Программа по литературному крымоведению 7 класс

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ»

(5-6 КЛ.)

Утверждена Коллегией МОН АРК

Протокол №7/7 от 25.12.2005 г.




Авторы:

Рудяков А.Н. - доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО.

Супрычев А.В. - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.





Симферополь, 2014

Общеобразовательная организация

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________





ПРИНЯТО

на заседании ШМО





Протокол №______



«_____»_________201 г.




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР



____________



«_____»_________201 г.





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы





_____________



«_____»_________201 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Крымоведение» для 5, 6 классов

на 201 /201 учебный год



___________________________________________

Срок реализации: _________________





Учитель:

__________________________________________________________________



















Структура программы

Рабочая программа включает: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; календарно-тематическое планирование по классам курса; перечень учебно-методического комплекса.

Статус программы

Рабочая программа по «Литературному крымоведению» для 7 класса составлена на основе регионального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Курс «Литературное крымоведение» на ступени основного общего образования изучается в 6-7 классах. Включение курса «Литературное крымоведение» в базисный учебный план 6-го и 7-го классов будет способствовать не только формированию у учащихся новых глубоких и прочных знаний и навыков, но и позволит воспитать и укрепить чувство патриотизма, национального единства и любви к Крыму - маленькой частице Российской Федерации.

Программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).



Интеграция с предметами


География, биология, история, русский язык и литература, музыка, физическая культура, изобразительное искусство.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Литературное крымоведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона РФ «Об образовании», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Литературного крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции как в Крыму, так и во всей России.

Актуальность и обоснованность наличия курса «Литературное крымоведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности

В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно литературоведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает культурологические основы. Литературоведческий подход является также наиболее надежным способом осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе, развивает у школьников пространственно-временное мышление.

Программа учебного курса «Литературное крымоведение» предназначена для учащихся 6-7-х классов общеобразовательных учреждений Республики Крым. «Литературное крымоведение» по своей методологической сущности является Литературоведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей различных явлений родного края.

Цели курса:

* приобщить учеников к богатой культуре Крыма;

* формировать чувство уважения и родства к представителям разных

культур, языков, верований;

*способствовать осознанию этнических и культурных корней

личности;

*формировать духовный мир личности;

*развивать творческие способности детей, умение оперировать

полученными знаниями

* воплощать нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание.

Основной структурный принцип курса литературного крымоведения - его сопряженность со школьным курсом литературы. Трудно переоценить познавательный потенциал данного курса: ученики много узнают о жизни и быте нашего края, его прошлом и настоящем.

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе, они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной,» - эти слова Д.С. Лихачева близки каждому учителю, стремящемуся через литературу приобщить учащихся к истории и культуре родного края, вырастить их патриотами. Поэтому, как и в основном курсе, уделяется внимание пересказу и пониманию прочитанных книг, их художественным особенностям, формированию читательских умений детей, развивать фантазию и творческие способности.

Актуальность данной программы заключается в том, что школьники среднего звена уже имеют сформированную готовность к обучению, нуждаются в новых источниках знаний. Организация дополнительной развивающей среды, сочетающая продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям найти свою сферу интересов, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе.

Учебный план предусматривает изучение литературного крымоведения в 7 классе - 68 часов (2 ч. в неделю)

Структура программы отражает основные объекты исследования и включает в себя «Введение» и 4 раздела. Программой предусмотрены учебные экскурсии и ряд практических работ, которые рассчитаны на использование местного краеведческого материала. Обязательное выполнение предусмотренных настоящей программой учебных экскурсий и практических работ позволит наилучшим образом увязать полученные теоретические знания с практикой, подкрепит региональный теоретический учебный материал хорошо знакомыми местными, локальными примерами, будет способствовать более качественному запоминанию материала, а также предоставит учителю неограниченные возможности для творчества и реализации собственных методических и краеведческих наработок.

Ведущая идея содержательной части курса в 6 классе - «Путешествие в прошлое полуострова», в 7 классе - «Палитра культур и религий». Основные разделы содержательной части построены на основе курса «Культура добрососедства»:

- «Географическая среда»

- «Язык соседа»

- «Аксиология»

- «Конфликтология»

- «Поисково-исследовательская работа».

В основное содержание программы входят разделы:

-Фольклор. Легенды Крыма

-Выдающиеся поэты о Крыме

(Пушкин А.С. «Кто видел край..», «Ты вновь со мною»; Ахматова А.А. «Вновь подарен мне дремотой»; Леся Украинка «Ифигения в Тавриде» (драматическая сценка);

-Крымские поэты современности.

-Писатели о Крыме

(Грин А.С. Рассказы; Симонов К.М. Очерки о войне; Руданский С. Юморески; Остап Вишня «Крымские усмешки»; Куприн А.И. Рассказы; Чехов А.П. Рассказы.)



Требования к уровню подготовки учащихся основного общего образования при изучении курса « Литературное крымоведение»

В результате изучения «Литературного крымоведения» в 7 классе учащиеся должны:

знать/понимать:

  • источники получения информации о своей малой родине;

  • выдающихся поэтов, писателей, исследователей Крымского полуострова;

  • особенности географического положения Крымского полуострова и своего города (района), отображение в литературных произведениях;

  • особенности уникальной природы Крымского полуострова и своей местности, отображение в литературных произведениях;

  • основные этапы и ключевые события истории Крыма в контексте российской истории с древности до современности;

  • особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма;

  • художественные произведения и произведения искусства, посвященные крымской тематике.

Уметь:

  • работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории, культуре своей местности;

  • оценивать вклад выдающихся людей в изучение, развитие и прославление своего края;

  • рассказывать о наиболее известных памятниках истории и культуры своей местности;

  • излагать в устной и письменной форме полученные знания, участвуя в мини-конференциях, дискуссиях, викторинах, выполняя творческие работы (рефераты, отчёты об экскурсиях, электронные презентации);

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать произведения литературы, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Интерактивные формы работы:


-экскурсии в краеведческие и этнографические музеи (школьный, районный, республиканский);

- экскурсии на природные и исторические объекты;

- изучение литературы;

- создание творческих проектов;

- проведение выставок работ учащихся

- составление исследовательских работ;

- учебные конференции, круглые столы.





Календарно-тематическое планирование

№ урока

Кор-рекц.

Содержание программы

Дата

Коррек-ция




1.





2.



3.


4.




5.



6.



Введение. Моя малая родина - Крым. «С чего начинается Родина?»

Страницы прошлого.

Традиционная и современная культура. Этническое своеобразие Крымского полуострова.

Пословицы и поговорки народов, населяющих Крым.

Мы - крымчане. Национальное разнообразие полуострова. Выразительное чтение стихотворений о Родине.

Античные государства в Таврике. Легенды. Мифы.

Тавры, киммерийцы, скифы. Традиции, быт. Крымские легенды. «Прекрасная Деметра», «Источник под Ай-Петри».


























7.


8.


9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.



















Скифские курганы. Скифское золото. Кто же они? Загадки.

Древние греки и их влияние на ход истории. Мифы Древней Греции.

Боспорское царвство - древнейшее государство Крыма. Легенда «Смерть Митридата».

Херсонес. «Гикия - спасительница Херсонеса».

История религий на крымской земле. Первобытные религиозные представления людей. Мифы.

Легенды «Кипарис», «Кузнец с горы Демерджи».

Трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде» (И.Анненский).

Конкурс «Бабушкины сказки».

Контрольная работа 1 по теме «Страницы прошлого».

Традиционная и современная культура. Этническое своеобразие Крымского полуострова.

Украинский народ в Крыму. Украинские поэты о Крыме (Л.Украинка).

Крымские татары в Крыму. Главные религиозные праздники мусульман.

Евреи в Крыму. Еврейская культура. Главные праздники иудеев.

Караимы в Крыму. Караимская культура. Происхождение праздников.

Ассирийцы: культура, язык, быт.

Ассирийская сказка «Кот и петух», «Человек и курица» (легенда), «Два петуха» (притча).

Повторение материала: три рода литературы.

Половцы, турки, армяне, татары. «Мальчик и вода» (песня).

Армяне - потомки ассирийцев. «Заказчик и мастер» (сказка).

Крымское ханство. Легенды Крыма.

Легенда «О происхождении Бахчисарая».

Ушаков. «Золотая россыпь» (о Крыме).

Народное творчество крымских татар.




















29.

30.


31.




32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.


39.

40.


41.

42.

43.

44.

45.

46.


47.


48.






49-50

51.


52.


53.

54.

55.

56.


57.


58.























Амет Моллаев. «Завещание отца».

Курбан-байрам - татарский Новый год. Варианты приветствий на родном языке и языке соседа.

Контрольная работа 2 по теме: «Традиционная и современная культура. Этническое своеобразие Крымского полуострова».

Из древности в современность.

«Письмо Магамету». Легенда.

Культурная история Крыма.

Обзор творчества крымских писателей.

Обзор творчества крымских поэтов.

Художники Керчи. Поэты о Керчи.

Художники Керчи. Поэты о Керчи.

Писатели Керчи.

И.Айвазовский. Творчество. Поэты о Феодосии. Е.Белоусов. «Сказка о волшебном якоре и славном городе Феодосии».

А.Грин. Жизнь и творчество.

А.Грин. Жизнь и творчество. Дм-музей А.Грина.

История Керчи. Памятные места. Обзор.

Пантикапей. Легенды Крыма.

Золотой курган. Царский курган. Легенды Крыма.

Архитектура Керчи. Поэты о Керчи.

Церковь Иоанна Предтечи. Легенды Крыма.

Ени-Кале. Крепость «Керчь». Легенды Крыма.

Контрольная работа 3 по теме: «Из древности в современность».

Русские поэты о Крыме. Русские писатели, посетившие Крым.

Знакомство с крымским периодом в творчестве А.С.Пушкина.

В.А.Жуковский и Крым.

Н.А.Некрасов и о нашем крае.

Знакомство с творчеством А.А.Фета.

Знакомство с творчеством А.А.Ахматовой.

Выразительное чтение любимых стихотворений о Крыме.

Знакомство с творчеством Н.В.Гоголя.

Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

Знакомство с творчеством А.П.Чехова.



























59.

60.


61.

62.

63.


64.

65.


65.



67.


68.











































Знакомство с творчеством В.Г.Короленко.

Знакомство с творчеством К.Г Паустовского.

Литературные места Крыма.

Литературные места Крыма.

Исторические памятники Крыма.

Места военной славы в Крыму. Поэты о ВОВ.

Места военной славы в Крыму. Поэты о ВОВ.

Места военной славы в Крыму: Севастополь. Феодосия, Керчь.

Контрольная работа 4 на тему: «Русские поэты о Крыме. Русские писатели, посетившие Крым».

Итоговый урок. Восприятие времени в разных культурах. «Без прошлого нет будущего».























































































Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. «Слово о родной земле». Учебная хрестоматия для 5-7 классов по курсу литературного краеведения. Автор-составитель Л.М. Пальман. Пенза 1996 г.

  2. Г.Е. Горланов. Литературное краеведение в школе.

  3. И. Щеблыкин. «Этюды о Лермонтове».

  4. Из истории области. Очерки краеведов.

  5. Г.Е. Горланов. «За страницами учебника».

  6. И.П. Щеблыкин. «М.Ю. Лермонтов. Очерки жизни и литературного творчества.



© 2010-2022