• Преподавателю
  • Другое
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практической работы по ПМ 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практической работы по ПМ 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

гуманитарно-педагогический колледж









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



по выполнению практической работы

по ПМ 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

39.02.01 Социальная работа















Форма обучения:заочная








2015 г.

ОДОБРЕНЫ

Предметно - цикловой комиссией социально-экономических дисциплин

Протокол № ___

От «___» _______________20___ г.

Председатель:

____________/ Бакуева О.Н

подпись Ф.И.О.

Разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

39.02. 01 Социальная работа


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_________________/_Титова Е.Б./

подпись Ф.И.О.











Составитель: преподаватель специальных дисциплин ГГТУ ГПК В.Ю.Ковалева

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование колледжа/техникума



Согласовано с работодателем: _________________________________________________

Ф.И.О., должность, наименвание предприятия

















Организация практической работы

по ПМ 03 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Практическая работа призвана способствовать формированию профессиональных компетенций:

ПК 3.1.

ПК 3.2.

ПК 3.3.

ПК 3.4.

ПК 3.5.

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 7.

ОК 8.

ОК 9.

ОК 10.

ОК 11.

ОК 12.

ОК 13.



Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Критерии оценки

Оценка

проверка теоретической готовности к выполнению ПЗ

5 баллов

соответствие выводов

установленным правовым нормам

1 балл

определение обязательных реквизитов и существенных условий ответа

2 балла

полнота выполнения задания

3 балла

«5» - 11 баллов

«4» - 10-9 баллов

«3» - 8-5 баллов



МДК 03.01. Нормативно-правовые основы социальной работы с лицами из групп риска (8 часов).

  1. Тема: "Законодательство РФ и Московской области в сфере политики социальной защиты лиц из группы риска".

Вид занятия: практическое

Форма работы: составление таблицы:

Название нормативно-правового документа по социальной защите лиц из группы риска

Общее положение документа

Цель работы: рассмотреть и проанализировать функции учреждений медико-социальной помощи.

Пакет документов для выполнения:

1.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учебное пособие. - М., 2012г.

2. Галаганов В,П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации; Учебное пособие 176 с.,2013, Academia

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- анализ и составление шаблона таблицы

- заполнение таблицы

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения 2 часа).

2) Тема «Региональные социально-экономические особенности, влияющие на увеличение числа людей групп риска, попавшие в ТЖС».

Вид занятия: практическое

Форма работы: составление таблицы:

Название учреждения медико-социальной помощи.


Категория лиц из групп риска

Краткая характеристика деятельности учреждения


Цель работы: проанализировать социально-экономические особенности влияющие на увеличение числа людей групп риска, рассмотреть формы работы с данной категорией населения.

Пакет документов для выполнения:

1.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: учебное пособие. - М., 2012г.

2. Галаганов В,П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации; Учебное пособие 176 с.,2013, Academia

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- анализ и составление шаблона таблицы

- заполнение таблицы

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения 2 часа).

3) Тема «Статус лиц без определенного места жительства».

Вид занятия: практическое

Форма работы: разработка презентации (приложение 1).

Цель работы: анализ положения лиц без определенного места жительства

Пакет документов для выполнения:

1.Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. - М.: Издательство Московского психологического института; Воронеж: Издательсво НПО МОДЭК«, 2011. - 464 с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полненный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 464с

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

4) Тема: " Законодательно-правовые основы социальной работы с лицами с девиантным поведением".


Вид занятия: практическое

Форма работы: написание ЭССЕ (приложение 2).

Цель работы: рассмотреть и проанализировать законодательно-правовые основы социальной работы с лицами с девиантным поведением

Пакет документов для выполнения:

1.Кравченко А.И. Социальная работа: учеб. - М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2012. - 416 с.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- написание ЭССЕ

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска

(14 часов) .

1) Тема: "Изучение ТЖС и причин ее возникновения применительно к конкретной личности и территории".

Вид занятия: практическое

Форма работы: составление глоссария по теме: " ТЖС и причины ее возникновения" (приложение 3).

Цель работы: проанализировать причины возникновения ТЖС

Пакет документов для выполнения:

1. Семейное право Гомола А.И. 2014 - 176с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

2) Тема: " Система работы с дезадаптированными детьми и подростками.".

Вид занятия: практическое

Форма работы: заполнение таблицы по теме: " Система работы с дезадаптированными детьми и подростками ".

№/п

Краткая характеристика

дезадептированных детей и подростков

Задачи деятельности учреждений для дезадептированных детей и подростков

Технология реабилитации дезадаптированных детей и подростков


Цель работы: анализ системы работы с дезадаптированными детьми и подростками.

Пакет документов для выполнения:

1. Семейное право Гомола А.И. 2014 - 176с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

3) Тема: " Работа с интернет материалами по правовым проблемам с лицами из групп риск".

Вид занятия: практическое

Форма работы: анализ российского законодательства по плану:

1.Правовая и социальная защита людей, подвергшихся воздействию со стороны лиц с девиантным поведением.

2. Особенности государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением.

3. Законодательно-правовые основы социальной работы с лицами с девиантным поведением.

Цель работы: проанализировать нормативно-правовые документы по правовым проблемам с лицами из групп риск.

Пакет документов для выполнения:

1. Семейное право Гомола А.И. 2014 - 176с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

4) Тема: " Технология оказание социальной помощи лицам с девиантным поведением их семьям".

Вид занятия: практическое

Форма работы: заполнение таблицы:

№/п

виды психосоциальной помощи лицам с девиантным поведением их семьям

Формы профилактической работы с лицами с девиантным поведением и их семьям

принципы психопрофилактической работы с лицами с девиантным поведением и их семьям

задачи психологического вмешательства при девиантном поведении


Цель работы: проанализировать технологию оказание социальной помощи лицам с девиантным поведением их семьям.

Пакет документов для выполнения:

1. Семейное право Гомола А.И. 2014 - 176с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

5) Тема: " Использование ТК РФ при защите нарушенных прав работников из числа вынужденных переселенцев ".

Вид занятия: практическое

Форма работы: анализ ТК РФ при защите нарушенных прав работников из числа вынужденных переселенцев по плану:

  1. Занятость населения в России.

  2. Понятие и виды безработицы, определенные трудовым законодательством.

  3. Государственная политика в области занятости населения.

  4. Государственные гарантии безработным гражданам.

  5. Программы содействия занятости населения.

Цель работы: проанализировать нормативно-правовые документы при защите нарушенных прав работников из числа вынужденных переселенцев.

Пакет документов для выполнения:

1. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. чред. проф. учеб. заведений/Н.М.Платонова, Г.Ф.Нестерова.-3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013.-400 с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

6) Тема: " Использование Уголовного кодекса РФ при защите прав несовершеннолетнего, попавшего в экстремальную ситуацию".

Вид занятия: практическое

Форма работы: составление глоссария по теме: " Понятия уголовного кодекса РФ при защите прав несовершеннолетнего, попавшего в экстремальную ситуацию " (приложение 3).

Цель работы: проанализировать уголовный кодекс при защите прав несовершеннолетнего, попавшего в экстремальную ситуацию.

Пакет документов для выполнения:

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ с изм. от 21.02.2010 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. Обновление 01.04.2010.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

7) Тема: " Профессиональная переподготовка и трудоустройство бывших военнослужащих".

Вид занятия: практическое

Форма работы: анализ российского законодательства по плану:

Особенности правового статуса военнослужащих в России.

  1. Основные права, обязанности и социальные гарантии военнослужащих.

  2. Правовые гарантии для военнослужащих, проходящих службу по призыву.

  3. Социальная защищенность военнослужащих.

  4. Социальные гарантии военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей. Профессиональная переподготовка и трудоустройство бывших военнослужащих.

Цель работы: проанализировать уголовный кодекс при защите прав несовершеннолетнего, попавшего в экстремальную ситуацию.

Пакет документов для выполнения:

1. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

МДК 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

(12 часов).

1) Тема: " Выявление лиц группы риска, оказавшихся в ТЖС. Составление индивидуального плана оказания помощи".

Вид занятия: практическое

Форма работы: составление индивидуального плана оказания помощи.

Цель работы: выявление лиц группы риска, оказавшихся в ТЖС и составление индивидуального плана оказания помощи .

Пакет документов для выполнения:

1. Семейное право Гомола А.И. 2014 - 176с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

2) Тема: " Учреждения, оказывающие социальную помощь лицам групп риска".

Вид занятия: практическое

Форма работы: заполнение таблицы:

№/п

Название учреждения, оказывающего социальную помощь лицам групп риска

Краткая характеристика направлений деятельности


Цель работы: анализ деятельности учреждений оказывающих социальную помощь лицам групп риска.

Пакет документов для выполнения:

1. Семейное право Гомола А.И. 2014 - 176с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

3) Тема: " Подбор диагностических методик для изучения проблем лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС".

Вид занятия: практическое

Форма работы: заполнение таблицы:

№/п

Название диагностической методики для изучения проблем лиц из групп риска в ТЖС

Краткая характеристика проведения методики


Цель работы: подбор и анализ диагностических методик для изучения проблем лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС .

Пакет документов для выполнения:

1. Семейное право Гомола А.И. 2014 - 176с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

4) Тема: " Сущность и структура современных миграционных процессов".

Вид занятия: практическое

Форма работы: заполнение таблицы:

№/п

Виды миграционных процессов

Причины миграционных процессов


Цель работы: анализ миграционных процессов.

Пакет документов для выполнения:

1. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. Образования/ М.Н. Гуслова.- 3-е изд. стер.- М.: Издательский центр «Академия» 2011.- 256с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

5) Тема: " Выявление семей, нуждающихся в социальной помощи и услугах. ".

Вид занятия: практическое

Форма работы: заполнение таблицы:

№/п

Категория семей нуждающихся в социальной помощи и услугах

Виды социальной помощи семьям, нуждающимся в социальной помощи и услугах


Цель работы: анализ социальной помощи и услуг, оказываемых семьям в ТЖС.

Пакет документов для выполнения:

1. Семейное право Гомола А.И. 2014 - 176с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

6) Тема: " Определение учреждений и организаций, способных помощь в преобразовании трудной жизненной ситуации людей из групп риска".

Вид занятия: практическое

Форма работы: заполнение таблицы:

№/п

Название учреждения оказывающего помощь людям в ТЖС

Краткая характеристика деятельности учреждения оказывающего помощь людям в ТЖС


Цель работы: анализ деятельности учреждений и организаций, способных помощь в преобразовании трудной жизненной ситуации людей из групп риска.

Пакет документов для выполнения:

1. Семейное право Гомола А.И. 2014 - 176с.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Яковлев М.П. 2013 - 386с. Электр. образов. ресурс.

Порядок выполнения:

1.Проверка теоретической готовности к выполнению практической работы (ПР)

2.Выполнение задания:

- разработка презентации

3. Защита выполненной работы

4. Оценка результата работы согласно критериям

(Время выполнения работы 2 часа).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рекомендации к подготовке мультимедиа-презентаций

Создание материалов-презентаций - это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления её в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объёма, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку - 1,5 ч, максимальное количество баллов - 2.

Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Роль преподавателя:

• помочь в выборе главных и дополнительных элементов
темы;

• консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

  • установить логическую связь между элементами темы;

  • представить характеристику элементов в краткой форме;

  • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
    информации и отобразить в структуре работы;

  • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • правильная структурированность информации;

  • наличие логической связи изложенной информации;

  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

  • работа представлена в срок.

18. Составление анкет, вопросов интервью и беседы - это вид самостоятельной работы студентов по созданию методических средств для проведения психодиагностики (приложение 13). Данный вид заданий требует от студентов развитого критического мышления по осмыслению информации, её структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать её в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных психодиагностических средств требует от него и развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков.

Анкета является методическим средством для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.

Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объёма информации, сложности её структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку - 1ч, максимальное количество баллов - 2.

Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или выполняться в процессе научно-исследовательской работы студента.

Рольпреподавателя:

  • дать целевую установку на выполнение задания;

  • консультировать при затруднении;

Роль студента:

  • изучить информацию по теме;

  • разработать вопросы анкеты, интервью или беседы;

• оформить задание и представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие вопросов теме;

  • охват всей проблематики темы;

  • корректная формулировка вопросов;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа представлена в срок.

Образец оформления презентации

Первый слайд:

Тема информационного сообщения (или иного вида задания):

_____________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О. студента, группа

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя

Второй слайд

План:

1. ______________________________.

2. ______________________________.

3. ______________________________.

Третий слайд

Литература:

Четвертый слайд

Лаконично раскрывает содержание информации, можно

включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы

и другие способы наглядного отображения информации


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рекомендации к подготовке ЭССЕ

Написание эссе - это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку - 4 ч, максимальное количество баллов - 5.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе источников по теме;

  • помочь в формулировании темы, цели, выводов;

  • консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • внимательно прочитать задание и сформулировать тему
    не только актуальную по своему значению, но и оригинальную
    и интересную по содержанию;

  • подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся
    в них информацию;

  • выбрать главное и второстепенное;

  • составить план эссе;

  • лаконично, но ёмко раскрыть содержание проблемы и
    свои подходы к её решению;

  • оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;

  • реалистичность оценки существующего положения
    дел;

  • полезность и реалистичность предложенной идеи;

  • значимость реализации данной идеи, подхода, широта
    охвата;

  • художественная выразительность, яркость, образность
    изложения;

  • грамотность изложения;

  • эссе представлено в срок.

Образец оформления эссе

ЭССЕ

Выполнил Ф.И.О. студента, группа

Тема эссе:

Цель эссе:

При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:

  • Почему выбрали эту тему?

  • В чем состоит актуальность выбранной темы?

  • Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?

  • В чем состоит новизна предлагаемого подхода?

  • Конкретная задача в рамках темы, на решение которой
    направлено эссе?

Содержание эссе:

Анализ актуального положения дел в выбранной области. Актуальные вопросы, задачи.

  • Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.

  • Плюсы и минусы.

  • Изложение собственного подхода / идеи.

  • Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.

  • Практические рекомендации.

  • Перспективы использования данного подхода / его разработки

  • Плюсы и минусы предложенной идеи.

  • Другое.

Приложение 3.

Рекомендации к подготовке глоссария.

Составление глоссария-вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов - 1ч, максимальное количество баллов - 1.

Задания по составлению глоссария вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.

Роль преподавателя:

  • определить тему, рекомендовать источник информации;

  • проверить использование и степень эффективности в
    рамках практического занятия.

Роль студента:

  • прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;

  • подобрать к ним и записать основные определения или
    расшифровку понятий;

• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения
избыточности и повторений);

  • оформить работу и представить в установленный срок.
    Критерии оценки:

  • соответствие терминов теме;

  • многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения
    дисциплины;

  • соответствие оформления требованиям;

  • работа сдана в срок.



© 2010-2022