 часа): Мой режим дня. Мой режим питания. Показатели моего здоровья.

Практические работы:

Составление режима дня.

Составление режима питания.

Исследование показателей здоровья школьника.

Раздел 6. Исследования окружающей среды (8 часов):

Что такое мониторинг?

Мониторинг экологического состояния окружающей среды.

Мониторинг экологического состояния моего жилища.

Мониторинг экологического состояния пришкольного участка.

Практические работы:

Составление карты экологических бедствий моего села

Путешествие по экологической тропе

Моделирование макета «Мой школьный двор»

Защита творческих работ - проектов.

7. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Теория

Практика

Виды деятельности

Виды контроля

Введение ( 2 часа)

1.

Система естественных наук.

1

-

Деловая игра

«Ты-мне, я-тебе», блиц-контроль

2.

Методы исследования в естественных науках

-

Техника безопасности при работе в научной лаборатории. Приборы и оборудование юного исследователя.

Практическая работа

Деловая игра «Я-заведующий лабораторией»

Раздел 1. Исследовательские методики в повседневной жизни человека (12 часов)

3.

Вода - океан «жизни»

1

-

«Путешествие с каплей воды»

Фронтальная беседа

4.

Круговорот воды в природе

-

Моделирование круговорота воды в природе

Моделирование

Демонстрация и защита моделей

5.

Экологические проблемы чистой воды

-

Очистка природной воды из загрязненных источников

Исследование-практикум

Демонстрация результатов очистки и контроль качества

6.

Уникальный мир солей

1

Очистка загрязненной морской соли

Исследование практикум

Демонстрация результатов очистки и контроль качества

7.

Симметрия в мире кристаллов солей

-

Моделирование кристаллических решеток солей

Моделирование

Демонстрация и защита моделей

8.

Спички - уникальное изобретение человека

1

-

Игра - викторина

«Ты-мне, я-тебе», блиц-контроль

9.

«Бумажные истории» человечества.

1

«Составление коллекции видов бумаг»

Практикум по составлению коллекции

Демонстрация и защита коллекций

10.

Бумага на службе у человека

-

Использование бумаги человеком

Моделирование «бумажного древа»

Демонстрация и защита моделей

11.

История карандашей и акварельных красок

1

Изготовление акварельных красок

Игра- путешествие + практическая работа

Демонстрация результатов изготовления красок и контроль качества

12.

Чудесный мир стекла

1

Декоративная обработка изделия из стекла

Игра- путешествие + практическая работа

Демонстрация и защита своего изделия из стекла

13.

Керамика на службе у человека

1

Декоративная обработка изделия из керамики

Практическая работа

Демонстрация и защита своего изделия из керамики

14.

Полимерные материалы на службе у человека

1

«Вторая жизнь» полимерных материалов

Практическая работа

Защита авторской работы

Раздел 2 Здоровье, красота и химия (5 часов)

15.

Химические вещества в живых организмах

1

Обнаружение белков, жиров, углеводов, солей и воды в живом организме

Практическая работа

Составление виртуального фотоальбома с помощью микроскопа - адаптера

16.

Исследования в медицине

1

Изучение состава домашней аптечки

Исследование - практикум

Викторина

17.

Вредные вещества в моем доме

1

Распознавание вредных веществ и их источников дома.

Исследование

Игра- соревнование

18.

Средства гигиены и косметики и здоровье человека

1

Анализ косметических и моющих средств

Практическая работа

Деловая игра

19.

Препараты бытовой химии - наши помощники

-

Выведение пятен различными методиками

Практикум

Демонстрация результатов очистки и контроль качества

Раздел 3. Исследовательские методики в сельском хозяйстве (2 часа)

20.

Удобрения: польза или вред?

1

Распознавание удобрений

Практическая работа

«Работаем с коллекцией удобрений»

21.

Исследование состава продукта химическим анализом

-

Определение нитратов в овощах

Исследование практикум

Творческий отчет по результатам исследования

Раздел 4. Исследовательские методики в строительстве и искусстве (2 часа)

22.

Из истории уникальных строительных материалов

1

Многообразие строительных материалов

Викторина

Беседа

23.

Путешествие в «Мир искусств»

-

Создание гипсовой формы

Практическая работа

Демонстрация гипсовой формы и ее защита

Раздел 5. Мы исследуем свое здоровье (3 часа)

24.

Мой режим дня

-

Составление режима дня

Практическая работа

Защита «Режима дня»

25.

Мой режим питания

-

Составление режима питания

Практическая работа

Защита «Режима питания»

26.

Показатели моего здоровья

1

Исследование показателей здоровья школьника

Практическая работа

Дневник-отчет

Раздел 6. Исследования окружающей среды (8 часов)

27.

Что такое мониторинг?

1

-

Лекция

Беседа

28.

Мониторинг экологического состояния окружающей среды

-

Составление карты экологических бедствий моего села

Практикум

Защита мини-проекта «Карта экологического состояния села»

29.

Мониторинг экологического состояния моего жилища

-

Путешествие по экологической тропе

Исследование

Защита выступления на остановке экологической тропы

30.

Мониторинг экологического состояния пришкольного участка

-

Моделирование макета «Мой школьный двор»

Проектирование

Демонстрация и защита макета

31-32.

Защита творческих проектов учащихся

-

Защита творческих работ - проектов

Проектирование

Защита авторского проекта

33-34.

Резерв

-

-

-





Материально - техническое обеспечение предмета


Литература

1.Проектная деятельность учащихся Н.В. Ширшина. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 год.

2. Практикум по экологии и охране окружающей среды. А. И. Федорова, А. Н.Никольская, Гуманитарный издательский центр Владос, 2008 год.

3.Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. Пер. с нем. / Под ред. Р. Шуберта - М.: Мир, 1999 год.

4. Экология и контроль состояния природной среды. - Ю.А. Израэль, - М.:

Гидрометеоиздат. 2007 год.

5. Введение в экологическую химию. Пер. с англ. - м.: Харборн. Дж., 1998 год.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.edu.ru

2. Российский общеобразовательный портал: school.edu.ru

3. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» him.1september.ru

4.Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu.ru

5. Ресурсы сайта ВИО vio.vchim.info

6. Ресурсы сайта методической поддержки учителей: school.lot.ru

7. Суперхимик: superhimik.com

8.Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» catalog.iot.ru

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсовfcior.edu.ru

10. ХиМиК.ру: сайт о химии: xumuk.ru



© 2010-2022