• Преподавателю
  • Другое
  • Гуманистический подход при организации воспитательной деятельности в профессиональном колледже

Гуманистический подход при организации воспитательной деятельности в профессиональном колледже

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гуманистический подход при организации воспитательной деятельности в профессиональном колледже

О.Е.Наумов

ГОУ СПО ВО Воронежский государственный промышленно-технологический колледж

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы гуманистического подхода организации воспитательной деятельности в колледже в условиях компетентностного подхода. Приводится пример реализации подобной деятельности, и её результативность.

Ключевые слова: Гуманистический подход, воспитательный процесс, компетентность, сотрудничество.

Summary: In article questions of humanistic approach of the organization of educational activity in college in the conditions of competence-based approach are considered. The example of realization of similar activity, and its productivity is given.

Keywords: Humanistic approach, educational process, competence, cooperation.

Современный колледж, осуществляющий преемственность уровней начального и среднего профессионального образования, должен иметь воспитательную систему, соответствующую социальному запросу времени. В настоящее время воспитательная функция профессионального образования усиливается, это требует реального обновления содержания, технологий, организации, управления, оценки качества и развития воспитания в профессиональных колледжах. Приоритетным направлением совершенствования воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в современных условиях становится реализация компетентностного подхода в воспитательном процессе.

Цель воспитания в колледже с позиций компетентностного подхода, это формирование личности учащегося, способной и готовой к обучению в течение всей жизни. Мотивация такой личности направлена на профессиональную карьеру, социальную адаптацию в профессиональном сообществе образовательного учреждения и отрасли, конкурентоспособность на рынке труда. Учащийся в колледже, помимо адаптации в новой учебно-профессиональной среде, проживает переходный период в психологическом плане, то есть из вчерашнего школьника (на 1-2 курсе), он превращается в молодого начинающего специалиста (на 3-4 курсе). Поэтому гуманистический подход в воспитательной деятельности колледжа является наиболее целесообразным.

Гуманистический подход к управлению воспитательным процессом способствует формированию гуманистических отношений между участниками воспитательного взаимодействия. Процесс гуманизации системы воспитания учащихся колледжа и управления ею становится более результативным, по утверждению В.Т. Кабуша, при следующих условиях:

  • в основе идеологии системы заложены принципы реализации и удовлетворения запросов, потребностей и интересов учащихся ;

  • в процессе функционирования системы ученикам предоставляется свобода выбора, учитываются их личное достоинство, взаимная ответственность и терпимость;

  • критериями функционирования системы будут являться самочувствие ребенка, его гуманистический рост и саморазвитие;

  • субъектом развития системы, наряду с преподавателями, выступают учащиеся колледжа [2;с. 249].

На основе применения гуманистического подхода формируются такие важные черты управления воспитательным процессом, как человекоцентрированность, демократичность, коллегиальность. Управление становится партисипативным, то есть в нем принимает участие максимально возможное число преподавателей, учащихся, родителей, социальных партнеров.

Гуманистический подход воспитательным процессом в ГОБУ СПО «Воронежский государственный промышленный технологический колледж» уже много лет реализуется автором на уроках общетехнических дисциплин посредством матричного учебно-методического комплекса (УМК). Матричный УМК в позволяет создать среду сотрудничества на уроке в ходе выполнения практических или тестовых работ. Для этого учащимся предлагается соблюдать следующие правила: учащимся разрешается пользоваться своими конспектами лекций; тестовые работы выполняются в парах. Практические задачи, в зависимости от выбранного уровня освоения , выдаются учащимся по схеме: для «слабых» учеников - задача-шаблон по единой конструкционной схеме для всех, но с разными исходными значениями; для «сильных» - конструкционная схема дается общая на двоих, с разными исходными данными.

Подобные правила формируют на уроке схему взаимопомощи и сотрудничества. В таких условиях даже слабо подготовленный ученик включается в коллективную работу. А информационные пробелы заполняются знаниями, которые приобретаются в процессе сотрудничества с товарищами. Сильный ученик при этом укрепляет свои личностные позиции и полученные знания по предмету, слабый ученик обретает уверенность в том что не получит неудовлетворительную отметку и, как следствие, его позитивное отношение к учебному процессу усиливается. Сотрудничество в коллективе играет ведущую воспитательную роль и закладывает важные профессиональные качества, а фактор успеха позволяет доверять преподавателю, при реализации принципов компетентностного подхода .

Ключевая задача матричного УМК это создание атмосферы сотрудничества, которая формирует в среде воспитательного процесса сферу доверия между преподавателем и учащимся. Принципы сотрудничества строятся на основе идей гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили:

  • гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

  • индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, педагогика успеха;

  • мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики .[1,с. 156].

Воспитательный процесс посредством гуманной педагогики, применяемый автором в техническом колледже, помогает повысить как качество обучения, так и профессиональную мотивацию учащегося. В подтверждение сказанного приведём следующие статистические данные: качество обучения повышается на 10%, потребность дальнейшего обучении в вузах на 15%, потребность получение дополнительных профессий на 12% [3, с.145]

Подводя итог вышесказанному можно выделить следующие, что гуманистический подход организации воспитательной деятельности в колледже является наиболее приемлемым при формировании компетентного специалиста, так как он позволяет:

  1. Осуществить плавный переход учащегося из школьной среды в студенческую среду колледжа;

  2. Даёт возможность реализовать принцип наставничества и сотрудничества в учебном процессе, и в производственной среде;

  3. Опирается на положительные качества учащегося и предполагает определённую творческую свободу.

Трудности преподавателя заключается лишь в создании многоуровневого учебного комплекса по своей дисциплине и поддержки руководителей колледжей творческих деятельности педагогов.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А., Размышление о гуманной педагогике. М:.Издательский Дом Шалвы Амонашвили , 2001.- 242 с.

  2. Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т. Кабуш. - Мн.: Изд-во Академии последипломного образования, 2001 - 332 с.

  3. Наумов О.Е. Формирование познавательной мотивации учащихся колледжей на основе идей гуманистической педагогики .: Дисс. … канд. пед. наук. Воронеж. 2012. - 194 с.

© 2010-2022