Дополнительная образовательная программа Танцевальный калейдоскоп

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЕРМАК»

ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА


РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании Методического Директор МБУ ДО ДДТ «Ермак»

совета МБУ ДО ДДТ «Ермак» ______________ Р.С.Кравченко

протокол от 27.08.2015г. № 4 «01» сентября 2015 г.


Дополнительная образовательная программа

«Танцевальный калейдоскоп»


Возраст обучающихся 5 - 10лет

Срок реализации - 3 года



Елена Николаевна Дараган

педагог дополнительного образования

I квалификационная категория

г. Зерноград

2015

Пояснительная записка

Программа «Танцевальный калейдоскоп» предполагает понимание и освоение движения как структуры. Помогает правильно и свободно чувствовать себя на сцене, управлять своим телом, жестами и мимикой.

Дополнительная образовательная программа «Танцевальный калейдоскоп» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006г. №06-1844

3. Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16, требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

4.Постановление Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. № 27 «санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03».

5. Приказ МБОУ ДОД ДДТ «Ермак» от 01.09.2014 «Об утверждении Положения об образовательных программах МБОУ ДОД ДДТ «Ермак» .

6. В основу данной программы сценического движения положены следующие программы:

-программа дополнительного образования детей «Хореография» Иващенко О. Н. Помарская средняя общеобразовательная школа» Волжского района;

-проект примерной программы ПО.01.УП.04 « Сценическое движение»- Москва 2012г.

На основе данных программ разработана дополнительная образовательная программа «Танцевальный калейдоскоп»

Направленность программы:

Программа «Танцевальный калейдоскоп» -модифицированная, по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - познавательной, воспитательной, и общекультурной; по форме организации - групповой.

Новизна программы состоит в том, что предусмотрен отдельный блок «Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений» большая часть которого опирается на партерный экзерсис, который не используется в программах по сценическому движению.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.

Педагогическая целесообразность программы включает принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений).

Цель программы:

-приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию;

- привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту;

-выявить и раскрыть творческие способности.

Задачи:

Образовательные:

  • обучить детей танцевальным движениям;

  • формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.

  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.

  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.

  • Воспитывать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.

  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.

  • Развить музыкальный слух и чувство ритма.

  • Развить воображение, фантазию и память.

Оздоровительные:

  • укрепление здоровья детей.

Отличительной особенностью программы «Танцевальный калейдоскоп» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы, и реализовать себя в данном виде творчества.

В программе предусмотрен отдельный блок «Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений» большая часть, которого опирается на партерный экзерсис, который не используется в типовых программах по сценическому движению.

Программа рассчитана для воспитанников в возрасте от 5 до 10 лет. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам воспитанники первого года обучения могут быть зачислены в группу ознакомительного или углубленного уровня освоения программы. Занятия проводятся в группах, и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора детей в детское объединение: на основании отбора и собеседования.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 3 года обучения. По программе первого года обучения отводится 144 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 35 минут - (для детей с возрастными особенностями 5-7 лет), 45 минут - (для детей от 8-10 лет) с учётом 10 минутного перерыва после 1-го занятия. На второй - третий год обучения отводится 216 часов, проводятся занятия три раза в неделю по 2 часа - продолжительность одного занятия 45 минут, с учётом 10 минутного перерыва после 45 минут занятия.

Формы и методы обучения

Форма занятия

Групповая форма и индивидуальная, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Форма проведения занятий

Занятия проходят в форме практических этюдов, игр, пластических и танцевальных номеров, концертов и внеклассных мероприятий, развивающие определённые пластические способности и возможности обучающихся.

Методы обучения

Словесные (устное изложение, беседа, объяснение). Наглядные (показ педагогом приёмов исполнения, наблюдение). Практические (тренировочные упражнения).

Типы занятий

может быть комбинированным, практическим, диагностическим, репетиционным, тренировочным и итоговым.

Программа позволяет варьировать и изменять учебный план в зависимости от уровня подготовки детей. В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, концертно-просветительская деятельность, участие в праздниках и конкурсах различного уровня.

Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений).

Ожидаемые результаты

Обучающиеся будут знать:

  • особенности физического действия на площадке;

  • тренинг на взаимодействие партнёра друг с другом;

  • танцевальные импровизации;

  • формы физического существования на сцене;

  • знать правила постановки рук, группировки рук в танце.

  • знать характерные движения рук в танцах.

  • различать особенности маршевой музыки (спортивной, военной и т. д.)

Обучающиеся будут уметь:

  • координировать свои движения, удерживать равновесие;

  • воспринимать различные ритмические рисунки;

  • создавать творческие образы в танцевальной импровизации;

  • использовать сценические приёмы;

  • выполнять пластические зарисовки;

  • реализовать на сцене танцевальные и пластические номера.

  • уметь закрыть руку, заканчивая движение в адажио.

  • уметь акцентировать шаг на правую долю такта в марше и в 3/4 -м размере.

  • слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнениях.

  • иметь навык выворотного положения ног «пятка против пятки» в «Battements tendus» с 1-й позиции (вперед, назад, в сторону).

Для отслеживания результативности используется педагогический мониторинг.

  • Стартовая диагностика - в начале каждого учебного года.

  • Промежуточная диагностика - проводится в конце первого и второго года обучения.

  • Итоговая диагностика - проводится по завершению всей образовательной программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме концертов, участие в новогодних представлениях для детей, смотрах и фестивалях. В конце года проходит большой отчетный концерт, где присутствуют педагоги, родители, население. Подводятся итоги, и оценивается работа детей за учебный год.

В итоге работы по программе «Танцевальный калейдоскоп» обучающиеся должны научиться раскрепощению на сцене, свободно действовать, быть органичными и подвижными.



Учебно - тематический план

1 года обучения

п/п

Тема (блока)


Кол-во часов

теория

практика

всего

1

Введение в образовательную программу.

2


2

Особенности физического действия на площадке. Тренинги.

1.

Осознанная работа над физическим развитием. Тренинг.


2

2

2.

Раскрепощение и преодоление телесных зажимов. Разблокирование зажатости колен. Пружинистая походка.


2

2

3

Аффективная и эмоциональная память в движении. Раскованная ходьба


2

2

4.

Художник собственного тела. Разнообразие удобных позиций. Возможности тела.


2

2

Внимание в ощущении движения. Тренинг, взаимодействие.

1.

Гибкость и творческий подход при встрече с другими людьми. Упражнение «Ищу друга»

1

1

2

2.

Групповые пластические упражнения «Цепочка», «Круговые контакты».


2

2

3.

Физический и эмоциональный разогрев. Упражнение «Эстафета имен в движении»

1

1

2

4.

Физическая свобода и открытость к друг другу. Упражнение «Контакт»


2

2

Координация движений, равновесие. Тренинг.

1.

Координация силы и темпа. Упражнение «Чувство партнёра».


2

2

2.

Тренинг «Ходьба»


2

2

Ритм, воспроизведение ритмических рисунков. Разнообразные ритмы.

1.

Отбивание ритма ногами. Степовые вариации.


2

2

2.

Ритм с музыкальным сопровождением


2

2

3.

Ритмические рисунки, сюжетная линия.


2

2

4.

Взаимодействие с темпом и ритмом тела


2

2

Танцевальные импровизации.


1

Общее ознакомление с национальными танцевальными мотивами

1

1

2

2

Импровизация с музыкальным сопровождением.


2

2

Разнообразие форм физического существования на сцене.


1.

Границы физического существования на сцене. Тренинг.

1

1

2

2.

Тело в взаимодействии с душой. Тело выразитель души. Этюды.


2

2

3.

Упражнения на развитие пластики рук «Волны» «Стена» и т.д.


2

2

4.

Упражнения под музыку. Лёгкая походка, бег, прыжок, движение с предметом.


2

2

5.

Быстрое изменение поз и их оправдание изнутри.


2

2

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

1.

Партерный экзерсис


24

24

2.

Азбука музыкального движения


6

6

3.

Элементы классического танца

1

9

10

4.

Элементы народно-сценического танца

1

9

10

5.

Элементы эстрадного танца


10

10

6.

Работа над репертуаром


14

14

Характерный танец


1.

Построение движения в танце согласно своему образу.


2

2

2.

Различные манеры исполнения танца


2

2

3.

Выразительность характерного танца.


2

2

Пластика

1.

Значение пластики


2

2

2.

Развитие пластики тела


2

2

3.

Пластика животных.


2

2

4.

Пластика птиц.


2

2

Итоговая постановка


1

Подготовка к отчетному концерту


6

6

2

Генеральная репетиция


4

4

3

Итоговое занятие


2

2


Всего часов


8

136

144

Учебно - тематический план

2 года обучения.

п/п

Тема занятий


Кол-во часов

теория

практика

всего



1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

2





2



Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

1.

Партерный экзерсис


36

36

2.

Азбука музыкального движения


10

10

3.

Элементы классического танца


20

20

4.

Элементы народно-сценического танца


20

20

5.

Элементы эстрадного танца


20

20

6.

Работа над репертуаром


60

60

Образы движения


1

Вызывание движения из памяти (как вы движетесь дома, на улице, в транспорте и т.д.)

1

1

2

2

Видеть движением. Умение откликаться движением на действие партнёра.


2

2

3.

Движение на цыпочках (оправдание в сцене ревности, и т.д.)


2

2

4.

Движение по звонку (менять положение тела, напряжение и расслабление тела).


2

2

5.

Состояние тела на «большом океанском пароходе», в автобусе, в поезде, на телеге.


2

2

Создание творческого образа. Танцевальные импровизации. Характерность героя.

1.

Целенаправленное физическое действие. Непрерывность и прерывность в исполнении физических действий .


2

2

2.

Выполнение физических действий движениями различного характера.


2

2

3.

Частные двигательные навыки (сценические трюки) Стилевые действия, манеры поведения.


2

2

Поза движения - жест. Разнообразие движения.


1.

От позы к жесту (задание по очереди различных суставов и групп мышц).


2

2

2.

Избавление от зажимов в позе. Позы при горизонтальном вертикальном положении (сидя, полусидя, стоя, и т.д.)


2

2

3.

Напряжение мускулов при всякой позе.


2

2

4.

Поза как внешняя характерность образа.


2

2

5.

Национальная определённость жестов.


2

2

6.


Телодвижения и жесты иллюстративного и эмоционального типа.


2

2

Приемы: отстающее движение, виды шага, волна, стена, канат, птица.

1.

Правильное положение тела в сценическом пространстве


4

4

2.

Типы движения: отстающее движение. Тренинг.

1

3

4

3.

Ходьба: виды шага. Тренинг.

1

3

4

4.

Волна, стена, канат. Этюды.


4

4

5.

Пластика рук, кистей («крылья птиц»). Этюды.


2

2

Итоговая постановка


1

Итоговое занятие


2

2


Всего часов:


5

211

216



Учебно - тематический план

3 года обучения

п/п

Тема занятий

теория

практика

всего

1


Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

2


2

Массовые пластические зарисовки.

1 .

Работа в группе. «Упражнение «Одна цепь».


2

2

2.

Пластическая зарисовка «Мы один предмет».


2

2

3.

Пластическая зарисовка «Круг в круге».


2

2

4.

Пластическая зарисовка «Радуга»


2

2

5.

Массовые пластические зарисовки и их воздействие на эмоции зрителя.


2

2

6.

Яркий образ посредством групповой пластической зарисовки.


2

2

7.

«Я-мы, мы-Я». Этюды


2

2

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

1.

Партерный экзерсис


14

14

2.

Азбука музыкального движения


2

2

3.

Элементы классического танца


12

12

4.

Элементы народно-сценического танца


16

16

5.

Элементы эстрадного танца


10

10

6.

Работа над репертуаром


40

40

Реализация на сцене номеров. Танцевальные и пластические номера.

1.

Танцевальный номер как самостоятельная форма в воплощении драматического действия.

2

6

8

2.

Танец в драматическом действии.


2

2

3.

Характерность пластического номера.


2

2

4.

Раскрытие образа героя по средством танца. Этюды.

2

12

14

5.

Пластика героя и его характерности.


6

6

7.

Реализация на сцене номеров.


2

2

Темп и ритм в движении.


1.

Оправдание вымыслом каждый ритм

2


2

2.

Ритм в музыке.

2


2

3.

Проявление ритма- способ переключения с одного вида чувственного различения на другой, плавность или скачкообразность перехода.


10

10

4.

Интенсивность психической и физической жизни в искусстве театра.


2

2

Сценические импровизации. Подбор музыкального сопровождения.


1.

Значение музыки в драматическом произведении.

1

1

2

2.

Воображение и фантазия в движениях обучающегося.


2

2

3.

Сценическая импровизация - мгновенное включение в действие.

2

14

16

4.

Импровизация под современное музыкальное сопровождение.


10

10

5.

Импровизация под классическое музыкальное сопровождение.


10

10

Репетиционная деятельность


1.

Прогон музыкальных номеров


8

8

2.

Генеральная репетиция постановочных номеров


6

6

3.

Итоговый показ


2

2


Всего часов:

13

203

216






































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Вводное занятие (2ч.)

Цель: Познакомится с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности.

Теория: Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.

  1. Особенности физического действия на площадке. Тренинги.(8ч.)

Занятие 3-10

Теория: Актёру в творческой жизни приходится выполнять разнообразные физические действия. Все их предугадать нельзя, а потому нельзя выучить, оттренировать заранее. Но аппарат воплощения должен быть так настроен, чтобы он был в состоянии выполнить любое физическое действие.

Практика: Практические занятия проводятся в форме тренинга на движение (выход на сцену, выход на трибуну при большой аудитории). Следить внимательно за движениями своего партнёра.

2. Внимание в ощущении движения. Тренинг, взаимодействие. (8ч.) занятие 11-18.

Теория: Важным аспектом является взаимодействие с партнером по сцене. Умение действовать, двигаться и существовать в сценическом пространстве вместе со своим партнером. Не по отдельности, а органично вливаться в действие вдвоем. Следить внимательно за движениями своего партнера.

Практика: Проводятся занятия в игровой форме (запоминать место в пространстве (стулья), «муравейник»). Учиться быть внимательным на сцене, когда находишься с партнером, уметь правильно и точно взаимодействовать с ним.

Координация движений, равновесие. Тренинг. (4ч.)

занятие 19-22

Теория: Научить ребенка координировать свои движения. Правильно поставить координацию движений и равновесия, уметь управлять своим равновесием. Стройная, естественная координация слова и движения прекрасно обслуживает человека в его повседневной деятельности, однако на сцене она часто разрушается. Происходит это потому, что природная способность должна проявляться в условных, искусственно созданных автором, режиссером и актером обстоятельствах. Кроме того, причина заключается еще и в огромном, необычном для жизни темпо - ритмическом разнообразии сценических действий. Чтобы улучшить координацию движений тела, К. С. Станиславский предложил: «Для организации разных темпо - ритмов и действий я поступил как прежде, то есть сначала соединил

два действия и два темпо - ритма: одевание и хождение.

Практика: Занятия проводятся в форме тренингов и упражнений (воображаемое бревно, канат).

Ритм, воспроизведение ритмических рисунков. Разнообразные ритмы. (8ч)

Занятие 23-30

Теория: Ритм - важный составляющий элемент в сценическом движении. Развитие у обучающихся правильного ритма, умение моментально улавливать ритм музыки, что, конечно же, поможет в будущем легко и свободно двигаться в сценическом пространстве.

Практика: Занятия проводятся в игровой форме (разнообразные ритмические рисунки под музыкальное оформление). Умение уловить ритм и его воспроизвести. Теория - научить слушать и слышать других.

Танцевальные импровизации. (4ч.)

Занятие 31-34

Теория: Что такое импровизация и как точно выстраивать свое действие на сцене. Главная задача -научить обучающихся понимать, чувствовать своё тело и уметь управлять им, чтобы в дальнейшем, став актёрами, они смогли не только исполнить непосредственно танцевальные фрагменты, столь часто вплетаемые в современную драматургию спектакля авторами и режиссёрами, но и научились пользоваться телом как инструментом, позволяющим ярче и

точнее создавать образ. Собственно, так же, как голосом, обладающим множеством обертонов и динамическими оттенками, способным даже самую незначительную роль сделать живой и запоминающейся.

Практика: Занятия проводятся в форме упражнений и этюдов. Умение фантазировать, и быстро включать свое воображение (задается жанр танца).

Разнообразие форм физического существования на сцене. (10ч.)

Занятие 35- 44

Теория: Жизнедеятельность человека основана на постоянном образовании условных рефлексов и постоянном проявлении условных рефлексов как временных связей организма с окружающей средой. Занятия направлены на неравномерное развитие разных видов чувствительности в сфере восприятия, в памяти и мышления. Устойчивые проявления общего темпа возникновения и развертывания чувственно-двигательных реакций - скорости их возникновения, их длительность и эффект последствия.

Практика: Занятия проходят в форме этюдов и упражнений (мяч, канат, бревно).

Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:

· Красит забор (кисточка - это ваша кисть руки)

· Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)

· Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)

· Гребет на веслах.

· Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. (74ч.)

Партерный экзерсис. (24ч.)

Занятие 45- 68

Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.

Практика: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), коврики,, магнитофон, диски (детские мелодии).

Азбука музыкального движения. (6ч.)

Занятие 69-74

Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.

Практика: Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки).

Элементы классического танца. (10ч.)

Занятие 75-84

Цель: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.

Теория: Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.

Практика: позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в вы воротной позиции, лицом к станку со второго полугодия - держась за станок одной рукой). Позиции ног - по 1,2, 3-й. Позиции рук - подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку.

«Деми плие» - складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.

«Батман тандю» - движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года - назад).

«Деми рон де жамб пор тер» - круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам - вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, «сюр ле ку де пье» - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) - развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки).

Элементы народно-сценического танца.(10ч.)

Занятие 85-94

Цель: Научить элементам русского танца и характерным чертам исполнения. Прививать детям любовь к народным танцам.

Теория: Сюжеты и темы некоторых танцев. Особенности на родных движений. Характерные положения рук в сольном, групповом танце, в хороводах, рисунки хороводов.

Практика: Русский танец. Позиция рук - 1, 2, 3 - на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп - удар всей стопой 4 шаг с притопом в сторону; тройной притоп.

Припадание на месте с продвижением в сторону: исходная, свободная 3-я позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадание, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию. «Ковырялочка» - поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков.

Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полу пальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими пере ступами на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя с двумя последующими поочередными ударами всей стопой по 6-й позиции.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки),

Элементы эстрадного танца. (10ч.)

Занятие 95-104

Цель: Познакомить детей с особенностями танцевальных стилей, с движениями этих танцев.

Практика: Позиции рук. (показ учителя). Простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях эстрадного танца.

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки),

Работа над репертуаром. (14ч.)

Занятие 105-118

Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.

Практика: Танец «Русско-народный танец» «Эстрадный танец»

Методическое обеспечение: песня «Ягодка малинка», «хороводная», и др. народные произведения на выбор педагога. Песня «Творчества планета»

Характерный танец.(6ч.)

Занятие 119-124

Теория: У каждого танца, у каждого исполнителя своя манера исполнения, найти образ в танце, как точно построить движения в танце согласно своему образу.

Практика: Занятия проводятся в виде упражнений, подразумевает под собой танец в индивидуальной манере исполнения.

Пластика. (8ч.)

Занятие 125-132

Практика: Обучающиеся делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь животное или птицу. Затем они вызывают одного любого обучающегося из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого

обучающегося - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда обучающейся будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

Итоговая постановка.(12ч.)

Занятие 133-138

Подготовка к показу.

Занятие 139-142

Генеральная репетиция .

Занятие 143-144

Итоговое занятие.

Цель: Диагностика усвоения программного материала, физических возможностей детей (изменилась ли пластика ребенка в течении года).

Практика: Отчетный концерт для родителей и населения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Вводное занятие. (2ч.)

Занятие 1-2

Цель: Познакомить детей с целями и задачами программы второго года обучения, закрепить правила техники безопасности на занятиях, рассказать о костюме для занятий и личной гигиене.

Практика: Занятие проводится в форме беседы. Инструктаж по технике безопасности.

Методическое обеспечение: текст вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

Партерный экзерсис. (36ч.)

Занятие 3-38

Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.

Практика: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), коврики,, магнитофон, диски (детские мелодии).

Азбука музыкального движения. (10ч.)

Занятие 39-48

Цель: Научить слышать и понимать значение аккордов в упражнениях. Научить исполнять танцы в разных темпах. Дать понятие - ритм.

Чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые, медленные). Меленные хороводные, быстрые плясовые русские танцы. Стилизованная народная музыка.

Практика: акцентирование на сильную долю такта в шагах. Музыкальная структура движения. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды.

Оформление урока классической, современной и народной музыкой с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и среднем темпе.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки).

Элементы классического танца. (20ч)

Занятие 49-68

Цель: Развивать выворотность ног и силу ног, правильную постановку тела. Правильно поставить отдельные кости рук: кисти, пальцы, локти, плечи.

Содержание материала: Дополнительно изучается уровень подъема ног, на пример положения работающей ноги на уровне щиколотки опорной ноги (ку де пье), икры и колена.

Практика: подготовительное движение руки (препарасьон). Закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Координация ног, рук и головы в движении - тан релеве пар тэр. Прыжки - с двух ног на две. Разные этапы прыжка (тан леве соте): подготовка к взлету (деми плие), толчок, взлет, фиксация положения ног, приземление, положение ног после прыжка.

Батман фраппэ сильное ударяющее движение, развивает силу ног, ловкость, быстроту и подвижность клена; изучается лицом к станку вначале в сторону, затем вперед и позднее назад.

Релеве лен на 45° - медленное поднимание ноги, развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге; изучается стоя боком к станку, держась одной рукой, в сторону, позднее вперед.

Перегибы корпуса: назад, стоя лицом к станку, в 1-ой позиции. Размер 3/4, характер медленный, спокойный. По два такта на движение.

Прыжки: танлеве соте - по 1,2, 5-й позициям. Размер 2/4, характер бы строй польки. В музыке сочетаются два темпа: плавный и отрывистый.

Па эшаппэ - на 2-ю позицию, прыжок с просветом; изучается вначале лицом к станку. Размер 4/4, сочетание плавного и четкого темпов.

Позы классического танца изучаются на середине зала. Поза круазе, поза эффасэ (с ногой на полу). Размер 3/4 характер плавный, исполняется на четыре такта.

Па курю - мелкий бег на полупальцах, исполняется по прямой в не выворотной позиции, вперед и назад. Размер 4/4, 2/4, 3/4, движения исполняются шестнадцатыми. Характер легкий, живой. Опускание на одно колено. Вращение, повороты по 6-й позиции, на 1/4 и 1/2 круга.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски станок.

Элементы народно-сценического танца. (20ч.)

Занятия 69-88

Цель: Добиться четкого исполнения движений. Выучить народные движения у станка и середине. Разучить элементы народных танцев.

Содержание материала: Упражнения у станка и на середине - подготовка к более четкому исполнению народных движений. Точные позиции положения и движения рук в танцах народов мира. Особенности стиля исполнения. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов.

Практика: Станок. Подготовительные движения рук. Полуприседания и полно приседание, плавные и резкие приседания. Скольжение стопой по полу. Переступание на полупальцах. «Ковырялочка» - разучивается у станка заново.

Скольжение по ноге в открытом положении (подготовка к веревочке), в открытом и закрытом положении на всей стопе одной ноги. Подготовка к каблучным движениям.

Упражнения на середине. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, цепочка. Поклоны - на месте, с движением вперед и назад.

Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад; переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп - удар всей стопой. Дроби (дробная до рожка). «Гармония» - одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Припадание - на месте, с продвижением в сторону, с поворотом на 1/4. «Молоточки» - удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте.

Ходы. Опускание на колени - на одно, на оба с одновременным поворотом

Элементы стилизованного танца. Особенности и манера исполнения. Положение рук - в соло и в паре. Ходы. Простой шаг. Легкий бег. Движения корпуса. Шаг с подскоком; подскоки на двух ногах. Проскальзывание на обеих ногах. Небольшие подскоки с вынесением ноги вперед. Боковые шаги с вынесением свободной ноги вперед. Работа стоп в танце.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки).

Элементы эстрадного танца. (20ч.)

Занятие 89-108

Цель: Познакомить воспитанников с особенностями танца джаз-модерн.

Содержание материала: Особенности танцев. Музыка, стиль, модерн, костюмы. Работа корпуса, ног головы в современном танце. Простейшие поддержки.

Композиция из пройденных элементов эстрадного танца. Ритмические построения комбинаций.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки).

Работа над репертуаром.(60ч.)

Занятие 109-168

Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.

Содержание материала: «Казачий танец», «Лирический танец», «Эстрадный танец»

Методическое обеспечение: используются произведения по выбору педагога.

Образы движения. (10ч.)

Занятие 169-178

Теория: Характер глубины реакций в образах движений, о которых можно судить главным образом по глубине следовых реакций, глубине запечатлевания непосредственных образов и яркости образующихся представлений и их ассоциаций. Кинестетические (мышечно-двигательные

ощущения) - здесь различают кинестезию рабочих движений рук. Все напряжения отдельных мышц дают импульсы для единого образа с мышечно-двигательной доминантой.

Практика: Обучающиеся выполняют различные упражнения и индивидуальные задания по теме.

Создание творческого образа. Танцевальные импровизаций. Характерность героя.(6ч.)

Занятие 179-184

Теория: Занятия проводятся как дополнение к актерскому мастерству, создание характера героя посредством пластики. Занятия проводятся в форме этюдов на создание и придумку своего неповторимого образа. К сложным двигательным навыкам относятся:

1. Целенаправленное физическое действие.

2. Непрерывность и прерывность в исполнении физических действий.

3. Выполнение физических действий движениями различного характера.

4. Умение соединять речь и движение.

5. Частные двигательные навыки (сценические трюки).

6. Стилевые действия, манеры поведения.

7. Скульптурность, как высшая форма физической выразительности в роли.

Практика:З анятия проводятся в форме этюдов.

Поза, движение, жест. Разнообразие движений. (12ч.)

Занятие 185-196

Теория: Умение использовать свое тело и уместные движения, жесты в сценическом пространстве. Правильно выбрать позу на сцене, какие бывают жесты, правильно выстраивать свои движения на сценической площадке. Позы, сидя - основное положение актера на сцене; они отличаются большим разнообразием. Их можно разделить на две группы: позы пластически красивые и некрасивые; и те и другие являются средствами внешней характеристики образа. Слово «жест» в русском языке обозначает телодвижение только семантического, иллюстративного и эмоционального типов. Мы никогда не говорим: «каким верным жестом он обтачивает гайки», «каким неверным жестом она ходит». Но мы скажем: «каким приятным жестом она показала нам на эти цветы» (пример иллюстративного жеста) или «когда он сердится, то противно машет руками» (пример эмоционального жеста). Жестами человек досказывает то, чего в данном случае не может или не хочет объяснить словами. По своей природе жест всегда действен, всегда имеет конкретную цель и выражает эмоциональное состояние человека. Следует отметить также, что жесты делают не только

руками, так как можно показать направление кивком или поворотом головы, выразить порицание или одобрение жестом головы и туловища, можно многое сказать (если таковы обстоятельства) соответствующим движением ноги. Однако все же наиболее активно люди жестикулируют руками. Следует отметить, что значительная часть движений руками -семантических, иллюстративных и главным образом эмоциональных несет еще и

национальную определенность. Так, народы южные - итальянцы, французы, испанцы, кавказцы, африканцы, евреи и др., беседуя и рассказывая, очень сильно жестикулируют. Северяне - скандинавы, финны, англосаксы, славяне, наоборот, в подобных же обстоятельствах крайне сдержанны в жестах. Более того, широкие жесты руками, быстро и резко выполненные, считаются у этих народов признаком плохого воспитания. Нужно отметить, что южане, выросшие среди северян, мало жестикулируют, и обратное - северяне, получившие воспитание среди южан, активно жестикулируют в беседе. Из этого следует, что жесты - продукт определенного воспитания и не являются чем-то прирожденным. Все эти особенности актеры и режиссеры должны изучать, работая над ролью (или заранее), и уметь

ими пользоваться, создавая пластические характеристики своих героев.

Жест на сцене только тогда оправдан, когда он возникает изнутри, вызывается внутренней потребностью, когда он перестает быть жестом ради жеста и превращается в подлинное, продуктивное и целесообразное действие.

Практика: Занятия проходят в форме заданий индивидуального характера по теме.

Приемы: отстающее движение, виды шага, волна, стена, птица.(18ч.)

Занятие 197-214

Теория: Как правильно расположить свое тело в сценическом пространстве. В форме тренингов (бег буратино, волна из тела), эти приемы помогают в творческой деятельности детей, вера в предлагаемые обстоятельства (стена, птица, канат).

Практика: Идти, слегка скрещивая ноги. То же: сильно скрещивая ноги. Идти, расслабив бедра, как бы волоча ноги. Идти, сильно подтянув бедра и ягодичные мышцы. Идти, свободно вынося вперед всю ногу от бедра и сильно отводя ее назад. Идти, вынося вытянутую ногу вперед. Тяжесть тела на сзади стоящей ноге. Идти, всей тяжестью падая на выставленную вперед ногу. Идти плавно, постепенно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. Идти с подтянутым корпусом, грудь расправлена, плечи слегка отведены назад. Идти, расслабив все тело, корпус поочередно оседает то на одно, то на другое бедро. Идти, то, прогибая сильно поясницу, то, выпрямляя ее. Идти, поворачивая корпус (плечи) то в одну, то в другую сторону.

Итоговая постановка (2ч.)

Занятие 214-216

Итоговое занятие. Цель: Диагностика усвоения детьми программного материала второго года обучения.

Содержание материала: Отчетный концерт для родителей и населения.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Вводное занятие.(2ч.)

Занятие 1-2

Цель: Познакомить с основными целями и задачами курса. Провести инструктаж по Т.Б.

Содержание материала: занятие проводится в форме беседы. Педагог напоминает детям упражнения, изучаемые на прошлых курсах.

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски.

Массовые пластические зарисовки.(14ч.)

Занятие 3-16

Практика: Занятия проводятся в форме игр и тренингов (этюды). Умение включаться в сюжет действия пластикой, мимикой, жестами. Разнообразные сюжетные этюды. Развитие чувства партнерства. Как действовать на сцене с партнером в пластическом номере.

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. (94ч.)

Партерный экзерсис (14ч.)

Занятие 17-30

Цель: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.

Практика: комплекс упражнений направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Упражнение для развития прыжка, силы стоп, «Разножка». Повторение ранее изученных упражнений

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), коврики,, магнитофон, диски (детские мелодии).


Азбука музыкального движения.(2ч)

Занятие 31-32

Цель: Научить различать динамические оттенки в музыке. Развить музы кальность.

Содержание материала: Динамические оттенки в музыке. Ритмические рисунки в движении (сочетание четвертей и восьмых).

Практика: упражнения на развитие музыкальности (осуществляются) непосредственно на уроке классики, народного и эстрадного танца).

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, (танцевальные мелодии).

Элементы классического танца.(12ч.)

Занятие 33-44

Цель: Обобщить полученные практические навыки и знания. Освоить ос новные правила движений у станка.

Содержание материала: Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Эпольман. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца.

Практика: движения - связки (па де буре). Закономерности координации движений рук головы в пор де бра.

Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях. С затактовым по строением. Размер 2/4, темп - модерато (средний). Батман тандю жете по 1-й позиции (вперед и назад). Рон де жамб пар тер - ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади). Размер 3/4, темп - модерато.

Батман фраппэ - по всем направлениям. Размер 2/4, 4/4, (затакт 1/8, темп - модерато). Релеве лян с 5-й позиции - во всех направлениях (держась за станок од--ной рукой). Размер 3/4, 4/4 темп - анданте. Па де бурре - с переменой ног (стоя лицом к станку). Размер 2/4, темп -модерато. Шанжман де пье (большое) - прыжок с 5-й позиции с переменой ног (ли цом к станку). Размер 2/4, темп - аллегро (подвижно).

Методическое обеспечение: специальная форма, обувь(шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски, станок.

Элементы народно-сценического танца.(16ч.)

Занятие 35-60

Цель: Освоить основные технические навыки народно-сценического танца. Разучить русский стилизованный танец.

Содержание материала: Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца. Настроение и характер (задорный, озорной дух.)

Практика: повторяются упражнения у станка. Батман тандю - скольжение стоп по полу; с поворотом ноги в закрытом положении, в сторону. Батман тандю жете - маленькие броски: вперед, в сторону, назад; с одним ударом стопой по 5-й открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука). Батман тандю - в полуприседании на одной ноге. Русский стилизованный танец. Положение рук в танце. «Веревочка» - простая и с переступанием. «Моталочка» простая в повороте. Поддержки в танце. Движения «качели.» «Припадания». Движения рук - резкие и акцентированные взмахи. Движения плеч - поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз). Движения головы , движения ног. Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Опускание на колени: на одно, на оба с одновременным поворотом.

Методическое обеспечение: специальная форма (шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, (русские народные песни в современной обработке), станок.


Элементы эстрадного танца.(10ч.)

Занятие 61-70

Цель: Познакомить детей с современным танцем

Содержание материала: характерные черты эстрадного танца, исполнение основных его элементов движений.

Методическое обеспечение: специальная форма(шорты, майки, футболки), обувь (мягкие тапочки, чешки), магнитофон, диски ( Современные мелодии российской и зарубежной эстрады),


Работа над репертуаром.(40ч.)

Занятие 71-110

Цель: постановка танца, отработка движений, техника исполнения.

Содержание материала: изучение движений танцев казачьих, русских, лирических и эстрадных.

Практика: разучивание тематических танцев.

Методическое обеспечение: используются тематические произведения.

Реализация на сцене номеров. Танцевальные и пластические номера.(34ч.)

Занятие 111-144

Практика: Обучающиеся самостоятельно придумывают номера, где они могут показать свои умения на сцене.

Темп и ритм в движении.(16ч)

Занятие 145-160

Теория: Устойчивые проявления ритма - способа переключения с одного вида чувственного различения на другой, плавность или скачкообразность перехода (наиболее показательным является тут способ переключения, связанный с пластичностью всей мозговой организации человека). Умение держать определенный ритм. Ритм внутренней жизни представляется как беспрерывное изменение энергии, обеспечивающей интенсивность деятельности сознания человека. Эти изменения обуславливаются взаимосвязью и взаимодействием между мышлением и эмоциями, возникающими в психике человека под воздействием окружающих обстоятельств и деятельности самого организма.Деятельность сознания (мысли и эмоции) может достигать различной степени интенсивности, от предельных напряжений до полного спада. Вне зависимости от степени напряжения эта деятельность: может быть либо никак не выражена внешне (когда она проходит только в мозгу человека - так называемое внутреннее действие), либо может быть выражена в речи человека (словесное действие). Либо в непроизвольной микро мимике и в определенных осознанных, непроизвольных физических действиях.

Ритм внутренней жизни человека обуславливает интенсивность внешних действий. Интенсивность психической и физической жизни в искусстве театра принято называть темпо-ритмом.

Практика: Занятия проходят в форме игр и упражнений (этюды).

Сценические импровизации. Подбор музыкального сопровождения.(40ч.)

Занятие 161-200

Теория: Вид и способ художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в момент исполнения. Это развивает воображение, фантазию в движениях актера, а также его раскрепощению на сцене.

Практика: Занятия проходят в форме заданий индивидуального характера по теме.

Репетиционная деятельность. (16ч.)

Занятие 201-216

Участие обучающихся в процессе репетиционной деятельности, где он оттачивает свои навыки по сценическому движению.

Обучающиеся участвуют в итоговом показе, где показывают свои умения.





Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Обучающие во время освоения программы должны получать представление о выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений - выразительности, легкости, стиле, грации.

Отчеты могут проходить как концертное выступление и как итоговое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские празднике, в дни зимних каникул хореографический коллектив принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.

В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, на избирательных участках, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе.

На занятия дети должны приходить в специальной форме, это их дисциплинирует. Девочки надевают купальник без рукавов и широкие юбочки, мальчики - шорты и майки. Обувь тапочки на мягкой подошве и для мальчиков, и для девочек.

Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь, а также реквизит: зонтики, шляпки и т.д.

Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками.

Методические приемы:

  • Правильная последовательность задач в упражнении;

  • Создание логической схемы при разучивании упражнения;

  • Необходимость четырехкратного повторения упражнений при разучивании;

  • Объяснение значения каждого упражнения в двигательной подготовке актера;

  • Постепенное сокращение объяснений по мере усвоения техники упражнения;

  • Словесное исправление ошибок, по ходу выполнения упражнения;

  • Собеседование как средство проверки знаний студентов о назначении упражнений;

  • Исправление типичных ошибок на показе неверного индивидуального исполнения;

  • Контрольные упражнения как средство проверки;

  • Внезапное применение новых заданий;

  • Смена партнеров;

  • Необходимость обязательно выполнять все упражнения;

  • Воспитание этических и эстетических норм поведения;

Методические особенности.

1. Особенности физического действия на площадке

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Барышникова Т. «Азбука хореографии». Форма подведения итогов: итоговое занятие.

2. Внимание в ощущении движения и партнера - взаимодействие партнеров друг с другом. Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Станиславский К.С. «Работа актера над собой», Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения». Форма подведения итогов: итоговый показ.

3. Координация движений и равновесия.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Кох Б.Н. «Основы сценического движения». Форма подведения итогов: итоговое занятие.

4. Ритм, воспроизведение ритмических рисунков.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Кох Б.Н. «Основы сценического движения». Форма подведения итогов: итоговое занятие.

5. Танцевальные импровизации. Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Немеровский А. «Пластическая выразительность актера».

6. Разнообразие форм физического существования на сцене.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Станиславский К.С. «Работа актера над собой», Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения».

7. Характерный танец. Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Пасютинская В.М. «Волшебный мир танца».

8. Пластика животных. Пластика птиц.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Немеровский А. «Пластическая выразительность актера».

10. Образы движения. Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Немеровский А.

«Пластическая выразительность актера

11. Создание творческого образа в танцевальной импровизации.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Станиславский К.С. «Работа актера над собой», Новицкая Л.П. «Уроки вдохновения».

12. Поза, движение, жест

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Немеровский А. «Пластическая выразительность актера», Румнев А. «Пантомима».

13. Приемы: отстающее движение, виды шага, волна, стена, птица.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Кох Б.Н. «Основы сценического движения».

14. Построение пантомимической зарисовки. Этюды.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Немеровский А. «Пластическая выразительность актера», Румнев А. «Пантомима».

15. Пластические зарисовки.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Немеровский А.

«Пластическая выразительность актера», Румнев А. «Пантомима». .

16. Массовые пластические зарисовки.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Немеровский А. «Пластическая выразительность актера», Румнев А. «Пантомима».

17. Реализация на сцене номеров. Танцевальные и пластические номера. Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Немеровский А. «Пластическая выразительность актера», Румнев А. «Пантомима».

18. Темп и ритм в движении.

Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Кох Б.Н. «Основы сценического движения».

19. Сценические импровизации. Подбор музыкального сопровождения. Занятия проходят в виде упражнений и тренингов. Используются материалы: Кох Б.Н. «Основы сценического движения».





Педагогический мониторинг

Пояснительная записка

С целью определения уровня усвоения образовательной программы «Танцевальный калейдоскоп», а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.

Программа мониторинга включает три этапа: стартовая промежуточная диагностика, и итоговая аттестация. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 5-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах.

Стартовая диагностика

Цель: определение общего уровня развития ребенка и его склонности к занятиям танцами.

Задачи:

  • определение общего уровня развития ребенка;

  • выявление природных способностей к танцу;

  • выявление уровня информированности в области различных танцев;

  • определение мотивации к занятиям.

Срок проведения: при поступлении в детское объединение.

Форма проведения: собеседование, выполнение практического задания.

Содержание

Теоретическая часть: ребенку предлагают ответить на следующие вопросы:

  • Нравится ли тебе танцевать?

  • Кто посоветовал заниматься танцами?

  • Имеется ли начальная подготовка или подготовка другого вида

(например, спортивная)?

Практическая часть: ребенку предлагают выполнить следующие задания:

  • упражнения на ритмичность;

  • упражнения на координацию;

  • упражнения на ориентировку в пространстве.

Критерии оценки

Низкий уровень (1 ─ 3 балла) ─ у ребенка не развит музыкальный и ритмический слух, минимальный уровень способностей к танцам, рассеянное

внимание, не дисциплинирован, нет пластичности, движения угловатые.

Средний уровень (4 балла) ─ у ребенка развит музыкальный и ритмический слух, умеет концентрировать внимание, но координация движений развита недостаточно. Проявляет интерес к танцевальному искусству.

Высокий уровень (5 баллов) ─ ребенок показывает высокий уровень

способностей к танцам, развит музыкальный и ритмический слух, проявляет интерес к занятиям.

Промежуточная аттестация

Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.

Задачи:

  • определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;

    • определение уровня сформированности практических умений в соответствии с данным этапом обучения.

Срок проведения: в конце 1 и 2 года обучения.

Форма проведения: Отчетный концерт. Конкурсы различных уровней.

Содержание

Теоретическая часть:

    • знание основных элементов партерного экзерсиса ;

    • знание основных позиций рук, ног, головы;

    • знание правил поведения в танцевальном коллективе.

Практическая часть:

    • определение характера музыки, темпа;

    • воспроизведение на хлопках разнообразные ритмические рисунки;

    • исполнение комплекса упражнений для постановки корпуса, рук, ног и головы;

    • исполнение упражнений на умение держать осанку.

Критерии оценки

Низкий уровень (1 ─ 3 балла) ─ ребенок не владеет теоретическими знаниями, не развит музыкальный и ритмический слух, не знает основные позиции рук, ног, головы.

Средний уровень (4 балла) ─ ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, слышит музыку и ритм, согласовывает движения с музыкой, но допускает не точности в исполнении движений.

Высокий уровень (5 баллов) ─ ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала, сочетает музыку с движениями, выполняет движения без ошибок, знает терминологию, ориентируется в пространстве.

2-3 год обучения

Стартовая диагностика

Цель: определение физического и эмоционального состояния ребенка после летних каникул, уровня его готовности к выполнению образовательной программы 2-го года обучения.

Задачи:

  • определение уровня знаний теоретического материала и практических умений, навыков предусмотренных программой 1-го года обучения;

Срок проведения: сентябрь.

Форма проведения: собеседование, выполнение практического задания.

Содержание

Теоретическая часть

  • Элементы эстрадного, народного танца;

  • Различные типы шагов и бега.

  • Элементы партерного экзерсиса.

Практическая часть: ребенку предлагают выполнить следующие задания:

  • исполнение упражнений на ритмичность, координацию, ориентировку в пространстве;

  • исполнение танцевальных комбинации в стилях народно-сценического танца .

Критерии оценки

Низкий уровень (1 ─ 3 балла) ─ у ребенка не развит музыкальный и ритмический слух, рассеянное внимание, не дисциплинирован, нет пластичности, движения угловатые.

Средний уровень (4 балла) ─ у ребенка развит музыкальный и ритмический слух, умеет концентрировать внимание, согласовывает движения с музыкой, но допускает не точности в исполнении движений.

Высокий уровень (5 баллов) ─ ребенок показывает высокий уровень знаний теоретического материала, сочетает музыку с движениями, выполняет движения без ошибок, знает терминологию, ориентируется в пространстве.

Промежуточная аттестация

Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки детей программным требованиям.

Задачи:

  • определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения;

  • определение уровня формирования практических умений в соответствии с данным этапом обучения.

Срок проведения: в конце 2 года обучения.

Форма проведения: итоговое занятие. Отчетный концерт.

Содержание

Теоретическая часть:

  • история танца;

  • терминология

  • знание простых элементов партерного экзерсиса.

Практическая часть:

  • исполнение комплекса упражнений на координацию движений;

  • исполнение простых элементов партерного экзерсиса;

  • исполнение танцевальных движении.

Критерии оценки

Высокий уровень (1 ─ 3 балла) ─ ребенок не владеет теоретическими знаниями, не выполняет комплекс упражнений на координацию движений, не выполняет простые элементы партерного экзерсиса.

Средний уровень (4 балла) ─ ребенок отвечает на теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, умеет выполнять комплекс упражнений на координацию движений и простые элементы партерной гимнастики, но допускает не точности.

Высокий уровень (5 баллов) ─ ребенок показывает высокий уровень знаний

теоретического материала и практических навыков, умений данного этапа обучения.

3-ий год обучения

Итоговая аттестация

Цель: выявление уровня усвоения детьми программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи:

  • определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами третьего года обучения;

  • выявление уровня усвоения теоретических знаний;

  • определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;

  • анализ полноты реализации программы третьего года обучения.

Срок проведения: конец мая 3-го года обучения.

Форма проведения: Итоговое занятие. Отчетный концерт.

Содержание

Теоретическая часть:

  • специальная французская терминология;

  • сложные элементы партерной гимнастики;

  • правила исполнения основных движений классического танца (demi plie, battemeht tendus, passé, releve, grand dattement jete, прыжки (echappe, assemble, jete)).

Практическая часть:

  • исполнение упражнений классической хореографии, держась за станок одной рукой (demi plie, battemeht tendus, passé, releve, grand dattement jete);

  • исполнение прыжков классической хореографии на середине зала (echappe, assemble, jete); исполнение сложных элементов партерной гимнастики;

  • исполнение комплекса упражнений для отдельных групп мышц;


  • применение элементов актерской выразительности;

  • самостоятельное составление танцевальных композиции, подбор соответствующей музыки.

Критерии оценки

Низкий уровень (1 ─ 3 балла) ─ обучающейся овладел менее

1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных программой.

Средний уровень (4балла) ─ обучающейся овладел не менее 1/2 объема теоретических знаний и практических умений, навыков предусмотренных

  1. программой.

Высокий уровень (5 баллов) ─ обучающейся показывает высокий уровень знаний теоретического материала, овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой.


Сборник упражнений

к дополнительной образовательной программе по сценическому движению

«Танцевальный калейдоскоп»

Чувство партнера.

В этом упражнении ребята, не сговариваюсь заранее, должны найти глазами партнера, понять что партнер вас понял, и начав одновременно движение навстречу друг другу поменяться местами. Здесь главное обратить внимание на следующие аспекты:

а) движение должно быть начато одновременно и законченно одновременно,

б) пока одна пара двигается, никто не имеет права начать свое движение,

в) договариваться с партнером надо так, чтобы другие не заметили (кратким взглядом).

Со временем, когда учащиеся научаться, довольно быстро, находить партнера, сговариваться с ним и меняться местами, этот тренинг можно усложнить. Например, каждая следующая пара должна найти свой способ передвижения на площадке или каждый из партнеров начинает движение в своей пластике и со своим звуком до центра круга, за тем они останавливаются на две-три секунды и как бы обмениваются своими действиями, т.е. на место возвращаются уже с пластикой и звуком партнера.

Координация

Упражнение. Стоим на одной ноге. Правой рукой зовем, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. По сигналу - прыжком смена опорной ноги. Нога - зовет, одна рука прогоняет, другая угрожает.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Исходная позиция. Ноги на ширине плеч. Ступни параллельно. Руки прямые, вытянуты вверх. Пальцы вместе.

Действия. Стоя на двух ногах, выполняем вращения кистями. Затем переносим тяжесть на правую ногу и вращаем стопой левой ноги, продолжая движения кистями. Меняем опорную ногу и направление вращения. Возвращаемся в исходную позицию продолжая вращения кистями.

Задачи. Держать равновесие. Сохранять точное круговое движение кончиками пальцев рук и кончиками пальцев поднятой ноги. Переносить вес тела с ноги на ногу мягко, без рывков. Не нарушать равномерного движения кистями. Сохранять максимальную амплитуду движения. Пробовать разные скорости движения. Меняя позицию, не прерывать вращательных движений кистями.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Исходная позиция. Ноги на ширине плеч. Ступни параллельно. Руки в стороны. Пальцы собраны в мягкий кулак.

Действия. Стоя в исходной позиции, выполняем вращения руками от локтей. Переносим вес тела на правую ногу. Поднимаем левую ногу так, чтобы бедро было параллельно полу. Выполняем вращения левой ногой от колена. Меняем опорную ногу и направление вращения. Возвращаемся в исходную позицию, продолжая вращения руками от локтей.

Задачи. Держать равновесие. Контролировать точное круговое движение ногой от колена и руками от локтей. Переносить вес тела с ноги на ногу мягко, без рывков. Сохранять максимальную амплитуду движения. Пробовать разные скорости движения. Меняя позицию, не прерывать вращательных движений руками от локтей.

Примечание. Следить за тем, чтобы стопа поднятой ноги не была напряжена во время вращательного движения от колена.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Исходная позиция. Ноги на ширине плеч. Ступни параллельно.

Действия. Выполняем вращение плечами назад. Переносим тяжесть на правую ногу. Вращение Тазом. Меняем опорную ногу и направление движения. Заканчиваем упражнение, выполняя вращение плечами и тазом с максимальной амплитудой и скоростью, стоя на двух ногах.

Задачи. Держать равновесие. Контролировать точность круговых движений. Переносить вес тела с ноги на ногу мягко, без рывков. Не нарушать равномерности движения. Сохранять максимальную амплитуду, пробовать разные скорости движения.

Примечание. Следить за точностью кругового движения. Не терять точности локального движения тазом. Не подключать к этому движению другие части тела.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Исходная позиция. Ноги на ширине плеч. Ступни параллельно. Правая рука вытянута вверх, левая в сторону. Пальцы собраны в мягкий кулак.

Действия. Вращение прямой правой рукой вперед. Вращение левой рукой от локтя внутрь. Переносим тяжесть на правую ногу, левую ногу поднимаем. Вращение корпусом вправо. Переносим тяжесть на левую ногу, меняем позиции рук и направление движения корпусом и руками.

Задачи. Те же, что в упражнении 3.

Примечание. Изменять направление вращательных движений именно в момент перехода с одной ноги на другую.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Исходная позиция. Правая нога впереди, левая сзади, на одной линии. Пальцы левой ноги касаются пятки правой. Руки вытянуты вверх. Пальцы рук соединены в "замок".

Действия. Потянуться руками и корпусом вперед. Вернуться в исходную позицию. Прогнуться-потянуться руками и корпусом назад. Вернуться в исходную позицию. Наклониться- потянуться руками и корпусом вправо. Вернуться в исходную позицию. Наклониться-потянуться руками и корпусом влево. Вернуться в исходную позицию. Сделать корпусом полный круг вправо. Повторить потягивания в четырех направлениях - вперед, назад, вправо, влево. Сделать корпусом полный круг влево. Выполнить упражнение, стоя на одной и другой ноге.

Задачи. Держать равновесие. Менять позицию очень мягко сохраняя непрерывность движения. Главным должно быть ощущение непрерывного потягивания, даже при выполнении вращения корпусом.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Исходная позиция. Баланс на правой ноге.

Действия. Левой ногой потянуться назад, корпус наклонить вперед, правой рукой потянуться вперед. Сменить опорную ногу и повторить упражнение. Сменить опорную ногу. Наклоняя корпус вправо, потянуться левой ногой влево, правой рукой вправо. Сменить опорную ногу. Наклонить корпус влево, потянуться правой ногой вправо, левой рукой влево.

Задачи. Держать баланс. Стремиться к тому, чтобы корпус, рука и свободная нога составляли прямую линию, параллельную полу.

Примечание. Переход с ноги на ногу осуществлять мягко и непрерывно. Ощущать кончики пальцев рук и ног.

Исходная позиция. Правая нога впереди, левая сзади, на одной линии, на расстоянии двух шагов. Ноги согнуты в коленях. Пятки оторваны от пола. Руки вытянуты в стороны, ладони вниз, прямые пальцы вместе.

Действия. Наклон вправо: левой рукой потянуться вверх, правой вниз, постараться дотронуться до пола. Вернуться в исходную позицию. Наклон влево: правой рукой потянуться вверх, левой вниз, постараться дотронуться до пола. Вернуться в исходную позицию. Развернуть корпус вправо, одновременно активно вытягивая руки в стороны. Зафиксировать позицию. Вернуться в исходную позицию. Развернуть корпус влево, руки в стороны. Повторить четыре этапа упражнения как одну фразу.

Задачи. Не терять ощущения постоянного потягивания в руках и корпусе при наклонах и скручивании. Контролировать свободное дыхание.

УПРАЖНЕНИЕ 8

Исходная позиция. Баланс на правой ноге. Руки вытянуты вверх, ладонями внутрь. Левая нога поднята, согнута в колене.

Действия, Наклон корпусом вперед вниз; руками потянуться вперед вниз. Вернуться в исходную позицию. Сменить опорную ногу и повторить наклон. Сменить опорную ногу. Руки в стороны. Наклон корпусом вправо; правой рукой потянуться к полу. Вернуться в исходную позицию. Сменить опорную но-гу. Наклон корпусом влево; левой рукой потянуться к полу. Вернуться в исходную позицию. Опустить руки вниз, отвести их назад. Прогнуться-наклониться назад, потянувшись руками к полу. Вернуться в исходную позицию. Сменить опорную ногу, повторить упражнение.

Задачи. Держать баланс. Стремиться достать руками пола. Переходить из одной позиции в другую мягко, без рывков. Сохранять ощущение потягивания.

УПРАЖНЕНИЕ 9

Исходная позиция. Правая нога впереди, левая сзади, на одной линии на расстоянии двух шагов. Баланс на полу пальцах.

Действия. По сигналу - прыжок с поворотом на 180°. По сигналу - два прыжка: с поворотом на 180° и обратно.

Задачи. Сохранять точность исходной позиции, располагая ноги строго на одной линии. Добиваться мягкости прыжка. Держать баланс.

УПРАЖНЕНИЕ 10

Исходная позиция. Баланс на одной ноге.

Действия. По сигналу - прыжок с поворотом на 180°, затем по сигналу - два прыжка: с поворотом на 180° и обратно.

Задачи. Сохранять точность исходной позиции. Добиваться Мягкости прыжка. Держать баланс.

УПРАЖНЕНИЕ 11

Часть первая. Исходная позиция. Баланс на правой ноге. Левая нога поднята и вытянута вперед. Корпус отклонен назад. Руки вытянуты вперед ладонями внутрь.

Действия. По сигналу - прыжок, смена опорной ноги.

Часть вторая. Исходная позиция. Баланс на правой ноге, левая нога поднята и вытянута назад. Руки вытянуты назад. Корпус наклонен вперед.

Действия. По сигналу - прыжок, смена опорной ноги, Задачи. Держать баланс. Добиваться мягкости прыжка. Контролировать положение корпуса и рук.

УПРАЖНЕНИЕ 12

Исходная позиция. Ноги на ширине плеч. Ступни параллельно. Руки опущены вдоль тела.

Действия. Перенести тяжесть на правую ногу, оторвать от пола пятку левой ноги. Правой рукой потянуться вверх. Сделав правой рукой энергичное круговое движение вперед, вернуться в исходную позицию. Сделав второй круг рукой, резко присесть, сгруппироваться и через исходную позицию сменить ногу и руку. Повторить круговое движение левой рукой. Присесть, сгруппироваться. Из группировки - прыжок с поворотом на 180°. Повторить упражнение в другом направлении.

Задачи. Сохранять равновесие. Переходя с одной ноги на другую, при потягивании не терять ощущения пальцев "нижней" руки. Добиваться мягкости прыжка. Фиксировать ощущение диагонали "рука - нога".

Координационные упражнения-тесты.

Используются в ходе занятий координацией движений в двух целях: - перед началом занятий - для оценки уровня координационных возможностей занимающихся; - после прохождения раздела «координация движений» - для оценки достигнутого уровня. 1. Одновременно выполняемые движения обеих рук, различные по характеру, направлению и ритму - например, правая рука рисует на три счета во фронтальной плоскости треугольник, а левая рука рисует на четыре счета в горизонтальной плоскости круг. 2. Одновременно выполняемые движения рук и ног, различные по характеру, направлению и ритму.

Музыкальный материал

Определение характера, темпа, строение музыкального произведения и передача их в движении.

А. Петров. Песенка о дружбе. Маршируем.

П. Чайковский. Соч. 40 № 2, Грустная песенка.

П. Ломовой "Ускоряй и замедляй"

П. Чайковский "Щелкунчик". Трепак.

"Как за речкой" - русская народная песня

M. Мусорский. Гопак из оперы "Сорочинская ярмарка". Пружинки. и др.

Классический станок - Bettement Fondu







Список литературы.

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. «Айрис-Пресс», 1999.

2.Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.

3.Васильева Е. Д. Танец. М., «Искусство», 2010.

4.Валанова А. «Основы классического танца» М. 1964

5.Гиппиус В. Гимнастика чувств. «Искусство» СПб., 2009.

6.Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. СПб., ГУП, 1997.

7.Железова Р. И., Яскевич Л. Л. Театр мимики и жеста. Л., 1983.

8.Кох И.Э. Основы сценического движения. СПб.: Планета музыки, Лань, 2012.

9.Костровицкая В. «Школа классического танца» М. 1964

10.Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» Л. 1981

11.Лопухов А. В. Основы характерного танца. СПб., «Лань», 2006. 12.Навигатор. Учебное пособие для начинающих руководителей театральных

коллективов. - СПб.: Ленинградский областной колледж культуры искусств, 2012.

13.Руднева С. Д., Фиш Э. М. Музыкальное движение. СПб, Гуманитарная академия, 2000.

14.Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.

15.Ткаченко Т «Народные танцы» - М. 1975

16.Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 1971

17.Устинова Т. «Русские танцы» М. 1975 г



Приложение

К дополнительной образовательной программе

«Танцевальный калейдоскоп»

119


© 2010-2022