- Преподавателю
- Другое
- Образовательная программа «Чудеса из бисера»
Образовательная программа «Чудеса из бисера»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пирожка М.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Образовательная программа «Чудеса из бисера» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.
Бисер - материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту, и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.
Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству, истории и традициям. Использование бисера положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитии мелких мышц кисти, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания).
Цель программы:
является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.
Задачи:
-
искусство плетения из бисера;
-
воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, усидчивость, внимание;
-
развивать трудовые навыки, умение доводить дело до конца;
-
формирование дружного сплоченного коллектива;
-
развитие творческой и трудовой активности детей и их стремление к самостоятельной деятельности.
Основные принципы работы:
-
культура сообразности
-
единство обучения и воспитания
-
сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников
-
общедоступность
-
преемственность
-
дифференциации и индивидуализации
-
свобода выбора
-
успешность
Методы работы
-
практический
-
наглядный
-
практические занятия
-
работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий
-
рассказ, беседа, дискуссия
Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками бисероплетения на высоком качественном уровне с учетом возраста детей
Формы организации занятия
Основной формой обучения является учебное занятие.
Во время обучения дети знакомятся с различными видами бисероплетения, с историей возникновения искусства плетения из бисера, получают знания о бисере как материале, его разновидностях, свойствах (классификация бисера), изучают основы цветоведения и композиции, учатся гармонично сочетать цвета.
Занятия по бисероплетению развивают внимание, зрительное и тактильное восприятие, усидчивость, трудолюбие.
В течение учебного года проводятся выставки: тематические, итоговые, также участвуют в выставках районного и областного масштаба.
Прогнозируемый результат
Знания:
-
Понятие гармоничное сочетание цветов;
-
Основные понятия в плетении на проволочной основе (объёмное, дуговое плетение) и на нитяной основе (ажурное плетение с вышивкой, объёмное, косое плетение);
-
Правила работы с рамкой;
Умения:
-
Владеть основными приёмами работы на проволочной и нитяной основе, используя элементы комбинирования;
-
Контролировать качество выполняемого изделия;
-
Устранение возможных дефектов в работе - самостоятельно;
-
Свободно пользоваться описаниями и схемами по бисероплетению, предложенными педагогом.
Контроль над результатами обучения в течение 3х учебных лет осуществляется посредством: наблюдения, подведения итогов занятия (анализа готового изделия или этапа работы при его изготовлении), выполнение практических заданий различных уровней, коллективной творческой деятельности, выставок.
Учебно-тематическое планирование
(1 год обучения)
№
Наименование разделов
Количество
часов
Всего
Теория
Практика
1.
Подбор обучающихся в кружок «Чудеса из бисера».
8
8
2.
Введение
4
4
---
3.
Приемы низания
18
---
18
4.
Поделки из бисера
20
---
20
5
Мозаика бисерных фантазий
94
94
Всего:
144
4
140
Содержание программы (первый год обучения)
1. Подбор обучающихся в кружок «Чудеса из бисера».
Подбор обучающихся в кружок «Чудеса из бисера». Сбор заявлений, данных, Формирование группы.
2. Введение
Теория.
Знакомство с детьми. Бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства. Режим работы. План занятий, демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы, Правила техники безопасности, ПДД, ПППБ, правила поведения в объединении.
Игры на знакомство: «Снежный ком»
Практика.
Освоение изученных приёмов, упражнения по выполнению параллельного и спаренного плетения. Крепление застёжки, закрепление нити.
3. Приемы низания
Освоение приёмов бисероплетения на нитяной основе. Анализ моделей, прорисовка схем. Упражнения по выполнению различных цепочек. Отработка навыков плетения. Крепление застёжки к изделию. Закрепление и наращивание нити.
Примерное ажурное плетение, цепочки с ровными краями, цепочка в полтора ромба («восьмерка»).
4. Поделки из бисера
Практика.
Параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование техник. Объёмные и плоские игрушки из бисера. Подбор материала. Цветовое и композиционное решение.
Плетение объёмных и плоских игрушек по схемам, выполнение элементов растений, сборка, крепление изделий.
Примерные темы для занятий:
Плоские фигурки животных. «Стрекоза», «Змейка», и др.
Объемные фигурки животных. «Змейка», «Крокодил» и др.
5.Мозаика бисерных фантазий
Выкладывать бисерную мозаику, или просто насыпать бисер на мазаную клеем поверхность и распределить его (насыпная техника). В качестве основы использует готовые репродукции, оттенки бисера подбираются в соответствии с оригиналом.
«Просторы моей страны», « Зимняя сказка», «Национальный колорит» (посуда) ,«Мая природа», «Дом, в котором я живу» ,«День Победы», «Счастливое детство».
Учебно-тематическое планирование
(2 год обучения)
№
Наименование разделов
Количество
часов
Всего
Теория
Практика
1.
Подбор обучающихся в кружок «Чудеса из бисера».
12
12
2.
Введение
6
6
---
3.
Поделки из бисера
36
36
4.
Мозаика
148
148
5.
Панно
14
14
Всего:
216
18
198
Содержание программы (второй год обучения)
1. Подбор обучающихся в кружок «Чудеса из бисера».
Подбор обучающихся в кружок «Чудеса из бисера». Сбор данных, Формирование группы.
2. Введение
Теория.
Знакомство с тематикой занятий на учебный год. Режим работы. План занятий, демонстрация изделий. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, правила поведения в объединении. Игры на коммуникабельность.
.
3. Плетение на леске и проволоки
Практика.
Плетение объёмных игрушек, сувениров, браслетов с именем и «Чехол на телефон» по схемам, выполнение элементов, сборка, крепление изделий.
4. Мозаика
Практика.
Выкладывать бисерную мозаику, или просто насыпать бисер на мазаную клеем поверхность и распределить его (насыпная техника). В качестве основы использует готовые репродукции, оттенки бисера подбираются в соответствии с оригиналом. «Мой Боровской», «Астана» , « Символ нового года», «Байтерек», «Хан шатыр», Национальный колорит (Казахские батыры), Подарки для мамы и тд
5.Панно
Практика.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Сборка и оформление изделий
Подведение итогов. Выставка.
Учебно-тематическое планирование
(3 год обучения)
№
Наименование разделов
Количество
часов
Всего
Теория
Практика
1.
Подбор обучающихся в кружок «Чудеса из бисера».
12
12
2.
Введение
6
6
3.
Юрта
42
42
4.
Мозаика
78
78
5.
Сувениры, подарки
36
36
6.
Деревья
42
42
Всего:
216
18
198
Содержание программы (третий год обучения)
1. Подбор обучающихся в кружок «Чудеса из бисера».
Подбор обучающихся в кружок «Чудеса из бисера». Сбор данных, Формирование группы.
2. Введение
Теория.
Знакомство с тематикой занятий на учебный год. Режим работы. План занятий, демонстрация изделий. Проведение теоретических вопросов на бисероплетения (композиция и орнамент, основы цветоведения).. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности, правила поведения в объединении.
3. Юрта
Практика.
Оплетение бисером каркас юрты в технике параллельного кручение
произвольные орнаменты
Оплетение изделия трапециевидной формы по подготовленной схеме; соединение выплетенных граней с дополнительными бисеринами. соединение нити, лески; декоративное оформление ,
4. Мозаика
Практика.
Выкладывать бисерную мозаику, или просто насыпать бисер на мазаную клеем поверхность и распределить его (насыпная техника). В качестве основы использует готовые репродукции, оттенки бисера подбираются в соответствии с оригиналом. «Мой Казахстан» «Национальный колорит» «Животные нашего края»
«Природа родного края»
5. Сувениры, подарки.
Практика.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок, цветов . Сборка изделий. Подготовка основной декоративной поделки, сувениров подарков к празднику, такие как цветы, брошки , шкатулки.
6. Деревья
Практика.
Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления берёзы : параллельное, петельное низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление дерева к основе .
Литература
1.Бобита М. Рукоделие. - Харьков, 1997.
2.Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль, 2000.
3.Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. - Ростов н/Д.,2001.
4.Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. - М.,1999