- Преподавателю
- Другое
- Глаз и оптические приборы
Глаз и оптические приборы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Валиуллина О.Н. |
Дата | 08.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Глаз и оптические приборы»
Цели урока:
-
познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов - телескопа, микроскопа и фотоаппарата, их применением;
-
сформировать навыки работы в группе с источниками информации, таблицами, приборами;
-
закрепить изученный материал.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап
Учитель знакомит класс с темой урока, его целями и задачами, представляет жюри.
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством, работой и назначением некоторых оптических приборов. Практически в каждой семье есть фотоаппарат или видеокамера, в школе на уроках биологии мы работаем с микроскопом, на уроках астрономии наблюдаем звёздное небо в телескоп и, конечно же, видим окружающий нас мир глазами. Чтобы узнать как работают все эти приборы, необходимо разобраться, как устроен живой оптический аппарат - глаз. Приглашаем к доске первую группы, которая работала над этой темой.
-
строение глаза человека,
-
преломляющие среды глаза и их свойства,
-
особенности хрусталика,
-
построение изображения на сетчатке глаза,
-
аккомодация глаза,
-
адаптация глаза,
-
острота зрения,
-
угол зрения,
-
возрастные особенности зрения,
-
дальнозоркость и её исправление,
-
близорукость и её исправление,
-
современные методы коррекции зрения.
По ходу сообщения докладчик работает с моделью глаза и таблицами, выписывает на доске физические характеристики глаза, делает акцент на новые понятия.
УЧИТЕЛЬ: Мы узнали, как устроен глаз человека, ведь долгое время люди полагались только на своё зрение. Наука строилась на утверждении - мир таков, каким мы его видим. Но как далеко мы видим? Существуют ли во Вселенной другие миры? Чтобы ответить на эти вопросы, человек изобретает зрительную трубу - прообраз современного телескопа.Телескоп - основной источник информации для астрономов, с его устройством и принципом работы нас познакомит второй докладчик
Отчет второй группы о проделанной работе:
План сообщения:
-
строение зрительной трубы,
-
назначение окуляра,
-
назначение объектива,
-
зрительная труба Галилея,
-
зрительная труба Кеплера,
-
построение изображения в зрительной трубе,
-
линзовый телескоп Гевелия,
-
зеркальный телескоп Ньютона,
-
виды телескопов,
-
достоинства и недостатки современных телескопов,
-
пути совершенствования телескопов,
-
космические телескопы.
УЧИТЕЛЬ: С помощью телескопа человек смог заглянуть в просторы Вселенной, а с помощью микроскопа мы заглянули в микромир. Мы смогли увидеть то, что обычным глазом не видно - клетки, бактерии, микробы, мельчайшие частицы вещества. Микроскоп совместно с оптическим устройством наших глаз увеличивает угол зрения, и на сетчатке глаза получается увеличенное изображение ничтожно малых или невидимых невооруженным глазом объектов. Микроскоп как бы "увеличивает" рассматриваемый предмет. Подробнее об этом замечательном приборе расскажет наш третий докладчик.
Отчет третьей группы о проделанной работе:
УЧИТЕЛЬ: С помощью микроскопа и телескопа мы изучаем окружающий нас мир, а запечатлеть его неповторимость и красоту нам помогает ещё один оптический прибор-фотоаппарат. Фотография так прочно вошла в нашу жизнь, что трудно представить, как человек обходился без неё? Ведь история фотографии началась не так давно - в XIX веке! Первые фотоаппараты были дороги и громоздки, но наука и техника не стоят на месте - размеры фотоаппаратов значительно уменьшились, они стали проще в эксплуатации, лучше стало качество снимков, фотография из черно-белой превратилась в цветную.Наша третья группа работала над темой "Фотоаппарат" и подготовила не только сообщение, но и выставку фотоаппаратов разных моделей: здесь мы видим старенький советский "Зенит", "чудо" техники - знаменитый "Полароид", делающий моментальные снимки, пленочный "Кодак" и цифровую камеру - "Олимпус". Как же устроен и как работает этот чудо-прибор - фотоаппарат?
План сообщения:
-
камера-обскура - прообраз фотоаппарата,
-
устройство фотоаппарата,
-
сходства фотоаппарата и глаза,
-
построение изображения,
-
строение объектива,
-
назначение диафрагмы,
-
функции затвора,
-
назначение фотопластинки и фотопленки,
-
обработка фотопленки,
-
настройка пленочного /или цифрового/ фотоаппарата,
-
применение фотографии.
3. Закрепление изученного материала
УЧИТЕЛЬ: Мы прослушали сообщения, увидели работу каждой группы, а я прошу вас дать ответы на следующие вопросы:
-
Как устроена оптическая система глаза?
-
Какое изображение получается на сетчатке глаза?
-
что представляет собой хрусталик?
-
Чем объясняется дальнозоркость и близорукость?
-
Что такое телескоп?
-
Как устроен телескоп?
-
Какие виды телескопов вы знаете?
-
В чем отличие микроскопа от телескопа?
-
Существуют ли пределы увеличения?
-
Как устроен фотоаппарат, какое изображение получается на фотопленке? и т.п.
4. Оценка работы и завершение урока
Мы прекрасно понимаем, что за один урок невозможно познакомиться с устройством и работой всех оптических приборов, но то, что мы сегодня увидели и услышали, значительно расширяет наши познания о таких знакомых нам приборах, как микроскоп, телескоп и фотоаппарат. Спасибо всем за работу и внимание!
-
Д/з:§21, подготовить сообщение о микроскопе