- Преподавателю
- Другое
- Гуманистический подход при организации воспитательной деятельности в профессиональном колледже
Гуманистический подход при организации воспитательной деятельности в профессиональном колледже
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наумов О.Е. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Гуманистический подход при организации воспитательной деятельности в профессиональном колледже
О.Е.Наумов
ГОУ СПО ВО Воронежский государственный промышленно-технологический колледж
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы гуманистического подхода организации воспитательной деятельности в колледже в условиях компетентностного подхода. Приводится пример реализации подобной деятельности, и её результативность.
Ключевые слова: Гуманистический подход, воспитательный процесс, компетентность, сотрудничество.
Summary: In article questions of humanistic approach of the organization of educational activity in college in the conditions of competence-based approach are considered. The example of realization of similar activity, and its productivity is given.
Keywords: Humanistic approach, educational process, competence, cooperation.
Современный колледж, осуществляющий преемственность уровней начального и среднего профессионального образования, должен иметь воспитательную систему, соответствующую социальному запросу времени. В настоящее время воспитательная функция профессионального образования усиливается, это требует реального обновления содержания, технологий, организации, управления, оценки качества и развития воспитания в профессиональных колледжах. Приоритетным направлением совершенствования воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в современных условиях становится реализация компетентностного подхода в воспитательном процессе.
Цель воспитания в колледже с позиций компетентностного подхода, это формирование личности учащегося, способной и готовой к обучению в течение всей жизни. Мотивация такой личности направлена на профессиональную карьеру, социальную адаптацию в профессиональном сообществе образовательного учреждения и отрасли, конкурентоспособность на рынке труда. Учащийся в колледже, помимо адаптации в новой учебно-профессиональной среде, проживает переходный период в психологическом плане, то есть из вчерашнего школьника (на 1-2 курсе), он превращается в молодого начинающего специалиста (на 3-4 курсе). Поэтому гуманистический подход в воспитательной деятельности колледжа является наиболее целесообразным.
Гуманистический подход к управлению воспитательным процессом способствует формированию гуманистических отношений между участниками воспитательного взаимодействия. Процесс гуманизации системы воспитания учащихся колледжа и управления ею становится более результативным, по утверждению В.Т. Кабуша, при следующих условиях:
-
в основе идеологии системы заложены принципы реализации и удовлетворения запросов, потребностей и интересов учащихся ;
-
в процессе функционирования системы ученикам предоставляется свобода выбора, учитываются их личное достоинство, взаимная ответственность и терпимость;
-
критериями функционирования системы будут являться самочувствие ребенка, его гуманистический рост и саморазвитие;
-
субъектом развития системы, наряду с преподавателями, выступают учащиеся колледжа [2;с. 249].
На основе применения гуманистического подхода формируются такие важные черты управления воспитательным процессом, как человекоцентрированность, демократичность, коллегиальность. Управление становится партисипативным, то есть в нем принимает участие максимально возможное число преподавателей, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Гуманистический подход воспитательным процессом в ГОБУ СПО «Воронежский государственный промышленный технологический колледж» уже много лет реализуется автором на уроках общетехнических дисциплин посредством матричного учебно-методического комплекса (УМК). Матричный УМК в позволяет создать среду сотрудничества на уроке в ходе выполнения практических или тестовых работ. Для этого учащимся предлагается соблюдать следующие правила: учащимся разрешается пользоваться своими конспектами лекций; тестовые работы выполняются в парах. Практические задачи, в зависимости от выбранного уровня освоения , выдаются учащимся по схеме: для «слабых» учеников - задача-шаблон по единой конструкционной схеме для всех, но с разными исходными значениями; для «сильных» - конструкционная схема дается общая на двоих, с разными исходными данными.
Подобные правила формируют на уроке схему взаимопомощи и сотрудничества. В таких условиях даже слабо подготовленный ученик включается в коллективную работу. А информационные пробелы заполняются знаниями, которые приобретаются в процессе сотрудничества с товарищами. Сильный ученик при этом укрепляет свои личностные позиции и полученные знания по предмету, слабый ученик обретает уверенность в том что не получит неудовлетворительную отметку и, как следствие, его позитивное отношение к учебному процессу усиливается. Сотрудничество в коллективе играет ведущую воспитательную роль и закладывает важные профессиональные качества, а фактор успеха позволяет доверять преподавателю, при реализации принципов компетентностного подхода .
Ключевая задача матричного УМК это создание атмосферы сотрудничества, которая формирует в среде воспитательного процесса сферу доверия между преподавателем и учащимся. Принципы сотрудничества строятся на основе идей гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили:
-
гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
-
индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, педагогика успеха;
-
мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики .[1,с. 156].
Воспитательный процесс посредством гуманной педагогики, применяемый автором в техническом колледже, помогает повысить как качество обучения, так и профессиональную мотивацию учащегося. В подтверждение сказанного приведём следующие статистические данные: качество обучения повышается на 10%, потребность дальнейшего обучении в вузах на 15%, потребность получение дополнительных профессий на 12% [3, с.145]
Подводя итог вышесказанному можно выделить следующие, что гуманистический подход организации воспитательной деятельности в колледже является наиболее приемлемым при формировании компетентного специалиста, так как он позволяет:
-
Осуществить плавный переход учащегося из школьной среды в студенческую среду колледжа;
-
Даёт возможность реализовать принцип наставничества и сотрудничества в учебном процессе, и в производственной среде;
-
Опирается на положительные качества учащегося и предполагает определённую творческую свободу.
Трудности преподавателя заключается лишь в создании многоуровневого учебного комплекса по своей дисциплине и поддержки руководителей колледжей творческих деятельности педагогов.
Литература:
-
Амонашвили Ш.А., Размышление о гуманной педагогике. М:.Издательский Дом Шалвы Амонашвили , 2001.- 242 с.
-
Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т. Кабуш. - Мн.: Изд-во Академии последипломного образования, 2001 - 332 с.
-
Наумов О.Е. Формирование познавательной мотивации учащихся колледжей на основе идей гуманистической педагогики .: Дисс. … канд. пед. наук. Воронеж. 2012. - 194 с.