Дополнительная образовательная программа «Махаббат», для детей 10-13 лет

Дополнительная образовательная программа «Махаббат» рассчитана на детей в возраста 10-13 лет Срок реализации программы -1 год. Цель программы: приобщение детей школьного возраста к культуре казахского народа, к его истокам, познанию быта и традиции предков, постижение своих родословных корней. Содержание программы предусматривает различные формы. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями и др..Итогом деятельности учащихся является воспитание чувства любви ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»


Утверждено

на заседании

педагогического совета

Протокол № __ от _______


Дополнительная образовательная программа


Дополнительная образовательная программа «Махаббат», для детей 10-13 лет




Дополнительная образовательная программа «Махаббат» рассчитана на детей в возрасте 7-14 лет.




Срок реализации дополнительной образовательной программы «Махаббат» -1 год


Авторы дополнительной образовательной программы

«Махаббат» - Илюсизова А.С.


Дополнительная образовательная программа «Махаббат» реализуется в МБОУ Гостеприимная СОШ


Дополнительная образовательная программа «Махаббат» разработана в 2012 году






Ι. Пояснительная записка


Человек, не знающий и не любящий свою культуру,

не уважает культуру других народов.

Народная пословица



Актуальность

Одним из ведущих положений «Конвенции о правах ребенка» является признание его ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Указывая, на роль воспитания И. Ильин отмечал: «Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры»

В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура - чужды.. культура народа отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

Цель программы:

  • приобщение детей школьного возраста, к культуре казахского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

  • реализация языковой практики, через устную речь, песни, пословицы и поговорки, фразеологизмы, афоризмы, крылатые слова и литературу.

Задачи:

  • Развивать элементарные представления об истории и культуре

  • Знакомить с произведениями предметами быта и народного фольклора.

  • Воспитывать интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям народа.

  • Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.

Обучающая:

  • Расширять познание в области устного народного творчества.

  • Создать условия для изучения элементов национальной культуры и истории казахского народа.

Развивающая:

  • Развитие интереса к национальной культуре, языку, традициям.

  • Развитие в процессе игры эмоциональной сферы детей как основы формирования их эмоциональной культуры.

  • Развитие творческих, художественных и познавательных способностей воспитанников на основе ознакомления дошкольников с особенностями национальной культуры.

  • Развитие умения общаться на родном языке.

Воспитательная:

  • Формирование основ культуры поведения в рамках соблюдения национальных культурных традиций.

  • Формирование основы национального самосознания.

Содержание дополнительной образовательной программы «Махаббат» предусматривает различные формы организации кружковой работы. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями и многое другое и т.п. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах.

Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жил казахский народ в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой казахского народа является познавательная деятельность детей, основанная на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия.

БЛОК «Народное творчество» - устное, литературное и певческое.

БЛОК «Национальные традиции казахского народа» - народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, особенности национальной одежды.

БЛОК «Общение на родном языке»- закрепление всего пройденного материала.

При этом активно привлекаются родители, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве.

Прогнозируемые результаты:

  • Знать основы казахской грамматики.

  • Знать историю казахского народа.

  • Иметь представление о традициях и обычаях казахского народа.

  • Уметь применить полученные знания в практической деятельности.

Итогом деятельности учащихся является воспитание у ребят чувства любви и уважения к своему краю, к национальным традициям и национальной культуре, осознание сопричастности с жизнью родного поселка, организация совместной деятельности родителей и детей.

ΙΙ. Учебно-тематический план


БЛОК «Народное творчество» (Устное народное творчество, литературное и певческое творчество)

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Грамматика в таблицах

4

2

2

3

Казахский алфавит

6

3

3

4

Давайте знакомится

4

2

2

5

Моя семья

4

2

2

6

Мой дом

4

2

2

7

Моё село

2

1

1

8

Времена года

2

1

1

9

Домашние животные

2

1

1

10

Дикие животные

2

1

1

11

Казахские легенды

2

1

1

12

Казахские пословицы ,поговорки, загадки

2

1

1

13

Народное искусство (орнамент)

2

1

1

14

Казахские имена

2

1

1

15

Казахские народные инструменты

2

1

1

ИТОГО:

42

21

21






БЛОК «Национальные традиции казахского народа» (Народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, национальная одежда)

№ п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

Традиции и обычаи казахского народа

4

2

2

2

Быт и обряды казахского народа

4

2

2

3

Казахские народные игры и танцы

4

2

2

4

Казахский национальный костюм и предметы быта

4

2

2

ИТОГО:

16

8

8


БЛОК «Общение на родном языке»

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Основы этики казахского народа

2

1

1

2

Разучивание стихов и песен

6


6

3

Итоговое занятие. Поощрение успешно занимавшихся учащихся.

2


2

ИТОГО:

10

1

9


ΙΙΙ. Содержание программы


Кол зан

Тема занятий

Цели и задачи

Практическая часть занятий

2

Вводное занятие

-Ввести школьников в мир культуры и быта казахского народа,

-Познакомить с костюмами и предметами быта.

-Привить любовь и уважение к традициям народа.

Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства казахского народа.

-Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, к родному языку, культуре казахского народа

-Изучение истории, культуры и обычаев казахского народа;

-Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родного села

-Углубить знание о быте и обычаях казахского народа.

Беседа.

4

Грамматика в таблицах


-Работа с источниками информации по поиску и отбору материала


-Лекция.


-Презентация "Культура и традиции казахского народа".


-Изготовление макетов юрт и национальных костюмов


-Совместная работа родителей и детей.

-Изготовление декоративного панно с казахскими орнаментами

6

Казахский алфавит

4

Давайте знакомится

4

Моя семья

4

Мой дом

2

Моё село

2

Времена года

2

Домашние животные

2

Дикие животные

2

Казахские легенды

2

Казахские пословицы, поговорки и загадки

2

Народное искусство (орнамент)

2

Казахские имена

2

Казахские народные инструменты

4

Традиции и обычаи казахов

4

Быт и обряды казахского народа

4

Казахские народные игры и танцы

4

Казахский национальный костюм и предметы быта

2

Основы этики казахского народа

Расширить знания учащихся об этикете

Презентация

6

Разучивание стихов и песен

-Развитие творческих способностей

-Подготовить с учащимися концерт

-Поощрить успешно занимавшихся учащихся.

Репетиции.

Концерт.


2

Итоговое занятие.






МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Основные способы и формы работы с детьми

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 2 астрономических часа (90 минут).

Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.

На первых занятиях преобладают игровые формы, которые дают возможность ребенку «рассказать о себе», познакомиться, учат действию и общению в коллективе.

В игровой форме происходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий. Таким образом, кроме приобретенных новых знаний и умений, происходит обогащение жизненного опыта учащихся.

Основные виды деятельности:

-беседы;

-игровые виды деятельности;

-выразительное чтение;

-изготовление макетов предметов быта.



Средства, необходимые для реализации программы:


  1. Учебный кабинет;

  2. Материалы: тетради, ручки

  3. Наглядность: детали национальных костюмов, обуви, национальные блюда.

  4. ТСО: магнитофон, кассеты с популярной казахской музыкой.

  5. Компьютер, оснащенный звуковыми колонками.

  6. Использование сети Интернет.

  7. Школьная библиотека.

  8. Материальная база для создания костюмов и декораций.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. Б. Керейбаев. Газета «Лик степи».

  2. Традиции и обычаи казахского народа. 1994 год. Алма-Ата изд-во «Рауан»

  3. « Этикет кочевых народов» К.Азербаева

  4. Земля сибирская, дальневосточная. Журнал 7/8 1992 год. -

  5. Ш.К. Ахметова Этнокультурные связи. Новосибирск 2002 год

  6. Грамматика в таблицах (табл 1-16)

  7. Учебник казахского языка «Казак тiлi»










Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Дата

Тема

Кол час

теор

практ

1

20.09

Вводное занятие

2

1

1

2

27.09

Грамматика в таблицах

2

1

1

3

4.10

Грамматика в таблицах

2

1

1

4

11.10

Казахский алфавит

2

1

1

5

18.10

Казахский алфавит

2

1

1

6

25.10

Казахский алфавит

2

1

1

7

2.11

Давайте знакомится

2

1

1

8

9.11

Давайте знакомится

2

1

1

9

16.11

Моя семья

2

1

1

10

23.11

Моя семья

2

1

1

11

30.11

Мой дом

2

1

1

12

6.12

Мой дом

2

1

1

13

13.12

Моё село

2

1

1

14

20.12

Времена года

2

1

1

15

27.12

Домашние животные

2

1

1

16

10.01

Дикие животные

2

1

1

17

17.01

Казахские легенды

2

1

1

18

24.01

Казахские пословицы, поговорки, загадки

2

1

1

19

31.01

Народное искусство (орнамент)

2

1

1

20

7.02

Казахские имена

2

1

1

21

14.02

Казахские народные инструменты

2

1

1

22

21.02

Традиции и обычаи казахского народа

2

1

1

23

28.02

Традиции и обычаи казахского народа

2

1

1

24

7.03

Быт и обряды казахского народа

2

1

1

25

14.03

Быт и обряды казахского народа

2

1

1

26

21.03

Казахские народные игры и танцы

2

1

1

27

28.03

Казахские народные игры и танцы

2

1

1

28

4.04

Казахский национальный костюм и предметы быта

2

1

1

29

11.04

Казахский национальный костюм и предметы быта

2

1

1

30

18.04

Основы этики казахского народа

2

1

1

31

25.04

Разучивание стихов и песен

2


2

32

2.05

Разучивание стихов и песен

2


2

33

16.05

Разучивание стихов и песен

2


2

34

23.03

Итоговое занятие. Поощрение успешно занимавшихся учащихся.

2


2


Всего:


68

30

38


© 2010-2022