Программа краеведческого клуба Поиск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение Алтайская основная общеобразовательная школа №3       Программа краеведческого клуба «ПОИСК» 2012-2015               Автор: руководитель краеведческого                                                                       клуба «Поиск» Е.Б. Попова       С.Алтайское 2012 г.                                Пояснительная записка.     Программа краеведческого клуба  «Поиск» разработана на основе авторской программы Болотиной Л.А. «Программы д... Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 2 часа 1 раз 2 часа 68 часов Прогнозируемый результат и способы определения результативности. В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии. Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного села происходит формирование личности патриота и гражданина... Раздел       теория практика всего I. Введение. 1 - 1 II. Музей и история родного края. 2 4 6 III. Документоведение. 4 4 8  VI. Методика подготовки и проведения экскурсий. 3 8 11 V. Этнография родного села. 3 10 13 VI.  Поисково-исследовательская работа. 2 10 12 VII.  История нашего села. 5 10 15 VIII. Итоговое занятие. – 2 2 Всего 20 48 68           Календарно-тематическое планирование №п/п Тема Кол-во часов Дата 1 Планирование на 2013-2014 учебный год 1 05.09 2 Работа с материалами школьного музея «История села» 2 12.09 3 Проект «Это гордое имя - учитель» (работа по сбору информации о ветеранах педагогического труда) 4 19.09 26.09 4 Классификация музейной документации. 4 03.10 10.10 5 Проект «Забытые имена».  (Сбор информации о ветеране педагогического труда П.М. Инжеваткине) 3 17.10 24.10 6 Проект «Это гордое имя -учитель» (оформление данных в электронном варианте) 4     24.10 14.11 21.11 7 Проект «Забытая старина» (Сбор информации о свадебных обрядах жителей Мордвы) 3 21.11 28.11 8 Секреты хорошего экскурсовода 3 05.12 12.12 9 Проект «Забытые имена» 3 12.12 19.12 10 Проект «Забытая старина» 2 26.12 11 День открытых дверей Экскурсия «Музей в чемодане» 3 16.01 23.01 12 «В мире кукол» (изготовление куклы-берегини) 4 23.01 30.01 06.02 13 «В мире кукол» (изготовление куклы «День-ночь») 4 06.02 13.02 20.02 14 Православие. Создание экспозиции «Православие» 2 27.02 15 Экскурсия «Музей в чемодане» 4 06.03 13.03 16 «Не позволяй душе лениться» (Сбор материала о героях социалистического труда) 4 20.03 03.04 17 Проект «Этот день Победы» Составление классного часа   Проведение классного часа «Этот день Победы»   4   2   10.04 17.04 24.04 18 Проект «Люди в белых халатах» (Сбор материала о медицинских работниках районной больницы) 6 08.05 15.05 22.05 Библиографический список Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Род...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алтайская основная общеобразовательная школа №3

Программа краеведческого клуба

«ПОИСК»

2012-2015

Автор: руководитель краеведческого

клуба «Поиск» Е.Б. Попова

С.Алтайское

2012 г.

Пояснительная записка.

Программа краеведческого клуба «Поиск» разработана на основе авторской программы Болотиной Л.А. «Программы для учреждений дополнительного образования детей» выпуск 4-М… ГОУ ЦРСДОД, 2002г., Программы воспитательной работы общеобразовательного учреждения МБОУ АООШ №3.

Основные направления в деятельности кружка - изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной краеведческой комнаты - музея.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени. Занятия в кружке призваны помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Именно поэтому одной из важнейших задач образования является введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев - вот основные направления краеведческой деятельности.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создана краеведческая комната - музей.





Цель: воспитание детей знающих и любящих свою малую родину, обладающих чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё будущее; формирование бережного отношения к историческому и культурному наследию страны.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Сформировать у обучающихся систему знаний об историческом прошлом края, села.

2. Развивающие:

  • развивать навыки сбора, анализа, структурирования собранного краеведческого материала;

  • формировать навыки оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея, презентации на школьной краеведческой конференции, публикации в школьном литературно-краеведческом альманахе.

3. Воспитательные:

  • формировать нравственную позицию школьников через использование воспитательного потенциала краеведения;

  • формировать у подростков объективный подход к историческим событиям в жизни страны.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьном краеведческом музее.

В основе программы лежит метапредметный подход. Программа предусматривает использование экспонатов и документального материала, собранных членами клуба на уроках и во внеклассной работе

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы

10-15 лет.

Сроки реализации программы - 3 года (204 часа).

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение школьного историко-краеведческого музея:

  • экспозиций - 5;

  • экспонатов основного фонда - 245, вспомогательного - 36;

  • стеллажи - 7;

  • стенды - 2;

  • экспозиционные ящики- 3.

Формы занятий

  • Экскурсия.

  • Экспедиция.

  • Работа в архивах.

  • Конференции.

  • Уроки.

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей;

  • пешие экскурсии по селу;

  • посещение концертов фольклорных коллективов;

  • сбор материалов;

  • оформление материалов экспедиции;

  • оформление экспозиций в школьной музейной комнате;

  • участие в школьных, муниципальных, региональных краеведческих конкурсах;

  • публикация в школьном краеведческом альманахе, СМИ;

  • проведение экскурсий для учащихся школы, гостей.

Режим занятий.

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

1 раз

2 часа

68 часов

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;

через знания по истории и культуре родного села происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;

  • уметь брать интервью;

  • проводить экскурсии, беседы, тематические классные часы;

  • оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах;

  • уметь представлять свою исследовательскую работу.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и региональных краеведческих конкурсах, конференциях.

Содержание программы

Тема «Музей и история родного края» - 8 часов.

Теория: знакомство с историей основания села Алтайское, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.

Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «История школы»; обновляют стенды школьного музея, проводят встречи с ветеранами труда и тружениками тыла.

Тема «Документоведение» -8 часов.

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного историко-краеведческого музея.

Тема « Поисково-исследовательская деятельность» - 12 часов.

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

Тема «Этнография родного края» - 13 часов.

Теория: знакомство с этнографией, как наукой, с её особенностями и методологией.

Практика: оформление тематической выставки; проведение встреч с жителями села, походы.

Тема «Методика подготовки и проведения экскурсий» - 11 часов.

Теория: знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей села.

Тема «История нашего села» - 15 часов.

Теория: изучения история родного края, изучение истории села Алтайское, основных вех его развития.

Практика: написание исследовательских работ, представление работ на краеведческих конференциях, оформление стендов, публикации в СМИ.

Учебно-тематический план.

Раздел

теория

практика

всего

I. Введение.

1

-

1

II. Музей и история родного края.

2

4

6

III. Документоведение.

4

4

8

VI. Методика подготовки и проведения экскурсий.

3

8

11

V. Этнография родного села.

3

10

13

VI. Поисково-исследовательская работа.

2

10

12

VII. История нашего села.

5

10

15

VIII. Итоговое занятие.

-

2

2

Всего

20

48

68

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Планирование на 2013-2014 учебный год

1

05.09

2

Работа с материалами школьного музея «История села»

2

12.09

3

Проект «Это гордое имя - учитель» (работа по сбору информации о ветеранах педагогического труда)

4

19.09

26.09

4

Классификация музейной документации.

4

03.10

10.10

5

Проект «Забытые имена». (Сбор информации о ветеране педагогического труда П.М. Инжеваткине)

3

17.10

24.10

6

Проект «Это гордое имя -учитель» (оформление данных в электронном варианте)

4

24.10

14.11

21.11

7

Проект «Забытая старина» (Сбор информации о свадебных обрядах жителей Мордвы)

3

21.11

28.11

8

Секреты хорошего экскурсовода

3

05.12

12.12

9

Проект «Забытые имена»

3

12.12

19.12

10

Проект «Забытая старина»

2

26.12

11

День открытых дверей

Экскурсия «Музей в чемодане»

3

16.01

23.01

12

«В мире кукол» (изготовление куклы-берегини)

4

23.01

30.01

06.02

13

«В мире кукол» (изготовление куклы «День-ночь»)

4

06.02

13.02

20.02

14

Православие. Создание экспозиции «Православие»

2

27.02

15

Экскурсия «Музей в чемодане»

4

06.03

13.03

16

«Не позволяй душе лениться» (Сбор материала о героях социалистического труда)

4

20.03

03.04

17

Проект «Этот день Победы»

Составление классного часа

Проведение классного часа «Этот день Победы»

4

2

10.04

17.04

24.04

18

Проект «Люди в белых халатах» (Сбор материала о медицинских работниках районной больницы)

6

08.05

15.05

22.05

Библиографический список

Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. - М.: «5 за знания», 2008. - 224с.

Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. - М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. - 64с.

Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. - 155с.

Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.



© 2010-2022