Технологическая карта по обучению грамоте

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по обучению грамоте

« Знакомство с буквой Ц ,ц»

1 класс 21 век



Учитель начальных классов: Карх Т.Н.



Тема: Знакомство с буквой Ц, ц.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой буквой Ц, ц; звуком [ц].

Задачи:

  1. Предметные: - сформировать представления детей о новом звуке [ц] и букве Ц, ц;

- учить находить новый звук в словах;

- образовывать слова, предложения, словосочетания с новой буквой.

2.Метапредметные:

а) познавательные:

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение;

- искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию.

б) коммуникативные:

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.

в) регулятивные:

- учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия.

3. Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения:

  1. По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый.

  2. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

3. По степени педагогического управления со стороны учителя:

метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Педагогические технологии:

проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Учебник «Букварь» ч.I Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой.

  2. Набор фишек, карточки с буквами, словами, лента букв.

  3. Рисунки «На что похожа буква».

  4. Яйцо . Цыплёнок - мягкая игрушка.

  5. Компьютер, презентация.

. Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся выделять новый звук, характеризовать его;

- читать слова, словосочетания с новой буквой;

Метапредметные:

а) познавательные:

- ученик получит возможность учиться добывать информацию;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

- строить логические рассуждения, включая причинно-следственные связи;

б) коммуникативные:

- ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения;

- учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

в) регулятивные:

- ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную;

- составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату.

Личностные: - ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.



Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг. момент.

Прозвенел звонок для вас,

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо,

Начинается урок.

Тем, кто любит заниматься

Я открою свой секрет -

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет

-Ребята, а вы так же считаете? Почему?

- А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Ведь только с хорошим настроением любая работа спорится, любое дело делается.

- Я надеюсь, что такое настроение у вас останется до конца урока.

Создание условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность





Организовываю настрой на урок, актуализирую внимание учащихся.







Отвечают на поставленный вопрос.

Выбирают смайлика с соответствующим настроением.

2

Актуализация знаний.

Введение в тему урока.

Игра «Рифмы».

Це-це-це - скучно принцу во (дворце).

Ца-ца-ца - нет у бублика (конца)
Цо-цо-цо - снесла курица (яйцо)
К нам явился в жёлтой шубке
И сказал: «Прощай, скорлупки!»
- Кто это? (Цыплёнок.)
-Конечно, это цыплёнок. А зовут его Цып.

- Именно он главный герой нашего урока.

А)- Ребята, посмотрите, какой он хорошенький, маленький, беспомощный.

- Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып).

- Давайте позовём цыплёнка.

В) - Представим, что мы его взяли в руки, погладили, успокоили. На улице холодно, морозно. Согреем цыплёнка своим дыханием. Через нос вдыхаем прохладный воздух, а выдыхаем тёплый. (4-5 раз).

- Цып не случайно пришёл к нам на уроке. Он принёс новый звук. Вы догадались какой?

- Почему вы так решили?

- Выделите первый звук в слове цыплёнок. Выделите первый звук в слове Цып.

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой ц.)

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц - в начале,

Есть слова, где Ц - в конце.

.



Провожу фонетическую разминку





Организую работу по определению темы урока.



Делают фонетическую разминку.





Формулируют тему,

3

Целеполагание.

-Сегодня мы продолжим путешествие по страницам «Букваря»

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. Предположения детей:  знакомиться с новой буквой  моделировать звуковые схемы слов  соотносить схемы со словами, которые зашифрованы в картинках  познакомимся с новым правилом решать кроссворды  отгадывать загадки  читать слоги, слова и предложения с новой буквой

Организую работу по определению задач урока.

Ставят учебную задачу урока.

4

Изучение нового. Проблемная ситуация.

1. Фонетическая разминка.

- Цыплёнок, где ты? Не отзывается. Ребята, как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)

- Произнесите отчётливо первый звук. Расскажите о нем.

Вывод: согласный, глухой, непарный, твёрдый.

2. Звукобуквенный анализ слов «цапля», «синица».

- Отгадайте загадку.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

(Цапля.)

- Закройте глаза и представьте цаплю. Расскажите о своих представлениях.

Окраска цапли - бурая, жёлтая, белая. Шея тонкая, клюв длинный. Цапли летают медленно. Питаются водными животными, насекомыми, иногда ужами. Гнездо строят самцы, самки высиживают яйца.

- Проведём исследование: какие особенности имеет звук [ц].

Работа в парах по рядам:

1 ряд - Выполните звуковой анализ слова «синица».

- Вы видели синиц? А слышали? Почему их так назвали? (Синицы попискивают: си-си-си.)

- Зима - трудное время для птиц. Как мы можем им помочь?

2 ряд - Выполните звуковой анализ слова «цапля».

- Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, твёрдые.)

Вывод: звук [ц] - твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.

Цып-цып-цып, пришли цыплятки,

Букву Ц нашли на грядке.

- Рассмотрите букву Ц.

3. Знакомство с буквой.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце,

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

А. Шибаев

- На что похожа буква Ц?

Буква Ц - внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Е. Тарлапан

4.Назовите слова по картининке, в которых есть буква ц, определите её место в слове

5.Буква Ц будет дружить с буквами Ж и Ш. А почему? Может кто то сказать?

6. Физкультминутка. (под музыку)

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке.

А ещё кружился смело,

Крылышком махал умело

Он спешил себе домой,

К милой мамочке родной.

.





Читаю загадку









Раздаю схемы слов и цветные квадратики

Организую работу в парах с взаимопроверкой





Показываю букву





Читаю стих про букву Ц

Вывешиваю картинку с буквой Ц





Организовываю отдых

Делают фонетическую разминку





Отгадывают загадки



Составляют рассказ о цапле





Выполняют звуковой анализ слов



Исследуют новый звук, дают его характеристику







Знакомятся с новой буквой, заучивают стих про неё.





Называют слова, определяют место нового звука



Выполняют движения по тексту

5

Первичное закрепление нового материала.

  1. Формирование навыков чтения.

А сейчас, друзья, узнаем

Хорошо ли мы читаем.

Чётко, громко говори

А на паузах замри.

Целым словом прочитай

На «отлично» отвечай!

-При чтении всегда нужно помнить - у звука [ц] нет мягкой пары. Все слоги-слияния читаем твёрдо. Буквы И и Е не оказывают на Ц никакого влияния. Звук [ц] всегда произносится твёрдо.

Дифференцированная работа:

Чтение слогов (1 группа)

-Прочитайте слова, которые заканчиваются на слог ЦЫ.(2 группа)( в учебнике)

2) Отгадывание загадок, составление слов в кроссворде. Мы внимательно читаем и работу продолжаем.

(3 группа) Работаем на странице 139. -Выберите для самостоятельного чтения одну из загадок Корнея Ивановича Чуковского. Прочитайте загадку - стихотворение про себя, приготовьтесь читать вслух.

-Кто готов прочитать 1 загадку? Читаем чётко, громко, выразительно. Кто это?

Кто прочитает 2 загадку? Что это?

-Загадки отгадали, а теперь нужно заполнить строки кроссворда. Ребята, а как распределить эти слова в кроссворде? (По горизонтали - цыплёнок, по вертикали - огурец) (2 ученика у доски заполняют строки нужными буквами)

3) Работа в группах

А)-Составьте из слогов слова, прочитайте эти слова.

Цве - ток цап - ля огу - рец си - ни- ца

Б) - Работаем в парах по карточке «Составь словосочетания».

зелёное

лицо

радостное

лягушка

весёлый

цирк

широкая

скворец

голосистый

улица

4) Знакомство со сказкой Георгия Юдина «Цыплёнок Цып». -А у нас на уроке ещё одно знакомство. Послушайте сказку Георгия Юдина «Цыплёнок Цып», запомните слова со звуком ц, которые вам встретятся в этой сказке. (Дети называют слова со звуком ц) -Какой совет цыплёнку дала Цапля? (Чтобы учить - надо самому знать) -Чему учит сказка? (Надо всему учиться)

Организовываю практическую работу.





Организует выполнение учащимися самостоятельной работы н

.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.



Читают слоги, слова с использованием интерактивного ресурса



Читают и отгадывают загадки, заполняют строки кроссворда с помощью магнитных букв. Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение.



Составляют слова из слогов

Запоминают и называют слова, в которых услышали новый звук

6

Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, как вы думаете, цыплёнок Цып получил новые знания на уроке? (Он познакомился с новой буквой Ц, которая обозначает твёрдый звук [ц]) -Что особенного в новой букве? ( Обозначает согласный, твёрдый, непарный звук. Буквы И и Е не оказывают на букву Ц никакого влияния. Звук [ц] - произносится всегда твёрдо)

Завершается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Давайте, вспомним, какие цели мы поставили в начале урока?

- Как вы думаете, мы справились с ними?

-Оцените свою работу на уроке. Выберите одно из предложений.

 На уроке я был активным и внимательным. Я всё запомнил. (весёлый смайлик)

 Я работал хорошо. Но в некоторых заданиях я сомневался. ( немного грустный смайлик)

 Не всё получилось, как хотелось бы. Ещё придётся потрудиться.( совсем грустный смайлик)

Прикрепите ваши смайлики на «Дерево успехов»

-Осталось ли у вас настроение таким, каким оно было в начале урока?

- Спасибо за урок! Я очень довольна вами !



Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности.





Организую рефлексию, самооценку учебной деятельности

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.







Работают со смайликами. Оценивают свою работу на уроке





© 2010-2022