- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа Основы электротехники
Рабочая программа Основы электротехники
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Махиня А.Г. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Краснодарского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Краснодарский колледж электронного приборостроения»
Краснодарского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Основы электротехники»
для специальности 230113
«Компьютерные системы и комплексы»
Краснодар 2012
Рассмотрена цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин протокол № ____ от _______ 20___г.
Председатель цикловой комиссии Гринь И.В. ______
Утверждена решением педсовета Протокол № 1 от 31 августа 2012 Председатель ______ Касаткин С.В.
Организация-разработчик ГБОУ СПО «Краснодарский колледж электронного приборостроения» Краснодарского края.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 230000 «Информатика и вычислительная техника», специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 695 от 23 июня 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 05.08.2010 г. № 18076.
Авторы: Махиня А.Г. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.
Квалификация по диплому инженер-электрик.
Кривовяз М.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.
Квалификация по диплому инженер-электрик.
Рецензенты:
Кривовяз М.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК. Квалификация по диплому инженер-электрик.
Мезинов В.А. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК.
Квалификация по диплому радиоинженер.
Бэккер Ю.М. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК. Квалификация по диплому инженер-электрик.
Панасюк А.Г. преподаватель спец. дисциплин ГБОУ СПО ККЭП КК. Квалификация по диплому инженер-электрик.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230113 «Компьютерные системы и комплексы»
Содержание
стр.
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 3
2. Структура и содержание учебной дисциплины 4
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 8
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 9
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Основы электротехники»
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять основные определения и законы теории электрических цепей;
- измерять основные параметры электрических цепей;
- различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные определения, законы и методы расчета электрических цепей;
-основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;
- основные свойства фильтров.
2. Структура и содержание учебной программы
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
лабораторные занятия
30
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
в том числе:
домашняя работа
35
Итоговая аттестация в форме экзамена
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехника»
Оборудование лаборатории:
- посадочные места для проведения лабораторных работ;
- рабочее место преподавателя;
- необходимое методическое обеспечение для проведения лабораторных работ;
- электроизмерительные приборы и стенды для проведения лабораторных работ.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Основная литература:
1. Евдокимов Ф. Е. «Теоретические основы электротехники» :
Учебник для студ. средн. проф. образования
(Ф. Е. Евдокимов- 9е изд., стер. М.: Академия, 2004. - 560с.)
2. Гальперин М. В. «Электротехника и электроника»:
Учеб. М. В. Гальперин- М.: Форум- Инфра- М, 2007- 480с. («Профессиональное образование»)
3. Берёзкина Т.Ф. «Задачник по общей электротехнике с основами электроники» (Т.Ф. Березкина, Н. Г. Гусев, В. В. Масленников - М.: Высшая школа, 2001. - 388с: ил.)
4. Методические указания для студентов по проведению лабораторных работ по дисциплине «Электротехника» Краснодар, 2003.
Дополнительная литература.
Прянишников В. А. «Теоретические основы электротехники»: Курс лекций (В. А. Прянишников. - СПб.: Корона принт, 2007. - 368с.)
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники и электроники»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Характеристика дисциплины и ее связь с другими дисциплинами. Электрическая энергия и ее свойства. Применение. Производство и распределение электрической энергии
2
2
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока
40
Тема 1.1. Начальные сведения об электрическом токе
Содержание учебного материала
8
1
Электрический ток и его разновидности. Электрический ток проводимости. Плотность тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи
2
2
Лабораторная работа
2
Техника безопасности при проведении лабораторных работ. Устройство лабораторных стендов. Тренировочные упражнения в сборке электрических цепей
2
2
Самостоятельная работа
Основные характеристики электрического поля
4
2
Тема 1.2. Электрическая цепь
Содержание учебного материала
10
1
Электрическая цепь и ее элементы. Источники электродвижущей силы. Энергия, мощность и КПД источника. Преобразование электрической энергии в другие виды энергии. Режимы электрических цепей
2
2
1 | 2 | 3 | 4 | |
| Лабораторная работа |
|
| |
2 | Работа источника постоянной ЭДС на переменную нагрузку | 2 | 2 | |
Лабораторная работа |
|
| ||
3 | Параллельное соединение резисторов | 2 | 2 | |
Лабораторная работа |
|
| ||
4 | Последовательное соединение резисторов | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа |
|
| ||
Последовательное и параллельное соединение резисторов | 2 | 2 | ||
Тема 1.3. Расчет электрических цепей постоянного тока | Содержание учебного материала | 22 |
| |
1 | Электрическая схема и ее элементы. Законы Кирхгофа. Расчет электрической цепей методом узловых и контурных уравнений. Баланс мощностей | 2 | 2 | |
2 | Расчет электрической цепи методом «свертывания» цепи | 2 | 3 | |
3 | Контрольная работа - Метод «свертывания» цепи | 2 | 2 | |
Лабораторная работа | 2 | 2 | ||
4 | Смешанное соединение резисторов | 2 | 2 | |
Лабораторная работа |
|
| ||
6 | Работа источника ЭДС в режиме генератора и потребителя | 2 | 2 | |
Лабораторная работа |
|
| ||
7 | Измерение потенциалов в неразветвленной электрической цепи | 2 | 2 | |
Лабораторная работа |
|
| ||
8 | Изучение законов Кирхгофа | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа |
|
| ||
Расчетное задание № 1. Расчет сложных электрических цепей | 8 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 2. Электромагнитная индукция | 10 |
| ||
Тема 2.1. Определение и физическая сущность электромагнитной индукции | Содержание учебного материала | 10 |
| |
1 | Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. ЭДС наводимая в проводнике движущемся в магнитном поле. Взаимное преобразование энергии | 2 | 2 | |
2 | Явление и ЭДС самоиндукции. Явление и ЭДС взаимоиндукции. Принцип действия трансформатора | 2 | 2 | |
Лабораторная работа |
|
| ||
3 | Опытная проверка принципа наложения токов | 2 | 2 | |
Лабораторная работа |
|
| ||
4 | Индуктивно связанные цепи | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 2 | 2 | ||
Характеристики магнитного поля | ||||
Раздел 3. Электрические цепи переменного тока | 46 |
| ||
Тема 3.1.Начальные сведения о переменном токе | Содержание учебного материала | 6 |
| |
1 | Понятие о переменном токе. Синусоидальный ток. Характеристики синусоидально изменяющейся величины. Уравнения и графики. Векторная диаграмма | 2 | 1 |
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| 2 | Действующие и средние значения электрических величин | 2 | 1 | ||||
Самостоятельная работа |
|
| ||||||
Построение векторных диаграмм | 2 | 2 | ||||||
Тема 3.2. Элементы и параметры электрических цепей переменного т ока. Расчет неразветвленной цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 14 |
| |||||
1 | Активное сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока | 2 | 2 | |||||
2 | Неразветвленная электрическая цепь при различных соотношениях реактивных сопротивлений | 2 | 2 | |||||
3 | Расчет неразветвленной электрической цепи | 2 | 2 | |||||
4 | Неразветвленная электрическая цепь | 2 | 2 | |||||
Лабораторная работа |
|
| ||||||
5 | Неразветвленная цепь переменного тока | 2 | 2 | |||||
Лабораторная работа |
|
| ||||||
6 | Разветвленная цепь переменного тока |
|
| |||||
Самостоятельная работа |
|
| ||||||
Разветвленная электрическая цепь при различных соотношениях реактивных проводимостей | 2 | 2 | ||||||
Тема 3.3. Резонанс в электрических цепях | Содержание учебного материала | 8 |
| |||||
1 | Резонанс напряжений и токов | 2 | 2 | |||||
Лабораторная работа |
|
| ||||||
2 | Резонанс напряжений | 2 | 2 | |||||
Лабораторная работа | 2 | 2 | ||||||
3 | Резонанс токов | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа |
|
| ||||||
4 | Применение и учет резонансных явлений | 2 | 2 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Тема 3.4. Трехфазные цепи | Содержание учебного материала | 10 |
| |||||
1 | Трехфазные системы. Основные понятия. Соединение звездой. Основные соотношения | 2 | 2 | |||||
2 | Соединение треугольником. Основные соотношения. Мощности в 3-Х фазных цепях | 2 | 2 | |||||
Лабораторная работа |
|
| ||||||
3 | Исследование трехфазной цепи при соединении потребителей звездой | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа |
|
| ||||||
4 | Несимметричная трехфазная цепь | 4 | 0 | |||||
Тема3.5. Электрические цепи с несинусоидальными токами и напряжениями. Нелинейные цепи переменного тока | Содержание учебного материала | 8 |
| |||||
1 | Аналитическое выражение несинусоидальной периодической величины. Действующее значение несинусоидального тока. Мощность. Порядок расчета линейных цепей при несинусоидальных воздействиях. Расчет линейных цепей при несинусоидальных воздействиях | 2 | 2 | |||||
2 | Электрические фильтры и их применение. Понятие о цифровых фильтрах. Нелинейные цепи переменного тока | 2 | 2 | |||||
Раздел 4 . Электрические сигналы | 7 |
| ||||||
| Содержание учебного материала | 7 |
| |||||
1 | Понятие электрического сигнала как высокочастотного электрического колебания, несущего сообщение. Понятие о модулированном сигнале. Понятие о процессах модуляции и демодуляции. Спектральное представление периодических сигналов. Понятие об электрических цепях с распределенными параметрами | 2 | 2 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
| Самостоятельная работа |
|
| |||||
2 | Виды аналоговых и цифровых сигналов. Импульсные сигналы различной формы и их характеристики | 5 | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы; - подготовка к практическим занятиям и их оформление; - подготовка рефератов, докладов, презентаций. |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
Применять основные определения и законы теории электрических цепей
Практические занятия
Контроль - экспертная оценка
Измерять основные параметры электрических цепей
Лабораторные работы
Контроль - экспертные наблюдения и оценка
Различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры
Практические занятия
Контроль - экспертная оценка
Знания
Основные определения, законы и методы расчета электрических цепей
Практические занятия
Контроль - экспертная оценка
Основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме
Практические занятия
Контроль - экспертная оценка
Основные свойства фильтров
Практические занятия
Контроль - экспертная оценка
Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Электротехники» и лаборатории «Электроники»
Оборудование лаборатории:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
посадочные места для проведения лабораторных работ;
-
рабочее место преподавателя;
-
учебно-методический комплекс дисциплины;
-
комплект учебно-наглядных пособий «электротехника»;
-
электроизмерительные приборы и стенды для проведения лабораторных работ;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литераторы
Основная литератора:
-
И.А. Данилов, П.М. Иванов «Общая электротехника с основами электроники: М. Высшая школа», 2000.-752с.: ил.
-
Ф.Е. Евдокимов, Теоретические основы электротехники : Учеб.для студ. сред. проф. образования/Ф.Е. Евдокимов.-9-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. - 560с.
-
Ф.Т. Березкина, Задачник по общей электротехнике с основами электроники./ Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленников.-М.: Высшая школа, 2001.-388с.: ил.
-
М.В. Гальперин, Электротехника и электроника.: Учеб./М.В. Гальперин.-М.: ФОРУМ - ИНФРА - М, 2007. - 480с.- («Профессиональное образование»)
-
Н.Ю. Морозова, Электротехники и электроника.: Учеб.для сред. проф. Образования/Н.Ю. Морозова.- М.: Академия, 2007. -256с.
-
М.В.Немцов, Электротехника и электроника : Учеб.для сред. проф. Образования/М.В. Немцов, М.Л. Немцова.- М.:Академия, 2007.-432с.