Открытый урок по самопознанию в 5 классе на тему

R5                                                        Открытый урок по самопознанию в 5 классе                                                                       на тему: «Мир семьи»     Цель урока: расширение представлений учащихся о роли семьи в жизни человека   Образовательная: ознакомление учащихся с определением «семья».   Развивающая: способствовать формированию у учащихся чувства любви к близким и родным людям, к семье, стремление оказывать им помощь.    Воспитательная: пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.   Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.   Ресурсы: приятная  спокойная музыка для позитивного настро...                                                                                              
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

R5 Открытый урок по самопознанию в 5 классе

на тему: «Мир семьи»

Цель урока: расширение представлений учащихся о роли семьи в жизни человека

Образовательная: ознакомление учащихся с определением «семья».

Развивающая: способствовать формированию у учащихся чувства любви к близким и родным людям, к

семье, стремление оказывать им помощь.

Воспитательная: пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.

Ресурсы: приятная спокойная музыка для позитивного настроя, аудиозапись песни «Родительский дом» в исполнении Льва Лещенко

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их. А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Дети по очереди говорят следующие фразы: «Я желаю себе быть вдумчивым на уроке, а всем друзьям желаю хорошего урока!» (и т.д.).

Позитивный настрой (концентрация на дыхании)

Учитель: Садитесь прямо, ребята, не скрещивайте руки и ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.

Вдо-о-ох…., вы-ы-ыдох….(9-10 раз, медленно )

Включить спокойную музыку

Поговорим

Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке, нам поможет стихотворение
У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!
Вот и вся моя … (семья) дети должны продолжить

Сегодня мы поговорим о родном доме, родных людях, семье.

А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

Действительно,ребята, дом-это очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. Многие люди вспоминают о нем с любовью и нежностью, вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить, любить Родину и все, что их окружает.

Прослушивание песни «Родительский дом» в исп.Льва Лещенко

Работа над пословицей (4 слайд.)

Народная мудрость гласит:

Отбасы тату болса, байлықтың да керегәжоқ.
Не нужен клад, когда в семье лад.

- Как вы понимаете её?

Чтение произведения. Золтан Зелка «Какой хороший вечер» (5слайд)

Давайте послушаем сейчас стихотворение о доме, семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого стихотворения?

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет,

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню,

А мотылек прозрачный

Под яркой лампой кружит.

С ним в этот плавный танец

И потолок пустился,

И музыки не слышно-

И это очень страшно.

Что с потолком случилось?

Так низко он спустился,

Что, кажется, сейчас я

Рукой его достану.

Глаза мои закрылись…..

Раскрыть бы их пошире,

Глядеть бы удивленно,

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.

Лишь мама

Посередине мира

И я, уже уснувший,

У мамы на коленях.

- О какой ценности говорится в этом стихотворении?

Почему так хорошо герою этого произведения? (Ответы детей).

Вспомните вы, ребята, когда вам бывает хорошо в семье? (Ответы детей).

Правильно, вам бывает хорошо, когда вся семья вместе, в сборе.

Рассказ учителя

Учитель рассказывает притчу о семейном очаге

В одном древнем селении жили-поживали три молодые семьи. Как-то в селение забрело счастье, оно объявило, что поселится в той семье, чей дом будет наполнен светом и теплом.

Первая семья наполнила свой дом серебром. В доме стало светло, но лунный свет серебра не согревал жилище.

Вторая семья всё в доме устлала золотом. Хоть в доме и стало немного светлее, но тепла как не было, так и нет.

И только третья, самая находчивая семья, зажгла в своём очаге огонь, отчего жилище озарилось ярким светом и наполнилось теплом.

И счастье , конечно же, навечно поселилось в доме, чтобы встретить вместе с хозяевами новорождённых детей, дни рождения домочадцев, годовщину свадьбы, и, как минимум, золотую свадьбу.

А теперь давайте ответим на вопрос что такое «семья»? (Ответы детей)

Молодцы, спасибо за ответ

Обобщив вышесказанное, давайте запомним следующие определение «Семья - это совокупность двух и более людей, объединенных родственными связями, чувством любви, привязанности и заботы друг о друге. В идеальном представлении семья состоит из матери, отца и их ребенка (детей), а также бабушек и дедушек и других близких родственников.». Запомните это определение.(6 слайд)

Рассказ о своей семье
Упражнение «Семейные фотографии»
- До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи - это близкие и дальние родственники. А в центре на видном месте - увеличенные портреты отца и матери. «Родители», «Родина», «Род» - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа. Семейные фотографии теперь хранятся в фотоальбомах. (Рассказы детей о своей семье, сочинения о маме, бабушке и т.д.)

Упражнение «Продолжи предложение» (7 слайд)
Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
- Я хочу, чтобы мои мама и папа были…

- Когда родители рядом……
- Я люблю, когда бабушка…
- Мои мама и папа для меня самые…
- Я люблю своих родителей за то, что…
- Я доверяю своим родителям…
- Я люблю своего дедушку за то, что…
- Я хочу своим родителям пожелать…
- Свою семью я считаю…
- Моя мамочка для меня самая…

7. Релаксационная минутка.

Упражнение «Разгадай кроссворд». Вам нужно разгадать несложный кроссворд на тему родственных отношений.

(8,9 слайд)

Открытый урок по самопознанию в 5 классе на тему

1. Сын моей матери. (брат)
2. Мой родитель. (отец)
3. Брат отца или матери. (дядя)
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (мать)
6. "Святая кровь" - мать мужа. (свекровь)
7. Сестра мамы или папы. (тёти)
8. Сын моего ребенка. (внук)
9. Мой наследник. (сын)
10. Сын моей сестры или брата. (племянник)
11. Отец мужа.(свёкр)

Обратимся к учебнику. Упражнение.

Учащимся предлагается выполнить задание в учебнике на стр. 64

Решение ситуаций

Задание: Вставьте в пословицы пропущенные слова и прочтите их.(10 слайд)

В гостях хорошо, а дома …

Дом вести, не бородой …

Без хозяина дом …

Дом невелик, да лежать …

Дом построить - не шапку на голову …

Домой придёшь - хлеб-соль …

Не красна изба углами, красна…

Вся семья …, так и душа на …

Кто сеет …, пожнет счастье.

Без корня и … не растёт.

Слова-подсказки: лучше, вместе, мир, найдёшь, сирота, месте, не велит, трава, трясти, надеть, пирогами.

Рефлексия. «Цветик- многоцветик».

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. Можно на лепестках написать пожелания своим родным

Домашнее задание

Придумать и записать в тетрадь рецепт семейного счастья.

Чтение стихотворений

Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!

Всем нам счастья, мира и добра!

Пусть радость царит в наших семьях всегда!

В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ - родительский дом

Заключительная минутка тишины

Учитель: ребята, закройте глаза и вспомните всё хорошее, что было на уроке, всё то добро и любовь, о которых говорилось, поместите эту любовь в своё сердце и мысленно пошлите её вашим родителям.

Ребята! Сегодня мы много говорили о семье, где вы воспитываетесь, живете, о родных вам людях, о тепле родного дома. Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

Спасибо за активное участие и внимание, до свидания!



Открытый урок по теме

«Мир семьи»

Подготовила:

учитель самопознания

Канчук В.Ф

2014-2015 учебный год


© 2010-2022