Рабочая программа по дисциплине Статистика

В результате освоения дисциплины Cтатистика обучающийся должен уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные  выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений  и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.    В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: предмет, метод и задачи стат...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО МО

«Балашихинский промышленно-экономический колледж»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТАТИСТИКА







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТАТИСТИКА

для специальности среднего профессионального образования

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Составитель: Кириллова Е.А., магистр, преподаватель ГБОУ СПО МО «Балашихинский промышленно-экономический колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины Статистика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).



СОДЕРЖАНИЕ

стр.


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


15











  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СТАТИСТИКА»


  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы; осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: предмет, метод и задачи статистики; общие основы статистической науки; принципы организации государственной статистики; современные тенденции развития статистического учёта; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; основные формы и виды действующей статистической отчётности; технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов; самостоятельной работы обучающегося 38 часов.







  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

76

в том числе:


практические занятия

16

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

38

в том числе:


- доклады

11

- решение и анализ задач

15

- решение ситуационных задач

7

- реферат

3

- решение задач с использованием программных продуктов

2

Итоговая аттестация в форме экзамена




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины статистика



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Введение в статистику

4


Тема 1.1. Предмет, метод и задачи, организация статистики

Содержание учебного материала



Предмет и задачи статистики. Статистическая совокупность. Статистические показатели.

4

1

Система государственной статистики в РФ. Современные технологии организации статистического учета.

1

Раздел 2. Статистическое наблюдение

6


Тема 2.1. Этапы проведения, формы, виды и способы статистического наблюдения

Содержание учебного материала



Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Точность статистического наблюдения.

6

2

Виды статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения.

2

Раздел 3. Сводка статистических данных

8


Тема 3.1. Сводка и группировка в статистике

Содержание учебного материала



Статистическая сводка. Программа статистической сводки. Результаты сводки.

6

2

Порядок проведения группировки.

2

Ряды распределения

2

Практические занятия:

№ 1 Проведение сводки и группировки статистических данных.

2



Самостоятельная работа обучающихся:

12


1. Доклады:

  • Виды группировок

  • Особенности построения группировок по атрибутивным и количественным признакам

  • Способы графического изображения рядов распределения

6

2. Решение и анализ задач на проведение группировок

2

3. Реферат «Графическое изображение рядов распределения»

4

Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных

8


Тема 4.1. Способы наглядного представления статистических данных

Содержание учебного материала



Статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

6

2

Статистические графики. Элементы статистического графика. Виды графиков.

2

Практические занятия:

№ 2 Построение и анализ таблиц и графиков

2


Самостоятельная работа обучающихся:

8


1. Доклады:

Приемы графического изображения структуры совокупности, рядов распределения, взаимосвязи между явлениями, изменений явлений во времени, территориальных сравнений

4


2. Использование графических возможностей Excel при решении статистических задач

2

3. Реферат «Диаграммы, картодиаграммы, картограммы, статистические кривые»

2

Раздел 5. Статистические показатели

15


Тема 5.1. Абсолютные, относительные, средние величины в статистике

Содержание учебного материала



Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

5

2

Средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая.

2

Практические занятия:

№ 3 Определение относительных показателей и анализ полученных результатов

№ 4 Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов

4


Тема 5.2. Показатели вариации и структурные характеристики вариационного ряда распределения

Содержание учебного материала



Вариация. Абсолютные и относительные показатели вариации.

6

2

Мода. Медиана.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

6


1. Доклады:

  • Принципы использования средних статистических показателей в экономических исследованиях

  • Взаимосвязь относительных и абсолютных величин и необходимость их совместного применения

  • Различие средних и относительных величин

4


2. Решение ситуационных задач на определение структурных средних

2

Раздел 6. Ряды динамики в статистике

12


Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики

Содержание учебного материала



Ряды динамики, их виды. Показатели изменения уровней рядов динамики.

8

2

Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

2

Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.

2

Практические занятия:

№ 5 Анализ динамики изучаемого явления

№ 6 Применение различных методов для выявления тенденции развития явления в рядах динамики

4


Самостоятельная работа обучающихся:

4


1. Доклады:

  • Характеристика среднего уровня и средней интенсивности развития явления в ряде динамики

  • Элементы интерполяции и экстраполяции динамических рядов. Статистические прогнозы.

2


2. Решение и анализ задач на применение различных методов выявления тенденции развития явления в ряде динамики

2

Раздел 7. Индексы в статистике

6


Тема 7.1. Индексы в статистике

Содержание учебного материала



Индексы. Классификация индексов.

4

2

Факторный анализ.

2

Практические занятия:

№ 7 Применение индексов в анализе динамики средних уровней

2


Самостоятельная работа обучающихся:

2


1. Решение и анализ задач на применение методики проведения факторного анализа на основе индексного метода

2


Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике

6


Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности, методы оценки результатов выборочного наблюдения

Содержание учебного материала



Выборочное наблюдение. Виды выборки.

4

2

Генеральная и выборочная совокупности. Ошибка выборочного наблюдения. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.

2

Практические занятия:

№ 8 Ошибки выборочного наблюдения. Корректировка выборки

2


Самостоятельная работа обучающихся:

2


1. Доклады:

Практика применения выборочного наблюдения в социально-экономических исследованиях

2


Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями

13


Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями

Содержание учебного материала



Причинно- следственные связи между явлениями. Виды связей.

4

2

Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов.

2

Тема 9.2. Корреляционно-регрессивный анализ

Содержание учебного материала



Корреляция. Корреляционно- регрессивный анализ.

5

2

Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построение на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии.

2

Практические занятия:

№ 9 Уравнение регрессии, определение его параметров. Изучение тесноты корреляционной связи.

2


Итоговая контрольная работа (подготовка к экзамену)

2


Самостоятельная работа обучающихся:

4


1. Доклады:

  • Параметрические методы определения тесноты и направления связи. Оценка значимости линейного коэффициента корреляции на основе t-критерия Стьюдента и z-распределения Фишера.

  • Оценка существенности связи. Критерий Стьюдента и Р.Фишера. Частные коэффициенты детерминации.

  • Множественный коэффициент детерминации и Q-коэффициент. Коэффициенты эластичности.

2


2. Решение и анализ задач на определение тесноты, существенности связи между явлениями.

2

Всего:

114


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины



  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Посадочные места по количеству обучающихся;

  2. Рабочее место преподавателя;

  3. Комплект учебно-наглядных пособий «Статистика»;

  4. Комплект электронных презентаций

  5. Комплект учебно - методической документации

  6. Методические пособия.

Технические средства обучения:

  1. Компьютеры

  2. Принтер

  3. Сканер

  4. Проектор

  5. Программное обеспечение общего и специального назначения:

  • Табличный редактор MS Excel

  • STATISTIKA. Пакет прикладных программ для решения задач по теории статистики.

  • SPSS. Пакет прикладных программ для решения задач по теории статистики.


  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Статистика: Учебник для студентов учреждений СПО/ Под ред. В.С. Мхитаряна.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 372с.


Дополнительные источники:


  1. Рафикова Н.Т. Основы статистики: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2013. - 352 с..

Интернет-ресурсы: (Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)

1. gks.ru (государственный комитет РФ по статистике)

2. cbr.ru (Центральный банк РФ)

3. minfin.ru (Министерство финансов РФ)

4. micex.ru (ММВБ)

5. akm.ru (АК&М)

6. rbc.ru (РосБизнесКонсалтинг)

7. nalog.ru (Министерство РФ по налогам и сборам)

8. rts.ru (РТС)

9. fedcom.ru (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг)

10. akdi.ru (Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации)








4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

собирать и регистрировать статистическую информацию

защита практической работы № 1

проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения

защита практических работ № 1 и № 2

выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы

защита практических работ № 3, 4, 5

тестирование

осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники

защита практических работ № 6, 7, 8, 9

решение ситуационных задач

тестирование

Знания:

предмет, метод и задачи статистики

диктант

тестирование

общие основы статистической науки

устный и письменный опрос

принципы организации государственной статистики

устный опрос

тестирование

современные тенденции развития статистического учёта

диктант

основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации

тестирование

защита практических работ № 1, 2

основные формы и виды действующей статистической отчётности

защита практических работ № 5, 6

технику расчёта статистических показателей, характеризующих социально- экономические явления

защита практических работ № 3, 4, 5

тестирование

Итоговый контроль

экзамен



© 2010-2022