Индивидуальная программа самообразования учителя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»


Индивидуальная образовательная программа


учителя русского языка и литературы


Титковой Ольги Николаевны


Сроки реализации программы: 2016-2018гг.













Методическая тема:

Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС.

Цель методической работы: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства и компетенций в области учебного предмета и методики преподавания с учётом требований ФГОС.

Рефлексивный анализ педагогической деятельности.

"Для жизни, а не для школы учимся мы".

Сенека

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора - вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.

Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.

Проблема.

Традиционный урок построен по принципу: "Делай как я - и все будет правильно". Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках.

Все они применимы на уроке русского языка, однако, по моему мнению, ключевыми все же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.

В рамках деятельностного подхода целесообразно организовать работу с образцовым художественным текстом небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий.

Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания (чтение и слушание) и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствует формированию мотивации к творческой деятельности. Творческими заданиями могут быть как спонтанные речевые высказывания по восприятию и осмыслению текста, так и письменные тексты, созданные обучающимися.

Гипотеза (с указанием предполагаемых результатов деятельности по самообразованию).

Ожидаемые результаты:

  • работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

  • повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

  • активизация творческой деятельности.

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета.

Тема самообразования: Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.

Цель: развитие устной и письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной теме.

  • Развивать интерес к своему предмету.

  • Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.

  • Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.

  • Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.

План самообразования по форме:

Этапы самообразования

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

1.Диагностический

  1. Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты: «Русский язык и литература в школе», «Первое сентября. Русский язык» и др.

  2. Изучение КИМов ГИА, ЕГЭ - 2016 (на ФИПИ)

  3. Изучение статьи Е.С.Романичевой «К вопросу о подготовке учителей-

словесников в рамках Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования «Педагогическое

образование»(«Литература в школе», №10,2015)

сентябрь

ШМО, беседа с заместителем директора

Изучение статей и презентаций передовых педагогов и лингвистов М.М. Нарушевич, Г.T. Егораевой, Л.М.Бенделеевой в Интернете на сайтах капканы-егэ.рф/, по уши в ГИА.рф.

Октябрь декабрь

ШМО, беседа с заместителем директора

Изучение инновационных методов работы учителей школы, района

В течение года

ШМО

2. Прогностический

1.Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам русский язык и литература.

2.Разработка приёмов для совершенствования уровня развития устной и письменной речи.

3.Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы.

4. Разработка технологии игровых форм обучения на уроках с целью повышения интереса к предмету.

5. Разработка содержания контрольных работ и диктантов для текущего и итогового контроля, тестов.

6. Разработка конспектов уроков, презентаций, методических разработок.

Январь



В течение года

Методсовет, ШМО

3. Практический

1. Открытый урок по русскому языку в 5 классе

2. Размещение конспектов уроков, методических разработок на сайтах edu.54. и nsportal

3. Посещение уроков коллег.

4.Участие в работе школьного и районного МО.

5.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня, отслеживание результатов участия обучающихся.

Февраль март

Открытые уроки, собеседования с коллегами,

заместителем директора,

ШМО

4. Обобщающий

1.Выступление на заседании районного МО учителей по теме «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы»

2.Выступление на педагогическом совете по теме «Использование современных технологий как средства развития устной и письменной речи»

3.Разработка рекомендаций по теме.

4.Составление РП по предмету с учётом полученных результатов.

7. Публикация статьи о результатах работы по теме на педагогических сайтах.

Апрель май

Выступление метод. совете, ШМО, педсовете

5. Внедренческий

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном и персональном сайтах.

сайт, педсовет, творческая группа и др.


© 2010-2022