Глаз и оптические приборы

Цели урока:  познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов – телескопа, микроскопа и фотоаппарата, их применением;  сформировать навыки работы в группе с источниками информации, таблицами, приборами;     закрепить изученный материал.   ХОД УРОКА 1.Организационный этап Учитель знакомит класс с темой урока, его целями и задачами, представляет жюри. УЧИТЕЛЬ: Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством, работой и назначением некоторых оптических приборов. Практ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Глаз и оптические приборы»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов - телескопа, микроскопа и фотоаппарата, их применением;

  • сформировать навыки работы в группе с источниками информации, таблицами, приборами;

  • закрепить изученный материал.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап

Учитель знакомит класс с темой урока, его целями и задачами, представляет жюри.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством, работой и назначением некоторых оптических приборов. Практически в каждой семье есть фотоаппарат или видеокамера, в школе на уроках биологии мы работаем с микроскопом, на уроках астрономии наблюдаем звёздное небо в телескоп и, конечно же, видим окружающий нас мир глазами. Чтобы узнать как работают все эти приборы, необходимо разобраться, как устроен живой оптический аппарат - глаз. Приглашаем к доске первую группы, которая работала над этой темой.

  • строение глаза человека,

  • преломляющие среды глаза и их свойства,

  • особенности хрусталика,

  • построение изображения на сетчатке глаза,

  • аккомодация глаза,

  • адаптация глаза,

  • острота зрения,

  • угол зрения,

  • возрастные особенности зрения,

  • дальнозоркость и её исправление,

  • близорукость и её исправление,

  • современные методы коррекции зрения.

По ходу сообщения докладчик работает с моделью глаза и таблицами, выписывает на доске физические характеристики глаза, делает акцент на новые понятия.

УЧИТЕЛЬ: Мы узнали, как устроен глаз человека, ведь долгое время люди полагались только на своё зрение. Наука строилась на утверждении - мир таков, каким мы его видим. Но как далеко мы видим? Существуют ли во Вселенной другие миры? Чтобы ответить на эти вопросы, человек изобретает зрительную трубу - прообраз современного телескопа.Телескоп - основной источник информации для астрономов, с его устройством и принципом работы нас познакомит второй докладчик

Отчет второй группы о проделанной работе:

План сообщения:

  • строение зрительной трубы,

  • назначение окуляра,

  • назначение объектива,

  • зрительная труба Галилея,

  • зрительная труба Кеплера,

  • построение изображения в зрительной трубе,

  • линзовый телескоп Гевелия,

  • зеркальный телескоп Ньютона,

  • виды телескопов,

  • достоинства и недостатки современных телескопов,

  • пути совершенствования телескопов,

  • космические телескопы.

УЧИТЕЛЬ: С помощью телескопа человек смог заглянуть в просторы Вселенной, а с помощью микроскопа мы заглянули в микромир. Мы смогли увидеть то, что обычным глазом не видно - клетки, бактерии, микробы, мельчайшие частицы вещества. Микроскоп совместно с оптическим устройством наших глаз увеличивает угол зрения, и на сетчатке глаза получается увеличенное изображение ничтожно малых или невидимых невооруженным глазом объектов. Микроскоп как бы "увеличивает" рассматриваемый предмет. Подробнее об этом замечательном приборе расскажет наш третий докладчик.

Отчет третьей группы о проделанной работе:

УЧИТЕЛЬ: С помощью микроскопа и телескопа мы изучаем окружающий нас мир, а запечатлеть его неповторимость и красоту нам помогает ещё один оптический прибор-фотоаппарат. Фотография так прочно вошла в нашу жизнь, что трудно представить, как человек обходился без неё? Ведь история фотографии началась не так давно - в XIX веке! Первые фотоаппараты были дороги и громоздки, но наука и техника не стоят на месте - размеры фотоаппаратов значительно уменьшились, они стали проще в эксплуатации, лучше стало качество снимков, фотография из черно-белой превратилась в цветную.Наша третья группа работала над темой "Фотоаппарат" и подготовила не только сообщение, но и выставку фотоаппаратов разных моделей: здесь мы видим старенький советский "Зенит", "чудо" техники - знаменитый "Полароид", делающий моментальные снимки, пленочный "Кодак" и цифровую камеру - "Олимпус". Как же устроен и как работает этот чудо-прибор - фотоаппарат?

План сообщения:

  • камера-обскура - прообраз фотоаппарата,

  • устройство фотоаппарата,

  • сходства фотоаппарата и глаза,

  • построение изображения,

  • строение объектива,

  • назначение диафрагмы,

  • функции затвора,

  • назначение фотопластинки и фотопленки,

  • обработка фотопленки,

  • настройка пленочного /или цифрового/ фотоаппарата,

  • применение фотографии.

3. Закрепление изученного материала

УЧИТЕЛЬ: Мы прослушали сообщения, увидели работу каждой группы, а я прошу вас дать ответы на следующие вопросы:

  • Как устроена оптическая система глаза?

  • Какое изображение получается на сетчатке глаза?

  • что представляет собой хрусталик?

  • Чем объясняется дальнозоркость и близорукость?

  • Что такое телескоп?

  • Как устроен телескоп?

  • Какие виды телескопов вы знаете?

  • В чем отличие микроскопа от телескопа?

  • Существуют ли пределы увеличения?

  • Как устроен фотоаппарат, какое изображение получается на фотопленке? и т.п.

4. Оценка работы и завершение урока

Мы прекрасно понимаем, что за один урок невозможно познакомиться с устройством и работой всех оптических приборов, но то, что мы сегодня увидели и услышали, значительно расширяет наши познания о таких знакомых нам приборах, как микроскоп, телескоп и фотоаппарат. Спасибо всем за работу и внимание!

  • Д/з:§21, подготовить сообщение о микроскопе



© 2010-2022