- Преподавателю
- Другое
- Технологическая карта по обучению грамоте
Технологическая карта по обучению грамоте
Раздел | Другое |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Карх Т.Н. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по обучению грамоте
« Знакомство с буквой Ц ,ц»
1 класс 21 век
Учитель начальных классов: Карх Т.Н.
Тема: Знакомство с буквой Ц, ц.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой буквой Ц, ц; звуком [ц].
Задачи:
-
Предметные: - сформировать представления детей о новом звуке [ц] и букве Ц, ц;
- учить находить новый звук в словах;
- образовывать слова, предложения, словосочетания с новой буквой.
2.Метапредметные:
а) познавательные:
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу;
- проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение;
- искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию.
б) коммуникативные:
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.
в) регулятивные:
- учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль по результату и способу действия.
3. Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
- способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения:
-
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый.
-
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
3. По степени педагогического управления со стороны учителя:
метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Педагогические технологии:
проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
-
Учебник «Букварь» ч.I Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой.
-
Набор фишек, карточки с буквами, словами, лента букв.
-
Рисунки «На что похожа буква».
-
Яйцо . Цыплёнок - мягкая игрушка.
-
Компьютер, презентация.
. Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся выделять новый звук, характеризовать его;
- читать слова, словосочетания с новой буквой;
Метапредметные:
а) познавательные:
- ученик получит возможность учиться добывать информацию;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
- строить логические рассуждения, включая причинно-следственные связи;
б) коммуникативные:
- ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения;
- учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
в) регулятивные:
- ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную;
- составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату.
Личностные: - ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Орг. момент.
Прозвенел звонок для вас,
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Начинается урок.
Тем, кто любит заниматься
Я открою свой секрет -
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет
-Ребята, а вы так же считаете? Почему?
- А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Ведь только с хорошим настроением любая работа спорится, любое дело делается.
- Я надеюсь, что такое настроение у вас останется до конца урока.
Создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Организовываю настрой на урок, актуализирую внимание учащихся.
Отвечают на поставленный вопрос.
Выбирают смайлика с соответствующим настроением.
2
Актуализация знаний.
Введение в тему урока.
Игра «Рифмы».
Це-це-це - скучно принцу во (дворце).
Ца-ца-ца - нет у бублика (конца)
Цо-цо-цо - снесла курица (яйцо)
К нам явился в жёлтой шубке
И сказал: «Прощай, скорлупки!»
- Кто это? (Цыплёнок.)
-Конечно, это цыплёнок. А зовут его Цып.
- Именно он главный герой нашего урока.
А)- Ребята, посмотрите, какой он хорошенький, маленький, беспомощный.
- Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып).
- Давайте позовём цыплёнка.
В) - Представим, что мы его взяли в руки, погладили, успокоили. На улице холодно, морозно. Согреем цыплёнка своим дыханием. Через нос вдыхаем прохладный воздух, а выдыхаем тёплый. (4-5 раз).
- Цып не случайно пришёл к нам на уроке. Он принёс новый звук. Вы догадались какой?
- Почему вы так решили?
- Выделите первый звук в слове цыплёнок. Выделите первый звук в слове Цып.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой ц.)
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале,
Есть слова, где Ц - в конце.
.
Провожу фонетическую разминку
Организую работу по определению темы урока.
Делают фонетическую разминку.
Формулируют тему,
3
Целеполагание.
-Сегодня мы продолжим путешествие по страницам «Букваря»
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. Предположения детей: знакомиться с новой буквой моделировать звуковые схемы слов соотносить схемы со словами, которые зашифрованы в картинках познакомимся с новым правилом решать кроссворды отгадывать загадки читать слоги, слова и предложения с новой буквой
Организую работу по определению задач урока.
Ставят учебную задачу урока.
4
Изучение нового. Проблемная ситуация.
1. Фонетическая разминка.
- Цыплёнок, где ты? Не отзывается. Ребята, как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)
- Произнесите отчётливо первый звук. Расскажите о нем.
Вывод: согласный, глухой, непарный, твёрдый.
2. Звукобуквенный анализ слов «цапля», «синица».
- Отгадайте загадку.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля.)
- Закройте глаза и представьте цаплю. Расскажите о своих представлениях.
Окраска цапли - бурая, жёлтая, белая. Шея тонкая, клюв длинный. Цапли летают медленно. Питаются водными животными, насекомыми, иногда ужами. Гнездо строят самцы, самки высиживают яйца.
- Проведём исследование: какие особенности имеет звук [ц].
Работа в парах по рядам:
1 ряд - Выполните звуковой анализ слова «синица».
- Вы видели синиц? А слышали? Почему их так назвали? (Синицы попискивают: си-си-си.)
- Зима - трудное время для птиц. Как мы можем им помочь?
2 ряд - Выполните звуковой анализ слова «цапля».
- Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, твёрдые.)
Вывод: звук [ц] - твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.
Цып-цып-цып, пришли цыплятки,
Букву Ц нашли на грядке.
- Рассмотрите букву Ц.
3. Знакомство с буквой.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце,
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
А. Шибаев
- На что похожа буква Ц?
Буква Ц - внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Е. Тарлапан
4.Назовите слова по картининке, в которых есть буква ц, определите её место в слове
5.Буква Ц будет дружить с буквами Ж и Ш. А почему? Может кто то сказать?
6. Физкультминутка. (под музыку)
Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на тонкой ножке.
А ещё кружился смело,
Крылышком махал умело
Он спешил себе домой,
К милой мамочке родной.
.
Читаю загадку
Раздаю схемы слов и цветные квадратики
Организую работу в парах с взаимопроверкой
Показываю букву
Читаю стих про букву Ц
Вывешиваю картинку с буквой Ц
Организовываю отдых
Делают фонетическую разминку
Отгадывают загадки
Составляют рассказ о цапле
Выполняют звуковой анализ слов
Исследуют новый звук, дают его характеристику
Знакомятся с новой буквой, заучивают стих про неё.
Называют слова, определяют место нового звука
Выполняют движения по тексту
5
Первичное закрепление нового материала.
-
Формирование навыков чтения.
А сейчас, друзья, узнаем
Хорошо ли мы читаем.
Чётко, громко говори
А на паузах замри.
Целым словом прочитай
На «отлично» отвечай!
-При чтении всегда нужно помнить - у звука [ц] нет мягкой пары. Все слоги-слияния читаем твёрдо. Буквы И и Е не оказывают на Ц никакого влияния. Звук [ц] всегда произносится твёрдо.
Дифференцированная работа:
Чтение слогов (1 группа)
-Прочитайте слова, которые заканчиваются на слог ЦЫ.(2 группа)( в учебнике)
2) Отгадывание загадок, составление слов в кроссворде. Мы внимательно читаем и работу продолжаем.
(3 группа) Работаем на странице 139. -Выберите для самостоятельного чтения одну из загадок Корнея Ивановича Чуковского. Прочитайте загадку - стихотворение про себя, приготовьтесь читать вслух.
-Кто готов прочитать 1 загадку? Читаем чётко, громко, выразительно. Кто это?
Кто прочитает 2 загадку? Что это?
-Загадки отгадали, а теперь нужно заполнить строки кроссворда. Ребята, а как распределить эти слова в кроссворде? (По горизонтали - цыплёнок, по вертикали - огурец) (2 ученика у доски заполняют строки нужными буквами)
3) Работа в группах
А)-Составьте из слогов слова, прочитайте эти слова.
Цве - ток цап - ля огу - рец си - ни- ца
Б) - Работаем в парах по карточке «Составь словосочетания».
зелёное
лицо
радостное
лягушка
весёлый
цирк
широкая
скворец
голосистый
улица
4) Знакомство со сказкой Георгия Юдина «Цыплёнок Цып». -А у нас на уроке ещё одно знакомство. Послушайте сказку Георгия Юдина «Цыплёнок Цып», запомните слова со звуком ц, которые вам встретятся в этой сказке. (Дети называют слова со звуком ц) -Какой совет цыплёнку дала Цапля? (Чтобы учить - надо самому знать) -Чему учит сказка? (Надо всему учиться)
Организовываю практическую работу.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы н
.
Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Читают слоги, слова с использованием интерактивного ресурса
Читают и отгадывают загадки, заполняют строки кроссворда с помощью магнитных букв. Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.
Составляют слова из слогов
Запоминают и называют слова, в которых услышали новый звук
6
Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, как вы думаете, цыплёнок Цып получил новые знания на уроке? (Он познакомился с новой буквой Ц, которая обозначает твёрдый звук [ц]) -Что особенного в новой букве? ( Обозначает согласный, твёрдый, непарный звук. Буквы И и Е не оказывают на букву Ц никакого влияния. Звук [ц] - произносится всегда твёрдо)
Завершается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
Давайте, вспомним, какие цели мы поставили в начале урока?
- Как вы думаете, мы справились с ними?
-Оцените свою работу на уроке. Выберите одно из предложений.
На уроке я был активным и внимательным. Я всё запомнил. (весёлый смайлик)
Я работал хорошо. Но в некоторых заданиях я сомневался. ( немного грустный смайлик)
Не всё получилось, как хотелось бы. Ещё придётся потрудиться.( совсем грустный смайлик)
Прикрепите ваши смайлики на «Дерево успехов»
-Осталось ли у вас настроение таким, каким оно было в начале урока?
- Спасибо за урок! Я очень довольна вами !
Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности.
Организую рефлексию, самооценку учебной деятельности
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.
Работают со смайликами. Оценивают свою работу на уроке