- Преподавателю
- Другое
- Использование регионального компонента актуально во все времена
Использование регионального компонента актуально во все времена
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Желтова Н.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Н.А.Желтова
Возможности курса кубановедения
в формировании компетентности учащихся.
Использование регионального компонента актуально во все времена. Современный урок кубановедения - это выход за пределы школьного кабинета, шаг за страницы учебника. Изучение предмета дает возможность получить целостное представление о географических, культурологических, экономичес-ких, политических особенностях Краснодарского края. Разноплановая информация о родном крае не только расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Предмет Кубановедение отражает важнейший принцип государственной образовательной политики - единство образования и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской федерации в условиях многонационального государства.
Анализируя программу Кубановедение для 11 класса, мы понимаем, что целью предмета является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. Курс «Кубань в XX-XXІ веках: история, люди и общество» носит междисциплинарный характер. Не каждый урок сегодня в школе может соединить в себе изучение таких предметов как биология и обществознание, экономики и экологии. А на уроках кубановедения это можно сделать. Получение школьниками готовых знаний, самостоятельное приобретение знаний на основе источников, поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом - «трехуровневость» познавательной деятельности - формирует познавательный интерес на любой ступени образования.
Очень часто на таких уроках используются интерактивные методы, например «мозговой штурм», дискуссия, работа в группах, ролевые игры и др. В результате учащиеся более свободно учатся взаимодействовать друг с другом, с группой. Создаются различные ситуации, решая которые, учащиеся применять полученные знания в новых условиях. При организации малых групп вовлекаются в работу пассивные ребята. учащиеся приобретают навык оценивания своей работы, сравнения с работой окружающих, т.е формируются экспертные компетенции.
Следовательно, при изучении данного курса формируются надпредметные компетенции. Это проявляется в результатах урочной и внеурочной деятельности.
Рассмотрим раздел «Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития». Он учит понимать географическую специфику региона, что приводит к адекватному выполнению правил деятельности в его природной среде. Урок «Особенности экономического развития региона (на примере Тимашевского района) помог увидеть не только экономические проблемы и установить причинно-следственные связи экономики и природных процессов и явлений. Учащиеся компетентно участвуют в диалоге, увязывая проблемы района с проблемами современности.
От конструктивного решения проблемы оптимизации биосферы в значительной степени зависит благосостояние нынешних и будущих поколений, развитие современной цивилизации. В успешном решении экологической проблемы заинтересовано все человечество. Подобного рода уроки помогают учащимся накапливать материал для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку и обществознанию.
Изучение предмета дает возможность получить целостное представление о географических, культурологических, экономических, политических особенностях Краснодарского края. Разноплановая информация о родном крае не только расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Одним из вариантов урока по данному разделу может быть урок «Кубань - жемчужина России…», на котором учитель любого района может использовать материал, накопленный в кабинете кубановедения по экономике конкретного района.
Межнациональные отношения - один из актуальных вопросов на Кубани. Эта тема рассматривается в разделе «Социальные отношения в кубанском обществе». Ребята проводили исследования и пришли к выводу, что в нашем микросоциуме поселения жители толерантно относятся к представителям некоренных народностей. С большим вниманием сельчане отнеслись к переселенцам из Украины. Более десятка ребят безболезненно влились в коллектив и с удовольствием изучали кубановедение.
Тема «Молодежь Краснодарского края как социальная группа» позволяет развивать личностные качества учащихся гордость за свою малую родину, стремление активно участвовать в общественной жизни школы, поселения и района. Например, старшеклассники школы участники волонтерского движения по программам «Антинарко», «Ветеран». Навыки участия в этих движениях помогают обоснованно определить собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни края, исходя из социальной, культурно-этической и природно-экологической обстановки.[1]
Проявление активной жизненной позиции позволяет быть успешным при изучении многих тем курса Кубановедения.
Тема «Становление гражданского общества» интегрируется с курсом обществознания и предполагает обширную внеурочную деятельность. Ежегодно в школе проводятся выборы школьного актива, процедуру которого разрабатывают и осуществляют старшеклассники. Они же являются активистами акций по повышению избирательной активности граждан во время выборов «Приведи родителей на выборы».
Анкетирование учащихся 11 класса показало, что они осознают важность избирательного права и считают необходимым участие в голосовании. Они понимают, что результат голосования поможет им реализовать свои права и обязанности.
Изучение вопроса о правах и обязанностях выходит за рамки уроков кубановедения и обществознания. Проводятся круглые столы, устные журналы, дискуссионные клубы с приглашением представителей органов правопорядка и социальной защиты.
Продуктом этой деятельности становятся памятки для школьников и родителей, выступления агитбригад и научно-исследовательские работы. Одной из них стал проект Захаровой Иоанны «Наши права - наши обязанности» , автор которого стала финалисткой краевой научно-практической конференции «Эврика».
В рамках изучения курса «Кубановедения» я провожу экскурсии совместно с учителем биологии для знакомства с экологическими проблемами в Горячий ключ, на Черноморское побережье, г. Сочи, в Эколого-биологический центр и Сафари-парк г.Краснодара.
Олимпиады - важный этап в деятельности школьников. С каждым годом возрастает число учащихся, желающих принять участие в олимпиаде по кубановедению. Мои ученики становятся победителями и призерами муниципалитета и вышли в финал регионального этапа.
Изучение курса Кубановедения позволяет использовать приобретенные компетентности и пополнять свое портфолио, участвуя в олимпиадах и конкурсах регионального и федерального уровня. Мои ученики являются действительными членами МСХАУК, финалистами региональных олимпиад, регионального конкурса им. Вернадского В.И., Горецкая Евгения в 2014 году стала дипломантом Всероссийского конкурса «Российская династия».
Таким образом, данный курс призван решать важнейшую задачу: воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации ученика в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания.
Список литературы:
1. Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края края [авт.сост: В.В.Латкин, И.А.Терская, О.А.Хамцова и др.] Краснодар: Перспективы образования, с.8
Заявка-анкета
на участие в VIII Всероссийской научно-практической конференции
«Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации»
У
Ч
А
С
Т
Н
И
К
Фамилия
Желтова
Имя
Надежда
Отчество
Александровна
Место работы
МБОУ СОШ №14 п.Советский Тимашевский район Краснодарский край
Должность
Учитель истории и кубановедения
Ученая степень
Звание
Адрес и индекс рабочий и домашний
352731 ул. Дзержинского д.4 кв.2 п.Советский Тимашевский район Краснодарский край
Телефон рабочий, домашний, сотовый
Раб.8(86130)37444, дом. 8(86130)37117
Форма участия
(очная/заочная)
очная
Факс
8861303744
school [email protected]
№ квитанции (почтового или банковского перевода, сумма)
Тема доклада
Возможности курса кубановедения в формировании компетентности учащихся.
Необходимые техн. средства (при очной форме участия)
Н.А.Желтова
Возможности курса кубановедения
в формировании компетентности учащихся.
Аннотация: В статье представлен анализ Программы Кубановедение программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края [авт.сост: В.В.Латкин, И.А.Терская, О.А.Хамцова и др.]
Автор раскрывает сущность возможность формирования личностных, коомуникативных, качеств учащихся, их социально-психологической компетентности, определяет ведущие формы проведения учебных и внеучебных занятий, представляет результаты деятельности учащихся. Показывает важность курса в формировании портфолио достижений выпускника.
Ключевые термины: предмет кубановедение, программа курса кубановедения, формирование компетенций, формы проведения занятий, портфолио достижений,
N.A. Zheltova
Course possibilities in shaping kubanovedeniâ competence of students.
Abstract: this paper presents an analysis program Kubanovedenie program for 10-11 classes of educational institutions of Krasnodar Krai [ed. compl: V.V. Latkin, I.A. Terskaya, O.A. Hamcova, etc.], the author reveals the essence of possibility of forming personal, koomunikativnyh, qualities of students, their psycho-social competence, defines leading forms of educational and extracurricular pursuits, presents the results of activity of the students. Shows the importance of the course in the formation of a portfolio of achievements of the graduate.
Key terms: kubanovedenie, syllabus Cubano-reference, formation of the competences, forms training, portfolio of achievements