Программа кружка изо и дпи

Программа кружка изобразительного и декоративно прикладного искусства.Расчитана на возраст 8-11 лет.Включает в себя основы изобразительной и графической грамотности, основы цветоведения, дает возможность ребенку работать в разных жанрах изобразительного искусства, используя при этом различные художественные материалы и разнообразные средства выразительности.В результате освоения программы ребенок должен не только свободно работать  художественными материалами,знать жанры изобразительного искусст...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 63»

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ СОШ № 63 г.Омска

________ Н.Г.Пучкина

«___»__________2014 г.


Дополнительная общеобразовательная программа

«Изобразительная и декоративно-прикладная грамота»

возраст обучающихся: 7-10 лет;

срок реализации: 3 года




Шевелева Наталья Сергеевна,

педагог дополнительного образования


Омск 2014



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и соответствует художественному профилю программ дополнительного образования детей. Уровень освоения программы - углубленный.

Актуальность и педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она реализуется в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей через предоставление им возможностей развивать свои творческие таланты. Программа создает условия для развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, способствует приобщению его к общечеловеческим ценностям. В первую очередь, она актуальна для самого ребёнка в силу его желаний и потребностей, так как все дети любят рисовать, независимо от возрастной и социальной ситуации. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным усвоением нравственных норм. В этом возрасте дети начинают четко осознавать свои возможности и способности, начинают также различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи зависят от старания. Младшие школьники отличаются особой остротой, свежестью восприятия и яркой эмоциональностью. В связи со всеми этими возрастными особенностями развития, младший школьный возраст представляется крайне благоприятным для развития творческих способностей ребёнка. Являясь одним из важнейших видов детской деятельности, изобразительное и декоративно-прикладное творчество не только выражает определённый результат психического развития ребёнка, но и само обеспечивает это развитие, ведёт к обогащению и перестройке личности ребёнка.
В процессе этого творчества участвует не какая-либо отдельная функция (восприятие, память, представление, воображение), а личность ребёнка в целом.

В ходе освоения программы дети приобщаются к культуре, приобретают теоретические знания по истории отечественного и зарубежного искусства, знакомятся с выдающимися мастерами и художниками, их произведениями. Дети учатся видеть и ценить окружающую их красоту в быту и природе, что формирует у них мотивацию к воплощению своих впечатлений в выполняемых заданиях. Одновременно они приобретают теоретические знания, практические навыки и умения в освоении различных видов творчества (рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства и др.), развивают свой потенциал, образное мышление и художественное воображение.

Особенностью данной программы является то, что важное место в ней уделяется активизации познавательной деятельности, как одной из ведущих форм деятельности младших школьников. С этой целью, преподавание ИЗО и ДПИ, ведется в тесной межпредметной связи с такими предметами, как музыка, литература, природоведение. Музыкальные и литературные произведения помогают создать эмоциональный фон занятия. Знания об окружающем мире дают возможность лучше воспринимать теоретические знания по ИЗО и ДПИ, и приобретать практические навыки и умения.

Настоящая программа модифицированная, разработана на основании требований министерства образования и науки Российской Федерации к содержанию программ дополнительного образования, примерных программ дополнительного образования, авторских программ, созданных, опробованных и опубликованных педагогами изостудий и кружков в разных регионах нашей страны (программы, разработанные под руководством Фоминой Л. Э. «Как прекрасен этот мир», Мелешко А.Б. «Изо-студия», Гросул Н. В. «Изобразительное творчество», Герасимова М.А. «Акварелька»), а также на основе личного опыта автора данной программы.

Новизна представляемой программы состоит в том, её содержание расширено по тематике и углублено по уровню предлагаемых знаний для данного возраста и в сравнении с другими подобными программами по ИЗО и ДПИ. За счёт использования мультимедийных и аудиосредств дети получают информацию об истории отечественного и зарубежного искусства, знакомятся с произведениями великих мастеров. В течение трех лет дети получают глубокие теоретические знания практически во всех видах искусства, а также приобретают умения и навыки, как в традиционных, так и в нетрадиционных техниках (например, монотипия, граттаж, печать с помощью кружев и др.). Всё это вместе взятое стимулирует в детях потребность в творчестве и способствует более раннему пробуждению детских талантов, что позволяет детям достаточно рано определить для себя наиболее близкие направления при дальнейшем обучении изобразительному искусству.

Цель программы:

Развитие творческой активности обучающихся, посредством формирования интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы:

Обучающие:

- обучить техникам ИЗО и ДПИ деятельности и принципам работы с различными художественными материалами;

- обучить принципам перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

- обучить умению грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

- обучить подбирать цвета и сочетать цветовые контрасты;

Развивающие:

- развивать внимание, память, фантазию, воображение;

- развивать моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера;

Воспитывающие:

- развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие возможность и успешность совместной деятельности в группе, сотрудничество, общение, способность адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации.

- приобщать ребенка через занятия изобразительным искусством к достижениям мировой художественной культуры, истории и культуре родного края, особенностей его колористики.


Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 3 года обучения. Количество учебных часов: 1 год обучения - 144 часа, 2 год обучения - 216 часов, 3 год обучения - 216 часов. Возраст обучающихся - 7-10 лет. Принимаются все желающие. Группы могут быть разновозрастные. В течение года возможен дополнительный приём детей после собеседования и тестирования с учётом их способностей и подготовленности на свободные места.


Режим занятий

Занятия 1-го года обучения проводятся в группах 1 раз в неделю по 2 часа с 10 минутным перерывом- 68 часов, 2-го года обучения 2 раза в неделю по часа-136 часов, 3-го года обучения 2 раза в неделю по 2 часа-136 часов.

Планируемые результаты

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня творческого развития через овладение обучающимися различными техниками изобразительной грамоты и декоративно-прикладного творчества. Они будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения


п/п


Тема

Дата


1

«Мир цвета в природе»

Декоративное рисование.

Понятие о тёплых и холодных цветах

2

2

«Мир фантастических деревьев».

Понятие о контрастах теплых и холодных цветов.

2

3

«Красивые цепочки».

Декоративное рисование

2

4

«Волшебные краски осеннего дерева»

2

5

«Необыкновенные листья»

Декоративный фриз в технике монотипии или технике печати с помощью клише.

2

6

«Праздничные краски узора»

2

7

«Наша новогодняя ёлка»

Рисование на тему. Гуашь.

2

8

«Наша новогодняя ёлка»

2

9

«Летняя сказка зимой».Эскиз

2

10

«Летняя сказка зимой».

2

11

«Мы рисуем зимние деревья»

Рисование по памяти и представлению.

2

12

«Мы рисуем зимние деревья»

2

13

В царстве Снежной Королевы

2

14

«Весенний букет»

Рисование с натуры.Эскиз

2

15

«Весенний букет»

Рисование с натуры.

2

16

«Волшебный узор». Эскиз

2

17

«Волшебный узор».

2

18

«Зарисовки цветов и трав»

Графика

2

19

«Сказочный мир»

2

20

«Сказочный мир»

Коллективное панно.

2

21

«Моё любимое животное»

Смешанная техника.Эскиз

2

22

«Моё любимое животное»

Смешанная техника.

2

23

«Любимый сказочный герой»

2

24

«Любимый сказочный герой»

Аппликация. Коллективное панно.

2

25

«Родные летние просторы»

Граттаж

2

26

«Образы насекомых, животных и растений». Монотипия

2

27

«Образы насекомых, животных и растений

2

28

«Мои любимые цветы»

Техника печати с помощью штампов или поролоновой губки.

2

29

«Мои любимые цветы»

2

30

«Фантастические герои».Эскиз

2

31

«Фантастические герои».

2

32

«Летний пейзаж» .Эскиз

2

33

«Летний пейзаж»

2

34

Экскурсия по выставке работ

2


Итого


68

СОДЕРЖАНИЕ 1 года обучения


Тема 1. «Мир цвета в природе»

Теория: Понятие о теплых и холодных цветах на примере цветового круга. Теплые и холодные цвета в произведениях живописи и природных мотивах. Правила изображения декоративных растений в теплой и холодной гамме. Правила построения композиции. Соответствие цветовой гаммы фона и изображения.

Практика: Выполнение декоративной композиции «Мир цвета в природе» в выбранной цветовой гамме.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.

Материалы: бумага, кисти, гуашь, баночка с водой, ветошь, подставка для кистей.

Тема 2. «Мир фантастических деревьев»

Теория: Понятия о контрастах холодных и теплых цветов. Дополнительные цвета, контрастные по отношению друг к другу: красный - зеленый, голубой - желтый, фиолетовый - оранжевый. Контрасты холодных и тёплых цветов в произведениях живописи и живой природе.

Практика: Выполнение декоративной композиции «Мир фантастических деревьев» с использованием знаний о контрастах и дополнительных цветах.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.

Материалы: бумага, кисти, гуашь, баночка с водой, ветошь, подставка для кистей.


Тема 3. «Красивые цепочки»


Теория. Ознакомление с простейшими свойствами гуашевых красок, правилами работы гуашью.

Практика. Выполнение в декоративной технике гуашью цепочки различного размера, формы и цвета (например, бусы для мамы).

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: работы обучающихся, посещение детских выставок.

Материалы: лист бумаги, гуашь (красная, синяя); белила, кисти, баночки с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.


Тема 4. «Волшебные краски осеннего дерева»


Теория Свойства акварельных и гуашевых красок, особенности работы с ними. Технология работы акварельными красками и кистью в определенной последовательности. Ознакомление с осенним колоритом в произведениях изобразительного искусства и живой осенней природе (цвета листьев на деревьях: красные, жёлтые, зелёные, багровые, коричневые).

Практика: Выполнение композиции «Волшебные краски осеннего дерева» (или веточку из осенних листьев разных деревьев: дуба, клёна, берёзы) по памяти и представлению в технике работы акварелью или гуашью.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: работа И. Левитана «Золотая осень», рисунки детей в технике акварели и гуаши.

Материалы: лист бумаги, гуашь разных цветов, белила, кисти, баночки с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.

Тема 5. «Необыкновенные листья»


Теория: Ознакомление с вариантами изображения декоративного фриза: в технике монотипии и технике печати при помощи клише. Понятие о монотипии, технология её выполнения (красочные отпечатки листьев разнообразных растений). Понятие о технике печати с помощью клише, технология её выполнения. Технология изготовления клише из картофеля или других овощей.

Практика: Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов в технике монотипии или печати с помощью самостоятельно изготовленного клише на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: книги по декоративно-прикладному искусству, произведения декоративно-прикладного искусства, декоративные платки и шали.

Материалы: бумага (цветная или затонированная), гуашь, кисти; листья разнообразных растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей), баночки с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.

Тема 6. «Праздничные краски узоров»

Теория: Знакомство с дымковской игрушкой и её характерными особенностями. Выделение элементов геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины). Ритм, цветовая гамма: на белом фоне алый, синий, зеленый, оранжевый, черный цвета. Приёмы рисования кистью: всей кистью, концом кисти, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка. Последовательность выполнения росписи.

Практика: Выполнение элементов геометрического узора дымковской игрушки «Праздничные краски узоров».

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: дымковские игрушки (изделия или фотографии, репродукции из альбомов), плакаты с поэтапным выполнением, мультимедийные материалы.

Материалы: лист бумаги, гуашь (красная, синяя, зеленая, оранжевая, белая, черная), кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.

Тема 7. «Наша новогодняя ёлка»


Теория: Обучение правилам рисования с натуры веточки хвойного дерева, точно передавая ее характерные особенности - форму, величину, расположение игл, цвет, насыщенность оттенков. Обучение умению сравнивать свой рисунок с натурой. Особенности рисования на тему. Методы выражения в рисунке своих чувств и настроения.

Практика: Рисование с натуры на новогоднюю тему ветки елки или сосны.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: ветки ели и сосны, картины художников с изображением хвойных деревьев, фотографии.

Музыкальный ряд: слушание песни «Новогодняя» - музыка А.Филиппенко, слова Г.Бойко, перевод с украинского М.Ивенсен

Материалы: лист бумаги, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.


Тема 8. «Летняя сказка зимой»

Теория: Знакомство с городецкой росписью и историей её развития. Характерные элементы цветочного узора городецкой росписи (цветы, листья, бутоны), ритм, симметрия. Особенности цветовой гаммы (на теплом золотисто-желтом фоне красные, розовые, голубые и синие цветы, темно-зеленые листья). Характерные элементы городецкого растительного узора - крупный цветок-розан, круглые бутоны, листья. Соблюдение этапов выполнения росписи: подмалёвок, прорисовка, оживка. Обучение приёмам рисования кистью: всей кистью, концом кисти, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка.

Практика: Составление узоров с простым чередованием ритма в квадрате по собственному замыслу (в середине, по углам). Выполнение цветочного городецкого узора «Летняя сказка зимой» для украшения праздничной салфетки квадратной формы

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: изделия с городецкой росписью, фотографии, плакаты с поэтапным выполнением росписи, мультимедийные материалы.

Материалы: полоски бумаги (белой или желтого цвета), салфетка из бумаги квадратной формы размером не менее 15 см х 15 см (бумага затонированная или цветная), гуашь (красная, синяя, белила, зеленая, черная), , кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.


Тема 9. «Мы рисуем зимние деревья»

Теория: Знакомство с рисованием объектов и несложных сюжетов по памяти и представлению. Понятие о пейзаже, его особенностях. Обучение выбору композиционного решения (красивому расположению деревьев на листе бумаги), цветовой гаммы с учетом особенностей зимнего колорита (более холодные цвета и оттенки), правильному изображению внешнего строения деревьев, направления стволов и ветвей, их ритмом и пропорциями (величиной ветвей по отношению к стволу).

Практика: Выполнить пейзаж «Мы рисуем зимние деревья» по памяти и представлению.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: репродукции картин (А.Пластов. «Первый снег», И. Грабарь «Февральская лазурь).

Материалы: листы белой и цветной бумаги, гуашь, кисти, цветные восковые мелки, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.




Тема 10. «Весенний букет»


Теория: Знакомство с выполнением натюрморта с натуры. Понятие о пропорциях, ритме, перспективе. Выбор цветовой гаммы. Обучение правильному расположению предметов на листе бумаги (с учётом их соразмерности по отношению к формату), выделению композиционного центра, изображению букета (его форме, разнообразию цветов и оттенков - весенних, солнечных, ярких). Приёмы и способы передачи своих наблюдений, впечатлений и эмоций.

Практика: Выполнить натюрморт «Весенний букет» с натуры акварелью с помощью цветных карандашей или цветных мелков.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: репродукции картин (А. Герасимов «Натюрморт. Полевые цветы», Ван-Гог «Подсолнухи).

Материалы: лист белой и цветной бумаги, карандаш, резинка, акварель, цветные карандаши, цветные мелки, кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.


Тема 11. «Волшебный узор»

Теория. Ознакомление с историей развития промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства Хохломы. Различия между видами хохломской росписи и технология её выполнения. Специфика выполнения зарисовок по мотивам хохломской росписи и её элементы: листок, ягодка, травка. Обучение приёмам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи (линии, мазки, точки). Этапы выполнения росписи и особенности цветовой гаммы (зеленый, красный, черный, золотой цвета).

Практика: Выполнение самостоятельно составленного узора из элементов хохломской росписи «Волшебный узор» (украшение полоски бумаги).

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: предметы домашней утвари, фотографии, плакаты с поэтапным выполнением росписи, мультимедийные материалы.

Материалы: лист бумаги (в форме полосы), акварель или гуашь (красная, желтая, черная и зеленая); кисти, баночка для воды, палитра, ветошь, подставка для кистей.

Тема 12. «Зарисовки цветов и трав»

Теория: Знакомство с особенностями декоративных композиций в живописи, графике (классическое наследие) и декоративно-прикладном искусстве (росписи). Обучение составлению декоративных композиций.

Практика:

а) выполнение зарисовок цветов и трав с натуры (каждый зарисовывает лежащую на столе или прикрепленную к мольберту ветку растения);

б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовок.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: живые растения; книги и репродукции с изображением декоративных композиций; образцы народной росписи.

Материалы: бумага, карандаш, ластик.


Тема 13. «Сказочный мир»


Теория: Декоративная композиция. Умение располагать на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей. Составление композиции декоративного панно. Особенности коллективной работы над ним. Этапы выполнения задания:

I этап - выполнение цветного подмалевка;

II этап - изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений;

III этап - изображение сказочных персонажей - людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно).

Практика: Выполнение коллективного панно «Сказочный мир».

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей, баночка с водой, ветошь.

Тема 14. «Моё любимое животное»

Теория: Знакомство с анималистическим жанром. Его отличительные особенности. Специфика изображения животного, его размера, формы и строения тела, окраски. Выразительные возможности смешанной техники.

Практика: Выполнение в смешанной технике рисунка «Моё любимое животное» (рисунка своего любимого домашнего животного) по памяти и представлению.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов Е. Чарушина, В. Ватагина.

Материалы: на выбор - восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо, палочка.


Тема 15. «Любимый сказочный герой»

Теория: Знакомство с элементарными пропорциями фигуры человека. Первоначальные понятия о первом и дальнем плане. Особенности изображения фигур персонажей выбранного литературного произведения в цвете (воинов, богатырей, всадников на конях). Размеры фигур персонажей в зависимости от решения первого и дальнего планов. Специфика коллективной работы над заданием.

Практика: Выполнение коллективного панно «Любимый сказочный герой» в технике аппликации.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: произведения живописи и графики, книги по истории костюма.

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающие шрифтовое оформление (для аппликации).


Тема 16. «Родные летние просторы»

Теория: Понятие о технике граттаж, технология его выполнения. Особенности выполнения на бумаге небольшого формата летнего пейзажа в технике граттаж (воскография). Этапы выполнения работы:

а) нанесение на бумагу тонкого слоя краски (в холодной или теплой гамме);

б) натирание листа бумаги поверх краски свечой или парафином;

в) покрытие листа поверх воска слоем темной гуаши в смеси с тушью;

г) нанесение на лист рисунка пейзажа легкой линией карандаша;

д) процарапывание изображения отточенной палочкой по намеченным карандашом линиям.

Практика: Выполнение пейзажа «Родные летние просторы» в технике граттаж.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.

Материалы: бумага, гуашь или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка.


Тема 17. «Образы насекомых, животных и растений»


Теория: Особенности создания сюжетной композиции (образов насекомых, животных, растений в технике) в технике монотипии. Технология выполнения монотипии.

Практика: Выполнить сюжетную композицию «Образы насекомых, животных и растений в технике монотипия.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: слайды и фотографии детских рисунков с сюжетной композицией, выполненной в технике монотипии.

Материалы: бумага, гуашь, цветная тушь, тонкие кисти. Пластина из пластмассы или стекла размером в лист писчей бумаги; бумага белая или слегка тонированная, лучше фактурная, пористая; масляная краска коричневого или черного цвета; фотографический валик; шариковая ручка или палочка для продавливания (обводки) изображения.


Тема 18. «Мои любимые цветы»

Теория: Техника выполнения изображения с помощью штампов или поролоновой губки. Создание образов необыкновенных причудливых цветов (как вариант, возможно изображение любимых животных или птиц). Технология и этапы выполнения работы. Особенности цветового решения: избегать (на первых порах) соединения дополнительных цветов: красного с зеленым, желтого с фиолетовым и оранжевого с синим.

Практика: Выполнить рисунок «Мои любимые цветы» в технике печати штампами или поролоновой губкой.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: наглядные пособия, работы обучающихся, мультимедиа презентации.

Материалы: белая бумага, разноцветная гуашь, кусочки губки, ветошь.


Тема 19. «Фантастические герои»

Теория: Знакомство с техникой печати на бумаге разными материалами (тканью, кружевом, веревками). Понятие о текстуре и фактуре. Создание образов принцев, принцесс, фей, разбойников и др. Основные этапы работы: знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги. Создание образов героев с учетом использования выразительности фактур. Технология выполнения композиции в смешанной технике печати с прорисовыванием отдельных деталей: лица, волос, головного убора.

Практика: Получение отпечатков с выразительными фактурами от разных материалов. Создание композиции «Фантастические герои» в технике печати фактурными материалами или смешанной технике.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: репродукции художников И. Билибина, А.Васнецова, наглядные пособия, работы обучающихся

Материалы: типографская или масляная краска (обезжиренная), два фотографических валика; бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.




Тема 20. «Летний пейзаж»


Теория: Понятие о технике диатипия. Технология выполнения пейзажа в технике датипия. Этапы выполнения работы: рисунок пейзажа в карандашной технике, печать рисунка в технике диатипия. Особенности и технология получения в композиции нескольких планов.

Практика: Создание композиции «Летний пейзаж» с несколькими планами в технике диатипия.

Методическое обеспечение:

Зрительный ряд: мультимедиа презентации, наглядные пособия,рисунки обучающихся.

Материалы: ровная пластина из пластмассы, стекла или жести; фотовалик, муштабель (палочка из крепкого дерева для поддержания руки в процессе рисования); краска, слегка тонированная бумага, шариковая ручка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Методика организации теоретических и практических занятий

На занятиях дети знакомятся с различными изобразительными материалами и техниками. Освоение материала происходит в основном в процессе практической деятельности. Закономерности использования различных изобразительных средств и техник определяются темой конкретного занятия.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.


Обучение по данной программе ведется на основе традиционных, а также инновационных техник, таких как монотипия, диатипия, граттаж, различные печатные техники.

Используются следующие дидактические материалы:

- наглядные пособия;

- репродукции картин известных художников;

- фотографии;

- дидактические карточки;

- видео и аудиозаписи;

- педагогические рисунки.

Для реализации программы используются следующие формы занятий:

Беседа об изобразительном искусстве - педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Рисование с натуры - специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Рисование по памяти и представлению - проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие - детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация - на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное - (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие - строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-викторина - определение по карточкам работ известных художников, видов росписей или других изделий народных промыслов.

Занятие-экскурсия - проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Коллективное занятие - выполнение групповых работ (панно, поделки, коллаж).

Итоговое занятие - подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Материально-техническое обеспечение.

Дополнительно к специально оборудованному помещению требуется компьютер или возможность просмотра и прослушивания имеющихся видео и аудио материалов в другом помещении.










Критерии и показатели оценки работ обучающихся 1 года обучения

Критерии

Показатели

Уровни проявления показателей

Способы оценки результатов

Н(низкий)

С(средний )

В(высокий)

Содержание рисунка

1. Реализация замысла.

2. Статика, динамика

3. Пространство

4. Светотень

-основной замысел не выявлен

- изображение статично

- пространство отсутствует

- светотень не

наблюдается

-замысел есть, но слабо выражен

- изображение статично

- пространство присутствует

- светотень не

наблюдается

-замысел выявлен достаточно четко,

- проявление некоторой динамики

- простр-во присутствует

- светотень проявляется, но слабо;

Рисунок по памяти и представлению «Мы рисуем зимние деревья» (визуальная оценка рисунка по показателям)

Передача формы

1.Передача формы, пропорций.

2.Передача деталей

-передача формы неправильная,

наблюдается непропорциональность.

- обобщенность, отсутствие де-

талей

-форма четко читается, пропорции искажены;

- обобщенность, отсутствие де-

талей;

-форма четко читается,

верная передача пропорций;

- схематичность

Рисование с натуры (натюрморт)

« Весенний

Букет» (визуальная оценка натюрморта по показателям)

Цвет

1.Передача цвета.

2.Использование оттенков

-передача цвета не всегда верная;

-не использование оттенков в работе.

-слабые знания основ цветоведения;

-не всегда правильное использование оттенков в работе.

Знания основ цветоведения. Редкое использование оттенков в работе

Рисование по памяти и представлению (декоративная композиция ) «Мир фантастических деревьев» (визуальная оценка знаний цветоведения по показателям)

Умение пользоваться различными средствами выразительности

1.Умение выбрать наиболее подходящие средства выразительности 2.Проявление самостоятельности в выборе средств выразительности

-не умение использования отдельных средств выразительности.

- нет самостоятельности в выборе.

Проявление средств выразительности, но в выборе нужна подсказка.

-проявление средств выразительности

-самостоятельность их выбора.

Роспись праздничной салфетки «Летняя сказка зимой» (визуальная оценка составления узора по показателям)

Эстетический вкус. Умение видеть прекрасное в жизни ив в произведениях искусства

1.Умение замечать красивое вокруг. 2.Способность видеть красоту в произведениях искусства и наслаждаться ей.

-слабая способность видеть красивое вокруг,

-не умение оценить по достоинству произведения искусства.

Способность видеть красивое вокруг,

- не умение оценить по достоинству произведения искусства.

Умение видеть, наблюдать, наслаждаться красотой произведений искусства. Но при реализации замысла в своих работах требуется помощь.

Рисование по памяти и представлению (граттаж ) «Родные летние просторы» (метод наблюдения и визуальная оценка рисунка по показателям)

Коммуникативные умения.

1.Умение работать в коллективе.

2.Способность к успешному общению и взаимопомощи.

- неспособность выполнять работу в коллективе

- не проявление стремления к взаимопомощи

- проявление способности работы в коллективе

- слабовыраженное стремление к взаимопомощи и общению

- элементарные навыки работы в коллективе

- проявление стремления к взаимопомощи и общению

Коллективное занятие

(панно) «Сказочный мир» (метод наблюдения, визуальная оценка аппликации по показателям)

Развитие фантазии, воображения и памяти.

1.Проявление фантазии и воображения.

2.Развитие памяти.

- слабо развиты фантазия и воображение

- обучающиеся с трудом запоминают поставленные задачи, литературные отрывки.

- затруднения в проявлении обучающимися фантазии и воображения.

- память активизируется, но слабо.

- фантазия и воображение развиты хорошо, обучающиеся легко воспроизводят придуманный сюжет на бумаге.

- память становится более глубже.

Тематическое занятие «Фантастические герои» (метод наблюдения, визуальная оценка рисунка по показателям)

Моторика, пластичность,гибкость рук.

Точность глазомера.

1.Развитие моторики, гибкости рук.

2.Развитие точности глазомера.

- моторика развита

слабо, нет уверенности в руках, сложности в работе с мелкими деталями.

- точность глазомера отсутствует, проблемы с соразмерностью изображаемых предметов.

- моторика более пластична, но сложности в работе на том же уровне.

- проявление слабых способностей определять размеры предметы, сопоставлять их друг с другом.

- проявление гибкости рук , моторики, руки более умело выполняют мелкие детали.

- развитие точности глазомера.

Тематическое занятие (составление узора хохломской росписи «Волшебный узор»

( метод наблюдения,

визуальная оценка декоративной работы по показателям)


Используемая литература

для педагога:

1. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы -М.: Просвещение, 1985.

2. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изоб-
разительное искусство и архитектура: Оценка творческих и художественных способностей. Кн. 1 и 2. М., 2000.

3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.

4 Учебно-методический комплект для учителя: Изобразительное искусство: Каждый народ- художник, авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, 2010. Горяева Н.А. Гуров Г.Е. Неменская Л.А. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2010. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина.-Волгоград: Учитель, 2009.

5. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы - «РОСМЕН», Москва 1996.

6. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие: Книга для учителя. М., 1991.

7. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. - 240с.

8. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] - Ярославль: Академия развития, 2004. - 128с.

9. Базанова М. Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство, 1994.
10.Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987.
11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
12. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
13. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985.
14. Корнева Г. Бумага. - СПб.: Кристалл, 2001.
15. Луковенко Б. А. Рисунок пером. - М.: Изобразительное искусство, 2000.
16. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
17. Михайлов А. М. Искусство акварели. - М.: Изобразительное искусство, 1995.
18. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». - М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
19. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: МИПКРО, 2003.
20. Полунина В. Н. Искусство и дети. - М.: Правда, 1982.
21. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. - М.: Искусство и образование, 2001.
22. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. - М.: Астрель, 2001.
23. Смит С. Рисунок. Полный курс. - М.: Внешсигма, 1997.
24. В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина Методические пособия. 1,2 классы ; Художники в начальной школе. Дидактическое пособие. М.: Дрофа, 2008.

25. ddtkotlas.ru

26. proshkolu.ru

27. nsportal.ru

28. lib2.znate.ru

29. Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. - М.: Просвещение, 2005.

для обучающихся:


1. В. С Кузин, Э. И. Кубышкина Комплект «Изобразительное искусство». 1-4 классы - М.: «Дрофа», 2001.

2.Белашов А. М. Как рисовать животных. - М.: Юный художник, 2002.
3.Брагинский В. Э. Пастель. - М.: Юный художник, 2002.
4. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. - М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник, 2001-2002.
5.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМЭН, 2000.
6.Панов В. П. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. - М.: РОСМЭН, 2003.
7.Ткаченко Е. И. Мир цвета. - М.: Юный художник, 1999.
8.Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМЭН, 2003.
9.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. - М.: Юный художник, 2006.
10.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. - М.: Юный художник, 2002.
11. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс - УМК Планета знаний (Астрель) , 2013.

12. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс - УМК Планета знаний (Астрель) , 2013.

13. Куревина О. А., Лутцева Е. А. Изобразительное искусство. "Разноцветный мир". Учебник. 1 класс - УМК Школа 2100 (Баласс)

14. Неменская Л. А. Учебник. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. - М.: УМК Школа России (Просвещение). 2013.

15. Неменская Л. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. Учебник. 3 класс. - М.: Просвящение, 2012.

16. Островская О. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 4 класс. - М.: Просвещение, 2010.




© 2010-2022