ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно, если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни, ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции. Традиционно принято говорить о проблеме адаптации у детей раннего возраста. Но не мене остро данная проблема стоит перед педагогами в работе с детьми, поступившими в детское учреждение в старшем возрасте.   П...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Е.Т.Пискарёва

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка детский сад №24» г.Ишима Тюменской области


Summary. The article shows a system inventory management game technology, as a means to significantly reduce the adaptation period of pre-school children. Are the goals and objectives of the game during a period of adaptation. Presented ciklogramma blocks game technology, features and structures.

Keywords: games, technology, adaptation.

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно, если ребенок единственный. В школе и во всей дальнейшей жизни, ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции.

Традиционно принято говорить о проблеме адаптации у детей раннего возраста. Но не мене остро данная проблема стоит перед педагогами в работе с детьми, поступившими в детское учреждение в старшем возрасте.

Придя в детский сад, ребенок оказывается в новых социальных условиях, встречается с новым окружением, сменой привычного расписания, так у него возникает чувство нестабильности. В этот период жизни ребенок неадекватно ведет себя в обществе, что связано с трудностями адаптации к новым условиям.

Детям не всегда удается самим преодолеть стресогенные ситуации. Поэтому остро стоит вопрос активизации внутренних психических ресурсов ребенка, обеспечение его спокойствия и защищенности социально- эмоционального развития, особенно в старшем возрасте. Если проблему не решить в стенах дошкольного учреждения, то в школу придут дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Социальная неуверенность может проявиться в различных формах на уровне внешних поведенческих проявлений: некоммуникабельности, застенчивости, тихости, или, наоборот, гиперактивности (в виде непослушания и агрессивности). Как правило, в каждом дошкольном учреждении были такие дети, высокий уровень тревоги которых не позволил им адаптироваться сначала в группе детского сада, затем в школьной среде, и та же проблема переходила во взрослую жизнь.

Традиционными в ДОУ являются различные формы работы, как с ребенком, так и с родителями: вовлечение ребенка в различные виды деятельности, информационно-консультативное просвещение семьи, коррекционная работа педагога - психолога, игровые технологии.

Решение данной проблемы мы видим именно в реализации игровой технологии, которая облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринять себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности.

Ф. Фребель писал: «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» [c.23]. В игровой деятельности формируется самооценка, социальная компетентность ребенка. Поэтому игра является азбукой социальных отношений, а группа детского сада - первое социальное объединение детей.

Цель игровой технологии - способствовать формированию адекватного поведения старших дошкольников в период адаптации;

Задачи:

-поддерживать положительное эмоциональное состояние;

-формировать навыки общения в системе: «Взрослый - ребенок», «Ребенок - ребенок»;

-обеспечивать психологическую и социальную безопасность, оказывать оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем.

Игровая технология состоит из 3-х блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи, и отличается программным содержанием.

1 блок - ознакомительный;

2 блок - реконструктивно-формирующий;

3 блок - закрепляющий.

Занятия проводятся в форме мини-тренинга, 1-2 раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут. В зависимости от педагогических целей и задач, поставленных воспитателем, условий, в которых эти занятия проводятся, от уровня подготовленности детей, особенности диагностики, продолжительность занятий может изменяться. Желательно занятия планировать с начала учебного года (сентябрь-октябрь), а фрагменты их повторять и закреплять на протяжении учебного периода.

Каждое занятие имеет признаки ритуала, т. е. обязательные и подобные. Игры подбираются дифференцировано. Еженедельно вводится новая игра, которая разучивается в начале недели, на следующей неделе эта игра повторяется. Для систематизации использование игр и координации работы педагога-психолога и воспитателей целесообразно составить циклограмму на месяц.

Таким образом, используя игровую технологию можно сократить адаптационный период, сделать его более легким, т.к. игра является одним из лучших антистрессовых приемов.

Библиографический список

1.Артёмова Л.В. Формирование общественной направленности ребёнка-дошкольника в ирге.- М.: Издательство « Высшая школа»,1998.

2. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя.- М.: МПА,1997.-С.320.

3.Пыжьянова Л. В. Как помочь ребёнку в период адаптации.//Дошкольное воспитание.-2003.-№2.

4.Ф.Фребель. Будем жить для наших детей / Екатеринбург: Издательство «У - Фактория»,2005.-Серия «Психология детства. Классическое наследие».


© 2010-2022