- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Статистика
Рабочая программа по дисциплине Статистика
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кириллова Е.А. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ СПО МО
«Балашихинский промышленно-экономический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТАТИСТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТАТИСТИКА
для специальности среднего профессионального образования
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Составитель: Кириллова Е.А., магистр, преподаватель ГБОУ СПО МО «Балашихинский промышленно-экономический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины Статистика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
-
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА»
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: предмет, метод и задачи статистики; общие основы статистической науки; принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учёта; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; основные формы и виды действующей статистической отчётности; технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов; самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
76
в том числе:
практические занятия
16
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
38
в том числе:
- доклады
11
- решение и анализ задач
15
- решение ситуационных задач
7
- реферат
3
- решение задач с использованием программных продуктов
2
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины статистика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Введение в статистику
4
Тема 1.1. Предмет, метод и задачи, организация статистики
Содержание учебного материала
Предмет и задачи статистики. Статистическая совокупность. Статистические показатели.
4
1
Система государственной статистики в РФ. Современные технологии организации статистического учета.
1
Раздел 2. Статистическое наблюдение
6
Тема 2.1. Этапы проведения, формы, виды и способы статистического наблюдения
Содержание учебного материала
Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Точность статистического наблюдения.
6
2
Виды статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения.
2
Раздел 3. Сводка статистических данных
8
Тема 3.1. Сводка и группировка в статистике
Содержание учебного материала
Статистическая сводка. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
6
2
Порядок проведения группировки.
2
Ряды распределения
2
Практические занятия:
№ 1 Проведение сводки и группировки статистических данных.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
12
1. Доклады:
-
Виды группировок
-
Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам
-
Способы графического изображения рядов распределения
6
2. Решение и анализ задач на проведение группировок
2
3. Реферат «Графическое изображение рядов распределения»
4
Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных
8
Тема 4.1. Способы наглядного представления статистических данных
Содержание учебного материала
Статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.
6
2
Статистические графики. Элементы статистического графика. Виды графиков.
2
Практические занятия:
№ 2 Построение и анализ таблиц и графиков
2
Самостоятельная работа обучающихся:
8
1. Доклады:
Приемы графического изображения структуры совокупности, рядов распределения, взаимосвязи между явлениями, изменений явлений во времени, территориальных сравнений
4
2. Использование графических возможностей Excel при решении статистических задач
2
3. Реферат «Диаграммы, картодиаграммы, картограммы, статистические кривые»
2
Раздел 5. Статистические показатели
15
Тема 5.1. Абсолютные, относительные, средние величины в статистике
Содержание учебного материала
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.
5
2
Средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.
2
Практические занятия:
№ 3 Определение относительных показателей и анализ полученных результатов
№ 4 Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов
4
Тема 5.2. Показатели вариации и структурные характеристики вариационного ряда распределения
Содержание учебного материала
Вариация. Абсолютные и относительные показатели вариации.
6
2
Мода. Медиана.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
6
1. Доклады:
-
Принципы использования средних статистических показателей в экономических исследованиях
-
Взаимосвязь относительных и абсолютных величин и необходимость их совместного применения
-
Различие средних и относительных величин
4
2. Решение ситуационных задач на определение структурных средних
2
Раздел 6. Ряды динамики в статистике
12
Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики
Содержание учебного материала
Ряды динамики, их виды. Показатели изменения уровней рядов динамики.
8
2
Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
2
Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.
2
Практические занятия:
№ 5 Анализ динамики изучаемого явления
№ 6 Применение различных методов для выявления тенденции развития явления в рядах динамики
4
Самостоятельная работа обучающихся:
4
1. Доклады:
-
Характеристика среднего уровня и средней интенсивности развития явления в ряде динамики
-
Элементы интерполяции и экстраполяции динамических рядов. Статистические прогнозы.
2
2. Решение и анализ задач на применение различных методов выявления тенденции развития явления в ряде динамики
2
Раздел 7. Индексы в статистике
6
Тема 7.1. Индексы в статистике
Содержание учебного материала
Индексы. Классификация индексов.
4
2
Факторный анализ.
2
Практические занятия:
№ 7 Применение индексов в анализе динамики средних уровней
2
Самостоятельная работа обучающихся:
2
1. Решение и анализ задач на применение методики проведения факторного анализа на основе индексного метода
2
Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике
6
Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности, методы оценки результатов выборочного наблюдения
Содержание учебного материала
Выборочное наблюдение. Виды выборки.
4
2
Генеральная и выборочная совокупности. Ошибка выборочного наблюдения. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
2
Практические занятия:
№ 8 Ошибки выборочного наблюдения. Корректировка выборки
2
Самостоятельная работа обучающихся:
2
1. Доклады:
Практика применения выборочного наблюдения в социально-экономических исследованиях
2
Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями
13
Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями
Содержание учебного материала
Причинно- следственные связи между явлениями. Виды связей.
4
2
Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов.
2
Тема 9.2. Корреляционно-регрессивный анализ
Содержание учебного материала
Корреляция. Корреляционно- регрессивный анализ.
5
2
Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построение на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.
2
Практические занятия:
№ 9 Уравнение регрессии, определение его параметров. Изучение тесноты корреляционной связи.
2
Итоговая контрольная работа (подготовка к экзамену)
2
Самостоятельная работа обучающихся:
4
1. Доклады:
-
Параметрические методы определения тесноты и направления связи. Оценка значимости линейного коэффициента корреляции на основе t-критерия Стьюдента и z-распределения Фишера.
-
Оценка существенности связи. Критерий Стьюдента и Р.Фишера. Частные коэффициенты детерминации.
-
Множественный коэффициент детерминации и Q-коэффициент. Коэффициенты эластичности.
2
2. Решение и анализ задач на определение тесноты, существенности связи между явлениями.
2
Всего:
114
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.
Оборудование учебного кабинета:
-
Посадочные места по количеству обучающихся;
-
Рабочее место преподавателя;
-
Комплект учебно-наглядных пособий «Статистика»;
-
Комплект электронных презентаций
-
Комплект учебно - методической документации
-
Методические пособия.
Технические средства обучения:
-
Компьютеры
-
Принтер
-
Сканер
-
Проектор
-
Программное обеспечение общего и специального назначения:
-
Табличный редактор MS Excel
-
STATISTIKA. Пакет прикладных программ для решения задач по теории статистики.
-
SPSS. Пакет прикладных программ для решения задач по теории статистики.
-
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
-
Статистика: Учебник для студентов учреждений СПО/ Под ред. В.С. Мхитаряна.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 372с.
Дополнительные источники:
-
Рафикова Н.Т. Основы статистики: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2013. - 352 с..
Интернет-ресурсы: (Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)
1. gks.ru (государственный комитет РФ по статистике)
2. cbr.ru (Центральный банк РФ)
3. minfin.ru (Министерство финансов РФ)
4. micex.ru (ММВБ)
5. akm.ru (АК&М)
6. rbc.ru (РосБизнесКонсалтинг)
7. nalog.ru (Министерство РФ по налогам и сборам)
8. rts.ru (РТС)
9. fedcom.ru (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг)
10. akdi.ru (Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
собирать и регистрировать статистическую информацию
защита практической работы № 1
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения
защита практических работ № 1 и № 2
выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы
защита практических работ № 3, 4, 5
тестирование
осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники
защита практических работ № 6, 7, 8, 9
решение ситуационных задач
тестирование
Знания:
предмет, метод и задачи статистики
диктант
тестирование
общие основы статистической науки
устный и письменный опрос
принципы организации государственной статистики
устный опрос
тестирование
современные тенденции развития статистического учёта
диктант
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
тестирование
защита практических работ № 1, 2
основные формы и виды действующей статистической отчётности
защита практических работ № 5, 6
технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления
защита практических работ № 3, 4, 5
тестирование
Итоговый контроль
экзамен