• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогический проект на тему: «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект на тему: «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

"Описание материала: "Представленный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. "Проект разделён на 2 блока: первый блок раскрывает необходимость развития у детей дошкольного возраста знаний об искусстве, его видах, особенностях, средствах, даётся понятие о том, что такое искусство. "Далее представлена цель проекта и задачи, влияющие на развитие речи средствами ознакомления с нетрадиционной техникой рисования. "Во втором блоке представлен перспективный план реализации проекта, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ ЦРР «Карагайский детский сад №4»










Педагогический проект на тему:

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста».









Выполнила:

Волегова Елена Сергеевна,

воспитатель










Карагай 2012-2013 уч.г.


Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство - одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе- это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве- линии и краски, в музыке - звуки, в танце- движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, ранее неведомые.

Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.

Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержание и средств выразительности (Л.С.Выгодский, А.В. Запорожец, П.М. Теплов и др.).

Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события.

Т.Г. Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического восприятия. Развитие речи детей на материале произведении живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведении повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.

Цель данных разработок: развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционной техникой рисования.

Задачи:

- развивать умение высказываться связно и образно на тему произведении живописи;

- учить детей составлять рассказ по картине, объяснять выбранный художественный колорит, настроение автора и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением.

- формировать элементарных представлении о структуре текста (начало, середина, конец);

- обучать соединению предложений разными способами связи;

- развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;

- учить построению высказывании разных типов - описаний, повествований рассуждении;

- обогащать слова;

- закреплять изобразительные навыки детей;

Предлагаемый комплексный систематизированный материал призван способствовать развитию связной речи детей посредством приобщения детей к изобразительному искусству.

Использование занимательных игр, интересного дидактического материала как демонстрационного, так и раздаточного характера, создание игровых ситуации помогает избежать утомляемости и повышает интерес к занятиям. Это является необходимым условием для эффективной коррекционной работы по данной проблеме.

Данный материал предполагает целостное воздействие на личность через восприятие искусства и действительности и строятся на следующих принципах:

- занятия способствуют общекультурному развитию детей;

- занятия развивают в детях способность воспринимать искусство;

- для приобщения детей к искусству необходима комплексная система работы;

- занятия должны актуализировать включение регионального компонента художественного образования;

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В.Смагина, О.В.Недорезова, В.Н.Волчкова, В.Н.Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения. Такие как техника по сырому; контурная живопись палочками; восковая живопись; пластилиновое рисование; техника завитка, клубочка, спиральки; монотипия; рисование по крупе, по дереву; «ладонь помощница»- натуральный трафарет ; кляксография; рисование по точкам;

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка( использование предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно- образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движении, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисточки или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

В процессе такой работы по мере тренировки движении рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционных техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формировать активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ними и так далее.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведений традиционных занятий по изобразительной деятельности), а также создавать психофизиологическую базу для развития речи.

Перспективный план по нетрадиционной технике рисования на 2012-2013 учебный год в старшей группе.

п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Задачи

1

2

3

4

сентябрь

1

Ваза для цветов

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма- новый образ».

Закрепить умения составлять простые узоры, используя технику «старая форма - новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции.

2

бабочки

монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

октябрь

3

листопад

теснение

Познакомить с техникой теснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

4

Осенние листья

тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать из на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции.


ноябрь

5

кошечка

Тычёк жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.

6

снежок

Монотипия. Рисование пальчиками

Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

декабрь

7

фантазии

Кляксография, «знакомая форма- новый образ»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма- новое содержание». Развивать воображение.

8

вечер

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно- белогогратажа. Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.



январь

9

Любимый узор

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры(полоска, клетка).

10

Волшебный цветок

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы с пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

февраль

11

Подводное царство

Рисование ладошкой, восковые мелки +акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике мелки + акварель, отпечатки ладошек. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

12

Ваза с ветками

Оттиск печатками

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

март

13

Подарок маме

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображении.

14

натюрморт

Восковые мелки + акварель

Продолжать учить составлять натюрморт определять форму,величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели

апрель

15

фантазия

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

16

Наш сад

тиснение

Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных размеров и видов. Закрепить умения вырезать листья и наклеивать на общую работу.

май

17

одуванчики

Восковые мелки + акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно

18

Украшение фартука

Совершенствовать умения выбирать и рисовать предмет, украшать его

Используемая литература:


  1. Казакова Р.Г ., Сайганова Т.И ., Седова Е.М., Смагина Т.В., Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование / под ред. Казаковой Р.Г. - ТЦ Сфера, 2005-128с. (Серия « вместе с детьми»).

  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: 3-7 лет - М.: Мозайка- Синтез, 2002.-272с.

  3. Жукова Н.С., Матюкова Е.М., Филичева Т.Б. логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда.- Екатеринбург: АРД, 1998.- 165с. (учимся играя)

  4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., дети общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно- методическое пособие. М.: Гном- пресс, 1999-89с. (коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях).

  5. Аверьянова А. изобразительная деятельность в детском саду. -М.: Мозайка-синтез , 2001.- 56с.

  6. Григорьева Г.Г. развитие дошкольника в изобразительной деятельности- М., 2001.- 123с.

  7. Комарова Т. Изобразительная деятельности детей в детском саду. - М ., 2006.-73с.


© 2010-2022