Психогимнастика на занятиях ритмики (Мастер-класс)

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детско-Юношеский центр № 14




Мастер- класс по теме: «Психогимнастика» по методике М.И. Чистяковой, используемая на занятиях по хореографии, в подготовительной группе

Психогимнастика на занятиях ритмики (Мастер-класс)


Педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

И.А. Ястерова.


г. Набережные Челны

2014 год.


Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой.

С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Первые формы социального контакта - улыбка. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности). Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направленно образование, реализующее личностно-ориентированный подход.

Важно использовать на занятиях психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психические напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития ребенка.

По методике Санкт-Петербургских психологов цели психологической работы с детьми следующие:

* Сохранить естественные механизмы развития ребенка, сделать все для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение.

* Составлять программы работы с детьми так, чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было варьировать всем остальным материалом, заданиями, инструкциями, временем, местом проведения занятий.

* Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

Специфика организации занятий.

* Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувств (эмоции), движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

* Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

* Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Иногда ребенок, у которого необходимо корригировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит оценку, а потом выбирает себе любую роль. Но т.к. оценка повторяется несколько раз, ребенок получает сведения о том, как другие дети справляются с данной ситуацией.

Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.

Заканчивается занятие успокоением детей, обучением детей саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки. Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной части, необходимо соблюдать чувство меры.

Почти каждый этюд у М.И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

В методике М.И.Чистяковой систематизированы этюды и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание детей на развитие чувства ритма, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., Важно, чтобы педагог осознавал приоритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основной эффект развития. Основная направленность предлагаемой методики - психологическое раскрепощение ребенка.

Особенность данной методики - это акцентирование внимания педагогов на анализ тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность, Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

Другими словами, данная методика является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку.

Целью психологической работы с детьми по данной методике является следующее:

* Сохранить естественные механизмы развития ребенка.

* Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

Именно поэтому меня и привлекла эта методика, где в основе

лежит игра с детьми, сотворчество и психологический настрой игр, этюдов.

На первом году обучения, когда дети только пришли на занятия, они были немного скованы в эмоциях, делали только то, во время занятия, что давал им педагог. При выполнении индивидуальных заданий многие дети стеснялись показывать их перед всеми. После использования на занятиях психогимнастики стали заметны перемены в детях.

* Стали активны на занятиях.

* Сложнее стали творческие задания.

* Дети, пришедшие в эту группу позже, легче вливались в коллектив.

При планировании и проведении занятий у самой появилось стремление организовать занятия интересно, чтобы дети занимались с удовольствием. При изучении данной методики необходимо было выбрать именно те задания, которые можно было использовать на занятии по хореографии с детьми данного возраста. Используя данные этюды, игры как элемент урока я добилась разнообразия на уроке, заинтересовала детей занятиями, дети стали раскрепощенными, эмоциональными. И как итог работы, его обобщение, это проведение мастер-класса для педагогов дополнительного образования.

Мастер-класс


- Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Ирина Ястерова, я педагог Детско-Юношеского центра Работаю в Театре мод «Отражение» 18 лет из них с детьми дошкольного возраста 10 лет Я очень рада вас сегодня видеть, на нашем мастер-классе. И надеюсь, мы плодотворно на нем поработаем.

В работе с детьми я на своих занятиях использую методику М.И. Чистяковой.

И тема нашего мастер-класса: « Использование психогимнастики М.И. Чистяковой на занятиях по хореографии»

Теоретическая часть.

Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится общаться. В этом возрасте успешно является применение психогимнастики. Занятия по психогимнастике строятся в игровой форме, на которых дети изучают различные эмоции, учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушение выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания.

Что же такое психогимнастика?

Психогимнастика- это курс специальных занятий ( этюды, игры, упражнения), направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально- личностной сферы.

В методике М.И. Чистяковой систематизированы этюды и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций ( внимание, память). Так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния

Почти каждый этюд у М.И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние, или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

.Основной акцент в психогимнастике делается на:

-обучение элементам техники выразительных движений.

- использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.

Психогимнастика занимает особую роль в хореографии, а именно:

-раскрепощает детей

- расслабляет мышцы

- настраивает на работу на занятии.

- проведение игровых разминок.

Целью психогимнастики является снятие психоэмоционаоьного напряжения,

сохранение естественных механизмов развития ребенка, сопровождать и будить ростки его самостоятельности, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию не подавлять.

Психогимнастика включает в себя:

*Мимические и пантомимические этюды.

* Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Специфика организации занятий состоит в следующем:

* каждое упражнение включает в себя фантазию, чувства движения ребенка.

* все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

* Все события и предметы должны быть воображаемыми, это облегчает внутреннее внимание детей.

Выполнение упражнений в психогимнастике все правильные и эти занятия способствуют развитию успешности у каждого ребенка. Дети успешны: правильно все, что они делают, делают все по-своему, как могут.

Психогимнастика используется в следующих случаях:

- снятие детских страхов;

- нарушение эмоциональной сферы;

- трудности поведения и характера;

_ нарушение психомоторики.

В процессе занятий используются:

-различные виды игр;

-свободное и тематическое рисование;

- музыка;

- элементы театрализованной деятельности..

На занятиях по хореографии этюды и игры можно использовать в начале занятия.

* Ритуал- приветствие.

* Настрой детей на занятие.

* Разминка отдельных групп мышц тела.

В основной части занятия: * Отдых после тяжелых упражнений.

* Обучающие игры.

* Переключение внимания с одного вида деятельности

на другой.

В конце занятия: * Ритуал прощания.

* Успокоение детей.

Еще раз хотелось бы отметить, что все этюды, игры, строятся только на воображаемом материале. И на своих занятиях, я использую упражнения и игры по психогимнастике а также методику М.И. Чистяковой.

Целью мастер-класса является использование методики М.И. Чистяковой по психогимнастике на занятиях по хореографии.

1. Игра «Скорости»

Ставится любая ритмичная музыка.

Педагог: сейчас мы с вами будем передвигаться по классу, двигаться вы можете в произвольном порядке но, только внимательно слушая мой счет, а он будет меняться по скорости, и на каждый счет вы делаете шаг. (Педагог просчитывает музыку в различном ритме).

Как вариант, можно прохлопать.

Цель проведения- настрой детей.

Форма проведения - упражнения.

Время - 1-2 минуты

2. «Веселая зарядка»

Стоим свободно, в рассыпную по всему классу.

Исполняем упражнение под веселую, энергичную музыку.

Педагог: встали свободно, закрыли глаза. И сейчас начинает двигаться правое плечо, к нему присоединяется голова. Теперь добавили левое плечо. А сейчас присоединились руки и двигаются вместе с головой и плечами, а тут уже присоединились бедра и ноги и вот уже двигается все тело. Остановились ноги, затем встали бедра. Остановились руки, плечи голова остановилось все тело, Стоп!

Цель- разогрев мышц, настрой детей.

Форма проведения - упражнения.

Время проведения 2-3 минуты.

ОСНАВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

3. «Грезы».

Звучит тихая, спокойная музыка. После того, как откроют глаза ,они делятся своими впечатлениями о том, что им представилось во время слушания музыки.

Еще один вариант из этой серии игр.

4. « Пробуждение»

Сидят на ковриках в удобной для них позе. Педагог подходит к любому и касается его плеча. Кого коснулись, «просыпается» (потягивается, открывая глаза). Проснувшись, будит другого, и т.д. Все это упражнение выполняется в тишине.

Как вариант, педагог сам « будит» всех

Цель провидения - успокоить детей, релаксация.

Форма проведения - этюд.

Время проведения 2-3 минуты.

5.«Скульптор»

Для проведения этого упражнения нужно чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой, кто будет № 1, а кто №2. Вот сейчас № 1 будет - скульптором, а № 2 -глиной. Скульптор будет лепить из глины - волка

- Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями № 2 -будет скульптором, а № 1 - глиной. И скульптор будет лепить зайца.

Цель: развитие воображения.

Форма проведения: этюд.

Время проведения: 2 минуты.

6. «Канон»

Цель игры: развить волевое внимание, развитие чувства ритма.

Сейчас я прошу вас встать в круг, друг за другом

Руки положить на плечи впереди стоящего. Услышав первый такт музыки, поднимаем правую руку вверх первый, на второй- второй и т.д. Когда правую руку поднимут все , на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, также под музыку по очереди опускаем руки вниз.

7. « Канон» для малышей.

Цель: развить волевое внимание, развитие чувства ритма.

Стоят по кругу, лицом в центр круга. Под музыку поочередно делают следующие движения:

1-ый, на первый такт - приседает и встает.

2-ой, на второй такт хлопает в ладоши.

3-ий, на следующий такт - приседает и встает и т.д.

Цель: Развить чувство ритма.

Форма проведения: Упражнения.

Время проведения: 1-2 минуты.

8.Этюд «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка.

Встаем в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. Во время выполнения упражнения вы можете свободно продвигаться по всему классу, не наталкиваясь.

Педагог: Покажите, пожалуйста, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое.

А теперь на пути нам встретилась густая чаща. Надо через нее перейти. Движения редкие, сильные, четкие, рубящие.

Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломанные.

К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, нежные, плавные.

А теперь вы успокоились. Стоим без движений. Все тело мягкое, расслабленное. Слушаем свое тело. Какое оно послушное, гибкое, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Теперь мы бодрые, веселые.

Цель: Снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка.

Форма проведения: Этюд.

Время проведения: 2-3 минуты.

9. «Машинки».

Встаньте, пожалуйста, парами, друг за другом. Тот, кто стоит впереди - машинка, а тот, кто стоит за ним - водитель.

«Машина» закрывает глаза. А водитель ведет машину. Если он кладет руку на правое плечо, то машина поворачивает на право. Если на левое плечо, то налево. Если берет за талию, то машина едет вперед, а если за голову, то машина едет назад. А когда водитель постукивает по лопаткам, то машина стоит.

Цель:

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 1-2 минуты.

10. «Танцы в паре» (под быструю и медленную мелодии)

Остались стоять в паре. Договоритесь в паре, кто будет № 1, а кто №2.

Сейчас я поставлю мелодию, под которую вы будете танцевать в парах. Но тот, кто № 1 - будет ведущим, а тот, кто № « - ведомым и он будет двигаться с закрытыми глазами. Задание понятно? Выполняем.

Сейчас поменяемся ролями.

Цель: Раскрепощение.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 2-3 минуты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

11.Этюд « Тень».

Цель: Развивать наблюдательность, внимание.

Встали парами, один из вас - тень. Двое идут по «дороге»: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади. Второй, это «тень» первого. «Тень» должна повторять точно все движения первого.

.

Цель: Развитие наблюдательности, внимания.

Форма проведения: Упражнение.

Время проведения: 1-2 минуты.

12.Игра «Круг и кружочки».

Делятся на маленькие группы и встают в маленькие кружочки. Под тихую музыку двигаются по кругу в своих маленьких кружочках. Как только музыка заиграла громче, выстраивают большой круг. И, наоборот, когда музыка становится тихой, перестраиваемся в маленькие кружочки.

Цель: объединение детей, развитие музыкального слуха.

Форма проведения: упражнение.

Время проведения: 2-3 минуты.

13.Музыкальноя сказка.

Сейчас мы с вами разделимся на две группы, одна из которой будет зрители другая артисты. Артистам я скажу тихо на ухо, кого они будут играть, а зрители должны узнать, кого они показывают. А здесь будет и курочка, и бабка с деткой и мышка. Слов никаких не произносим, и должно быть очень тихо.

Каждому из героев говорится, кого он играет, и начинаем показывать под музыку.

14. Ритуал прощания «Звездочет»

Все вы сегодня маленькие звездочки, а звездочетом у нас будет Маша. Сейчас звездочки спят, закрыв глаза, но как только к ним подойдет звездочет и их разбудит они проснуться. Теперь звездочет соберет их всех в корзинку. Вот сколько звездочек

собралось. Они вырастут большими, покажите какими большими. Вон там Марина видишь, твоя звездочка поднялась высоко, потому что она сегодня хорошо сделала лодочку. А вот тут твоя Оля звездочка, потому что ты сегодня все выполняла старательно, и т.д. На сегодня наше занятие закончилось, всем до свидания!

15.Ритуал прощания с обручами.

Сейчас я полажу на пол 3 обруча. И попрошу встать в этот обруч тех, кто взял что-то новое для себя.

Во второй обруч тех, кто взял что-то интересное.

В третий обруч тех, кто ничего не взял.

Встали. А теперь поднимите обруч, покажите, как вы сегодня поработали.



© 2010-2022