- Преподавателю
- Другое
- Индивидуальная программа самообразования учителя
Индивидуальная программа самообразования учителя
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Титкова О.Н. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальная образовательная программа
учителя русского языка и литературы
Титковой Ольги Николаевны
Сроки реализации программы: 2016-2018гг.
Методическая тема:
Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС.
Цель методической работы: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства и компетенций в области учебного предмета и методики преподавания с учётом требований ФГОС.
Рефлексивный анализ педагогической деятельности.
"Для жизни, а не для школы учимся мы".
Сенека
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора - вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.
Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.
Проблема.
Традиционный урок построен по принципу: "Делай как я - и все будет правильно". Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов, подробно описанных в различных источниках.
Все они применимы на уроке русского языка, однако, по моему мнению, ключевыми все же являются принципы деятельности и творчества. Таким образом, уместно говорить о творческой деятельности на уроке, в результате которой ученик не только открывает новое для себя знание, но и творчески реализует его.
В рамках деятельностного подхода целесообразно организовать работу с образцовым художественным текстом небольшого объема, который можно использовать как для анализа, так и для творческих заданий.
Результатом творческой деятельности должно стать понимание смыслового содержания речевого высказывания (чтение и слушание) и ответная речевая деятельность (говорение и письмо). Смысловой анализ текста способствует формированию мотивации к творческой деятельности. Творческими заданиями могут быть как спонтанные речевые высказывания по восприятию и осмыслению текста, так и письменные тексты, созданные обучающимися.
Гипотеза (с указанием предполагаемых результатов деятельности по самообразованию).
Ожидаемые результаты:
-
работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
-
повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;
-
активизация творческой деятельности.
-
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета.
Тема самообразования: Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся и формирование их лингвистической компетенции.
Задачи:
-
Изучить и проанализировать литературу и практический опыт по данной теме.
-
Развивать интерес к своему предмету.
-
Активизировать самостоятельную познавательную деятельность ученика, совершенствовать речевое творчество учащихся.
-
Формировать у учеников навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни.
-
Обучать детей умению правильно воспринимать чужой текст и создавать свой.
План самообразования по форме:
Этапы самообразования
Содержание деятельности
Сроки
Подведение итогов
1.Диагностический
-
Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты: «Русский язык и литература в школе», «Первое сентября. Русский язык» и др.
-
Изучение КИМов ГИА, ЕГЭ - 2016 (на ФИПИ)
-
Изучение статьи Е.С.Романичевой «К вопросу о подготовке учителей-
словесников в рамках Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования «Педагогическое
образование»(«Литература в школе», №10,2015)
сентябрь
ШМО, беседа с заместителем директора
Изучение статей и презентаций передовых педагогов и лингвистов М.М. Нарушевич, Г.T. Егораевой, Л.М.Бенделеевой в Интернете на сайтах капканы-егэ.рф/, по уши в ГИА.рф.
Октябрь декабрь
ШМО, беседа с заместителем директора
Изучение инновационных методов работы учителей школы, района
В течение года
ШМО
2. Прогностический
1.Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам русский язык и литература.
2.Разработка приёмов для совершенствования уровня развития устной и письменной речи.
3.Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы.
4. Разработка технологии игровых форм обучения на уроках с целью повышения интереса к предмету.
5. Разработка содержания контрольных работ и диктантов для текущего и итогового контроля, тестов.
6. Разработка конспектов уроков, презентаций, методических разработок.
Январь
В течение года
Методсовет, ШМО
3. Практический
1. Открытый урок по русскому языку в 5 классе
2. Размещение конспектов уроков, методических разработок на сайтах edu.54. и nsportal
3. Посещение уроков коллег.
4.Участие в работе школьного и районного МО.
5.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня, отслеживание результатов участия обучающихся.
Февраль март
Открытые уроки, собеседования с коллегами,
заместителем директора,
ШМО
4. Обобщающий
1.Выступление на заседании районного МО учителей по теме «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы»
2.Выступление на педагогическом совете по теме «Использование современных технологий как средства развития устной и письменной речи»
3.Разработка рекомендаций по теме.
4.Составление РП по предмету с учётом полученных результатов.
7. Публикация статьи о результатах работы по теме на педагогических сайтах.
Апрель май
Выступление метод. совете, ШМО, педсовете
5. Внедренческий
1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном и персональном сайтах.
сайт, педсовет, творческая группа и др.