Задания по музыкальным теоретическим предметам

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задания по музыкальным теоретическим предметамЗадания по музыкальным теоретическим предметам

Введение

Когда ребенок приходит в музыкальную школу, ему предстоит освоить много теоретических знаний, которые он смог бы применить на практике, в процессе обучения игре на каком-либо инструменте. Для преподавателя встает вопрос: как ввести учеников в прекрасный мир звуков, у которого есть свои законы, и чтобы ребенку было интересно и не скучно?

Одним из необходимых условий процесса обучения является разнообразие организационных форм. В своей педагогической деятельности я широко использую собственные учебные задания как на уроках теоретических предметов (сольфеджио), так и на уроках обучения игре на инструменте (скрипка). Формы, в которых представлены задания, различны: раздаточный материал и карточки для практической работы на уроке, различные лото, кроссворды и музыкальная игра «Кто-кто в музыкальном теремочке живет?» для контроля знаний, умений и навыков учащихся. Ниже представлены учебные задания с методическими рекомендациями по их использованию на уроках.











ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1)Комплект нот и нотный стан (раздаточный материал для каждого ученика).

Цель: Усвоение начальных теоретических знаний по сольфеджио.

Задачи: Научить ориентироваться в нотах и правописании нот в пределах 2-х октав; определять устойчивые, неустойчивые и вводные ступени; строить гаммы; основные трезвучия.

Методика применения: Каждому ученику раздается нотный стан и комплект нот. С помощью данного комплекта изучается построение гамм. Каждый учащийся выкладывает на нотном стане ноты в нужном порядке от заданной ноты, потом учиться определять и убирать со стана устойчивые, потом неустойчивые, потом вводные ступени. Далее, определяем из устойчивых ступеней тоническое трезвучие, и каждый выкладывает его на своем нотном стане. Следующее задание: учимся определять тоническое трезвучие от любой тоники. Этот комплект хорош в начальных классах, т.к. экономит время на написание нот в тетрадках, легко можно исправить ошибку, увеличивает объем сделанных заданий во время одного урока, позволяет поработать с каждым учеником.

Задания по музыкальным теоретическим предметам



Задания по музыкальным теоретическим предметам

2) Картинки-карточки для ритмизации слов.

Цель: Развитие чувства ритма.

Задачи: Научить чувствовать метроритмическую пульсацию и оформлять её письменно в виде нот. Подготовка к записи ритмических диктантов.

Методика применения: Данные картинки применяются на начальном этапе обучения для ритмизации слов. Каждому учащемуся дается карточка, можно две. Название увиденного изображения произносится с ударением. Например: на карточке нарисован попугай. Ученик должен сказав это слово, услышать, где длинная нота, а где короткая. Далее, записать в тетрадь ритм этого слова. На начальном этапе можно длинные ноты записывать в виде длинных палочек, а короткие в виде коротких палочекЗадания по музыкальным теоретическим предметам

( ׀׀ǀ) Позже, после прохождения темы «Длительности», ритм слов можно записывать уже нотами.







Задания по музыкальным теоретическим предметам

Задания по музыкальным теоретическим предметам

Задания по музыкальным теоретическим предметам

3) Карточки - ступени.

Цель: Научить знанию правил построения трезвучий и аккордов.

Задачи: Сформировать умение составлять различные трезвучия и аккорды по ступеням.

Методика применения: Каждому ученику раздается комплект с карточками ступеней. Во время урока учащиеся составляют трезвучия и аккорды, предложенные преподавателем, без записи нот, выкладывая на столе последовательность ступеней, входящих в трезвучие или аккорд. Таким образом, повторяются и закрепляются знания и умения построения трезвучий и аккордов. Благодаря карточкам можно увидеть знания и работу каждого ученика. Задания по музыкальным теоретическим предметам





4) Комплект интервальных карточек.

Цель: Научить хорошо ориентироваться в интервальном составе трезвучий и аккордов.

Задачи: Узнать, выучить и закрепить интервальный состав трезвучий и аккордов, предложенных программой.

Методика применения: На уроке раздаются комплекты с карточками, на которых написаны интервалы, из которых можно составить все трезвучия и аккорды, изучаемые по программе. Сначала преподаватель знакомит учащихся с новым аккордом или трезвучием, затем из карточек выкладывается его интервальный состав (трезвучие состоит из 2-х интервалов, аккорд - из 3-х). Перед учащимися лежит интервальная схема нового аккорда, можно провести сравнительный анализ с уже известными аккордами, можно, видя состав, построить от любой ноты, в любой гамме и спеть его. Этот вид работы позволяет экономить время, яркие карточки включают в работу и зрительную память.

Задания по музыкальным теоретическим предметам



ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

1)Карточки-ребусы

Цель: Закрепить знания названий нот.

Задачи: Развить образное мышление, в игровой форме выявить знания названий нот. Научить учащихся самостоятельно находить слова со спрятанными в них названиями нот.

Методика применения: Получая карточки, учащийся должен разгадать ребус, в котором спрятано название ноты. Под рисунком написано название изображенного предмета с пропущенными буквами, на их месте должно быть название ноты, спрятанное в данном слове. Ребятам интересно работать с такими карточками, т.к. это интересно, увлекательно и познавательно, помогает проверить уровень общего развития ребенка. Такой вид работы подходит для применения на начальном этапе обучения. Задания по музыкальным теоретическим предметам









Задания по музыкальным теоретическим предметам2) Карточки интервалов.

Цель: Контроль слухового определения интервалов.

Задачи: Научить определять на слух консонансы и диссонансы, контроль теоретических знаний об интервалах.

Методика применения: Каждый учащийся получает комплект карточек с написанными на них названиями 8-ми интервалов. Изначально необходимо разложить карточки на консонансы и диссонансы. Параллельно все вспоминают необходимое правило об интервалах. Следующий этап - это определение на слух сыгранных преподавателем интервалов. Задача учащихся: после проигрывания каждого интервала молча поднять нужную карточку. В классе тихо, видны знания каждого и скорость ответа. На начальном этапе изучения интервалов, при использовании этих карточек ученики учатся определять интервалы пока без разграничения на малые и большие. Им необходимо уловить слухом величину расстояния между нотами: близко и «грязно» - это секунда, чуть больше и мелодично, имеет ладовую окраску - терция, призывно - кварта и т. д. Задания по музыкальным теоретическим предметам





3) Игра «Кто-кто в теремочке живет?»

Цель: Повысить качество усвоения теоретического материала.

Задачи: Научить быстро определять ноты, длительности, музыкальные знаки и другие теоретические сведения.

Методика применения: Нарисован теремок, рядом с ним котик. В теремке есть окошко, на обратной стороне которого наклеена полоса белой бумаги. В полученное пространство между бумагой и вырезанным окном помещаются карточки с разными теоретическими сведениями. Эта игра применяется в 1-2 классах, где детям еще интересны игры. Учащимся говорится, что в музыкальном теремке живут разные музыкальные знаки, а маленький котик хочет узнать, кто же выглянет к нему в окно. Преподаватель вставляет полоски с изображением музыкальных знаков в окошко и учащиеся должны определить, какой знак «выглянул» в окошко. Ребятам интересно играть в эту игру и отгадывать, какая же картинка к ним выглянет. Кажется проверка знаний, а детям интересно. Ниже представлена картинка и 11 полосок с вопросами.Задания по музыкальным теоретическим предметам

Задания по музыкальным теоретическим предметам

Задания по музыкальным теоретическим предметам

4) Лото.

Лото №1.

Цель: Повысить качество запоминания темы «Паузы».

Задачи: Научить учащихся логически мыслить, проверить знания по теме «Паузы».

Методика применения: Опрос происходит по принципу игры в лото. Каждому раздается основной лист с картинками - вопросами и даются карточки ответы, которые необходимо разложить верно. Задания по музыкальным теоретическим предметам

На рисунке изображены вверху 6 ячеек с вопросами, внизу отдельные карточки с ответами. В своей практике я использую лото на различные темы. Ниже я представлю ещё одно лото №2.

Цель: Научить хорошо ориентироваться в длительностях.

Задачи: Закрепить знания о длительностях, развить творческое мышление и умение логически мыслить.

Методика применения: Способ применения такой же, как и в предыдущем лото. 6 ячеек - вопросы, 6 карточек, расположенных ниже - ответы.

Задания по музыкальным теоретическим предметам

Лото №3, лото №4.

Цель: Повысить качество усвоения теоретического материала.

Задачи: Проконтролировать знания по темам: «Длительности», «Знаки альтерации», «Размер», «Паузы», «Гамма».

Методика применения: Необходимо карточкой с верным ответом закрыть ячейку на листе с вопросами. 8 ячеек на листе - вопросы,8 карточек, расположенных ниже - ответы.

Задания по музыкальным теоретическим предметам

Лото №4

Задания по музыкальным теоретическим предметам

Для контроля теоретических знаний по теме «Интервалы» предлагаю ученикам несколько лото.

Цель: Повысить качество усвоения теоретических знаний и умений по теме «Интервалы».

Задачи: Закрепить знания о количественной и качественной величинах интервалов.

Методика применения: Задания выполняются аналогично предыдущим.

Задания по музыкальным теоретическим предметам

6 ячеек на листе -вопросы, ниже предложены 6 карточек с ответами. Необходимо выбрать правильный ответ.









Задания по музыкальным теоретическим предметам

Задания по музыкальным теоретическим предметам

Задания по музыкальным теоретическим предметам

Задания по музыкальным теоретическим предметам

5) Лото и карточки аккордов и трезвучий.

Цель: Улучшить знания теории и слуховое восприятие аккордов и трезвучий.

Задачи: Закрепить знания, навыки и умения по построению и определению на слух аккордов и трезвучий.

Методика применения: Если проводить опрос теоретических знаний, тогда к этим карточкам нужны еще карточки - ступени. Необходимо карточкой со ступенью закрыть тот аккорд или трезвучие, которое строится на данной ступени. Другой вид работы с этими карточками состоит в том, что при проигрывании трезвучий или аккордов учащийся поднимает нужную карточку с изображением названия звучащего аккорда.

Задания по музыкальным теоретическим предметам

Задания по музыкальным теоретическим предметам

6) Кроссворды.

Тема «Интервалы».

Цель: Повысить интерес учащихся к теоретическим предметам.

Задачи: Проверить знания по теме «Интервалы».

Методика применения: Каждому учащемуся раздаются листы с кроссвордом и вопросами. Дается время на заполнение кроссворда.

Задания по музыкальным теоретическим предметам

Горизонталь: Вертикаль:

1 Сколько тонов содержится в б.2 1 Какой интервал состоит из 8 ступеней

2 В каком интервале 4 ступени 2 Сколько тонов в б.3

3 Сколько ступеней в терции 3 Какой интервал состоит из 3 ступеней

4 Какой интервал состоит из 6 ступ. 4 В каком интервале 5 ступеней

5 Какой интервал содержит 3,5 тона 5 Какой интервал состоит из 7 ступеней

6 Сколько тонов содержит м.3 6 Какой интервал содержит 2, 5 тона

7 Сколько ступеней в чистой октаве 7 Сколько тонов в ч.8

8 Сколько тонов содержит м.6 8 Сколько ступеней в септиме

9 Продолжите: «чистая……»

10 Какой интервал состоит из 2-х ступ.

Обобщающий кроссворд (6 кл).

Цель: Обобщить знания теоретического материала.

Задачи: Разнообразить виды контрольных заданий, научить умению обобщать пройденный материал, проверить знания теоретического материала разной сложности.

Методика применения: Работать с данным заданием так же как и с любым кроссвордом.

Задания по музыкальным теоретическим предметам

По вертикали:

1 Построение, выражающее относительно законченную мысль.

2 Греческий танец.

3 Непрерывное повторение одной мелодии разными голосами.

4 Организованная последовательность звуков.

5 Письменная запись звуков.

6 Название септаккорда VII ступени.

7 Один из танцев, входящий в сюиту.

8 Перенесение произведения из одной тональности в другую.

9 Знак молчания.

10 Чередование сильных и слабых долей.

11 Периодичное повторение ударений.

По горизонтали:

1Основные крупные части периода.

2 Повторение мелодического оборота на другой высоте.

3 Интервал, содержащий 3 тона.

4 Интервал.

5 Интервал, содержащий 3 тона.

6 Главный, устойчивый звук лада.

7 Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков между собой.

8 Одна из главных ступеней лада.

9 Интервал.

10 Название последней части симфонии.

11 Окраска звука.







ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...1

Задания для практической работы на уроке……………………………...……..2

Задания для контроля знаний, умений и навыков……………………………..10





© 2010-2022