Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

Соавтор работы О.В. Нихаева. Материал красочный, удобен в работе, крупный шрифт. 1.     Можно заламинировать, разрезать, и сделать карточки. 2.     Можно сделать книжечку: свернуть лист, вставить в мультифору А5. Легко можно добавить игры, сменить рамку, или совсем её убрать.     Описание игры. Логопед вызывает одного из детей и даёт ему задание: «положи кубик на стол. ( Ребёнок выполняет задание.)  Положи кубик…стул. ( Ребёнок не выполнил задания). Почему  ты не положил кубик? Ты не знаешь, куд...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений







Учимся правильно употреблять предлоги в речи посредством игр и упражнений

картотека



О.В. Нихаева

А.И.Семёнова







Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога на в речи.

Оборудование. Кубики, стул, стол.

Описание игры. Логопед вызывает одного из детей и даёт ему задание: «положи кубик на стол. ( Ребёнок выполняет задание.) Положи кубик…стул. ( Ребёнок не выполнил задания). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, так как я пропустила маленькое, но очень важное слова. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». - «На». Затем даются инструкции другому ребёнку. Аналогично даются понятия других предлогов.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений




Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Кто на чём поедет?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»

Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт»

Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопросы логопеда: « На чём ты поедешь», выделяя голосом «на».

Образец ответа: Я поеду на машине. И, т.д

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Что где растёт?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»

Оборудование. Предметные картинки из лото «Транспорт»

Описание игры. Логопед начинает фразу, дети её заканчивают и повторяют целиком.

Ромашки растут на ….. ( лугу)

Орехи растут на…. ( дереве)

Яблоки растут на ….. )( клумбе).

Морковь растёт на … ( грядке).

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Кто где сидит?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «На»

Оборудование. Сюжетные картинки.

Описание игры. Логопед раздаёт детям сюжетные картинки и даёт задание придумать предложение и ответить на вопрос: «Кто на чём сидит?» , выделяя голосом предлог «на»

Белка сидит на ветке.

Зайка сидит на траве.

Птица сидит на сосне.

Бабочка сидит на цветке.

НУчимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийина сидит на стуле.

Нина сидит на стуле.

Коля сидит на скамейке.

Жучка сидит на коврике.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Где карандаш?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На»

Оборудование. Карандаш.

Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду убирать карандаш, а вы мне будете отвечать одним словом - в или на.

Логопед убирает карандаш в карман. Дети внимательно смотрят и говорят: «В». Логопед кладёт карандаш на стол. Дети говорят: «на» И т.д.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Игра с Петрушкой»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На»

Оборудование. Петрушка

Описание игры. Логопед сообщает детям: « К нам в гости пришёл Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка на полу. Петрушка в шкафу» и т.д.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Поможем Незнайке»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На в предложении»

Оборудование. Незнайка

Описание игры. Логопед обращается к детям: «ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, всё ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Логопед читает предложения, составленные Незнайкой: Цветы стоят на вазе». - «Неправильно! Цветы стоят в вазе». - «Какие слова перепутал Незнайка?» - «На» и «В».

«Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийМаша с мамой идут на кино». - «Неправильно! Маша с мамой идут в кино». - Какие слова перепутал Незнайка?» - «В» и «На». Аналогично проводится работа с другими предложениями.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Выполни действие»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов на , в

Оборудование. Игрушки

Описание игры. Логопед тихо, чтобы не слышали остальные, даёт задание одному ребёнку. Дети строят свой ответ в виде распространённого предложения, например: «Что сделал Саша?» - «Саша положил кубики в корзину». - «Что сделала Соня?» - «Соня положила куклу на кровать». И т.д.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Где мы были, что видели?»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения с использованием предлогов на, в

Оборудование. 5 картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города; 20 предметных картинок с изображением грибов, ягод, белки, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы.

Описание игры. Логопед раздаёт картинки и предлагает детям выполнить следующие задания:

  1. Подобрать четыре подходящие картинки. Например, к картинке лес дети подбирают предметные картинки: гриба, ежа, ягоды, белка, ёж.

  2. Ответить на вопросы: «Где ты был? Что ты видел?»

Образец ответа: Я был в лесу. Я видел белку, грибы, ежа, ягоды.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Солнечный зайчик»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» и «На .

Оборудование. Зеркальце

ОУчимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийписание игры. Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы идём его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте - ответьте, куда он спрятался».

Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Что где лежит?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «В» .

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед раздаёт картинки и просит их придумать предложения, ответить на вопрос: «Где лежит?»

Хлеб лежит… ( в хлебнице).

Платок лежит…. ( в кармане)

Книги лежат… ( в шкафу)

Карандаш лежит …. ( в пенале).

Лопатка лежит… (в ведре).

Овощи лежат… ( в вазе).

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Угадай, что изменилось?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «В», «На», «ПОД» .

Оборудование. Игрушки

Описание игры.

Педагог назначает ребёнка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещённых на столе. Важно , чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь под столом: домик стоял посередине стола, а теперь - под столом и пр. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.

ОУчимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийбразец ответа: Кубик стоит на столе. Кубик стоит под столом. Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Транспорт»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в» , «на».

Оборудование. Лото «Транспорт».

Описание игры. Логопед рассказывает о том, что люди используют разные средства передвижения, и раздаёт большие карты: на одной нарисовано - море, на другой - улица, на третьей - небо, на четвёртой - рельсы, на пятой - шоссе. На маленьких карточках изображены: самолёт, вертолёт, автомобиль, велосипед и др. Играющие по очереди подбирают средства передвижения в соответствии с содержанием карты.

Образец ответа: Мне нужен катер. Он плавает в море.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Кто где живёт?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в».

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.

Описание игры. Логопед одну за другой показывает детям картинки и спрашивает: «Кто это?» - «Собака». - «Где живёт собака?» - «Собака живёт в конуре». - «Где живёт белка?» _ «Белка живёт в дупле» и т.д.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Села птичка на окошко»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на».

Оборудование. Вырезанная из картона птичка.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог держит птичку у окна и произносит всем знакомое четверостишье:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай,

Улетает птичка…,Ай!

Дети внимательно следят за птицей. Логопед спрашивает: «Куда села птичка?» Дети полным предложением: «Птичка села на стол» ( на пол, на шкаф и т.д.)

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Что изменилось?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «в» «на».

Оборудование. Пирамидки , матрёшки и другие игрушки.

Описание игры. На столике расставляются игрушки. Педагог предлагает запомнить их расположение. Один из играющих уходит из комнаты. В это время педагог меняет расположение предметов и зовёт ушедшего ( водящего), предлагая внимательно посмотреть на игрушки. Затем спрашивает: «Что изменилось?» Ребёнок показывает, где стояла игрушка раньше, и определяет словами перемещение предметов, подчёркивая: «Матрёшка сидела в уголке, а теперь она в середине между куклой и машиной»

Если ребёнок не замечает изменений или отвечает неправильно, то ему дается ещё одна попытка угадать.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Скажи, куда мы положили»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на», «за», «под»

Оборудование. Игрушки, мелкие предметы.

Описание игры. Один ребёнок выходит из комнаты. Остальные дети прячут игрушки ( предметы). По сигналу ребёнок возвращается в комнату и ищет предмет. Когда он отыщет предмет, он говорит, где он находился. Играющие договариваются, что будут вначале подсказывать, куда положили предмет, например: Мяч под…. , мяч за…., и т.д.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Кто с кем?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «с»

Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей

ОУчимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийписание игры. Логопед раскладывает картинки с изображением животных и их детёнышей и говорит: «Вышли на полянку разные животные ( выбирает картинки с изображением взрослых животных и раскладывает на столе). Каждая мама позвала к себе своего детёныша. Найдите детёнышей и поставьте их с мамой». Дети подбирают картинки с изображением детёнышей животных. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки, и задаёт им вопрос: «Кто с кем вышел погулять?»

Образец ответа:

Лиса с лисёнком.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «С чем корзинка?»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения с предлогом «с»

Оборудование. Корзинка или картинка с изображением корзинки, наполненной грибами , орехами, ягодами.

Описание игры. Логопед, обращаясь к детям, говорит: «Пошли дети в лес. В лесу много грибов, ягод, орехов. Обрадовались дети, наполнили свои корзинки и пришли домой. Посмотрите с чем у них корзинки». Дети раскрывают корзинки и отвечают на вопрос логопеда, например: «У меня корзинка с грибами» и т.д.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Что ты любишь?»

Цель: учить детей составлять распространённые предложения, пользоваться предлогом «С»

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Логопед обращается к детям и говорит: «Я люблю хлеб с вареньем, а вы? Дети поочерёдно называют: «Я люблю хлеб с маслом», «Я люблю хлеб с сыром». И т.д.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений




Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Какое слово пропущено?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «с»

Оборудование. Картинки.

Описание игры. Логопед просит детей прослушать предложение и угадать, какое слово пропущено. Например: «Вышли на полянку медведь….медвежатами (с). Как надо правильно сказать?» - вышли на полянку медведь с медвежатами».

«маша принесла корзинку… яблоками (с). Как надо правильно сказать?» . «Маша принесла корзинку с яблоками».

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Когда это бывает?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за»

Оборудование. Бумажные круги, разрезанные на четыре части, каждая из которых изображает одно время года.

Описание игры. Дети складывают части круга в той последовательности, в какой идут времена года. Прикладывают каждую часть, рассказывают её содержание по картинке: весна, за весной - лето, за летом - осень, за осенью - зима.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Кто за кем?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за»

Оборудование. Фишки или флажки

Описание игры. Участники игры делятся на две команды. От каждой команда по очереди назначается водящий. Дети строятся в две колонны. Один ребёнок - водящий - стоит спиной к своей команде. Педагог подаёт сигнал, по которому водящий быстро поворачивается лицом к своей команде и старается запомнить, кто за кем стоит. Через 10 секунд педагог снова подаёт сигнал, и водящий, отвернувшись, должен сказать, кто за кем стоит. То же самое проделывают представители второй команды. Логопед за правильные ответы выставляет команде фишки (флажки). После окончания игры подсчитывается количество фишек у каждой команды и определяется команда - победитель.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Найди такое дерево»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у»

Оборудование. Листья 3-4 знакомых видов деревьев.

Описание игры. Вариант 1. Педагог показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Дети говорят: « берёзы», « С клёна» и т.д. Затем вместе они ищут по листьям названное дерево на участке.

Вариант 2 Педагог раздаёт детям разные листья и предлагает подбежать к тому дереву, на котором такие же листья, как и у них в руке, и назвать его «Такие же листья у берёзы, у клёна» и т.д.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийУчимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Где что растёт?»

Цель: учить детей правильно употреблять предлог «в» с существительными в предложном падеже единственного и множественного числа

Оборудование. Предметные картинки

Описание игры Педагог показывает картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, грибов. На вопрос: «Где это растёт?» - дети должны указать: в лесу, в саду, в огороде и т.д. За правильный ответ дети получают картинки или фишки. Выигрывает тот, кто больше соберёт картинок (или фишек)

Образец речи: Груша (груши) растёт ( растут) в саду. И т. п.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Ключи»

Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом «у»

Описание игры. Дети становятся в круг. Водящий приходит к одному из стоящих в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети в кругу детей и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «У Пети (у Вани). Когда водящий отходит к указанному ребёнку, дети за его спиной меняются местами. В это время водящий должен постараться встать на место одного из пренебрегающих. После этого игра возобновляется.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Определи место игрушки»

Цель: учить детей правильно употреблять предлоги «с», «за».

Оборудование. Игрушки, предметы обихода.

ОУчимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийписание игры. Педагог расставляет на столе игрушки таким образом, чтобы несколько игрушек стояло в ряд, а часть находилась сзади. Вызывая одного ребёнка, спрашивает: « Рядом с чем стоит машина?» - « Машина стоит рядом с куклой». Затем педагог задаёт следующий вопрос: «За какой игрушкой стоит пирамида?» - «Пирамида стоит за мишкой».

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Кто без чего?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в род. падеже.

Оборудование. Поломанные игрушки..

Описание игры. Логопед обращается к детям: «Ребята, посмотрите, к нам пришли «больные» игрушки и просят вас помочь им. Давайте посмотрим, что с ними?

Заяц без чего (заяц без уха)

Мишка без чего ( Мишка без лапы.)

Кукла без чего? ( кукла без волос)

Лиса без чего? ( Лиса без хвоста.)

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийУчимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Кто без чего?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Игрушки резиновые, деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Описание игры. Логопед демонстрирует мяч и спрашивает у детей: «Из чего сделан мяч?» - «Мяч сделан из резины. Мяч резиновый». Далее дети сами определяют, из чего сделаны игрушки, и составляют предложения.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «У кого какие детёныши?»

Цель: Учить детей пользоваться в речи предлогом у с существительными в родительном падеже.

Оборудование. Картинки с изображением животных, птиц и и их детёнышей.

ОУчимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийписание игры. Логопед раздаёт детям картинки с изображением детёнышей, а у себя оставляет взрослых животных и птиц. Логопед спрашивает: «Жеребёнок у кого?» Ребёнок, у которого картинка с изображением жеребёнок у лошади». За правильный ответ логопед отдаёт картинку взрослого животного. В конце игры подводятся итоги и определяется победитель.


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Где что находится?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «на» с существительными в предложном падеже.

Описание игры. Логопед называет детям предметы, которые должны храниться в определённых местах ( платья, чашки, ложки, обувь, кастрюли, игрушки). А дети должны ответить: « Платья висят на вешалке» и т.д.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Заботливые дети»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «о» с существительными в предложном падеже.

Оборудование. Сюжетные картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за растениями, животными.

Описание игры. Логопед раздаёт детям картинки, предлагает внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы: « О чём заботятся дети? О ком заботятся дети?»

Образец ответа: Дети заботятся о цветах. Дети заботятся о деревьях. Дети заботятся о кроликах.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений


Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений

  1. «Исправь ошибку»

Цель: учить детей пониманию смысла предложения.

Оборудование. Фишки.

Описание игры. Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их справлять. Слушайте внимательно. Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идёт по машине.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисуют папу.

Маша несёт сумку в капусте».

За каждую исправленную ошибку дети получают фишки. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений



Учимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражненийУчимся правильно употреблять предлоги в речи детей посредством игр и упражнений





© 2010-2022