Рабочая программа Основы электротехники

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Краснодарский колледж электронного приборостроения»

Краснодарского края












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Основы электротехники»

для специальности 230113
«Компьютерные системы и комплексы»



















Краснодар 2012

Рассмотрена цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин протокол № ____ от _______ 20___г.
Председатель цикловой комиссии Гринь И.В. ______

Утверждена решением педсовета Протокол № 1 от 31 августа 2012 Председатель ______ Касаткин С.В.

Организация-разработчик ГБОУ СПО «Краснодарский колледж электронного приборостроения» Краснодарского края.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника», специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 695 от 23 июня 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 05.08.2010 г. № 18076.

Авторы: Махиня А.Г. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.

Квалификация по диплому инженер-электрик.

Кривовяз М.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.

Квалификация по диплому инженер-электрик.

Рецензенты:

Кривовяз М.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК. Квалификация по диплому инженер-электрик.

Мезинов В.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.

Квалификация по диплому радиоинженер.

Бэккер Ю.М. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК. Квалификация по диплому инженер-электрик.

Панасюк А.Г. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК. Квалификация по диплому инженер-электрик.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230113 «Компьютерные системы и комплексы»

Содержание

стр.

1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 3

2. Структура и содержание учебной дисциплины 4

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 8

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 9

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Основы электротехники»

1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять основные определения и законы теории электрических цепей;

- измерять основные параметры электрических цепей;

- различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные определения, законы и методы расчета электрических цепей;

-основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;

- основные свойства фильтров.

2. Структура и содержание учебной программы

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


лабораторные занятия

30

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:


домашняя работа

35

Итоговая аттестация в форме экзамена

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехника»

Оборудование лаборатории:

- посадочные места для проведения лабораторных работ;

- рабочее место преподавателя;

- необходимое методическое обеспечение для проведения лабораторных работ;

- электроизмерительные приборы и стенды для проведения лабораторных работ.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Основная литература:

1. Евдокимов Ф. Е. «Теоретические основы электротехники» :

Учебник для студ. средн. проф. образования

(Ф. Е. Евдокимов- 9е изд., стер. М.: Академия, 2004. - 560с.)

2. Гальперин М. В. «Электротехника и электроника»:

Учеб. М. В. Гальперин- М.: Форум- Инфра- М, 2007- 480с. («Профессиональное образование»)

3. Берёзкина Т.Ф. «Задачник по общей электротехнике с основами электроники» (Т.Ф. Березкина, Н. Г. Гусев, В. В. Масленников - М.: Высшая школа, 2001. - 388с: ил.)

4. Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ по дисциплине «Электротехника» Краснодар, 2003.

Дополнительная литература.

Прянишников В. А. «Теоретические основы электротехники»: Курс лекций (В. А. Прянишников. - СПб.: Корона принт, 2007. - 368с.)

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники и электроники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Характеристика дисциплины и ее связь с другими дисциплинами. Электрическая энергия и ее свойства. Применение. Производство и распределение электрической энергии

2

2

Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока

40


Тема 1.1. Начальные сведения об электрическом токе

Содержание учебного материала

8


1

Электрический ток и его разновидности. Электрический ток проводимости. Плотность тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи

2

2

Лабораторная работа



2

Техника безопасности при проведении лабораторных работ. Устройство лабораторных стендов. Тренировочные упражнения в сборке электрических цепей

2

2

Самостоятельная работа



Основные характеристики электрического поля

4

2

Тема 1.2. Электрическая цепь

Содержание учебного материала

10


1

Электрическая цепь и ее элементы. Источники электродвижущей силы. Энергия, мощность и КПД источника. Преобразование электрической энергии в другие виды энергии. Режимы электрических цепей

2

2



1

2

3

4


Лабораторная работа



2

Работа источника постоянной ЭДС на переменную нагрузку

2

2

Лабораторная работа



3

Параллельное соединение резисторов

2

2

Лабораторная работа



4

Последовательное соединение резисторов

2

2

Самостоятельная работа



Последовательное и параллельное соединение резисторов

2

2

Тема 1.3. Расчет электрических цепей постоянного тока

Содержание учебного материала

22


1

Электрическая схема и ее элементы. Законы Кирхгофа. Расчет электрической цепей методом узловых и контурных уравнений. Баланс мощностей

2

2

2

Расчет электрической цепи методом «свертывания» цепи

2

3

3

Контрольная работа - Метод «свертывания» цепи

2

2

Лабораторная работа

2

2

4

Смешанное соединение резисторов

2

2

Лабораторная работа



6

Работа источника ЭДС в режиме генератора и потребителя

2

2

Лабораторная работа



7

Измерение потенциалов в неразветвленной электрической цепи

2

2

Лабораторная работа



8

Изучение законов Кирхгофа

2

2

Самостоятельная работа



Расчетное задание № 1. Расчет сложных электрических цепей

8

3



1

2

3

4

Раздел 2. Электромагнитная индукция

10


Тема 2.1. Определение и физическая сущность электромагнитной индукции

Содержание учебного материала

10


1

Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. ЭДС наводимая в проводнике движущемся в магнитном поле. Взаимное преобразование энергии

2

2

2

Явление и ЭДС самоиндукции. Явление и ЭДС взаимоиндукции. Принцип действия трансформатора

2

2

Лабораторная работа



3

Опытная проверка принципа наложения токов

2

2

Лабораторная работа



4

Индуктивно связанные цепи

2

2

Самостоятельная работа

2

2

Характеристики магнитного поля

Раздел 3. Электрические цепи переменного тока

46


Тема 3.1.Начальные сведения о переменном токе

Содержание учебного материала

6


1

Понятие о переменном токе. Синусоидальный ток. Характеристики синусоидально изменяющейся величины. Уравнения и графики. Векторная диаграмма

2

1



1

2

3

4


2

Действующие и средние значения электрических величин

2

1

Самостоятельная работа



Построение векторных диаграмм

2

2

Тема 3.2. Элементы и параметры электрических цепей переменного т ока. Расчет неразветвленной цепи переменного тока

Содержание учебного материала

14


1

Активное сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока

2

2

2

Неразветвленная электрическая цепь при различных соотношениях реактивных сопротивлений

2

2

3

Расчет неразветвленной электрической цепи

2

2

4

Неразветвленная электрическая цепь

2

2

Лабораторная работа



5

Неразветвленная цепь переменного тока

2

2

Лабораторная работа



6

Разветвленная цепь переменного тока



Самостоятельная работа



Разветвленная электрическая цепь при различных соотношениях реактивных проводимостей

2

2

Тема 3.3. Резонанс в электрических цепях

Содержание учебного материала

8


1

Резонанс напряжений и токов

2

2

Лабораторная работа



2

Резонанс напряжений

2

2

Лабораторная работа

2

2

3

Резонанс токов

2

2

Самостоятельная работа



4

Применение и учет резонансных явлений

2

2

1

2

3

4

Тема 3.4. Трехфазные цепи

Содержание учебного материала

10


1

Трехфазные системы. Основные понятия. Соединение звездой. Основные соотношения

2

2

2

Соединение треугольником. Основные соотношения. Мощности в 3-Х фазных цепях

2

2

Лабораторная работа



3

Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей звездой

2

2

Самостоятельная работа



4

Несимметричная трехфазная цепь

4

0

Тема3.5. Электрические цепи с несинусоидальными токами и напряжениями. Нелинейные цепи переменного тока

Содержание учебного материала

8


1

Аналитическое выражение несинусоидальной периодической величины. Действующее значение несинусоидального тока. Мощность. Порядок расчета линейных цепей при несинусоидальных воздействиях. Расчет линейных цепей при несинусоидальных воздействиях

2

2

2

Электрические фильтры и их применение. Понятие о цифровых фильтрах. Нелинейные цепи переменного тока

2

2

Раздел 4 . Электрические сигналы

7



Содержание учебного материала

7


1

Понятие электрического сигнала как высокочастотного электрического колебания, несущего сообщение. Понятие о модулированном сигнале. Понятие о процессах модуляции и демодуляции. Спектральное представление периодических сигналов. Понятие об электрических цепях с распределенными параметрами

2

2

1

2

3

4


Самостоятельная работа



2

Виды аналоговых и цифровых сигналов. Импульсные сигналы различной формы и их характеристики

5

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы;

- подготовка к практическим занятиям и их оформление;

- подготовка рефератов, докладов, презентаций.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

Применять основные определения и законы теории электрических цепей

Практические занятия

Контроль - экспертная оценка

Измерять основные параметры электрических цепей

Лабораторные работы

Контроль - экспертные наблюдения и оценка

Различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры

Практические занятия

Контроль - экспертная оценка

Знания

Основные определения, законы и методы расчета электрических цепей

Практические занятия

Контроль - экспертная оценка

Основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме

Практические занятия

Контроль - экспертная оценка

Основные свойства фильтров

Практические занятия

Контроль - экспертная оценка

Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехники» и лаборатории «Электроники»

Оборудование лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • посадочные места для проведения лабораторных работ;

  • рабочее место преподавателя;

  • учебно-методический комплекс дисциплины;

  • комплект учебно-наглядных пособий «электротехника»;

  • электроизмерительные приборы и стенды для проведения лабораторных работ;

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литераторы

Основная литератора:

  1. И.А. Данилов, П.М. Иванов «Общая электротехника с основами электроники: М. Высшая школа», 2000.-752с.: ил.

  2. Ф.Е. Евдокимов, Теоретические основы электротехники : Учеб.для студ. сред. проф. образования/Ф.Е. Евдокимов.-9-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 560с.

  3. Ф.Т. Березкина, Задачник по общей электротехнике с основами электроники./ Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленников.-М.: Высшая школа, 2001.-388с.: ил.

  4. М.В. Гальперин, Электротехника и электроника.: Учеб./М.В. Гальперин.-М.: ФОРУМ - ИНФРА - М, 2007. - 480с.- («Профессиональное образование»)

  5. Н.Ю. Морозова, Электротехники и электроника.: Учеб.для сред. проф. Образования/Н.Ю. Морозова.- М.: Академия, 2007. -256с.

  6. М.В.Немцов, Электротехника и электроника : Учеб.для сред. проф. Образования/М.В. Немцов, М.Л. Немцова.- М.:Академия, 2007.-432с.



© 2010-2022