Рабочая программа курса «Церковное пение» 1 класс

Рабочая программа по курсу "Церковное пение" рекомендована для учителей православных гимназий и школ. а так же для педагогов дополнительного образования и педагогов Воскресных школ. Программа рассчитана на 1 академический час в неделю. Основным исходным документом для составления данной рабочей программы является: Примерная программа по предмету «Церковное пение» (начальная и основная ступень обучения). Стандарт православного компонента начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего  образования для учебных заведений Российской Федерации, Москва 2012г, Утверждена отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ « ЗНАК»

___________________________________________________

Утверждаю

Директор АНО ЦО « Знак»

_______________ Е.В. Божедомова

«____» ___________20 г.

Рабочая программа

курса

« Церковное пение»

1 класс







Учитель: Соловьева Наталья Леонидовна





2014 - 2015 учебный год







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основным исходным документом для составления данной рабочей программы является:

  • Примерная программа по предмету «Церковное пение» (начальная и основная ступень обучения). Стандарт православного компонента начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации, Москва 2012г, Утверждена отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Дополнительно использовались документы:

  • «Хор». Рабочая программа ДМШ при МГК им. П.И. Чайковского,2007 год, утвержденная министерством культуры РФ

  • утвержденный приказом от 9 декабря 2008 г. № 379 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

В системе музыкального воспитания хоровое пение занимает значительное место. Наполненное глубоким духовным содержанием, оно расширяет кругозор учащихся, развивает музыкальные способности и художественный вкус, способствует формированию личностных качеств.

Цель курса Приобщение детей к культуре церковного пения являющейся неотъемлемой частью музыкальной и духовной культуры России; формирование и закрепление понятий и связей с другими предметами: Литургика, Закон Божий, церковнославянский язык и др.; практическое освоение детьми навыков церковного пения.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

- расширение эстетического кругозора учащихся;

- развитие творческого потенциала учащихся;

- формирование исполнительской культуры учащихся.

- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования -

Расширение эстетического кругозора происходит в процессе знакомства учащихся с широким кругом хоровых произведений церковной музыки.

Формирование исполнительской культуры осуществляется через приобретение знаний по вокально-хоровой грамоте, хоровому сольфеджио и практическому их освоению на материале хоровых сочинений. Приобретение опыта творческой деятельности может быть осуществлено посредством реализации системы творческих заданий. Основными темами курса являются: история богослужебного пения, история нотации, история гласовой системы, систематика жанров, основные песнопения, песнописцы Церкви.

Для полного осмысления проблем певческого искусства необходимо практическое участие в клиросной практике: лишь опытное знание может стать сердечным, позволит взойти к духовным высотам, скрывающимся в богослужебных молитвах. Лишь воцерковленная, исполненная искания Бога душа ощутит, что «в песнопениях Церковных по всему их пространству движется Святой Дух Истины» (прав. Иоанн Кронштадтский).

Вокальность духовных песнопений определяется певучестью церковнославянского языка, а тексты богослужебных песнопений, отличающиеся глубиной духовного содержания, настраивают душу поющих на такое состояние, в котором легко петь. Для церковного пения характерны умеренная сила голоса, так как «бесчинный вопль» на клиросе недопустим, как не соответствующий стилю церковного пения.

В изучении церковных песнопений должна соблюдаться определенная последовательность не только в отношении музыкального материала, но и постепенности перехода от одноголосного к многоголосному пению.

Сначала эти напевы изучаются детьми по слуху и одноголосно. Затем эти же мелодии необходимо интонационно осмыслить, следя по нотам при исполнении, поэтому для успешного изучения церковного пения необходимо параллельно заниматься музыкальной грамотой и сольфеджио.

Основная нагрузка в решении этих задач ложится на руководителя хора. Он должен привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые вокально-хоровые навыки, сделать участников хора активными исполнителями, понимающими процесс работы и добивающимися высокохудожественного исполнения.

На протяжении всех этапов обучения учитель должен следить за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков:

• певческой установки;

• певческого дыхания;

• звукообразования и звуковедения;

• певческой артикуляции и дикции;

• ансамбля и строя;

• выразительного исполнения произведений.

Предлагаемая программа предназначена для учеников 1 класса и рассчитана на один час в неделю. Всего 33 урока за год. Количество часов, отведённых на каждую тему, может меняться по желанию преподавателя.

Результатом усвоения данной программы будет являться сознательное участие детей в Богослужении и возможность их привлечения к клиросному послушанию.

Формирование универсальных учебных действий:

Посадка певца: прямое положение головы, прямое свободное положение корпуса, свободно лежащие на коленях руки.

Свободно опущенные руки при пении стоя.

Естественное состояние гортани и мышц шеи, свободная работа артикуляционного аппарата.

Состояние внутренней и внешней готовности к пению.

Дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало и окончание пения. Понимание дирижерских жестов и адекватное реагирование на них.

Три элемента певческого дыхания: вдох, задержка, выдох. Активный, бесшумный, небольшой по объёму певческий вдох и равномерный выдох. Дыхательные упражнения, направленные на единовременный вдох, на постепенное распределение воздуха при выдохе. Единый тип певческого дыхания с одновременным вдохом по руке дирижёра.

Мягкая атака звука.

Выработка ощущения сильной и слабой долей. Выделение сильной и слабой долей. Определение направления движения мелодии.

Унисон.

Дублирование ритмического рисунка мелодии хлопками и на ударных инструментах. Синхронное исполнение ритмического рисунка всей партией.

Исполнение одноголосия с сопровождением.

Выразительное чтение и пение текста. Ритмодекламация.

Мимическое выражение настроения.

Речевое, пространственное, двигательное и графическое моделирование элементов музыкального языка.

Звукоподражание. Подбор звукоизобразительных элементов в соответствии с содержанием произведения.

Создание шумового кластера.

Требования к подготовке учащихся


Учащиеся должны знать:

элементарную певческую установку;

три элемента певческого дыхания: вдох, задержка, выдох;

дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание;

иметь представление об унисоне.

Учащиеся должны уметь:

выделять сильную и слабую доли;

определять движение мелодии;

дублировать ритмический рисунок мелодии хлопками или на ударных инструментах;

откликаться на музыку различного характера;

петь эмоционально, выразительно, исходя из содержания и характера музыки;

использовать преимущественно мягкую атаку звука;

реагировать на дирижёрские жесты.

Предметом итоговой оценки учащихся должно быть достижение определенных результатов.

Личностные результаты должны отражать:

  • укорененность в православной традиции;

  • наличие исторической памяти как чувства сопричастности с Отечеством;

  • уважительное отношение к культурному наследию;

  • ответственность и прилежание в учебе, усвоение таких качеств, как добросовестность, трудолюбие, долг, доброжелательность;

  • наличие и практическая реализация навыков совместного творчества через участие в хоровом пении;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, умение видеть красоту православного богослужения.

Метапредметные результаты характеризуют:

  • правильное понимание отношений знания и веры;

  • совершенствование умственных способностей через опыт учебы, труда, творческой деятельности;

  • умение извлекать духовный и нравственный смысл из полученных знаний;

  • умение сотрудничать со сверстниками при решении творческих задач;

  • овладение логическими действиями сравнения и обобщения в процессе анализа церковно-музыкальных произведений.

Предметные результаты должны отражать:

  • формирование представления о значении церковного пения в духовно-нравственном становлении и развитии человека;

  • овладение певческими основами осмогласия и основных неизменяемых песнопений православного богослужения;

  • развитие вокально-хоровых навыков, музыкального слуха и певческого голоса;

  • наличие навыков клиросного пения через осознанное участие в богослужении.

По окончании курса выпускник средней школы должен:

  • отличать по слуху напевы разных гласов;

  • петь наиболее известные воскресные и праздничные гласовые песнопения по тексту без нот;

  • петь основные неизменяемые песнопения церковных служб по нотам или наизусть;

  • соблюдать правила орфоэпии при пении на церковнославянском языке;

  • понимать смысл исполняемых песнопений;

  • владеть основными вокально-хоровыми навыками - дыхание, атака звука, дикция, пение по руке регента;

  • знать и соблюдать правила поведения на клиросе.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Характеристика деятельности учащихся

Примечание

I.

Простые песнопения, близкие к псалмодированию

Обобщающий урок

12 ч.

Учатся правильному певческому дыханию, правильной посадке при пении, звукоизвлечению.

Привыкают петь по руке регента.

Разучивают и исполняют песнопения хором и индивидуально.

Знакомятся с элементами нотной записи.

Приобретают навыки коллективной работы.

Развивают координацию слуха и голоса, чистоту интонации.

II.

Общенародные песнопения Литургии

Обобщающий урок

10 ч.

III.

«Тропарь - тропинка к празднику»

Начальное знакомство с тропарными гласами на примере наиболее известных песнопений.

Обобщающий урок

11ч

Итого

33 ч.




Календарно - тематическое планирование.

Тема урока

Содержание урока

Музыкальные произведения

1.1.

История церковного богослужебного пения. Основные понятия богослужебного пения

Вводный урок

Церковный хор и его значение в Православном Богослужении. Виды хора: смешанный (большой и малый), однородный (мужской, женский или детский) и монастырский /из альтов, теноров и басов/. Местонахождение церковного хора в Православном храме. Регент и его значение в хоре. (Регент - центр, в котором сосредотачивается всё внимание певцов). Некоторые особенности церковного пения.

Примеры звучания «Отче Наш»,

«Богородице Дево , радуйся»

Нотные приложения с вопросами.

«Положи свой камень» муз М. Потапова.

1.2.

Изучение основных молитв «Аминь»

Значение песнопений в хоре

Братский хор Валаамского монастыря.

Хор Свято-Елисоветенского монастыря.

Детский ансамбль знаменного пения «Колокол»

1.3

«Господи помилуй» - главная молитва

Значение молитвы, начальное понятие: Ектенья, ее виды.

Стихи и песни о молитве «Господи помилуй» , примеры.

11.4.

Просительная ектенья «Господи помилуй»

Основные звучания просительной ектеньи, разучивание обиходного распева.

Примеры звучания просительной ектеньи разными составами хора. «Господи, помоги» - слушание песни .

11.5

«Слава, Тебе Господи, слава тебе»

Разучивание напева, исполнение в разных тональностях. Значение молитвы

Рассказ «Благодарение Господа» - чтение. Слушание исполнения песнопения.

1.6.

«Благодарим, Тя » - молебные песнопения.

Значение песнопений - благодарения Бога за Его благодеяния

Примеры звучания молебного пения, Тропарь благодарственного молебна.

1.7

«И духови твоему». «Един Свят»

Значение молитв в Богослужении, пропевание всем хором, умение «канонаршить» - индивидуальное разучивание

Работа над правильным дыханием и звукообразованием, умением петь в ансамбле.

1.8

«Буди имя Господне»- место положения в Литургии, разучивание песнопения

Примеры звучания песнопения, разучивание с каденцией, пение ансамблем

Слушание: Братский хор Валаамского монастыря.

Хор Свято-Елисоветенского монастыря.

Детский ансамбль знаменного пения «Колокол»

1.9.

Детские духовные песни.

Знакомство с детскими песнями «Вот красота» - м. Стежнева, «Песенка про Ангелов» Традиции детского духовного пения. Работа над вокально-хоровыми навыками.

«Вот красота» - м. Стежнева, «Песенка про Ангелов» Муз. Ю. Пастернак.

Попевка «Камертон»

1.10.

Главные праздники церковного календаря.

Праздник Рождества.

Главные черты праздника, детские песни о празднике.

Тропарь Рождества - слушание.

«Наступило Рождество» - разучивание песни

1.11

Рождественские колядки.

Праздник православный и народный.

Традиции колядных песен

Разыгрывание песен-колядок, сочинение пожеланий "добрым людям".

. Песня "Тихая ночь" Ф. Грубера (международный рождественский гимн)

. Рождественские колядки - "Рождество Христово", "Все идут, спешат на праздник"

1.12

Урок- обобщение

Исполнение разученных песнопений и детских духовных песен. Умение проговаривать и пропевать простые песнопения.

«Вот красота» - м. Стежнева, «Песенка про Ангелов» Муз. Ю. Пастернак.

Попевка «Камертон»

2.1

Основные напевы Русской Православной церкви .

Верую». Для чего поётся «Символ веры» на Литургии.

Пропевание молитвы на 4 глас, разучивание напева Оптиной пустыни.

«Верую» - разбор молитвы,

перевод на русский язык, значение молитвы

«Мы построим дом» музыка А. Петрова

2.2

Символ Веры.

Разбор и изучение «Символа веры»

Разбор текста, проговаривание. пение

Слушание в исполнении детского хора, Рождественские песни - "Пойдем вместе в Вифлеем" Е. Каверина, "Ночь тиха над Палестиной", "Поспешают к Вифлеему пастушки

. Рождественские колядки - "Рождество Христово", "Все идут, спешат на праздник"

2.3

Закрепление молитвы «Символ Веры»,

Рождественские песнопения

Исполнение сложных текстовых фраг-

ментов, исполнение вокальными группами, разучивание детских духовных песен.

Пение и инсценировка колядных песен

Самостоятельное исполнение молитвы, «подпевание» хору.

«Даруй, Боже, благодать» - разучивание песни.

2.4.

Основные напевы Русской православной церкви. «Отче наш» - обычный напев

Перевод молитвы, проговаривание текста, разбор сложных слов и понятий.

Разучивание мелодии, исполнение.

"Отче наш" - обычный напев. - слушание,

Разучивание. Примеры разного исполнения молитвы - слушание.

2.5

«Отче наш» - обычный напев, закрепление звучания

История молитвы, пение, исполнение в ансамбле. Работа над дикцией, звуковедением, дыханием, правильным исполнением церковного текста.

"Отче наш" - обычный напев. - слушание,

Разучивание. Примеры разного исполнения молитвы - слушание

2.6.

Основные напевы русской православной церкви

Повторение тропарного напева 4 гласа

Разучивание напева 1 гласа.

Разбор и исполнение Тропаря «Во Иордане…»

Тропарь праздника - разучивание. Работа над правильным звуковедением

2.7.

Пение всем храмом

Основные молитвы, которые поются народом во время Литургии, их место в богослужении, их исполнение

Тропарь - глас 4.

«Правило веры»

Преподобный Николае» - нар песня

2.8.

«Тело Христово примите» - знакомство с молитвой.

Перевод молитвы, проговаривание текста, разбор сложных слов и понятий.

Разучивание мелодии, исполнение.

"Тело Христово" - обычный напев. - слушание,

разучивание. Примеры разного исполнения молитвы - слушание.

2.9

«Тело Христово» - исполнение молитвы, детские духовные песни.

История молитвы, пение, исполнение в ансамбле. Работа над дикцией, звуковедением, дыханием, правильным исполнением церковного текста

Исполнение молитвы. «Мариам» - муз. Б. Пастернака - разучивание.

2.10.

Урок - обобщение

Музыкальная викторина - узнать разученные молитвы по звучанию. Исполнение песнопений, детских духовных песен ( по желанию учеников)

«Отче наш», «Верую», «Тело Христово».

«Вот красота». «Мариам», «Положи свой камень!» - исполнение

3.1.

Тропари праздников - краткий обзор.

Книга «Октоих», т.е. «Осмогласник», созданный святым Иоанном Дамаскиным.

- «Песенная лестница»; «Земные ступеньки»; «Небесные ступеньки».

Повторение гласовых напевов 1 и 4 гласов киевского распева.

«Песня об Ангелах» - разучивание.

3.2

Тропарь - тропинка к празднику.

"Богородице Дево" глас 4-й

Тропари праздников - краткий обзор

Что такое тропарь.? Какие вы знаете тропари? Похожи ли тропари по звучанию?

История молитвенного текста, разучивание , исполнение.

. " Богородице Дево" глас 4-й киевского распева,

«Мариам» - разучивание

3.3.

"Богородице Дево" глас 4-й, знаменный напев.

История появления молитвы, разучивание «Богородице Дево» - на знаменный напев.

" «Богородице Дево» - знаменного напева.

пропевание молитвы на 4 глас, разучивание напева Оптиной пустыни.

3.4

«Достойно есть» глас 8-й киевского распева.

Детские песни о Христовом Воскресении.

Перевод молитвы, проговаривание текста, разбор сложных слов и понятий.

Разучивание мелодии, исполнение.

Разучивание песен. Работа над правильным звуковедением, унисоном. Работа с солистами

«Достойно есть» - разучивание на 8 глас

«Христос Воскрес» м Войнова, «Чудо чудное» м. Рокотовой.

3.5.

«Достойно есть» исполнение песнопения

История молитвы, пение, исполнение в ансамбле. Работа над дикцией, звуковедением, дыханием, правильным исполнением церковного текста

«Достойно есть»- напев Оптиной пустыни, примеры других напевов - слушание.

3.6

«Царю Небесный» на глас 6-й киевского распева.

«Царю Небесный». Что значит эта молитва для христианина.

Перевод молитвы, проговаривание текста, разбор сложных слов и понятий.

Разучивание мелодии, исполнение.

«Царю Небесный» 6 глас разучивание. - исполнение, слушание примеров других напевов

3.7

Другие тропари .

Тропарь Ангелу хранителю

Обобщение звучания 6 гласа, разучивание тропаря Ангелу хранителю. «Песенка про Ангелов» - повторение.

Тропарь Ангелу хранителю, «песенка про Ангелов», попевки.

3.8.

Тропарь Кресту.

Работа над унисоном и дыханием. Распевание.

Повторение тропарного напева 4 гласа

Разучивание напева 1 гласа.

Разбор и исполнение Тропаря «Спаси, Господи..»

Работа над унисоном.

Попевки.

Тропарь праздника - разучивание. Работа над правильным звуковедением

3.9

Детские песни о Христовом Воскресении

Композиторы и исполнители (детские коллективы) - обзор.

Исполнение песен.

Вокально-хоровые упражнения

Слушание песен детского ансамбля «Колокол», группы «Рождество».Пение по выбору учеников.

3.10.

Духовные песни для детей.

Участие в Пасхальных торжествах

Краткий обзор, разучивание и повторение ранее изученных песен.

Повторение молитв, обиходных напевов. Исполнение молитв»Отче наш», «Богородице Дево..», «Достойно есть».

Вопросы по обобщению пройденного материала

Тропарь и кондак Пасхи. Знакомство с текстом разучивание.

Тропарь - колокольчик. «Христос Анести - знаменный распев.

«Христос Воскрес» м Войнова, «Чудо чудное» м. Рокотовой.

Песни по выбору учеников и учителя

3.11

Заключительный урок -концерт.

Концерт для родителей и учителей

Песнопения по выбору




Список используемуемой литературы.


  1. Шелудякова О.Е. Азбука русского Православного богослужебного

пения. Словарь. - М.: Издательский Дом «Композитор», 2006.


  1. Школа Церковного пения. Церковный обиход: Учебное пособие

для учащихся воскресных школ и православных гимназий. -

Издательство Владимирской Епархии, 2001.


  1. Осмогласие. Употребительные напевы стихир, тропарей и ирмосов. -

Издательский Совет Русской Православной Церкви. - М., 2005.


  1. Мартынов В. История богослужебного пения. - М., 1994.


  1. Металлов В. Очерк истории Православного церковного пения. -

Сергиев Посад, 1995.


  1. Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и

песнопения греческой Церкви. - Сергиев Посад, Свято-Троицкая

Сергиева лавра, 1995.


  1. Шабалин Д. Певческие азбуки Древней Руси. - Кемерово, 1991.


  1. Праздники нотного пения.- Репринтное издание - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004 г.

© 2010-2022