Курс по выбору для 9 класса «Создай свой видеопроект на компьютере»

"Описание материала: Любому обществу нужны одарённые люди, а одним из главных результатов литературного образования является воспитание эстетического вкуса. Художественная литература способствует становлению личности, формированию её характера и нравственного ориентирования. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, ини...
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Починка Смоленской области

____________________________________________________________









Курс по выбору для 9 класса «Создай свой видеопроект на компьютере»



Межпредметный предпрофильный курс


проектно-исследовательской деятельности учащихся


Авторы:



учитель информатики




























































































































































































































































































































































































































































Романенкова Любовь Петровна,


учитель русского языка и

литературы

Щербакова Елена Александровна.



Пояснительная записка

Курс рассчитан на 17 часов и предполагает продолжение в 10-11 классах. Данная программа позволяет учащимся 9-х классов осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу за последнее десятилетие олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Всё большее распространение получает исследовательская деятельность учащихся. Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разнообразных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Однако утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой.

Это решение выглядит удивительно просто: обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение - уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Но эта идея не доведена до уровня практического использования в массовой образовательной практике.

Существуют различные способы организации исследовательской деятельности учащихся. Мы предлагаем метод проектов. Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность.

Проектный метод - это не альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Метод учебного проекта позволяет восполнить существующий в системе школьного образования дефицит возможности самостоятельной практической деятельности учащихся, проявления ими активности, реального применения полученных знаний.

Курс по созданию проекта особенный. Он не только формирует у школьников разносторонний кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий, но и даёт возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду. Отметим также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры. Ещё Л. С. Выготский, русский психолог, говорил: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности каждого ученика, можно отнести различные формы работы в сочетании с компьютерными технологиями. В настоящее время соединение учебной деятельности с возможностями компьютера открывает перспективы для дальнейшего совершенствования методики преподавания в школе, так как жизнь вновь напоминает: «Учебный процесс должен отвечать требованиям науки, возможностям техники, интересам социального и культурного прогресса».

Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, так как играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, а также способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В условиях современного этапа развития общества коренным образом изменилась роль учителя. Сегодня именно он превратился в главный стратегический ресурс, позволяющий образовательным учреждениям развиваться. Современный учитель должен быть готов к продолжению обучения в созданной системе непрерывного образования на основе компьютерных технологий

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся всё более интеллектоёмкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать следующие качества:

  • быть профессионально компетентным (т. е. хорошо знать своё дело);

  • обладать языковой компетенцией (т.е. быть грамотным человеком);

  • знать действующие нормы и требования в отношении оформления деловой документации;

  • уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных, информационными сетями;

  • знать нормы делового этикета, владеть ими на бумаге, уметь создать и обработать деловые бумаги с помощью ПК.

Данный курс призван способствовать приобретению учащимися следующих компетенций:

общекультурной, ценностно-мировоззренческой, речевой, читательской, информационной, профессиональной, коммуникативной.

Применение инновационных технологий с компьютерной поддержкой в преподавании способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрению здоровьесберегающих технологий, преодолению негативных последствий увлечения учащимися «боевыми» компьютерными играми посредством замены этой деятельности работой с учебной программной продукцией, формированию у учащихся мотивации учения, существенно снижает у них уровень ситуативной тревожности, что свидетельствует о здоровьесберегающем потенциале предлагаемого курса. Таким образом, предлагаемые материалы по проведению бинарного курса «Создай свой видеопроект на компьютере» выстроены в соответствии с древней китайской мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай действовать мне самому, и я научусь!»

Основная цель курса:

сформировать языковую, коммуникативную и информационную компетенции школьника

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

  1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

  2. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы.

  3. Выведение на более высокий уровень качество речевой, коммуникативной культуры, качество оформления документации.

  4. Закрепление и расширение базовых понятий информационных технологий, приобщение к культуре самостоятельной работы с компьютером, развитие кругозора в сфере информационных технологий.

  5. Проведение профильной пробы для выбора профиля в старших классах.

  6. Развитие и обогащение знаний учащихся по предмету (в данном случае по литературе и информатике).

  7. Воспитание патриотизма на основе краеведческой работы.

  8. Развитие творческих способностей учащихся на основе культурного наследия русских писателей и возможностей компьютерных технологий.

  9. Формирование целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков.

10.Оказание методической поддержки учащимся при проведении

исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций)

на всероссийских и региональных научно-практических

конференциях и конкурсах школьников.

11.Осуществление подготовки к результативной деятельности учащихся.

12.Создание видеопроектов.

Основные знания, умения и навыки

1. Обогащение знаний учащихся о жизни и творчестве писателей,

литературном процессе на основе краеведческого материала.

2. Развитие умений по конспектированию и реферированию литературных

источников.

3. Формирование навыков анализа художественного текста.

4. Совершенствование техники выразительного чтения.

5. Приобретение умений и навыков исследовательской работы.

6. Освоение работы с программами Power Point, Paint, PhotoShop, Windows

Movie Maker, (программы пакета Microsoft Office).

7. Приобретение навыков сканирования, звукозаписи, компьютерной

графики.

Практический выход

  • Корректирование пробелов в знаниях обучающихся.

  • Совершенствование навыков владения программами Power Point, Paint, PhotoShop, Windows Movie Maker, (программы пакета Microsoft Office).

  • Приобретение навыков сканирования, звукозаписи, компьютерной графики.

  • Участие в школьных, районных и областных конкурсах.

  • Выступления на Дне науки.

  • Участие в школьных, районных и областных олимпиадах.

  • Защита результатов исследования на экзамене.

  • Публикация в школьном сборнике исследовательских работ учащихся.

  • Участие в научно-практических конференциях школьников (школьных, городских, региональных, всероссийских)

Программа курса (17 ч.)

№ п./п.

Тема

Колич.

часов

Дата

I.

Теоретическая часть

6

1

Подготовка. Определение темы и целей проекта.

Формирование рабочей группы.

1

2

Планирование.

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов

(формы проекта).

г) Распределения задач (обязанностей) между членами команды.

1

3

Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждения выбора основных элементов сбора информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. д.). Знакомство с теоретическими сведениями курса.

4


II.

Практическая часть

11

4

Формулирование результатов. Оформление проекта.

8

5

Защита проекта.

2

6

Оценка результатов проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач, их причин).

1

Содержание курса

Теоретический этап - 6 ч. Ознакомление учащихся с теоретическими сведениями курса.

Практическая часть - 11 ч. Сбор материала. Работа по созданию видеопроекта.

Технологическая карта

Последовательность работы над проектом

п/п

Этапы

работы над проектом

Содержание работы на

данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя


1.

Подготовка

Определение темы и целей проекта.

Формирование рабочей группы.

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдают за деятельностью учащихся.






2.

Планирование

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Распределения задач (обязанностей) между членами команды.


Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предложения.

Наблюдает за деятельностью учащихся.



3.

Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждения выбора основных элементов сбора информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. д.)

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.


4.

Анализ результатов

Анализ информации. Формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Консультирует учащихся.











5.

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление практических результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.

Участие в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.





6.

Оценка результатов проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач, их причин).

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности.

Оценивает усилия учащихся, их качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качества отчета.

Содержание учебных заданий

I уровень сложности: составление списка литературы по каждой теме,

II уровень сложности: выбор нужной информации из данного списка по каждой теме; (самостоятельная работа со специальной литературой, допускается консультация учителя); поиск дополнительного материала.

III уровень сложности: создание видеопроекта на компьютере.

Диагностический этап

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Будете ли вы использовать полученные знания в своей жизни?

  2. Чему вы научились в ходе организованной работы?

  3. На какие профессии ориентирует вас проведённая работа?

  4. Помогла ли она вам в выборе профиля класса?

Методические рекомендации

Современная школа требует от учителя совершенно новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса.

В последние годы в федеральных и региональных научно-методических предметных журналах печатается много материалов о проектной технологии в обучении. Вначале этот термин человека гуманитарного склада ума может напугать своим техническим звучанием. Однако изучив теоретические вопросы проектной технологии, мы пришла к выводу, что она приемлема и при проведении уроков литературы.

Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.п.

Тематическая интеграция предметов литературы и информатики создала условия для эффективного освоения компьютерной программы, с одной стороны, и глубокого творческого прочтения литературного текста, с другой стороны. Это стало возможным благодаря взаимопониманию между педагогами разных предметов.

Для отслеживания успешности освоения ребенком программы разработаны следующие критерии оценки развития ребенка:

 Уровень фантазии, воображения.

 Уровень способности распознавать общие и различные признаки звука, цвета, формы, фактуры, движения.

 Уровень развития ассоциативного восприятия произведений искусства.

 Уровень восприятия произведений различных видов искусства (музыки, живописи, графики, архитектуры).

 Уровень способности воспринимать и анализировать произведение искусства.

 Уровень способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами в компьютерной реальности.

 Уровень реализации ребенком своих ощущений, чувств и образов через компьютерную графику и анимацию.

 Уровень способности передавать пространство в компьютерной среде.

 Уровень способности создавать композицию в компьютерной среде.

 Уровень способности передавать настроение при помощи цвета.

 Степень выразительности создаваемых образов.

 Уровень способности формирования своего личного знания по поводу изучаемой информации.

 Уровень самостоятельности выполнения творческой работы.

 Уровень пользовательских знаний, умений, навыков. Уровень овладения навыками работы с программным обеспечением.

 Степень развитости чувства композиции.

Творческим результатом являются личностные качества, которые формируются у учащегося в творческом процессе:

 Смелость в действиях: идти, открывать, совершать, действовать.

 Смелость в пространстве: не ставить границ, барьеров, расширять рамки.

 Способность к взаимодействию, диалогу с миром, с собой, с культурным текстом и т.д.

 Способность к поиску нового, неизведанного в мире и в самом себе.

 Способность к вчувствованию, погружению, растворению, принятию, включению в себя изучаемого материала.

 Способность к синтезу: моделирование нового на основе анализа и чувствования изучаемого материала.

 Способность перехода в режим творения, т. е. способность нахождения в пространстве творчества, способность чувствовать переполненность пустоты пространства, бесконечно сжимающегося до размеров точки, пульсирующего, взрывающегося и рождающего в момент взрыва нечто новое.

 Способность к рефлексии и саморефлексии: выход из ситуации, нахождение вне ситуации, осмысление ситуации, рефлексия того, что сделано, прочувствовано, узнано.

 Способность принятия ошибки, поражения: отказ от привычного, способность вернуться в начало, отказ от старого способа, метода, пути.

 Способность создавать многоплановое, многоуровневое, многогранное, объемное, точное соединение частей в целое. Понимание целого как сконцентрированной, сжатой, напряженной, укрощенной и примиренного самого с собой и с каждой частью в отдельности энергией смысла, выраженного в творческом продукте.

 Способность понимать бесконечность творчества.

 Способность воспринимать самого себя как познающую и развивающуюся систему.

Исследовательский проект учащегося может быть по содержанию монопредметным (выполняется на материале одного конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметным, который выполняется в ходе факультативных занятий, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Правильно организованная проектная деятельность предполагает самостоятельный выбор школьником темы проекта, проведение исследования, принятие решения, разработку темы и выполнение работы, оценку процесса и результата своего труда и его публичную защиту.

Вся приобретенная компьютерная техника и оборудование активно используется нашими учителями. Кабинет информатики перестал быть закрытым для учителей-предметников. Важным является проведение интегрированных уроков. Современные компьютерные технологии позволяют использовать не только готовые мультимедийные проекты, но и создавать собственные проекты на основе презентации на любых уроках. Мы предлагаем совместную работу учителя информатики - учителя литературы и русского языка - ученика. В нашей школе имеется опыт межпредметных проектов (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, история - информатика, география - литература - информатика). Мы выбрали наиболее интересную для ребят форму проекта: видеопроект по краеведению на основе компьютерной презентации с текстовым сопровождением. Автор видеопроекта «Великий путешественник, славный сын Смоленщины - Н. М. Пржевальский», учащийся 9 класса, стал лауреатом Всероссийского конкурса «Первые шаги», что свидетельствует об актуальности и творческих находках учащихся и педагогов школы. Этот проект возник в результате творческого содружества учителей информатики, литературы и географии с учащимся 9 класса. Авторы благодарны Евдокимову Михаилу Юрьевичу, кандидату географических наук, зав. кафедрой социально-экономической географии и туризма СГУ, научному руководителю проекта, за просмотр видеопроекта и добрые советы. Данный проект стал методическим пособием на уроках, внеклассных мероприятиях.

Работа по созданию подобных видеопроектов продолжается и совершенствуется в нашей школе. В связи с введением предпрофильной подготовки появилась возможность на основе имеющегося опыта развивать исследовательскую деятельность по межпредметному проектированию на занятиях курса, который мы предлагаем вашему вниманию.

В ходе работы над видеопроектом на литературную тему продолжается познавательный процесс, цель которого - способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Осваивая тему своей исследовательской работы, ученик накапливает читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим, расширяет свои знания о культуре родного края. Образование и воспитание в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

В ходе выполнения задач исследовательской деятельности происходит формирование гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, что окажет реальную помощь в осознании окружающего мира.

Работа над проектом увлекательна для детей, так как ребята самостоятельно собирают материал (посещают библиотеки, архивы, вместе с учителями организуют экскурсии, осваивают жанр интервью1), отбирают под руководством учителей самое необходимое и интересное, сопоставляют факты, анализируют, делают выводы, составляют киносценарий, текстовое сопровождение к презентации, занимаются фотографированием, если есть возможность, видеосъёмкой. В ходе такой работы приобретаются необходимые умения и навыки в обращении с техникой. Для создания видеопроекта на компьютере учащиеся осваивают работу с программами Power Point, Paint, PhotoShop, Windows Movie Maker, (программы пакета Microsoft Office), приобретают навыки сканирования, звукозаписи, компьютерной графики.

Для видеопроектов подбираем такие темы для работы, выполняя которые учащиеся видят результат своей деятельности уже через 1-2 урока. Учителя предлагают учащимся примерный перечень тем проектов,2 сформированный исходя из потребностей школы, учащихся, отвечающих возможностям школьников. Затем просим их пополнить предложенный банк идей собственными, дав время на обдумывание и обсуждение этих вопросов. На следующем занятии учащиеся дают оценки новым предложениям, рассматривают возможность их реализации. Далее вновь даётся время на обдумывание и самостоятельной аргументированный выбор темы проекта.

В нашей школе учащиеся могут избрать защиту проекта как форму сдачи экзамена по информатике и литературе, например. Практика показала, что в этом случае они более ответственно подходят к определению темы работы. Такие проекты проходят предварительную экспертизу. Учителя разрабатывают примерные критерии.3 Из одноклассников и учителей-предметников создаётся экспертная комиссия. При этом решаются не только учебные, но и воспитательные задачи, поскольку между учащимися и учителями формируются отношения сотрудничества, свободной дискуссии.

На занятиях данного курса лучше всего применять групповую форму работы. Объединения учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им возможность выбора уровня её сложности, варианта решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. Мы используем технологию успеха (каждый должен почувствовать себя нужным). Не исключаем и индивидуальные формы работы. Например, практическое занятие по созданию презентации: каждый индивидуально может предложить свои варианты. Такая работа приучает школьников к умению не только формулировать собственные идеи, но и умению их отстаивать, а работа в группах позволяет сравнивать свой вклад в общий проект с работой одноклассников. На заключительных занятиях курса проводится защита и презентация своих видеопроектов. Создаётся видеоальбом работ учащихся как портфолио курса. Лучшие работы демонстрируются на уроках и внеклассных мероприятиях, участвуют в конкурсах, на Дне науки, рассматриваются как форма сдачи экзамена.

Предпрофильный курс «Создай свой видеопроект на компьютере» проводится в рамках ППП с начала учебного 2005-2006 учебного года, поэтому имеются первые результаты работы учащихся. Видеопроекты школьников демонстрируются в электронном приложении к курсу.4

При организации проектирования необходимо учитывать имеющийся у учащихся практический опыт. Использование его позволяет активизировать учебный процесс, создаёт благоприятные условия для формирования у них положительной мотивации. Надо также научить их пользоваться таблицами, каталогами, правильно использовать средства массовой информации, ресурсы Интернета и т. д., облегчающими выполнение проекта.

Работая над программой курса, мы старались не вызвать перегрузку учащихся. Нужно помнить, что успех ребёнка - это его здоровье.

При проведении занятий мы руководствуемся следующими здоровьесберегающими принципами:

  1. принцип простоты и доступности;

  2. смена деятельности;

  3. динамические паузы;

  4. уверенность в работе (пропадает страх «испортить всё», так как компьютер даёт широчайшие возможности корректировки изображения;

  5. наличие мотивации деятельности учащихся;

  6. наличие на уроке эмоциональных разрядок;

  7. психологический климат на уроке (комфорт, сотрудничество, заинтересованность, индивидуальный подход);

  8. гимнастика для глаз;

  9. чередование видов преподавания.

В проектно-исследовательской работе необходимо обратить внимание на определенные требования, предъявляемые к ученику и учителю, желающим заниматься этим видом деятельности, а также на особенности содержания и представления результатов этих исследований.

Требования к участникам исследования

К ученику:

  1. Готовность к исследовательской деятельности (наличие определённых знаний и умений, неудовлетворённость имеющимися представлениями).

  2. Успешное освоение основного предметного материала и стремление выйти за рамки учебной программы.

К учителю:

  1. Готовность к исследовательской деятельности.

  2. Основная функция в ходе исследования - координатор и партнёр своих учеников.

Особенности исследования

  1. Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер.

  2. По тематике находится на стыке различных областей знаний.

  3. Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика, поэтому её необходимо выбрать самому ученику.

Варианты представления результатов исследования

  1. Защита результатов исследования на экзамене.

  2. Публикация в школьном сборнике исследовательских работ учащихся.

  3. Участие в научно-практических конференциях школьников (школьных, городских, региональных, всероссийских).

В заключение можно сказать, что если в процессе занятий ученик испытывает удовольствие, удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать практически, то эту работу стоит делать. Чем выше востребованность результатов труда, тем с большим удовольствием и старанием работают ребята.

Учебно-тематический план (17 ч.)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Форма проведения занятия

Наименование образовательного продукта

Введение. Цели и задачи курса. Демонстрация видеопроекта «Великий путешественник, славный сын Смоленщины - Н. М. Пржевальский» в качестве образца.

1

Компьютерная презентация с использованием мультимедийных технологий

Формирование мотивации сотрудничества

Формирование рабочих групп. Выбор темы видеопроектов.

1

Урок-диалог

Создание рабочих групп по интересам и выбор тем видеопроектов

Определение источников информации и работа с электронными носителями, поиск материала по выбранной теме

1

Урок-практикум

Библиографический список

Основы работы с программой Power Point

1

Урок-практикум

Предварительное оформление презентации

Поисково-исследовательская работа по выбранным темам

2

Урок-экскурсия

Урок-интервью

Записи воспоминаний

Фотоматериалы и видеоматериалы

Составление текстов для видеопроектов: язык и стиль, правила оформления

1

Урок-рекомендация

Предварительное оформление текстового сопровождения видеопроекта

Обработка собранных материалов с помощью ПК

2

Урок-практикум

Выбор и эстетическое оформление дизайна презентации с использованием информационных технологий

Технология обработки звука. Виды ПО (программного обеспечения) для обработки звука

2

Урок-практикум

Музыкальное и звуковое сопровождение презентации

Создание видеопроектов по выбранным темам

3

Урок-консультация

Видеопроекты

Защита и экспертиза видеопроектов видеопроектов

2

Урок- презентация

Рейтинговая оценка видеопроектов по результатам экспертизы

Вернисаж творческих работ учащихся

1

Урок- выставка лучших работ

Видеоальбом творческих работ учащихся как портфолио курса

Используемая литература

Для обучающихся


  1. Библиографическое описание документа. Общие правила оформления. ГОСТ 7. 1-84. - Введ. 01.01.86. - М., 1984.

  2. Будаев Д. И., Левитин М. Н. Неизвестное об известных. - Смоленск, 2003.

  3. Веверка П. Microsoft Office 2000. Учебный курс: М., - 2003.

  4. Глинка М. И. Альбом / Сост. А. Розанов. - М., 1987.

  5. Гостилович А. Здесь оживает история // Сельская новь. - 2005. - 30 сентября. - С. 2.

  6. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 5. - С. 61-67.

  7. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Базовый курс 7-9: М., - 2002.

  8. Словарь ударений для работников радио и телевидения /Под ред. Д. Э. Розенталя. - М., 1985.

  9. Смоленская область: Энциклопедия. - Смоленск, 2003.

  10. Стародворцев П. Дорогие сердцу имена. Загорьевское окружение // Сельская новь. - 2005. - № 49-50, 52. - С. 3, 5.

  11. Стукалов А. Край мой Смоленский: фотокнига. - Смоленск, 1995.

Для учителя


  1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6.

  2. Всё об INTERNET // Руководство и каталог. Эд Крол. BHV, - Киев.

  3. Дереклеева Н. М. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М., 2001.

  4. Ежемесячный компьютерный журнал Community. - 1996. - № 9.

  5. Информационные и коммуникативные технологии // Информатика и образование. - 2001. - № 7.

  6. Компьютерная поддержка уроков русского языка и литературы // Русский язык в школе. - 1996. - № 5.

  7. Масленникова А. В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 5. - С. 51-61.

  8. Роль компьютера в процессе овладения орфографией // Русский язык в школе. - 2001. - № 1.

  9. Харисов Т. Б. Единая система повышения профессиональной подготовки учителя // Школьные технологии. - 2004. - № 4.

  10. Файн Т. А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 1. - С. 42-46.

  11. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - 2004. - № 2. - С. 61-67.

  12. Школьная компьютера. - 2001-2003


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Советы начинающему журналисту


Перед интервью:

  1. Чётко сформулируй для себя: почему ты заинтересовался именно этим человеком?

  2. Что ты о нём знаешь?

  3. О чём его нужно и можно спросить? О чём нельзя?

  4. Каким временем для беседы он располагает?

  5. Как лучше сформулировать вопросы? Сколько их может быть? Не многословны ли они?

  6. Познакомься заранее с будущим собеседником и обсуди с ним план предстоящего разговора. Обрати внимание на начало и конец беседы.

Во время интервью:

  1. Каково настроение собеседника? Соответствует ли оно предполагаемой тональности разговора?

  2. Скорректируй вопросы, исходя из данной ситуации.

  3. Соотноси отведённое время и объём получаемой информации.

После интервью:

  1. Воспроизведи ход интервью и продумай, что должно быть опубликовано, а что остаться «за кадром».

  2. Обрати внимание на собственную позицию: не «давишь ли ты на собеседника? Не находишься ли на первом плане?

  3. Познакомь собеседника с предполагаемым для публикации вариантом и учти его рекомендации при подготовке окончательного варианта.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Темы видеопроектов


  1. Красота родного края в творчестве поэтов-земляков: М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рыленкова. (Видеопроект в форме литературно-музыкальной композиции.)

  2. Времена года в творчестве русских поэтов. (Видеопроект в форме литературно-музыкальной композиции.)

  3. Ожившая история встаёт… (Фоторепортаж о празднике в Долгомостье, месте подвига Меркурия Смоленского.)

  4. Памятник Тушемлинской культуре. (Фоторепортаж об открытии памятного камня на месте древнего городища.)

  5. Новоспасское в жизни М. Глинки. (Заочное путешествие на родину композитора.)

  6. Дорогие сердцу имена. (Загорьевское окружение в жизни А. Т. Твардовского. Видеопроект в форме литературно-музыкальной композиции.)

  7. Хутор Загорье - поэтическая колыбель А. Т. Твардовского. (Заочное путешествие на родину поэта.)

  8. Овстуг сегодня. (Заочное путешествие на родину Ф. Тютчева.)

  9. Презентация фильма «Властелин колец»






ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Лист экспертной оценки видеопроекта учащегося

Таблица № 1

3 - видеопроект ЧАСТИЧНО СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЮ;

4 - видеопроект В ОСНОВНОМ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЮ;

5 - видеопроект ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЮ.





Требования к видеопроекту

НАЗВАНИЕ ВИДЕОПРОЕКТА




1 эксперт

2 эксперт

3 эксперт

4 эксперт

5 эксперт

6 эксперт



ОЦЕНКА

ОЦЕНКА


ОЦЕНКА



ОЦЕНКА


ОЦЕН

КА

ОЦЕНКА

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА

1. Актуальность и новизна, сложность темы








2. Реальность и практическая ценность









3. Уровень самостоятельности








4. Качество и правильность оформления









5. Качество выступления









6. Объём выполненной работы









7. Проявление глубины и широты знаний по

излагаемой теме








8. Ответы на вопросы преподавателя









9. Ответы на вопросы учащихся









10. Оценка творческих способностей

докладчика










Итоговая оценка за видеопроект





Подписи экспертов:___________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Портфолио курса


Медиаресурсы (Видеопроекты обучающихся)


Курс по выбору для 9 класса «Создай свой видеопроект на компьютере»












Курс по выбору для 9 класса «Создай свой видеопроект на компьютере»


Курс по выбору для 9 класса «Создай свой видеопроект на компьютере»



Курс по выбору для 9 класса «Создай свой видеопроект на компьютере»











Курс по выбору для 9 класса «Создай свой видеопроект на компьютере»



Курс по выбору для 9 класса «Создай свой видеопроект на компьютере»














1 Советы начинающему журналисту смотрите в приложении 1.

2 Примерный перечень тем смотрите в приложении 2.

3 Таблица № 1.

4 Смотрите приложение 3.


© 2010-2022