• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания для студентов-заочников по дисциплине Документационное обеспечение управления

Методические указания для студентов-заочников по дисциплине Документационное обеспечение управления

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания для студентов- заочников по дисциплине Документационное обеспечение управленияДепартамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области



ГБПОУ ВО "Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий"










Документационное обеспечение управления

_________________________________________

(наименование учебной дисциплины)

Методические указания для студентов-заочников

по специальности: 030912 «Право и организация социального обеспечения»
















2015 г.

Методические указания по дисциплине Документационное обеспечение управления разработаны на основе рабочей программы дисциплины «Документационное обеспечение управления» по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»


Разработчик:

Глотова Светлана Николаевна, преподаватель ГБПОУ ВО "Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий"







Рассмотрена цикловой комиссией

Правовых и гуманитарных дисциплин

Протокол от «___» _____________ 201_г. № ____

Председатель ц/к _______________ О.А. Сергеева

(Ф.И.О.)



Методист Зам.директора по УР

______________О.А. Сергеева _____________С.С. Прохорова

1. Введение

Делопроизводство, документационное обеспечение управления - это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работ с официальными документами.

Значение документа трудно переоценить. Информация, зафиксированная в документах, является отражением деятельности организации и составляет основу любого бизнеса. Документ - бесценное средство связи и конечный результат солидных капиталовложений. Большую часть служебной информации работники предприятия или организации получают посредством документов. В каждой организации на составление документов и на работу с ними в среднем уходит до 60% рабочего времени.

Современный бизнес - это в значительной степени непрерывная череда процессов составления и перемещения документов, это правильно организованное делопроизводство. Заключаются и расторгаются контракты, осуществляются проекты, покупаются и продаются ценные бумаги, предприятия, недвижимость. За всем этим стоят документы, делопроизводство.

На основе документов принимаются соответствующие управленческие решения. Документы во многих случаях являются главным аргументом в спорных ситуациях, подтверждая тем самым первичное определение термина «документ» как «способ доказательства». Сколько происходит заседаний арбитражного суда, сколько убытков несут предприятия из-за случайно или умышленно неправильно составленных документов! Вот как выглядит одна из современных рекомендаций российскому предпринимателю: «В деловой жизни бизнес часто соседствует с обманом. Не верьте обещаниям. Только грамотно составленный, имеющий юридическую силу документ является гарантом успешной сделки!»

Руководители предприятий несут персональную ответственность за состав, сохранность и правильное оформление документов. Беспорядок в хранении документов может обернуться риском потери ценной информации, что негативно отразится на деятельности предприятия. Ошибки при ведении кадровой документации, фиксирующей трудовые отношения работника с предприятием и подтверждающей его зарплату или стаж, являются нарушением требований ТК Российской Федерации.

При работе с документами необходимо руководствоваться нормативными актами Российской Федерации, которые предусматривают составление документов по определенным правилам, ведение номенклатуры (списка) дел, создание архива организации для обеспечения сохранности наиболее ценных документов.

«Документационное обеспечение управления» - это одна из основных дисциплин при подготовке юристов, бухгалтеров, менеджеров. Поэтому знание делопроизводства всегда помогает найти стоящую работу при любой общественно-политической ситуации.

Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления» - это курс, сочетающий в себе знания в сфере государственного делопроизводства, научной организации труда, методики овладения профессиональными навыками и умениями. Специалисты в этой области деятельности нужны во всех, без исключения, организациях, и их профессиональное мастерство в некотором роде определяет служебную культуру этих коллективов.

Курс «Документационное обеспечение управления» знакомит будущих специалистов с организацией документооборота в учреждениях, составлением и оформлением наиболее типовых документов в соответствии с положениями Единой системы документационного обеспечения управленческой деятельности в сфере работы государственных и коммерческих организаций.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Документационное обеспечения управления» студент должен:

иметь представление:

- о структуре и содержании нормативно-правовой базы в области документационного обеспечения управления и архивного дела в РФ;

- возможностях использования автоматизированных информационных технологий при создании управленческих документов, и особенностях организации документооборота и хранения документов в электронном виде.

знать:

- положения основных законодательных и нормативных актов в области делопроизводства и архивного хранения документов;

- основные термины в области документационного обеспечения управления;

- требования к составлению и оформлению организационно-распорядительных документов;

- технологию организации работы с документами и принципы архивного хранения документов на предприятии;

- способы создания документов с использованием прикладных офисных программ.

уметь:

- составлять и оформлять наиболее важные организационно-распорядительные документы;

- пользоваться современными компьютерными технологиями в оформлении и составлении управленческих документов.

Формируемые компетенции:

- составление бланков и шаблонов организационно-распорядительных документов предприятия;

- планирование и организация работы службы делопроизводства на предприятии;

- умение работать с документами с использованием компьютерной техники.

Дисциплина «Документационное обеспечение управления» взаимосвязана с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом: «Русский язык и культура речи», «Гражданское право», «Трудовое право», «Информатика», «Информационные технологии» и др.

2. Примерная программа учебной дисциплины:

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

(для дневной формы обучения)

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

69

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе


- теоретические занятия

10

- практические занятия

36

Самостоятельная работа студента (всего)

23

в том числе


- Проработка конспектов занятий и учебной литературы

4

- Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.

19

Итоговая аттестация в форме зачета




2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

(для заочной формы обучения)

№ № занят

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Понятие предмета, его содержание и задачи. История возникновения и развития делопроизводства.

2

2.

Содержание и форма правового регулирования делопроизводства и техники кодификации в сфере управления. Унификация и стандартизация документов. Формуляр-образец, реквизиты и бланки.

2

3.

Организация работы с документами. Задания для контрольной работы.

2

4.

Практическая работа №1 «Требования к оформлению реквизитов».

Практическая работа №2 «Оформление организационно-распорядительных документов».

2

5.

Практическая работа №3 «Оформление справочно-информационных документов».

Практическая работа №4 «Оформление документов по личному составу»

2

6.

Защита контрольных работ.

2


Итого: 12 часов


3. Содержание курса

Раздел 1. Документирование

Тема 1.1. Понятие предмета, его содержание и задачи. История возникновения и развития делопроизводства.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Введение. Основные понятия и разделы делопроизводства. Роль информации и документов в управленческой деятельности. История возникновения и основные этапы развития делопроизводства в России: Приказное делопроизводство; Коллежское делопроизводство; Исполнительное делопроизводство; Становление и развитие работы с документами в современный период.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Роль информации и документов в управленческой деятельности.

  2. Значение ДОУ в практике работы предприятия.

  3. Основные термины, используемые в российской и международной практике для обозначения деятельности организации в области работы с документами, их содержание.

  4. История развития системы делопроизводства в России.

Тема 1.2. Содержание и форма правового регулирования делопроизводства и техники кодификации в сфере управления. Унификация и стандартизация документов.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Служба документационного обеспечения управления; Требования к организации документооборота; Виды нормативных актов, регулирующих документационное обеспечение управления. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ); Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД); Стандартизация документов; Унифицированная система документации (УСД). Понятие о документах; Способ документирования; Носители информации. Функции документа. Формуляр-образец ОРД; Общие сведения о реквизитах; Бланки документов. Составление и оформление организационно-распорядительных документов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Эволюция способов создания документов.

  2. Сущность и функции документа.

  3. Основные признаки классификации документов.

  4. Состав и структура нормативно-правовой базы в сфере документирования управленческой деятельности.

  5. Международные стандарты в области работы с документами.

  6. Унифицированные системы документации в РФ.

  7. Основные правила оформления управленческих документов, установленные государственными стандартами.

  8. Реквизиты управленческих документов и их классификация.

  9. Понятие бланка документа. Виды бланков.

  10. Составление и оформление организационно-распорядительных документов.

Раздел 2. Организация работы с документами

Тема 2.1. Организация работы с документами.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Работа с исходящими, входящими и внутренними документами; Регистрация документов; Контроль исполнения документов. Обращения и жалобы граждан. Организация оперативного хранения документов; Экспертиза ценности документов; Архивное хранение. Обращения и жалобы граждан. Знакомство с программами для составления и редактирования документов; Шаблоны документов; Расположение документов на жестком диске ПК. Составление документов на ПК

Вопросы для самоконтроля:

  1. Общие принципы организации рационального документооборота на предприятии.

  2. Этапы движения входящего, исходящего и внутреннего документопотоков на предприятии.

  3. Регистрация документов: значение, правила, формы.

  4. Сроки хранения различных видов документов.

  5. Оперативное хранение документов.

  6. Порядок проведения экспертизы ценности документов.

  7. Процедура оформления дел и передачи документов на архивное хранение.

  8. Архивное хранение документов.

  9. Особенности хранения электронных документов.

  10. Основные требования к современным системам автоматизации делопроизводства и документооборота.

  11. Подготовка форм текстов документов и презентаций с помощью интегрированного пакета программ Microsoft Office.

Перечень практических занятий

Тема №

№ практ.занят.

Наименование лабораторного занятия

К-во часов

1.2.

1.2.

1.2.

1.2.

№1

№2



№3



№4

«Требования к оформлению реквизитов».

«Оформление организационно-распорядительных документов».

«Оформление справочно-информационных документов».

«Оформление документов по личному составу».

1



1

1



1

4. Контрольные работы и порядок их выполнения

Написание контрольной - это важнейший элемент учебной работы студента. Ее написание должно способствовать выработке у него навыков общения с учебной и научной литературой, творчески усваивать прочитанный материал, грамотно, логично излагать свои мысли.

В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся по заочной форме специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения», выполняют контрольную работу по дисциплине «Документационное обеспечение управления».

Контрольная работа состоит из 2-х теоретических вопросов и практического задания. Ответ на теоретические вопросы дается в виде развернутого изложения материала по изученным литературным источникам. При цитировании материала из первоисточника обязательна ссылка на автора. Возможно использование информации, найденной в сети Интернет с помощью различных поисковых систем, а также в справочно-правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант» и др. Практическое задание предполагает создание конкретного документа, указанного в выбранном варианте контрольной работы.

Оформление контрольной работы:


Контрольные работы студенты заочного отделения должны выполнять по учебному графику и представлять в техникум в указанные сроки.

Выполнение контрольной работы является итогом самостоятельной работы студента над соответствующими разделами предмета.

Контрольная работа не должна сводиться к копированию текста учебника или монографии. Необходимо на основе изученного материала подготовить обобщающий ответ, содержащий наиболее важные положения по существу темы задания. Студент должен стремиться проявить самостоятельность в подаче материала, использовать дополнительные источники, последнюю информацию, проводить связь теории с жизнью, находить примеры в своей практической деятельности.

При выполнении контрольных работ студент должен руководствоваться следующими требованиями:

  1. Работа должна выполняться самостоятельно.

  2. Ответы на заданные вопросы должны быть сформулированы ясно и достаточно полно.

  3. Термины и обозначения, сокращения слов употреблять только принятые в рекомендованной литературе.

  4. Ответы, требующие рассуждений, должны сопровождаться объяснениями, показывающими ход рассуждений студента, с обязательной ссылкой на нормативные материалы.

  5. Работу писать разборчиво, обязательно чернилами; схемы, чертежи, документы должны выполняться аккуратно, с соблюдением всех правил оформления и понятных обозначений.

  6. Текст контрольной работы в зависимости от возможностей автора может быть рукописным, машинописным или выполненным на компьютере. Контрольная работа может быть оформлена от руки в тетради или в печатном виде - на бумаге формата А 4, 12 или 14 шрифтом Times New Roman, междустрочный интервал - полуторный, границы полей: верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 10 мм, левое - 30 мм. Объём работы - одна тетрадь в 12-18 листов или 10 страниц печатного текста.

  7. Работа должна быть правильно оформлена:

    • На обложке делается «наклейка» и заполняются все ее реквизиты (название предмета, Ф.И.О., курс т.д.);

    • Страницы работы нумеруются;

    • На каждой странице оставляются поля не менее 3 см;

    • Пишется вопрос и дается на него ответ. Далее - следующий вопрос и ответ на него.

    • В конце работы указывается используемая литература;

    • В конце работы необходимо оставить чистый лист тетради для рецензии.

Контрольная работа, соответствующая всем предъявляемым требованиям, может быть оценена положительно и зачтена. Если работа не зачтена, она с учетом сделанных замечаний в рецензии должна быть переработана и вместе с первым отзывом представлена на повторное рецензирование.

Выполнение контрольной работы является обязательным условием для допуска студента к учебному зачету.



Задания для контрольных работ

Вариант 1

1. Делопроизводство и его становление в России.

2. Устав организации.

3. Составьте служебное инициативное письмо-напоминание по следующим данным: автор письма - АО «АТЛЕТ»,

адрес: пер. Стремянной, 36; Москва; 113054;

ОКПО 03944527, ОГРН 1038800839857

ИНН/КПП 5708022410/817002002;

подписывает письмо - директор Качков И.В.; адресат: директор ТОО «ЛИДЕР» Соколов А.Н.;

адрес: ул. Остоженка, д.9; Москва; 142274; ОКПО 04956728; ОГРН 1056600849824;

ИНН/КПП 2508022310/624002004.

Письмо является напоминанием о том, что обязательства по контракту №45 от 14.04.2013 о поставке мебели не выполняются, срок отгрузки истек 2 недели назад, и задержка поставки может привести к прекращению совместной деятельности.

Вариант 2

1. Унификация и стандартизация в делопроизводстве.

2. Штатное расписание.

3. Составьте акт проверки работы библиотеки техникума.

Вариант 3

1. Общие нормы и правила оформления документов.

2. Должностная инструкция.

3. Составьте автобиографию.

Вариант 4

1. Организационные документы и их виды.

2. Приказ по основной деятельности.

3. В качестве начальника ОК составьте характеристику на сотрудника отдела кадров.

Вариант 5

1. Распорядительные документы и их виды.

2. Разновидности служебных писем.

3. Составьте приказ об изменении графика работы технического отдела ЗАО «Заря» в субботние дни в связи с производственной необходимостью.

Вариант 6

1. Информационно-справочные документы и их основные виды.

2. Приказ по личному составу.

3. Составьте резюме для поступления на работу.

Вариант 7

1. Организационная структура службы делопроизводства.

2. Оформление резюме.

3. Составьте докладную записку на имя руководителя АО «Бриз» от старшего тренера с просьбой командировать тренера Васькова Ивана Павловича на курсы «Психология общения» с 01.03.2013 по 01.04.2013 в связи с производственной необходимостью. Остальные реквизиты вымышленные.

Вариант 8

1. Прохождение и порядок исполнения входящих документов.

2. Оформление акта.

3. Отредактируйте предложенный документ:

Слимову А.С.

директору колледжа №1237

от Клушина В.А.

преподавателя

объяснительная записка

о срыве занятия в группе №7

В связи с неявкой на занятия по истории 20 учащихся 14.09.12 г., его пришлось отменить.

Клушин В.А. 15.09.12г

Вариант 9

1. Прохождение исходящих документов.

2. Оформление протокола.

3. Составьте объяснительную записку на имя директора АО «Атлет» от тренера Волкова О.И. о срыве занятий в вечерней мужской группе в связи с его посещением платной стоматологической поликлиники с острой зубной болью. Остальные реквизиты вымышленные.

Вариант 10

1. Прохождение внутренних документов.

2. Оформление докладной и объяснительной записок.

3. Составьте на свое имя приказ (распоряжение) о поощрении вас за хорошую работу.

5. Контроль знаний

В соответствии с учебным планом дисциплина заканчивается зачетом.

Вопросы к зачету

  1. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) как функция управления, современные требования к его организации. Основные термины делопроизводства.

  2. Документ, основные понятия, функции и способы документирования.

  3. Информация и документ. Классификация документа.

  4. Электронный документ и документооборот.

  5. Унификация и стандартизация как основное направление совершенствования документов.

  6. Системы документации. Унифицированные системы документации.

  7. Общие требования к тексту документа. Порядок изложения текста документа. Язык служебных документов.

  8. Нормативно-правовая база делопроизводства.

  9. Характеристика, состав и содержание ГОСТ Р 6.30-2003.

  10. Состав реквизитов ОРД, правила их оформления.

  11. Виды бланков документов, их характеристика. Правила оформления, изготовления, учёта, использования и хранения бланков организации.

  12. Юридическая сила документов.

  13. Характеристика и состав организационно-правовых документов: требования к составлению и оформлению.

  14. Характеристика и состав распорядительных документов: требования к составлению и оформлению.

  15. Характеристика и состав информационно-справочных документов: требования к составлению и оформлению.

  16. Правила оформления и выдачи копий документов.

  17. Документирование работы с персоналом. Комплекс кадровой документации.

  18. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Общие правила оформления приказов по личному составу.

  19. Трудовой договор: содержание и порядок заключения.

  20. Особенности документирования этапов трудовой деятельности работника: прием, перевод, отпуск, командировка, увольнение, поощрение, дисциплинарное взыскание.

  21. Трудовая книжка: правила ведения и оформления.

  22. Оформление и ведение личной карточки и личных дел.

  23. Процесс защиты профессиональных данных в кадровой службе.

  24. Задачи и функции кадровой службы. Организационная структура кадровой службы.

  25. Принципы и формы организации делопроизводства на предприятии.

  26. Служба документационного обеспечения управления: функции, структура, должностной состав.

  27. Понятие, принципы и характеристики документооборота

  28. Основные этапы документооборота.

  29. Первоначальная обработка документов в организации.

  30. Технология рассмотрения документов в организации.

Тест для оценки степени усвоения дисциплины

1. Отметьте правильный ответ

Система делопроизводства возникла в связи с:

А. овладением письменностью большей частью общества

Б. появлением письменности

В. развитием письменности

Г. установлением государственности

2. Отметьте правильный ответ

Укажите, в каком году Петр I издал "Генеральный регламент" - свод правил по делопроизводству

А. 1720

Б. 1755

В. 1820

Г. 1710

3. Отметьте правильный ответ

Отрасль человеческой деятельности по разработке и оформлению официальных документов, организации их движения, учета и хранения:

А. унификация

Б. специализация

В. делопроизводство

Г. стандартизация

4. Отметьте правильный ответ

Деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия называется

А. классификацией документов

Б. унификацией документов

В. трафаретизацией документов

Г. стандартизацией документов

5. Отметьте правильные ответы

По форме документы бывают:

А. индивидуальные

Б. трафаретные

В. типовые

Г. служебные

6. Отметьте правильные ответы

По юридической силе документы бывают:

А. простые

Б. сложные

В. подлинные

Г. подложные

7. Отметьте правильные ответы

Укажите, как называется служба, осуществляющая документационное обеспечение управления, в зависимости от принадлежности к определенной группе организаций:

А. управление делами

Б. канцелярия

В. бухгалтерия

Г. общий отдел

8. Отметьте правильные ответы

Укажите, какие существуют функции службы ДОУ:

А. оказание юридических услуг

Б. документирование управленческой деятельности

В. организация и выполнение работ по обработке документов

Г. организационные виды работ

9. Отметьте правильные ответы

Укажите существующие потоки документации по отношению к аппарату управления:

А. входящие документы

Б. присылаемые документы

В. исходящие документы

Г. внутренние документы

10. Минимальный размер левого поля документа -

А. 7 мм

Б. 15 мм

В. 20 мм

Г. 10 мм

11. Укажите, какое количество реквизитов устанавливает ГОСТ Р 6.30-2003:

А. 28

Б. 29

В. 30

Г. 31

12. Отметьте правильный ответ

Унифицированная система организационно - распорядительной документации - это

А. совокупность документов, отражающих отчетную деятельность

Б. совокупность документов, отражающих бухгалтерскую деятельность

В. единая система внешнеторговой документации

Г. система документации, устанавливающая требования к составлению и оформлению документов, используемых для решения организационно-распорядительных задач управления

13. Укажите способы оформления реквизитов:

А. угловой способ

Б. центрованный способ

В. флаговый способ

Г. продольный способ

14. Укажите виды бланков, устанавливаемых для организации, структурного подразделения, должностного лица:

А. общий бланк

Б. бланк письма

В. бланк конкретного вида документа

Г. угловой бланк

15. Выберите правильный вариант написания реквизита

А. Генеральный директор л/п Медведев М.А.

Главный бухгалтер л/п Федорова Н.И.

Б. Генеральный директор л/п М.А. Медведев

Главный бухгалтер л/п Н.И. Федорова

В. Главный бухгалтер л/п Н.И. Федорова

Генеральный директор л/п М.А. Медведев

Г. Главный бухгалтер л/п Федорова Н.И.

Генеральный директор л/п Медведев М.А.

16. Охарактеризуйте с точки зрения принадлежности к реквизитам следующий фрагмент:

Руководителям предприятий

Южного административного округа

А. резолюция

Б. адресат

В. виза

Г. отметка об исполнителе

17. Выберите правильный вариант написания реквизита

А. 5.03.2013г.

Б. 5 марта 2013 года

В. 05.03.2013

Г. 05.03.13г.

18. Укажите, какие форматы бумаги находят применение для оформления деловых документов:

А. А0 - 842х1189 мм

Б. А3 - 297х420 мм

В. А4 - 210х297 мм

Г. А5 - 148х210 мм

19. Отметьте правильный ответ

Обязательный элемент оформления официального документа - это

А. формуляр

Б. бланк

В. ссылка

Г. реквизит

20. Укажите, какие форматы бумаги находят применение для оформления бланков документов:

А. А0 - 842х1189 мм

Б. А3 - 297х420 мм

В. А4 - 210х297 мм

Г. А5 - 148х210 мм

6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Федеральные законы

  1. «Об информации, информатизации и защите информации» №24-ФЗ от 20.02.1995.

  2. «Об электронной цифровой подписи» № 1-ФЗ от 10.01.2002.

Нормативные документы

  1. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М.: ВНИИДАД, 1991.

  2. ГОСТ Р 6.30-2003, утв. Постановлением Госстандарта России 03.03.2003 №65-ст. «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

  3. Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30-2003: «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». - М.: ВНИИДАД, 2004.

  4. ГОСТ Р 51141- 98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: Госстандарт России, 1998.

  5. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Утверждена приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 №68.

  6. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения Росархив ВНИИДАД. - М., 2000. - 107 с.

  7. Примерное положение о центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства, ведомства Российской Федерации. Утверждено приказом Росархива от 17.03.1998 г. №19.

  8. Унификация текстов управленческих документов /Методические рекомендации ВНИИДАД. - М., 1998.

  9. Отбор на государственное хранение управленческих документов, образующихся в деятельности негосударственных организаций (новых экономических - хозяйственных структур). Методические рекомендации ВНИИДАД. - М., 1997.

  10. Основные правила работы архивов организаций. Росархив, ВНИИДАД. - М. 2002.

Основная литература

  1. Соколов В.С. Документационное обеспечение управления: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

Дополнительная литература

  1. Андреева В.И. Делопроизводство. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2010.

  2. Кузнецов С.Л. Делопроизводство на компьютере. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2009.

  3. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) М., 2010.

  4. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: Учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009. - 296 с. - (Серия «Высшее образование»).

  5. Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2010. - 288 с. - (Серия «Высшее образование»).

  6. Кирсанова М.В., Анодина Н.Н., Аксенов Ю.М. Деловая переписка: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008. - 92 с. - (Серия «Высшее образование»).

  7. Румынина Л.А. Делопроизводство: Учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования, обучающихся по юридическим специальностям. - М.: Мастерство; Высшая школа, 2008. - 208 с.

  8. Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство. Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. - М.: «Издательство ПРИОР», (издание 7-е, переработанное и дополненное), 2009. - 44 с.

  9. Стенюков М.В., Кузнецова О.А. Составление документов на компьютере. - М.: «Приор», 2009. - 144 с.

  10. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству (издание пятое, переработанное и дополненное). - М.: «ПРИОР», 2009. - 192 с.





© 2010-2022