Тексты Лексика русского языка

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Язык есть самая живая, самая

обильная и прочная связь, со-

единяющая отжившие, живущие и

будущие поколения народа в одно

великое исторически живое целое.

К.Д.Ушинский

По происхождению лексика русского языка делится на две группы: исконную и заимствованную. Основную часть нашей лексики составляют исконно русские слова. По времени формирования они могут быть разделены на три пласта:

  1. Общеславянский (до ΥІ века н.э.);

  2. Восточнославянский, или древнерусский (с ΥІ по ХІΥ в.в.);

  3. Собственно русский (с ХІΥ - ХΥ в.в. по наше время).

«Родословная» русского языка непрерывна, и её начало теряется в глубине веков. Известный лингвист Фердинанд де Соссюр отмечал, что невозможно указать дату рождения или смерти того или иного естественного языка: языки «плавно перерастают» из одного в другой. Так, учёные доказали, что у большинства языков народов Евразии был общий предок - индоевропейский праязык. Индоевропейские слова имеют сходное значение и звуковой состав в славянских, западноевропейских, индийских языках. Сюда относятся многие термины родства (мать, сын, брат, сестра, вдова), названия животных и растений (волк, берёза), действий (дать, брать). К общеславянскому лексическому фонду принято относить как индоевропейские, так и собственно общеславянские слова: в 1 тысячелетии до н.э. один из диалектов индоевропейского языка дал начало праславянскому языку - общему предку всех славянских языков. Собственно общеславянские слова (праславянские) образуют обширный пласт в исконно русской лексике, их соответствия в других славянских языках лишь несколько отличаются звуковым оформлением и значением. Собственно общеславянская лексика охватывает такие тематические группы:

- явления природы (весна, зима, мороз);

- части тела человека (голова, лицо, мозг, бровь, уста);

- растительный мир (лес, дерево, липа, ячмень);

- животный мир (конь, кот, ворона);

- продукты питания (каша, квас, молоко, сало);

- предметы быта (коса, сито, стол);

- жилище (стена, пол, печь, порог);

- отвлечённые понятия (добро, правда, скорбь);

- признаки (старый, белый, немой);

- действия (ткать, сеять, варить);

- числа (пять, семь, сто).

Примерно в ΥІ - ІХ в.в. в праславянском языке сформировались три большие диалектные группы: южная, западная и восточная. К древним восточнославянским диалектам восходят русский, белорусский и украинский языки, которые выделились как самостоятельные к ХΥІ веку. Общий восточнославянский язык назывался древнерусским. Среди слов, известных только в восточнославянских языках, можно назвать: дядя, племянник, падчерица, зяблик, снегирь, коршун, галка, снегопад, ледяной осока, куст коричневый, бурый, сизый, дремучий, зоркий, кипятить, тут, совсем, сегодня, сорок, девяносто.

Собственно русскими считаются слова, которые появились в русском языке после выделения его из древнерусского в период с ХІΥ века по настоящее время. Собственно русские слова выражают понятия, связанные с появлением новых предметов и явлений, с развитием науки, культуры, техники. По структуре это производные слова, образованные как от исконно русских, так и от заимствованных лексем: вьюга, однажды, каменщик, домочадцы, книгохранилище, кочегар, голубцы, варенье, кропотливо, пристально, удаль, грусть.

Среди слов русского языка немало и заимствований, пришедших в язык в разные эпохи в результате политических, культурных, экономических контактов с другими народами. Среди заимствований особое место занимают старославянизмы.

Современная лингвистика располагает мощными методами, с помощью которых можно приоткрыть завесу над тем, как говорили люди, жившие несколько тысячелетий назад и не оставившие никаких письменных памятников. Учёные по звукам и морфемам восстанавливают слова праязыка. Полученные сведения оказываются ценными не только для лингвистов: язык распахивает перед нами окно в прошлое. Ведь если в праиндоевропейском языке существовали слова, называющие те или иные предметы, орудия, продукты, растения, следовательно, они были знакомы нашим далёким предкам.

Слова праиндоевропейского языка рассказывают нам о природе, которая окружала древних индоевропейцев. Видимо, наши предки жили на территории с горным ландшафтом: их окружали высокие горы, возвышенности - реконструируется корень * Hek,r- с этим значением. С гор стекали потоки: *Hap «быстротекущая река, поток». Вода, лишённая признака стремительности, называлась по-другому: * uet -\ *uot -ort.

В этой гористой местности росли деревья: * berHk «берёза», * baHk,o «бук», * (s)k,robo «граб», * Hos «ясень», *ei\oi «тис», *peuk\uk «пихта», «ель», «сосна»,* perku « горный дуб». С ними тесно связаны имена богов неба, грома и дождя в различных индоевропейских языках: общеславянский Перун, литовский Перкунас, латышский Перконс, древнеиндийский Парджанья, албанский Перен-ди, к которым обращались в песнях с просьбой послать на землю дождь.


Разработка урока русского языка во 2 классе по теме:

«Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова»

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Аннотация к уроку

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова». УМК «Начальная школа XXI века».

Цель урока - вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, в деятельности которого происходит чёткое осознание того, что русский язык богат и прекрасен, познаваем, раним, требует внимания - глубокого изучения.

В разработке реализуется деятельностный подход: при помощи проблемного диалога учащиеся совместно открывают знания на основе цели деятельности, также формулируемой самостоятельно; реализуется связь от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, от совместной - к самостоятельной.

Содержание материала направлено на обогащение и активизацию словарного запаса с целью развития языковой личности учащихся, способствует запуску деятельностных механизмов организации образовательного процесса, развитию универсальных учебных действий.

Материал состоит из методической разработки урока с приложениями (карточками, лексическим домино, проектом, выводами по теме), технологической карты урока, презентации на доске StarBoar, упражнения для глаз в программе Power Point 2003 и аннотации.

При составлении были использованы:

- материалы учебника «Русский язык. 2 класс» авторов С.В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой;

- С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс. -М.: Вентана-Граф, 2008;

- справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ ;

- служба русского языка SLOVARI.RU;

- культура письменной речи GRAMMA.RU и др.

Урок содержит разнообразный дополнительный материал, который можно использовать на внеклассных занятиях по русскому языку.

Тип урока: комбинированный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: доска StarBoard, презентация, словари, проект «Устаревшие слова», учебник «Русский язык. 2 класс» авторов С.В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой; индивидуальные карточки с заданиями.

Планируемые результаты

Предметные: знают значения некоторых устаревших слов, умеют устанавливать причины «исчезновения» слов; знают авторов известных толковых словарей, умеют работать с толковыми словарями, умеют наблюдать за устаревшими словами в пословицах, фразеологизмах, используют их в современной речи, понимают значение изучения устаревших слов.

Личностные: имеют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом , созидательном процессе, имеют представление о себе, своих возможностях, могут объяснить, что делают с удовольствием, что получается хорошо, а что - нет.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления, определяют, формулируют учебную проблему, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками, ищут средства её осуществления.

Познавательные: могут осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, в словарях; понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в совместном решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение, замечают различия своей и чужой точек зрения; совместно составляют словарь «Устаревших слов».

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Пожелание удачи друг другу.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Эпиграф к уроку: «Язык - наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна».

Виталий Иванович Кодухов

II. Актуализация и пробное учебное действие. Целеполагание.

1. Каллиграфическая минутка. Пропись букв Н, К. - Что общего у этих букв?

Орфографическая минутка.

Кто полетел к планетам первый?
Какой в апреле праздник раз в году?
О космосе слагаются легенды,
Герои - космонавты на виду!

Космос, космонавт (Пополняется словарь). Назовите опасные места. (…). Орфографическое чтение. - Запишите эти слова, выделяя орфограммы, обозначьте ударение. Прочитайте лексическое значение. Придумайте предложение с этими словами. ( Например: Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт, открывший дорогу в космос.) Придумать предложение вам поможет стихотворение Степанова.

«Юрий Гагарин»

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

В.Степанов

-Какие слова определяют главную мысль этих предложений? (Космос, космонавт.) Прочитайте лексическое значение. Ученик зачитывает лексическое значение слова по словарю.

2. Определение темы и цели.

- Внимательно послушайте текст.

Просмотр фрагмента мультфильма по былине «Илья Муромец» или учитель читает отрывок из былины «Илья Муромец» в обработке Василия Старостина:

И встал! И пошел! И открыл Илья!
И впустил Илья перехожих калик.
Заходили калики к Илье ладком,
Становилися перед ним рядком,
Доставали три чарки золоченые,
Наливали питья в них медвяного
От пчел с цветов да с лугов, да с лесов -
В нем вся сила земная исцелительная.
Подавали питье Илье Муромцу:
"Ты испей, добрый молодец, маленечко,
Не побрезгуй ты меду каличьего!"

Принимал-выпивал угощенье Илья.
Расходилася кровушка по жилочкам.
Уж такое ли веселье поднималось в душе,
Уж такие ли мысли зазвенели в голове,
Уж такая ли радость пала на сердце...

- Чем интересен этот текст? ( Текст выведен на интерактивной доске). Смысл каких слов нужно проверить по словарю? Подчеркните эти слова. Какой словарь нужно использовать?

Учитель просит ребят обратить внимание на слайд, на котором - компьютер, мобильный телефон и т. п.

- Как вы думаете, когда появились названия этих слов в русском языке? (…)

- О каких словах пойдёт речь сегодня? Кто определит тему и цель урока?(…)

III. Совместное включение в систему знаний и повторение.

1. - Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможете меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное(Слово!)

Игра «Лексическое домино» на интерактивной доске или с карточками. Учащиеся по очереди вытягивают карточки: в одной из них - начало предложения, в другой - конец предложения. Повтор правил фронтальный.

Организация индивидуальной работы по карточкам.

Карточки.

1) Приведи примеры слов-синонимов, слов-антонимов, слов-омонимов.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Из какого языка пришли к нам слова синоним, антоним, омоним?

_________________________________________________________________

2) Вспомни и запиши заимствованные слова, которые так и «не научились изменять свою форму». (У этих слов нет приставок и суффиксов).

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

- Для чего служат слова, что они обозначают? (Слова служат для выражения своих мыслей чувств. Они обозначают действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

- Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?

- Что значит лексическое значение слова?

- Какие слова по лексическому значению вы уже знаете?

- Назовите слова по происхождению лексики русского языка. (Слова исконные и заимствованные. Например: огород - кроссовки, молоко - лев, корова - шорты). (Устаревшие слова и новые слова. Например: сафьян - майл, кушак - лифтинг, кольчуга - сникерс, твикс.)

- Обратите внимание на слайд. Схема лексики русского языка.

- По каким причинам некоторые слова уходят из языка? (Уходят старые предметы из обихода. На замену им появляются новые).

- Совершенно верно, сегодня не носят кафтан или кольчугу. Но многие устаревшие слова называют знакомые предметы на старинный лад. Вместо них употребляются слова-синонимы. Наша задача - устанавливать причины «исчезновения» слов (замена синонимами);учить работать с толковым словариком; воспитывать понимание того, что над обогащением своей речи нужно работать постоянно; учить работать в группах.

- Если вы не знаете лексическое значение слова, что нужно сделать? (Посмотреть в толковом словарике).

2. Работа на доске StarBoard.

На слайде Губы.

- Что вы видите? (Губы) Кто знает, как в старину называли губы? (Уста)

Учитель выводит слово.

На следующем слайде Глаза.

- Что вы видите? (Глаза) Кто знает, как раньше называли глаза? (очи, око)

Учитель выводит слово.

На слайде слово чело. Как вы думаете, что может означать это слово? Это тоже часть лица, от него образовалось современное слово. Это лоб, современное слово чёлка.

Учитель выводит картинку.

На слайде детское лицо с розовыми щечками.

- Как вы думаете, какую часть лица могли раньше называть ланиты? (Щёки). Учитель выводит картинку.

- Раньше называли дружество, а сейчас …. (дружба).

- Раньше назвали зерцало, а сейчас…. (зеркало).

Вывод № 1. В русском языке некоторые устаревшие слова заменены синонимами.

(На интерактивной доске вывод, на обычной доске вывешивается тоже лист А4 с выводом).

IV. Совместное включение в систему знаний по учебнику с. 85. Рубрика «Обрати внимание»

  1. - Прочтите текст учебника на с. 85 со слов «В современном языке…»

На доске: напёрсток, перстень, перст, перчатки - Каково общее лексическое значение этих слов?

- Найдите общую часть слова? (-перст-) (Ученик находит части слова, выделяет их).

- Являются ли эти слова родственными?

- Что означает устаревшее слово перст? (Палец на руке). Проверим по толковому словарю.

- Каким способом образовалось это слово?

На доске: купить, покупка, покупатель. - Найдите общую часть слова. (-куп-). Значит эти слова называются… однокоренными. (Вызывается ученик, который выполняет разбор слов, объясняет каким способом образовались слова).

- Что означает устаревшее слово купец? (Торговец). Проверим по толковому словарю.

- Какой вывод можем сделать?

Вывод № 2. Некоторые устаревшие слова не исчезают бесследно: «отголоски» их значений мы можем встретить в современных словах. (На интерактивной доске вывод, на обычной доске вывешивается тоже лист А4 с выводом).

1 вариант записывает толкование слова перст, 2 вариант - толкование слова купец. Проверка в парах.

Упражнение для глаз. (Упражнение для глаз выполнено в программе PowerPoint 2003).

1. Выполнение упражнения 1 с.86. Наблюдение за значением слова, вышедшего из употребления по причине замены синонимом. Выполняется фронтально.

Индивидуальное задание. Заменить слова с частицей не на синонимы. Записать на доске.

Упражнение 2. Работа в трёх группах. Чтение задания.

- Кто понял, что нужно сделать? Найти в пословицах устаревшие слова, заменить их современными словами-синонимами и назовите новые предложения с этими словами.

- Первая группа будет работать (записывать) с первым предложением, вторая группа - со вторым предложением, а третья группа- с третьим предложением.

Проверка по слайду (в парах).

- Всякий Еремей дело разумей (понимай).

- Где сшито кое-как, там жди прорехи (дыры).

- Пословица недаром молвится (говорится).

- Ещё в народе говорят: «Здоровье надо беречь, как зеницу ока». Как вы понимаете это выражение?(Заботливо, бережливо относиться к своему здоровью).

Вывод № 3. Устаревшие слова используются в пословицах, поговорках. (Вывод выводится на интерактивной доске и вывешивается на обычной доске).

V. Физкультурная минутка. (Выполняется под музыкальное сопровождение учителя на фортепиано).

У. Вспомните строки из "Сказки о мертвой царевне...".

Фрагмент из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина.

...И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И пощелкивать перстами...

(Выполнение упражнений под музыкальный аккомпанемент).

VI. Работа над материалом (продолжение)

1. Рубрику «Путешествие в прошлое» читает хорошо читающий ученик.

2. Выполнение упражнения 3. Наблюдение за значением устаревших слов. Выполняется фронтально. Дети читают текст, затем по толковому словарику выясняют значения слов вершок и аршин (вершок= 4,5 см; аршин = 71 см). После этого учитель может предложить измерить рост Конька-Горбунка и длину его ушей (если вершок = 4,5 см, то три вершка = 13,5 см; уши же у Конька-Горбунка - 71 см).

- Как вы понимаете выражения «катит время чередом»? (Чередом - друг за другом, в свою очередь).

- Почему неделю раньше называли седьмицей? (Потому что в неделе семь дней).

- Раньше неделя называла выходной день, воскресенье. Так что значит понедельник? (После недели, первый день после выходного).

- Слово воскресенье стало называть выходной день в память о Воскресении Иисуса Христа в этот день люди не должны были работать. Значит, слово воскресенье вытеснило слово неделя, которое не исчезло, а свою очередь вытеснило слово седмица.

Вывод4. Некоторые устаревшие слова живут в нашем языке, изменив свой первоначальный смысл. (На интерактивной доске вывод, на обычной доске вывешивается тоже лист А4 с выводом).

3. Работа в группах. Чтение Рубрики «Тайны языка». - Как ещё проходят в наш язык новые слова?

(Вывод 5. Многие слова заимствуются из других языков, но тоже в связи с появлением новых предметов).

-Все народы меняются словами и занимают их друг у друга. В.Г.Белинский

4. Давайте представим себя в цирке (лат.) Поднимите руку, кто из вас был в цирке. Что особенно вам запомнилось? Кто выступал на арене? (Клоуны, дрессировщики, …)

В цирке живёт очень много заимствованных слов. Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить задания на своих карточках.

1 группа: Прочитай слова. Уточни их значение по словарю («Словарь иностранных слов»). Из какого языка пришли эти слова в русский язык? Используя данные слова, составь предложения.

Конферансье, купол, цирк, артисты, трюк, арена , клоуны велосипед, дрессировщик, аплодисменты.

2 группа: Прочитай рассказ. Обрати внимание на выделенные слова. Понятно ли тебе значение этих слов? Уточни их значение по словарю («Словарь иностранных слов»).

Конферансье объявляет номера, под куполом цирка артисты выполняют опасные трюки. На арену выходят весёлые клоуны .А на велосипеде едут дрессированные медведи. В конце представления раздаются дружные аплодисменты.

Творческая самостоятельная работа. Придумайте цирковую афишу, используя в ней французские словакарусель, аттракцион, сюрприз и немецкие слова фокус, фейерверк.

Анализ результата совместной деятельности .

5. Наблюдение за жизнью слов.

- Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живет в течение нескольких столетий, но живет с разными значениями. Например, слово «баян». Что оно обозначает в нашем языке? (Объяснения учащихся. Далее можно поискать в интернете, если он есть, или воспользоваться словарем).

-Баян - большая гармошка со сложной системой ладов. Баян был создан петербургским мастером Стерлиговым. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие с новоадмиралтейской верфи, строившие крейсер "Баян". Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 году на афишах было напечатано название баян, данное новой гармошке. А в XII веке слово Баян было именем собственным, так звали древнерусского певца, поэта, который в своих песнях прославлял князей и бояр. (Показ рисунка). В поэме Пушкина "Руслан и Людмила" слово употреблено в этом значении:

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.

- Можно ли сказать, что слово баян прожило в языке три жизни? (Можно…)

- Почему?

Д. Слово баян прожило три жизни, так как в разные времена у этого слова были разные лексические значения:

1) древнерусский певец, поэт;

2) название крейсера;

3) название инструмента.

Исполнение учителем пляски «Барыня» на баяне. - Кто узнал это произведение?

- Это произведение называется барыня. Кто может объяснить смысл слова? Сверимся по словарю.

- Можно ли сказать, что у этого слова тоже несколько жизней? (Можно…)

6. Сейчас мы, ребята, проведем небольшое исследование слов в группах. Схема исследования на экране. Помогут вам карточки - помощницы. Пополним наш словарь.

Алгоритм исследования слова.

  • История происхождения слова.

  • Лексическое значение слова.

  • Однокоренные слова.

  • Употребление слова в пословицах, поговорках, крылатых выражениях, фразеологизмах.

  • *Подбери антонимы, синонимы, омонимы.

Защита проектов. Затем демонстрация проекта «Устаревшие слова».

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Я надеюсь, что сегодняшний урок вас многому научил. Чему? (Слайд с устаревшими словами, их около 30).

Д. Мы повторили многие устаревшие слова, учились подбирать к ним синонимы, узнали, как в старину назывались некоторые предметы.

- Какое задание понравилось больше? (…)

- Кому было трудно на уроке?(…)

- Ребята, для чего нам нужно изучать устаревшие слова?

Д. Чтобы правильно употреблять их в речи. Они украшают нашу речь, делают её выразительней. Устаревшие слова - это подарок нам от предков, мы должны его бережно хранить. Кроме того, эти знания могут пригодиться в будущей профессии.

Учитель рассказывает о видах словарей, в том числе электронных, демонстрирует их в различных поисковиках.

Д/з: мини-исследования слов-неологизмов по индивидуальным карточкам.

Самооценивание по методике «Горка». Учитель, в случае надобности, корректирует самоанализ учащихся.



Список литературы:

1.padeji.ru/leksikologiya/leksika-russkogo-yazyka-s-tochki-zreniya-proiskhozhdeniya

2.linguistics-online.narod.ru/index/leksika_s_tochki_zrenija_proiskhozhdenija/0-498

3.litterus.ru/index.php/80-konkursy-dlya-pedagogov-i-vospitatelej/374-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D0%B2%D0%BE-2-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%C2%AB%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0



© 2010-2022