• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Особенности обучения компьютерной графике учащихся в условиях дополнительного образования

Статья Особенности обучения компьютерной графике учащихся в условиях дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Мишина

Использование компьютерной графики в учреждениях дополнительного образования, к которым относятся детские школы искусств (далее - ДШИ), обеспечивает развитие зрительной памяти учащихся, художественно-образного и абстрактно-логического мышления, восприятия цвета, формы объема, другими словами, способствует формированию художественно образованной личности учащегося (Е.А. Маликова, Л.Я. Нодельман и др.). Однако, не во многих ДШИ на отделениях изобразительного искусства осуществляется активное изучение графических пакетов, что связано, во-первых, с низким материальным обеспечением школ, во-вторых, с отсутствием в них педагогов с соответствующим образованием, в-третьих, с недостаточной разработанностью научно обоснованных методик обучения дисциплине «Компьютерная графика». Все это обуславливает актуальность проблемы эффективности обучения компьютерной графике учащихся ДШИ.

В трудах современных исследователей компьютерная графика определяется как средство графического моделирования и визуализации информации посредством компьютера и мультимедийных программ; как один из видов современного искусства; как учебная дисциплина художественного и дизайн-образования (С.А. Ажгихин, Л.В. Иванникова, В.В. Корешков,
Ф. Поппер и др.).

На сегодняшний день с внедрением Федеральных государственных требований наблюдается тенденция к активному включению в образовательный процесс ДШИ занятий по компьютерной графике.

Интерес представляет опыт работы педагогов Детской художественной школы имени В.А. Серова города Москвы, где компьютерная графика используется как средство выполнения художественных работ. Наряду с изучением графических программ, базовой из которых является программа Photoshop 7.0 в английской версии, на занятиях дети осваивают принципы абстрактной композиции, средства художественной выразительности. В результате, ученики приобретают опыт художественной работы на компьютере и способность создавать собственные творческие работы, в том числе плакаты, афиши, поздравительные открытки и пр. [1].

В Московском центре образования №1637 художественно-эстетического профиля разработана программа информационно-технологического направления, которая реализует подготовку учащихся к дизайнерской деятельности в рамках их широкого художественно-конструкторского образования. На занятиях дизайном реализуется проектная деятельность, и используются разнообразные формы организации учебного процесса, а именно: «информационная среда», включающая в себя использование виртуальных тренажеров; дизайн-бюро, как ролевой профессиональный тренинг; пресс-центр, как издательско-печатный проект [2].

В Центре образования №324 «Жар-птица» города Москвы успешно функционируют кружки компьютерного проектирования «Разработка проектов в среде ЛогоМиры», «Разработка проектов в среде Adobe Flash». Основная идея работы кружков заключается в реализации личностно ориентированного художественно-эстетического воспитания и творческой проектной деятельности, основанной на интересах и потребностях ребенка. Учащиеся данного центра выполняют различные проекты: конструирование компьютерных сказок, создание кроссвордов, мультфильмов, обучающих и развивающих игр, каждый из которых отличается глубоким, нравственным смыслом [3].

Оригинальными являются детская киностудия «Поиск» (г. Москва); Центр детского творчества (г. Северск Томской области); студия «Старая мельница» (г. Новосибирск), в которых компьютерная графика используется при создании анимации, мультипликации, фильма. Обучение в них строится на принципе междисциплинарности и синтезирует разные предметные области: изобразительная деятельность, литературное творчество, анимация, азбука актерского мастерства, история культуры и пр.

Среди учреждений дополнительного образования детей Республики Татарстан следует выделить Детскую студию архитектуры и дизайна «ДА-ДА» города Набережные Челны и Детскую архитектурно-дизайнерскую школу «ДАШКА» города Казани. Особенностью данных школ является их предпрофессиональная архитектурная направленность, в связи с чем, большое внимание уделяется пропедевтическому курсу, в процессе которого учащиеся получают опыт применения специфических приемов проектной графики и черчения, основ архитектурного и дизайнерского проектирования. В результате, учащиеся выполняют сложные компьютерные проекты, совместно с известными архитекторами принимают участие в создании реальных объектов своего города и поступают в вузы архитектурно-дизайнерского профиля [4; 5].

Определенное место в художественно-эстетическом воспитании детей города Казани занимает ДШИ «Малая Академия Искусств» Вахитовского района, где осуществляются занятия компьютерной графикой по программе, разработанной автором данной статьи.

Авторская программа «Компьютерная графика» направлена на формирование способности и готовности учащихся вариативно и осознанно использовать графические программы и средства выразительности компьютерной графики в процессе создания художественных проектов. Проекты носят творческий поисковый характер и направлены на создание объектов графического дизайна.

В качестве базовых подходов к обучению выступают личностно-ориентированный и интегративный, а основными принципами являются принцип индивидуализации и междисциплинарных связей. На занятиях используются различные авторские дидактические материалы, интерактивная доска, что способствует повышению уровня восприятия учащимися сложной информации. Кроме этого, программа позволяет при помощи компьютерной графики изучать выразительные средства рисунка и композиции, осваивать язык декоративно-прикладного искусства, расширять знания и умения в области декоративной, формальной композиции и дизайна.

Обучение по данной программе эффективно развивает проектные умения, художественное восприятие, воображение, которые позволяют учащимся создавать проекты, способные конкурировать с другими на конкурсах различного уровня и занимать призовые места.

Таким образом, изучение теоретических основ и практического опыта позволили нам выявить особенности обучения компьютерной графике учащихся в условиях дополнительного образования, среди которых:

  1. осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению компьютерной графике, позволяющего формировать и, одновременно, учитывать интересы и эстетические потребности учащихся;

  2. реализация творческих, общественно и практически значимых компьютерных проектов, содержащих нравственный, эстетический смысл;

  3. использование межпредметных связей, позволяющих создавать исследовательские проекты и обеспечивающих формирование глубоких и прочных знаний и умений;

  4. интеграция компьютерной графики в традиционную, академическую деятельность учащихся и применение наглядных, дидактических материалов и интерактивных технологий.

Литература

  1. Детская художественная школа имени В. Серова serovartschool.ru/

  2. Рыбаулина О.В. Создать свою реальность, или дизайн в современной школе // Искусство в школе. - 2010. - №5. - С. 15-18.

  3. Чеснокова В.С. Компьютерное творчество // Искусство в школе. - 2010. - №2. - С. 36-38.

  4. Хайман В.И. Школа «ДА-ДА»: лаборатория довузовского проектно-ориентированного образования / Глобальное и региональное в архитектурно-художественном образовании: Международная научно-методическая и практическая конференция по архитектуре и дизайну (Казань, 1999) / Казан. гос. архитектурно-строит. Акад.; Акад. наук РТ. - Казань: КГАСА, 1999. -
    С. 85-89.

  5. Развитие архитектурно-художественного образования в контексте мировой культурной интеграции: Междунар. науч.-метод. конф., 2-5- дек. 2002 г., Казань / КГАСА, РААСН; Междурегион. обществ. орг. содействия архит. образованию. - Казань: Новое знание, 2003.- 148 с.

5

© 2010-2022