Рабочая программа по удмуртскому языку

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Гимназия №2 с.Бураево» муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на согласовано Утверждаю

заседании кафедры зам.дир. по УВР директор МОБУ

родных языков ______________ Гимназия №2 с.Бураево

Протокол №1 от__________2015г. Алиева Э.Х. ____________ И.Ф.Зиганшин

зав.кафедрой________________ _________2015г. приказ № от _____2015г.

Аслямова А.Р.

Рабочая программа

по удмуртскому языку для 7 класса

уровень базовый

учитель составитель: Шамсиярова Юлия Закирзяновна

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Принято

на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от ____________2015г.

с.Бураево 2015



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по удмуртскому языку 7 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по удмуртскому языку для 5-9 классов ( Г.Н.Никольская )

Учебник «Удмуртский язык 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений (Г.Н.Никольская, И.В.Тараканов Ижевск «Удмуртия» 2006 соответствует требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования.

На изучение курса удмуртого языка в 7 классе отводится 17часов (0,5 часов в неделю).

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет следующие цели преподавания курса удмуртского языка в 7 классе:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение удмуртским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса удмуртского языка в 7 классе сводятся к следующему:

  1. 1.Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  2. 2.Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

  3. 3.Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм удмуртского литературного языка.

  4. 4.Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

  5. 5.Формировать и развивать умения:

адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;

создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические , социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;

создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля ( выступление, статья, интервью;

подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения - рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;

совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.



  1. Содержание программы

Удмурт кыл сярысь

6 ти классын ортчемез тодэ ваен

Текст

Текстлэн смысловой люкегьёсыз, абзац. Текстлэн типъёсыз, стильёсыз. Научной, чеберлыко литературалэн стилез (тодэ ваён). Публицистической, деловой стильёс. Газетэ статья, лыдзем произведенилы яке ог-огзылэн сочиненизылы дунъет (отзыв) гожтон, деловой стилен ялон дасян.

Кыл волятон. Портэм стилен гожтэм текстъёсты тодманы, соослэсь типсэс, жанрзэс вераны быгатон, основной малпанзэ шедьтон, сюлме пырымон мадьыны быгатон.

Публицистической стилен очерк, отён, вазиськон гожтон. Научной стилен дунъет (отзыв) дасян, деловой стилен ялон гожтон.

Научной но художественной стилен описание дасян (инкуазь явленное, химической но физической опытъёс сярысь).

ЛЕКСИКА НО ФРАЗЕОЛОГИЯ

Лексика еярысь ортчемез тодэ ваён. Фразеологической кыл сочетаниос.

Люкыны луонтэм кыл сочетаниос.

Кыл волятон. Темая портэм лексической группаосы пырись кылъёсын вераськонзэс узырмытон.

Кытын, кин азьын вераськонэз чакласа, текст кылдытыны дышетсконо, солы тупась стиль но тип угчано.

ПРИЧАСТИЕ

Причастие еярысь валан.. Причастилэн прилагательнойлы но гла-голлы матын луэмез.

Причастиослэн пормонзы.

Висъясь суффиксъёсын причастное но соослэн склоненизы.

Причастной оборот сярысь валан. Причастной оборотъёсты запятоен висъян (чемгес пумиськылйсь учыръёсын гинэ).

Кыл волятон. Дышетскисьёслэсь кылзэс причастиосын узырмытон. Причастной оборотъёсты вераськон кылын кутон но гожъяськыкузы запятоен висъян.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие сярысь валан. Деепричастиослэн пормонзы.

Деепричастной оборот сярысь валан. Деепричастной оборотъёсты запятоен висъян.

Кыл волятон. Деепричастной оборотъёсты вераськон кылэ кутон но запятоен висъян.

НАРЕЧИЕ

Наречие сярысь валан.

Наречиослэн валатонзыя люкиськемзы. Наречиослэн чошатон степеньзы.

Наречиослэн пормонзы. Наречиосты шонер гожъян.

Кыл волятон. Вераськон кылэ наречиосты-синонимъёсты но антонимъёсты пыртылон. Текстысь предложениосты но текстлэсь люкетъёссэ наречиосын терзан.

Наречиослэн текстлэн кутсконаз но пумаз кутиськемзы.

Юрттйсь вераськон люкетъёс .Послелог

Послелог - юрттйсь вераськон люкет.

Послелогъёслэн портэм вераськон люкетъёсын кутйськемзы (су-ществительнойёсын, местоимениосын, числительнойёсын).

Послелогъёслэн предложенный интыез, дырез, мугез, кин ке но маке сярысь тодэмез, ёросэз, эсэпез, кузьдалаез, зокталаез, жуждалаез, Чошатэмез возьматыны кутиськемзы.

Кыл волятон. Послелоген существительноез, местоимениез, числительноез предложенный портэм значениен кутыны быгатон.

Союз

Союзъёс еярысь валан.

Сочинительной но подчинительной союзъёс.

Союзъёслэн текстысь кылъёсты, предложениосты но смысловой люкетъёсты герзамзы.

Кыл волятон. Предложениысь кылъёсты но текстысь предлложениосты союзъёсын герзаны быгатон.

Синоним луись союзъёсын предложениос но текстъёс кылдытъян.

Частицаос

Частицаос сярысь валан.

Предложенный кылъёслэсь, кыл сочетаниослэсь но предложениослэсь валатонзэс портэмгес карись частицаос.

Выль кыл пррмытйсь частицаос (куке, маке).

Уг, уд, уз; ой, од, 6з; дм частицаосын глаголъёс, соослэн шонер гожтйськемзы. Мед, медом, медаз, эн частицаосын повелительной наклонениен глаголъёс.

Частицаослэн текстын кутиськемзы.

Кыл волятон. Портэм частицаосын текстъёсты, значенизэс лыдэ басьтыса, вольыт лыдзыны дышетоно.

Частицаослэн текстысь предложениосты куспазы герзамзы. Соосын текстъёс кылдытъян.

Междометие

Междометие сярысь валан.

Междометиослж предложенный портэм значениен кутйськемзы.

Междометносты куараен возьматон.

Междомстиосты знакъёсын висъян.

Междометиосты шонер гожъян.

Кыл волятон. Междометисн кыл сочетаниосты глаголъёсын вошъ-яны быгатон,

Междометиослэн чеберлыко литератураысь персонажъёслэсь сямъёсос яркытгес возьматэмзы. Сыче текстъёсты произведениосысь утчан. Соосты сюлме пырымон лыдзон.

Морфологияя тодэ ваён но юнматон

Кыл волятон но кыл радъян ужъёс

Портэм типъем но портэм стилен гожтэм текстъёсты сэрттон-пертчон.

Лыдзем литературной произведениея юанъёслы ответ сётон.

Асьсэ коже лыдзем произведенилы дунъет (отзыв) дасян.

Литературной произведениея сложнюй план гожтон.

Дась темая, сётэм сюжетъя (учкем спектакль яке кинофильм луоз) сочинение-повествование гожтон (яке устно вералозы), описание

пыртыса (вордскем палась инкуазь, тулыс, гужем, сизьыл, толалтэ: музее, театре, экскурсие ветлэмзы сярысь).

Сочинение-описание гожтон, адямилэсь туссэ (портретеэ), корка пуш, инкуазь явленное, ужлэн мынэмез сярысь (суредъя, адзем-кылэмъя, дышетскон фильмъя).

Сётэм сюжетлэн кутсконэзъя повествовательной сочинение гожтон. Сочиненилы материал люкан, сое радъян.

Устной но письменной изложение научной стилен гожтэм текетъя.

Сётэм юанъёслы ответ-рассуждение гожтон.

Литературной геройёслы характеристика гожтон (кылеярысь, Ф. Кедровлэн повестьысьтыз Катялы но Койыклы).

Пиналъёслэн улонысьтызы, ужысьтызы басьтэм темая яке лыдзем книгая сочинение-рассуждение гожтон (кылеярысь, «Шонер-а лэсьтйз Петя?»).

Газетысь статьяоеты эскерон; газетэ статья гожтон.

Зуч кылысь удмурт кылэ портэм стилен текстъёсты берыктон (5-7 предложение).

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения родного языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормыудмуртского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

об особенностях склонения причастий;

определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

порядок морфологического разбора причастий;

грамматические признаки деепричастия как части речи;

определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

порядок морфологического разбора деепричастий;

грамматические признаки наречия как части речи;

смысловые группы наречий;

признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

о сочинительных и подчинительных союзах;

порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

отличие частиц от самостоятельных частей речи;

формообразующие и смысловые частицы;

о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения - рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы удмуртского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

4. Литература и средства обучения


1. Научно-методической журнал «Вордскем кыл».









Удмурт кыл 7 класс


№ УР-

Содержание

Кол-во часов

дата

Классная работа

Самостоятельная работа

Наглядные пособия ТСО

Домашняя работа

Примечан ие

1.

Удмурт кыл сярысь. (Значение удмуртского языка)

Вераськон кыл сярысь ортчемез тодэ ваен. (Повторение пройденного о речи)

1

336,338 уж

339,341.342 уж

Суредъя уж

343 уж, ДМ

Учебникысь

суред

ДМ

337 уж

340,346 уж

2

Текст

Текстлэн смысловой люкетъесыз, абзац (тодэ ваен) (Смысловые части текста, абзац. (повторение пройденного)

Текстлэн типъесыз, стйльесыз. Научной, чеберлыко литературалэн стилез.(Типы и стили текста. Научный и стиль художественной литературы)

Публицистической, деловой стильес. (Деловой и публийистический стили)

1

347, 349

348 уж

351 уж

354 уж

учебник

350 уж (план)

352 уж (зад.2)

3

Лексика но фразеология

Лексика сярысь ортчемез тодэ ваен. (Повторение пройденного о лексике)

Фразеологической кыл сочетаниос. (Фразеологизмы)

Люкыны луонтэм кыл сочетаниос. (УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ)

1

368,369 уж

Фразеологической словарен ужан

366.367 уж

370 уж

4

Контрольный диктант «Ноябрь»

1

сборник

Ошибкаос вылын уж

5

Причастие.

Причастие сярысь валан. (Понятие о причастии)

Причастилэн прилагательнойлы но глаголы матын луэмез. (Особенности причастий)

Причастиослэн пормонзы. (Образование причастий)

1

383,384,386 ужъес

385 (суредъя уж,стр.191)

389 уж


387 уж

388,390 уж

391 уж

6

Висъясь суффиксъесын причастной но соослэн склоненизы

Причастной оборот сярысь валан.( Причастный оборот)

Причастной оборотъесты запятойен висъян. (знаки препинания при причастном обороте)

Ортчемез тодэ ваен. Причастилы разбор. (Обобщение изученного о причастии. Морфологический разбор причастий)

1

409 уж

410

407 уж



421 уж

7

Деепричастие.

Деепричастие сярысь валан. (Понятие о деепричастии)

Деепричастиослэн пормонзы. (Образование деепричастий)

Деепричастной оборот сярысь валан. Деепричастной оборотъесты запятойен висъян. (Деепричастный оборот.ю и знаки препинания при деепричастном обороте)

1

423,426 уж

Предложениослы разбор, анализ

422,424 уж

437 438

таблица

таблица

ДМ

436 уж 439 уж

8

Кыл волятон урок. Изложение «Дышетись» .

1

сборник

9

Диктант «Вашкала сям»

1

сборник

Ошибкаос вылын уж

10

Ортчемез тодэ ваен. Деепричастилы разбор.

Обобщение изученного о деепричастии. Морфологический разбор деепричастий)

1

442 уж

44ё"1 уж

440 уж

11

Наречие.

Наречиослэн валатонзыя люкиськемзы.

Наречиослэн чошатон степеньзы. (Степени сравнения наречия)

Наречиослэн пормонзы. (Образование наречий)

Наречиосты шонер гожъян. Наречилы разбор. (Правописание наречий. Морфологический разбор наречий)

1

1

446,447 уж

444,445 уж

462 уж

465 уж

ДМ

таблица

448 уж

470 уж

12

Юрттись вераськон люкетъес. Послелог.

Послелог-юрттись вераськон люкет. Послелогъеслэн портэм вераськон люкетъесын кутиськемзы (существительной.местоимение,числительной )

(Служебные части речи. Послелог-служебная часть речи. Согласование послелога с другими частями речи (существительное.местоимение,числительное )

Послелогъеслэн предложениын интыез,дырез, мугез,кин ке но маке сярысь тодэмез,еросэз,эсэпез,кузьдалаез, зокталаез ,жуждалаез, чошатэмез возьматонын кутиськемзы.

1

Предложениосты эскерон

ДМ*ысь ужъес

Предложениослы анализ

Послелоген сущ-ез, мест-ез, числ-ез портэм значениен кутон

ДМ

ДМ

13

Диктант « Амало лудкеч»

1


Ортчемез юнматон

14

Союз.Союзъес сярысь валан. Понятие о союзе)

Сочинительной союзъес. (Сочинительные союзы.)

Подчинительной союзъес.( Подчинительные союзы)

1

481 уж(у) 488,490 ужъес (у)

Предложениослы анализ

ДМ

таблица

482 уж

15

Частица. Частицаос сярысь валан. Предложениын кьлъеслэсь, кыл сочетаниослэсь но предложениослэсь валатонзэс портэмгес карись частицаос.(Разряды частиц)

Выль кыл пормытись частицаос (Куке, маке);Уг,уд,уз; Ой,од, оз; Ом частицаосын глаголъес,соослэн шонер гожтиськемзы. (Формообразующие частицы. Правописание отрицательных частиц с глаголами)

Мед,медам,медаз,эн частицаосын повелительной наклоненный глаголъес. (Повелительное наклонение глагола с частицами.)

1

495,

505,507 уж

Пр-лы анализ,498,499 (у) уж

таблица

502 уж

506 уж

16

Междометие.

Междометие сярысь валан. Междометиослэн предложениосын портэм значениен кутиськемзы. (Междометие. Значение междометий и их роль в речи.)

. Междометиосты куараен возьматон. Междометиосты знакъесын висъян.(Знаки препинания при междометиях)

Междометиосты шонер гожъян. Ортчемез тодэ ваен. (Правописание междометий. Обощение изученного о междометиях)

1

510,512 уж

514 уж (у)

Предложениосл ы анализ

Предложениосл ы анализ

516.517 (у) ужъес

ДМ

513 уж

уж

515 уж

17

Диктант. «Анай сюлэм»

1

1

сборник

Ортчемез юнматоно

18

Ортчемез тодэ ваен

1






© 2010-2022