• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка мероприятия по повышению квалификации ИПР в форме методического моста

Разработка мероприятия по повышению квалификации ИПР в форме методического моста

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка мероприятия по повышению квалификации ИПР в форме методического мостаРазработка мероприятия по повышению квалификации ИПР в форме методического мостаРазработка мероприятия по повышению квалификации ИПР в форме методического мостаРазработка мероприятия по повышению квалификации ИПР в форме методического мостаМетодическ

С

Методический мост :

«Формы и методы работы преподавателя в условиях реализации ФГОС»


(совместное заседание МК ГЦ и ЕНЦ);




Методический мост :

«Формы и методы работы преподавателя в условиях реализации ФГОС»

(совместное заседание МК ГЦ и ЕНЦ);

Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий.

Ход заседания:

1.Работа преподавателя в условиях реализации ФГОС

(выступление председателяМК ГЦ С.А. Белинской)

Цель: об

Одна из особенностей новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования заключается в их деятельностном характере, который в качестве главной задачи ставит развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

А это, в свою очередь, требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего ФГОС.

И в первую очередь, на мой взгляд, эти изменения касаются подхода к организации и проведению урока. Современный урок - это интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Он должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Преподаватель должен создавать условия для интеллектуального развития обучающегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Каким же образом я решаю поставленные передо мной, как перед преподавателем, задачи?

Как театр начинается с вешалки, так и профессиональная деятельность любого педагога начинается с умения правильно построить урок. Начало урока - один из его важнейших моментов - требует от преподавателя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.

1. Рифмованное начало урока

(Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь! )

2. Начало урока с элементом театрализации (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

3. Высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока

(«Человек - регулятор жизни на планете» А Печчеи)

4. Пословицы, поговорки, относящиеся к теме урока

(Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует)

5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации («Только ли катастрофа неразделенная любовь, или и она способна возвысить человека?» И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Важным является и выбор определения темы-заголовка урока

1. Заголовок - метафора

(«Поэма Н.Некрасова - энциклопедия крестьянской жизни в России 19 века»)
2. Заголовок - вопрос
«За что наказан Демон?» (По поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)
3. Заголовки, содержащие прием отстранения, освещения знакомого факта под новым углом зрения, в непривычном ракурсе
(Еще одна тайна «Пиковой дамы»)
4. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы
«Образ Луки из пьесы М. Горького «На дне». «Святой» или «лукавый»?
5. Заголовок, в котором пропущен(-ы) ключевое(-ые) слово(-а). (Можно побудить обучающихся выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним)
6. Самостоятельный выбор наиболее подходящего названия из предложенных вариантов.

Мне очень нравится работать с эпиграфом на уроках литературы. Так, для урока «Художественный мир А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» использую высказывания В. Брюсова, Д.С. Мережковского, В.Г. Белинского.

Задание: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»).

Путь Пушкина - это общий путь русской литературы, а не личный… (В Брюсов)
Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами - созерцанием и действием. (Д.С. Мережковский)

Лермонтов - поэт совсем другой эпохи…его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического нашего общества. (В.Г. Белинский).

Такая работа мобилизует обучающихся, включает в активную интеллектуальную деятельность - а это одно из основных требований, предъявляемых ФГОС к современному уроку.
Решению поставленных задач также помогают тщательно отобранные педагогические технологии, открывающие значительные возможности расширения образовательных рамок. При подготовке к уроку следует опираться на технологии, направленные на развитие логического и критического мышления, развитие навыков устной речи, умения работать в команде, организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации - одним словом, способствуют формированию метапрепредметных навыков (универсальных учебных действий - познавательных, регулятивных и коммуникативных-, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться).

Приведу конкретные примеры использования данных технологий на своих уроках, оговорив предварительно особое место литературы среди других учебных предметов. Совершенно очевидно, что задачи, стоящие перед преподавателем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других преподавателей. По большому счету - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки обучающегося как языковой личности . С этих позиций, как мне кажется, более оправдано использование элементов различных педтехнологий, сходных по какому - либо доминирующему признаку.

На протяжении многих лет в практике своей работы я использую технологию проблемного - диалогового обучения, обеспечивающего творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного преподавателем диалога.

На этапе осознания недостаточности имеющихся знаний преподаватель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой обучающиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно;

Так, например, при изучении новеллы И.А.Бунина «Темные аллеи» задаем вопрос: « И.А. Бунин, закончив работу над данным произведением, сказал: «Думаю, это самое лучшее и оригинальное из того, что я написал в жизни. - и далее добавил - это рассказ о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и «жестких аллеях». Такова бунинская концепция любви. В чем же ее своеобразие?

Чем может быть интересно и полезно современному читателю произведение, написанное более полувека назад (Цикл новелл под общим названием «Темные аллеи» создавался в период с 1937 по 1945 годы 20 века).

Проблема обозначена. Намечаем пути ее решения. Используя приемы, предлагаемые В.К. Дьяченко и А.Г.Ривиным (технология работы в группах постоянного и сменного состава), обучающиеся определяют круг вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы найти ответ на основной вопрос. Так, первая группа, работая над портретной характеристикой Надежды, размышляя о роли интерьера, как одного из косвенных приемов создания характера, думает над вопросами:

-Какие детали интерьера могут привлечь наше внимание?

-Какой художественный прием использует автор и как он помогает понять характер Надежды?

- Сопоставьте «говорящие» детали портретной характеристики с деталями интерьера. О какой красоте героини- внешней или внутренней - идет речь?

Вторая группа обучающихся выявляет « говорящие» детали в портретной характеристике Николая Алексеевича и думает над следующими вопросами:

-Автор использует прием повтора. С какой целью используется этот прием?

- На чем автор пытается заострить наше внимание?

Один из шести основных компонентов современного урока - взаимопроверка и взаимоконтроль, поэтому после обсуждения данных вопросов в группах, обучающиеся обмениваются тетрадями и составляют план, дополняя и расширяя вывод, к которому пришли их товарищи (прием «Мозгового штурма» - интерактивный прием, применяемый в технологии развивающего обучения).

Решать проблемные вопросы можно также с помощью игровых технологий.

Примерные вопросы игрового характера:

1. А.П. Чехов назвал прозу И.А. Бунина «концентрированным бульоном».
Каков рецепт этого «бульона»?
2. В стилистике Леонида Андреева расскажите сказку про репку..
3. «Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях (по произведениям Н.В.Гоголя)

Технология проблемно - диалогового обучения может сочетаться с технологией кейс - метода. Во время проведения читательской конференции по рассказам В.Крупина обучающиеся в процессе дискуссии смоделировали социальные проблемы, обозначенные автором, и, опираясь на свой опыт, предложили свой взгляд на данные проблемы и пути их решения. Подобная работа стала своеобразным сотворчеством обучаемого и обучающегося. (Слайд)

В ФГОС много внимания уделяется развитию основных коммуникативных умений обучающихся. Социальная адаптации и обучение человека общению - одна из основных функций современного образования. Существует много возможностей для развития и практического применения коммуникативных умений и навыков на уроках литературы, среди которых можно выделить следующие:

-Задания репродуктивного характера: (сообщение по плану, устный ответ по информационной карточке, пересказ фрагментов) ;

-Задания творческого характера ( самостоятельный анализ части произведения, эпизода, домысливание, оценка рассказанного автором с опорой на анализ, сравнение, синтез);

- работа в парах с привлечением информационных карточек;

- ответы на вопросы с помощью опоры;

Развитию коммуникативных навыков, а также формированию основных компетенций у обучающихся способствует технология развития критического мышления, преимущества которой заключаются в активном и осмысленном поиске обучающимися необходимой информации, конструированию ими своего знания, рожденного в процессе обучения. На своих уроках я активно использую разнообразные приемы ТРКМ, такие как прогнозирование, прогнозирование по иллюстрации, игра «Вслед за героем», прием «Верные и неверные утверждения», письмо по кругу. ТРКМ дает возможность творчески интерпретировать информацию.(Слайд) Проблема недостаточности рефлексии на уроке не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

-Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

В качестве рефлексии можно использовать также такие приемы как «Телеграмма», «Скажи комплимент уроку». (Слайды)

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации задач, поставленных ФГОС, способствует проектно - исследовательская деятельность обучающихся. В основном данная технология применяется мною в организации и проведении внеаудиторной самостоятельной работы. Обучающимся предлагается составить проекты на различные темы (подготовка к данной работе осуществляется во время консультаций). Вот темы лишь некоторых проектов, над которыми работали и продолжают работать обучающиеся в этом учебном году (Слайд)

Хотелось бы обратить внимание на некоторые методы и приемы, которые я использую на своих уроках и которые направлены на реализацию задач ФГОС нового поколения. *Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д.

*Метод «Если бы…». Обучающимся предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если …. (Обломов встанет, наконец, с дивана_;

*Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом.

*Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.

*Метод смысловых ассоциаций

*Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри.

*Приём «Закончи предложение»

* «Общий галдёж». Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.
*«Радуга». Например, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» читается учеником. Каждый ученик мысленно представляет цветовую гамму всех предметов, изображенных в стихотворении, и по содержанию текста изображает их цветом, рисуя на интерактивной доске в форме дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое изображение, получается радуга. (Слайд)

Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий. Именно они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, именно они обуславливают эффективность всех образовательных процессов от обучения до воспитания.

ИКТ принадлежит к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании литературы, так как способствуют активизации мышления обучающихся, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь обучающегося и преподавателя.

Использование ИКТ - это не только мультимедийное сопровождение уроков, но и возможность использования дополнительной литературы для изучения: фрагменты текстов художественных произведений, автобиографий писателей, составление опорных конспектов, схем и таблиц, видеоролики, фильмы, аудиозаписи, видеоуроки, скачанные с видеохостинга YouTube, фото - и иллюстративный материал (Слайд). Используя возможности ИКТ, мы тем не менее не должны забывать простой истины: ИКТ должны быть хорошими помощниками преподавателю литературы, а не подменять его, поэтому, работая с ИКТ, стараюсь использовать эти технологии как способ возвращения к первоисточнику - то есть, к книге. Например, работая над понятием «новелла» при изучении произведений И. Бунина, знакомимся с иллюстрацией, размышляя над тем, насколько удачно подобрана данная иллюстрация и как она помогает понять особенности данного жанра. Естественно, что ответить на этот вопрос, не прочитав текста, невозможно. (Слайды)

Здоровьесбережение - то, без чего невозможно представить современный процесс обучения. Обществу нужны не только грамотные, конкурентноспособные, но и здоровые граждане. Какие же приемы здоровьесбережения, кроме традиционных физкультминуток, можно использовать на уроках литературы и русского языка?

Это карточки (Слайд), элементы здоровьесберегающих технологий при анализе текстов художественных произведений (И.Гончаров «Обломов»; И.Тургенев «Отцы и дети»)

2. Обмен передовым педагогическим опытом (выступления членов МК ГЦ и ЕНЦ).

-Саликова Е.С. «Использование ресурсов сети Интернет в профессиональном самообразовании, участие в работе сетевых сообществ»;

-Яковлева Н.А.- «Кейс - метод как способ активизации обучающихся»;

-Науменко Н.Б. «Метод проблемного обучения на уроках физики»;

-Петрухненко Г.В. «Метод проблемного обучения на уроках биологии»;


© 2010-2022