Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБУ ДО Районный центр внешкольной работы


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


творческой мастерской на тему:

«Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»



Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня


Разработала:

Ряжских Ираида Борисовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории





х. Пролетарка Ростовской области

2015 г.

Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня

Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня

Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла БерегиняКонспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня

Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня

Карасева Ольга Николаевна с внучкой Карасевой Алиной

Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня


Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня


Гости: Карасева О.Н., Выжлецова В.В., Королева Т.А., Лютикова Т.И.

Конспект творческой мастерской

на тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Цели мастерской:

Образовательная - дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу.

Развивающая - развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Воспитывающая - воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Оборудование и методическое оснащение:

  • мультимедийное оборудование;

  • презентация;

  • выставка «Тряпичная кукла»;

  • инструкционная карта по изготовлению куклы «БЕРЕГИНЯ»;

  • инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон).

Ожидаемые результаты:

  • усвоение знаний о традициях русского народа;

  • умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол - оберегов;

  • умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.

Этапы мастерской:

  1. Организационная часть.

  2. Знакомство с историей тряпичной куклы.

  3. Практическая работа.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Подведение итогов мастерской.

  6. Рефлексия.

  7. Сообщение темы следующей творческой мастерской.

  8. Приглашение к чаепитию.

1. Организационная часть

Все рассаживаются по местам. Звучит народная музыка. Входит «Мастерица». На столе лежат лоскуты различных тканей, нитки, тесьма. На стене висят вышитые полотенца и салфетки.

2. Знакомство с историей тряпичной куклы

Мастерица: Здравствуйте взрослые и дети! Я рада вас снова приветствовать на нашей творческой мастерской. Начать занятие я хочу отрывком из народной сказки «Василиса прекрасная».

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Мастерица помолчала и продолжила.

И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает».

Мастерица закрыла книгу и отложила ее в сторону.

Все вы, наверное, в детстве слышали сказку про Василису и ее куколку. А если нет - можете взять в библиотеке и прочесть.

Кто мне скажет, почему я начала занятие с этой сказки? Как вы думаете?

Ответы детей.

Правильно, наше занятие посвящено куклам.

Я не привыкла напрасно хвалиться,

Все называют меня мастерицей

За то, что сама я куклу свою,

Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.

А вы, мои ученики, любите играть в куклы?

Ответы детей.

Мастерица: Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит? Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

Слайд 2

Мастерица: В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.

Вопрос к ученикам: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Ответы детей.

Мастерица: да, все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Слайд 3

Мастерица: Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги

  • Обрядовые куклы

  • Игровые куклы.

Вопрос к ученикам: Кто может объяснить значение этих кукол?

Ответы детей.

Мастерица: А хотите подробнее узнать об этих куклах?

В этом мне помогут мои помощники - мои ученики, которые многое знают о тряпичной кукле и научились их изготавливать.

Слайд 4: Куклы-обереги.

Мастерица: Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколку-оберег делали своим руками. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

1-й ученик:

Кукла «Пеленашка». Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. До рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали куклу «Пеленашку» с целью обмануть злых духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с ребенком. Как вы понимаете, подобную куклу - оберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого-то из родственников: отца, деда, бабушки. Такая одежда несла в себе тепло, которое передавалось кукле, а через нее и ребеночку.

Кукла «Кувадка». Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Кукла «Ангел». Издавна считается, что Ангел-Хранитель сопровождает каждого человека. Он охраняет своего хозяина, приманивает для него удачу и отгоняет злых духов. На куклу-оберег Ангел загадывали желание, её просили оберегать, а еще ей украшали новогодние ёлки.

Кукла «Кубышка-травница» следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Куклу давали играть детям. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Кукла «На счастье». Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе - символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой - тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Кукла «Берегиня дома». Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Она могла уберечь дом от кражи, пожара, болезни.

Слайд 5: Обрядовые куклы.

Мастерица: Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков-древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.

А какую куклу, ребята, приносят в жертву в наши дни?

Ответы детей.

Мастерица: Правильно, это кукла «Масленица», которую устанавливали на сани, запряженные лошадьми или волами, возили по деревням и селам в составе праздничного масленичного поезда, и сжигали во время весеннего праздника, а после лакомились блинами - символом солнца. Появились и другие куклы, которые жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя: Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило.

2-й ученик:

Кукла «Зернушка» (Крупеничка) - это оберег на сытость и достаток в семье. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

Кукла «Неразлучники». Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Кукла «Отдарок- на- подарок». Символизирует значимость подарка и искрению благодарность, а не «дежурное спасибо». Наверняка, у каждого найдется хотя бы один человек, которому хочется сказать спасибо. Обычно отдаривают на памятные подарки. Считается, что в процессе дарения, между людьми устанавливается взаимосвязь.

Кукла «Плодородие». Эта кукла помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Слайд 6: Игровые куклы.

Мастерица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую «куклу» любая девочка. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Кукла должна была быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки ситца, яркого кумача берегли на кукольный костюм. И чем краше кукла, тем счастливее женская доля.

Игровые куклы: Кукла-кормилка, Кукла-капустка, Зольная кукла.

Слайд 7

Мастерица: Наши девочки увлекаются изготовлением тряпичной куклы, посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить куклу «БЕРЕГИНЯ».

3. Практическая работа

Слайд 8

Мастерица: Для изготовления куклы Вам понадобятся:

Лоскуты ткани: 16*28см для тела; 20*20см для платья; 10*9см для ручек;

7*9см для фартучка; 7*8см для мешочка; 15*15см для косыночки.

Красные нитки, немного любой крупы, лекарственная трава, куделька. Инструменты: ножницы, игла.

Инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы.

Слайд 9: Вводный инструктаж по технике безопасности.

Мастерица: Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить?

Верно, правила безопасной работы с ножницами:

1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.

Слайды 10-15

Подробная технологическая карта изготовления «БЕРЕГИНИ»

Мастерица делит учеников на группы для коллективной работы;

  • инструктирует о ходе работы при помощи слайда презентации, на котором изображены этапы последовательного выполнения задания;

  • прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют индивидуальные задания для каждого ученика;

  • проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической работы.

Слайд 16

Последовательный план изготовления тряпичной куклы

Во время работы тихо звучит народная музыка


Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла БерегиняКонспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня

Из лоскута для тела делаем закрутку.

Затем складываем пополам и оформляем красной нитью голову куколки.

Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла БерегиняКонспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня

Закручиваем ручки и оформляем кисти.

Затем вкладываем ручки куколки и нитью обматываем талию.

Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла БерегиняКонспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня

Берём лоскут для платья и делаем три небольших надреза в центре.

Одеваем куколке платье и закрепляем нитью вокруг талии.

Конспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла БерегиняКонспект творческой мастерской на тему Русская народная кукла Берегиня

Закрепляем фартучек. На голову одеваем косыночку.

Формируем узелок, прикрепляем к руке. Берегиня готова!

4. Закрепление изученного материала

Мастерица:

  • Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Берегиня»)

  • Для чего она служила, какое было её назначение?

(Она оберегала от злых людей).

  • А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).

  • Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

Слайд 17

5. Подведение итогов мастерской

«Мастерица» и «ученики» изготавливают кукол и сажают их за стол.

Самый маленький ученик:

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Мастерица: Подвести итог нашей творческой мастерской мне хотелось бы притчей «О мудреце и хитреце».

«Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? - спросил хитрец и подумал: "Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках».

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.

Самый маленький ученик:

М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»

Свернута из тряпки

Кукла у Параши

Не отыщешь краше.

Руки - словно лапки,

Глазки - пара точек

А лицо - комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Параша любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

Мастерица: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.

6. Рефлексия

Мастерица:

  1. Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?

  2. Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?

  3. Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?

А в конце нашей работы я хочу прочитать вам стихотворение Анны Барыковой «Кукла»:

Я - кукла, нет во мне души,

Все думают, что не жива я,

Что не умею пережить,

Что я немая и глухая.

Я - кукла! ничего не знать -

Вот мой удел и моя доля,

Я не могу переживать

И думать не могу я боле.

Я кукла. Сколько слез моих

На сердце восковом застыло?

Твержу в душе все тот же стих

О том, что раньше с кем-то было.

Я кукла, но во мне душа

Живет и плачеи ежечасно.

Я внешне очень хороша,

Но ведь душа еще прекрасней.

Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый край, культуру, и тем мы будем сильны.

Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение. До новых встреч.

7. Сообщение темы следующей творческой мастерской

8. Приглашение к чаепитию

Используемая литература:

  • Агаева И. Кукла «Ангелочек» // Народное творчество.--№ 4, 2002.

  • Агаева И., Агапов О. Куклы «День и ночь»//

Народное творчество.--№2, 2003.

  • Агаева И. Куклы «Тульский мастеровой», «Бабочка»//

Народное творчество.--№2, 2002.

  • Агаева И., Агапова О., Агаева Г. Кузьма и Демьян-покровители семейного очага и ремёсел// Народное творчество.--№4, 2001.

  • Котова И., Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции.

Народная кукла.-СПб.: «Паритет», 2003.-240 с.


© 2010-2022