• Преподавателю
  • Другое
  • Урок по предмету ОРКСЭ ( модуль-православная культура) по теме Православная молитва

Урок по предмету ОРКСЭ ( модуль-православная культура) по теме Православная молитва

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Вологодской области

Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»





















ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по курсу ««Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»













Исполнитель: Антонова Наталия Валериевна,

Учитель начальных классов,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Вологда



























2014



Технологическая карта урока



Предмет: ОРКСЭ, Модуль «Основы православной культуры».

Класс: 4

Базовый учебник: Кураев А. В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс:учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев- М.: Просвещение, 2012 год.

Тема урока: Православная молитва. Урок №4

Цель урока: осмысление молитвы как разговора человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом, знакомство с молитвой «Отче наш».

Задачи урока:

  1. Познакомить с понятиями «православие», «молитва», «благодать», «святые» и показать их взаимосвязь; углубит понятие «молитвы» через знакомство с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.

  2. Осознание разницы понятий «молить», «требовать» и «приказывать»; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.

  3. Понимание, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Необходимое оборудование: рабочая тетрадь, толковые словари, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

Интернет-ресурсы: pravmir.ru/otchenash/

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Мотивация (самоопределение)

Чтение стихотворения учителем.

А знаешь ли молитвы силу? А знаешь ли молитвы стон?

А знаешь, что душа просила себе у Бога, испокон?-

Просила дать себе страданья, просила дать себе ума,

Просила в боли, пониманья, чтоб праведной была сума.

Молитва - это преклоненье, молитва вдохновляет путь,

Молитва - первый шаг к спасенью, молитва - Совершенства Суть.

Молитва требует извечно соединение с Отцом

Чрез пост, раскаянье, смиренье и покаянье пред концом.

Молитва - лучший путь к спасенью, молитву каждого, всегда

Бог слышит каждое мгновенье и вносит радостность в сердца.

Не может быть молитва спешной иль требующей, гневной, злой,



Но вся в внимании прилежном, в уединении святом.



Себя нельзя молитвой славить и долгих лет себе желать,



Нельзя чужой судьбою править, нельзя молитвой осуждать.



А знаешь ли молитвы силу? А знаешь ли молитвы стон?



Но лучше так и Боль и Милость, чем без молитвы - под уклон...

Слушаю стихотворение, определяют тему урока.

Личностные УУД: смыслообпонимание (какое значение, смысл имеет новое понятие «молитва»)

Регулятивные УУД:

определение и формирование цели деятельности на уроке на материале услышанного стихотворения.



Но вся в внимании прилежном, в уединении святом.

Себя нельзя молитвой славить и долгих лет себе желать,

Нельзя чужой судьбою править, нельзя молитвой осуждать.

А знаешь ли молитвы силу? А знаешь ли молитвы стон?

Но лучше так и Боль и Милость, чем без молитвы - под уклон...

Определите тему урока.

Какие предварительно вопросы можете поставить по теме?



1 слайд.

































2

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.














































-Прочитайте тему урока.

Формулирует задание:

-Продолжите свои вопросы по теме урока и поставьте цель.

Слайд 2

-Что поможет в определении понятия «православная молитва»

- Прочитайте, что вы узнаете на уроке.

Определите задачи.



Слайд 3





Какую задачу уже решили?












-Православная молитва.

Отвечают на вопросы учителя.

- Тема связана с понятием «молитва» А вопросы: зачем нужна молитва? Православная молитва, что такое молитва в православии? Какие бывают православные молитвы?

-Работа со словарём или учебником.

Работа учебником. Стр.12.

Чтение текста с понятиями, ««православие», «молитва»

  1. Узнать, что такое

православие и молитва.

  1. Что такое «благодать»

  2. Кто такие святые

  3. Знакомство с молитвой «Отче наш»



Отвечают на вопрос учителя.

-Первую.

Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем определение цели деятельности.

Познавательные УУД:

использование словарей, справочников.

Личностные УУД:

самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности).



Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности


3

































4.






































Актуализация понятий для разрешения цели урока. Углубление понятий.























Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.




























Давайте ввернёмся к цели урока.

Задаёт вопросы.

-Что такое православная молитва?

-Когда православный человек разговаривает с богом посредством молитвы?

- Только ли помощи просят православные?

-Не забывайте, что православие-это что?

-Значит, что ещё делает молитва?

-Какие бывают молитвы?

Прочитайте стр.12-13 учебника

-Итак, какие бываю молитвы?

-Расскажите о видах молитв.

Слайд 4

Уточняет, конкретизирует первичные знания..

-Молитва-просьба - это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, просьб духовных благ, духовных благ

Примеры (из учебника) просьб духовных благ. Пояснение молитвы благодарения и «славословия». Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаещь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит ты не одинок, значит есть кто-то еще рядом. Забываешь о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость.





-.

-Распределите по группам молитвы по причинам их обращения к Богу.

Работа в тетради с таблицей.

Какую форму работы выбираете? (Парами, с/м)

Распредели словосочетания на 3 группы. Какую молитву произносят христиане в разные моменты жизни?

Нужна защита, нужен хороший урожай, радость, сомнения, тревога на сердце, мучает совесть, совершается грех, благословляют детей, рождается ребенок, страшно, поступил неправильно.

Покаянная молитва

Благодарственная молитва

Просительная молитва





























































радость, сомнения, тревога на сердце, мучает совесть, совершается грех, благословляют детей, рождается ребенок, страшно, поступил неправильно.

Покаянная молитва

Благодарственная молитва

Просительная молитва








Отвечают на вопросы.

-Молитва-это разговор православного человека с богом.

-Когда ему плохо…

-Попросить помощи у Спасителя.

-прославление, правильное прославление Бога.

-она славит Бога.

-Прославляющие и просящие.

Работа с текстом учебника.

Анализируют текст, отвечают на вопросы, дополняют, уточняют, приводят примеры из собственного опыта.

-Молитва-благодарение

-Прославляющие

-просящие.

- Молитвы славословия



-Просьба о любви и ощутить близость Бога.



.

Познавательные УУД:

Умение работать с текстом, находить ответы на вопросы. Осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

Коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.





5.





Самостоятельная работа с самопроверкой.





Организует работу, уточняет задание.



-Распределите жизненные ситуации с видами молитв.



Нужна защита, нужен хороший урожай, радость, сомнения, тревога на сердце, мучает совесть, совершается грех, благословляют детей, рождается ребенок, страшно, поступил неправильно.

Покаянная молитва

Благодарственная молитва

Просительная молитва




Организует:

- взаимопроверку

Оцените свою работу по линейке самооценки - правильность выполнения работы.

Организует:

- беседу по уточнению и конкреизации первичных знаний;

-Каких молитв больше в таблице?

-А в жизни какие, на ваш взгляд, чаще произносят молитвы, а какие реже? Почему?

В светской жизни происходит тот же парадокс - учитесь благодарить за доброе дело людей. Это у православных, так Бог разговаривает с вами.

Слайд.5

Какую задачу решили? Озвучьте следующую задачу. Где можно найти ответ?



Работа в тетради с таблицей.

Покаянная молитва

Благодарственная молитва

Просительная молитва

совершается грех, поступил неправильно, мучает совесть, тревога на сердце.


рождается ребенок, радость.

Нужна защита, нужен хороший урожай, благославля-ют детей,

страшно, сомнения, тревога на сердце

Осуществляют:

- самооценку;

- самопроверку;

- взаимопроверку;







-Больше молитв-просьб. В жизни так же люди часто обращаются с просьбами к Богу. Реже благодарят и славят.Забывают, не считают необходимым.



-



Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД:

использование словарей, справочников

Коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.





























6.























7.



























Ведение понятия на основе ранее изученного.













Постановка проблемы.









Даёт задание для выполнения в тетради. Объясните значение, понимание смысла этих слов

- Благодарение, благодать, …



-В слове БЛАГОДАРЮ спряталось 2 корня. Какие?

-Запишите в тетради родственные слова к слову благо.

Задаёт вопросы по уточнению задач урока.

-Какую задачу необходимо решить?

-Где сможем найти ответ?





Слайд.6





Задаёт вопросы по уточнению задач урока.



-На какую следующую задачу предстоит ответить?

Пользуясь учебником и понятиями «благодать» и «православие» сформулируйте , кто такие «святые»

Контролирует выполнение задания, осуществляет индивидуальную работу.

Проверяет выполнение задания.











Как православные люди получают божью благодать?

Любая ли молитва будет услышана Богом?

Слайд 7

С помощью схемы объясните, что значит «правильная» и «неправильная» молитва.

Молитва

Дарю благо.

Работа в тетради

Благославление, благо, благодарю, благость, благодарить, благость…

Работа со словарём

-Текст учебника или словарь.

Работа в группах (словари) и индивидуально ( с текстом учебника)

Запись понятия «благодать» в тетради:

Благодать- действия Бога, меняющие человека.

-Кто такие «святые»?

Работа в тетради:

  1. Используя слова «Православие» и «Благодать» дайте определение, кто такие святые? _________________________________________________________

Православные люди, у которых благодаря благодати из сердца струится вера, надежда и любовь называются святыми.

-через молитву.

Не все молитвы смогут быть услышаны.

.

Работа в паре

Не будет услышана молитва. Если она не понята, читающий молитву отвлекается и невнимателен.

Правильная молитва должна идти от сердца, каждое слово нужно понять.

Регулятивные УУД:

Соответствие деятельности цели и задачам урока









Познавательные УУД:

использование словарей, справочников

Предметные: анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию













Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

















8.















9.





































10









Рефлексия.

Выявление места и причины затруднения.







Заключительный этап рефлексии

































Итог урока.

неправильная

правильная

произносятся только слова


ум вникает в слова

ум и сердце занято земным

сердце переживает молитву



Молитва может остаться без ответа.

Слайд 8

Задаёт вопросы беседу, связывая результаты урока с его целями.



-Какие молитвы знаете, слышали?



Зачем нужна молитва? Какие условия существуют при чтении молитвы.

Молитва «Отче наш» дана православным верующим самим Спасителем. Иначе она так и называется Молитва Господня.

Познакомимся с ней и объясним непонятные слова.

Слайд 9.





Ответьте на вопросы в рабочей тетради.























Проводит беседу, связывая результаты урока с его целью.



-

С какой целью работали на уроке?

Какие вопросы остались без ответа?







-Это разговор с богом. Молитва должна быть понятой и идти от сердца.









Работа в тетради.

  1. Как вы думаете, почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»?

    • Потому что христиане считают, что Бог, как отец обязан помогать каждому человеку

    • Потому что хотят подчеркнуть, что, являясь детьми Бога, они лучше других

    • Потому что Бог любит людей, как отец

  2. Что такое молитва?

    • Требование у Бога исполнения своих желаний

    • Обращение человека к Богу

    • Обращение Бога к человеку

  3. Как вы понимаете слова «Да приидёт Царствие Твоё»?

    • Человек соглашается, чтобы Божия любовь и мир царили в его сердце

    • На земле Бог будет царствовать как земной правитель

    • На земле будет царствовать избранный иудейский народ

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные УУД:

использование словарей, справочников, анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию



Личностные УУД:

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД:

-соответствие деятельности цели и задачам урока





Приложение 1

Рабочая тетрадь.

Тема: ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА.


Задания.

  1. .Распредели словосочетания на 3 группы. Какую молитву произносят христиане в разные моменты жизни?

Нужна защита, нужен хороший урожай, радость, сомнения, тревога на сердце, мучает совесть, совершается грех, благословляют детей, рождается ребенок, страшно, поступил неправильно.

Покаянная молитва

Благодарственная молитва

Просительная молитва




  1. Используя слова «Православие» и «Благодать» дайте определение, кто такие святые? _________________________________________________________

  2. Как вы думаете, почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»?

  • Потому что христиане считают, что Бог, как отец обязан помогать каждому человеку

  • Потому что хотят подчеркнуть, что, являясь детьми Бога, они лучше других

  • Потому что Бог любит людей, как отец

Что такое молитва?

  • Требование у Бога исполнения своих желаний

  • Обращение человека к Богу

  • Обращение Бога к человеку

Как вы понимаете слова «Да приидёт Царствие Твоё»?

  • Человек соглашается, чтобы Божия любовь и мир царили в его сердце

  • На земле Бог будет царствовать как земной правитель

  • На земле будет царствовать избранный иудейский народ

Молитву «Отче наш» еще называют Господней молитвой. Почему?

  • Она обращена к Господу.

  • Её даровал людям Господь Иисус Христос.

  • В ней говориться о Боге.



© 2010-2022