Доклад Коммуникативная культура педагога как показатель его профессионализма

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммуникативная культура педагога как показатель его профессионализма

(Компетентностный подход)


Человеческое общество немыслимо вне общения. Это необходимое условие бытия людей. Без общения невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы полноценно жить, люди должны взаимодействовать.

21 век - время глобальной коммуникации. С одной стороны, уже ставшие привычными на сегодняшний день системы связи (сотовая связь, Интернет) расширили сферу общения до планетарного уровня. С другой - заставили по-новому посмотреть на неотъемлемую составляющую общения - коммуникативную культуру.

Человек начинает овладевать навыками общения с малых лет, однако не все, повзрослев, в достаточной мере умеют общаться. Причины этого вполне известны: от индивидуально-психологических до социально-общественных.

Важную роль в формировании навыков общения играет школа, где ребенок не только получает знания, но и учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Новые реалии времени повлекли за собой существенные изменения в сфере образования: расширили профессиональные функции учителя и увеличили сложность педагогической деятельности ("репертуар" поведения учителя дополняется теперь выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др.). Вместе с этим возрастают требования к коммуникативной культуре педагога.

Коммуникативная культура педагога - это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.

Социальная значимость коммуникативной культуры заключается в создании благоприятной психологической атмосферы во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса

Личная значимость - в обретении уверенности в себе, удовлетворении от общения с воспитанниками, чувстве комфорта в избранной сфере деятельности.

Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?

В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.

Портрет педагога, обладающего высоким уровнем коммуникативной культуры

Качества личности:

справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность, интеллигентность.

Владение ключевыми компетенциями:

  1. Социально-психологическими:

Умеет располагать к общению, производить благоприятное впечатление, рефлексировать, слушать, проявлять эмпатию, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого учащегося, прогнозировать развитие межличностных отношений, использовать психологические средства - вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - внушения, убеждения, идентификации и т. д.

  1. Нравственно-эстетическими:

Умеет строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

  1. Эстетическими:

Артистичен, гармонизирует внутренние и внешние личностные проявления, приобщает подростков к высокой культуре коммуникации, активизирует их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.

  1. Технологическими:

Грамотно использует учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирает оптимальный стиль руководства общением, органически сочетает коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивает его воспитательную эффективность.

Показателем коммуникативной культуры педагога является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебном заведении в целом.

Каждый из нас имеет возможность соотнести уровень своей коммуникативной культуры с эталонной и определить, насколько он близок к идеалу:(картинка - сизиф)

А где я?( На какой ступени нахожусь?) Кто в этом виноват? Что делать?

Кто виноват?

Факторы, снижающие коммуникативную культуру учителя

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительные проблемы, связанные с коммуникативной культурой учителя, обусловлены деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Один из ключевых факторов - подмена личностных отношений формальными.

Анатолий Викторович Осницкий, кандидат психологических наук, доцент, психотерапевт, на всероссийской видеоконференции «Коммуникативные перегрузки в труде школьного учителя, как фактор его эмоционального выгорания» 12 октября 2011 года раскрыл причины возникновения психологических масок. С его слов, маска возникает, когда есть ограничения:

- функциональные (учитель должен войти в класс безупречным, забыв о личных переживаниях и проблемах);

- конвенциальные (что принято в обществе, а что - нет, например, учителю нельзя обсуждать с учениками своих коллег, в то же время неразумно авторитарно запретить ученикам поднимать подобные темы);

- насильственные (часто, когда учитель приходит к начальству с личностным, а ответ получает формальный, т.к. директор тоже в психологической маске);

- эмоциональные (есть любовь с первого взгляда, но есть и ненависть с первого взгляда; неосознание эмоциональной неприязни приведет к конфликту).

Маска может заменить учителю лицо, его профессиональное мастерство будет расти, а личностное, эмоциональное «выгорает».

Другой фактор - низкая эмоциональная саморегуляция Исследования ученых выявили, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке. Психологические нагрузки приводят к развитию у учителей профессионального стресса. Санкт-Петербургским научно-исследовательским центром интегрально-синергетической психотерапии, директором которого является А.В. Осницкий, было проведено исследование эмоционального здоровья учителей. Результаты неутешительны: эмоционально здоровы оказались учителя со стажем до пяти лет, у всех учителей с большим стажем отмечаются личностные, эмоциональные проблемы.

Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога: раздражительности, тревожности, пессимизма, что, в свою очередь, негативно влияет на здоровье, на коммуникативную культуру и, как следствие, на весь учебно-воспитательный процесс.

Что делать?

Проблема должна решаться как в личностном, так и в социальном планах.

Чтобы избежать личностных проблем, учителю необходимо:

1. Иметь установку, осознание потребности в саморазвитии. «Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть», - сказал Томас Манн

2. Быть если не психологом, то хотя бы хорошим диагностом.

3. Учиться жить в роли учителя.

4. Знать основы психопатологии;

5. Знать и применять приемы коммуникации.

Советы конфликтологов

1.Замечание «от принца» к «принцу». Делать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону.

Вот схема трехэтапного замечания:

-Сначала- не осуждающее описывание того, что не нравится учителю («когда я вижу, как ты вертишься…)

-Затем - описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)

-Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).

2 Технология предупреждения и разрешения конфликтов.

Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу».

Например, о критериях отметок или правил взаимодействия на уроке. Можно повесить на стене плакат-договор с положениями, которые обсуждать на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате), и впоследствии учителю остается только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся нужно дать время для обдумывания .

На этом же первом уроке можно обсуждать положения правил. И если выясняется, что дети не всегда принимают факты, мнения и выводы, что может вести к конфликтам. Это можно сделать на классном часе, или в рамках элективного курса.

Примерные правила общения в кабинете

1. Когда говорю я - все слушают и стараются понять меня.

2. Когда говорит другой - я слушаю и стараюсь понять его.

3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.

4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

5. Я сам - и вместе со всеми.

Если конфликт все-таки возник, нужно конструктивно разрешить его, используя специальный алгоритм.

Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсужденный, будет висеть у учащихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.

1.Определяем проблему.

2.Вырабатываем несколько возможных решений.

3.Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4.Выбираем лучшее.

5.Организуем выполнение.

6.Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

3.Разделять проблемы ученика и учителя

Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема - Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе - кому в этой ситуации реально плохо. Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений, но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя.

Решение проблем учителя:

-Работать с учеником (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»).

-Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).

-Работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается)

-Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что это проблема ученика.

Тогда учитель должен использовать другой набор педагогических действий:

-Эффективное слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ребенка на высказывания, самоанализ);

-Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);

-«Я - позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ребенка)

- Учить детей искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

Самовоспитание коммуникативной культуры каждым учителем в отдельности еще не решает проблему повышения коммуникативной культуры всего педагогического коллектива. В одном коллективе оказываются люди с различными установками, неодинаковым стилем общения с детьми и коллегами. Повышение коммуникативной культуры в коллективе зависит:

  1. От этики руководства. Педагогическая функция руководителя - обучать, способствовать передаче ценного опыта, вовремя поддерживать инициативу. Контрольная - не столько в критике недостатков, сколько в своевременной помощи, поддержке прогрессивных начинаний. Отступление от правил продуктивной коммуникативной деятельности становится причиной дискомфорта, а то и конфликтов.

  2. От этики взаимоотношений между сотрудниками. П.Л.Капица утверждал: «Без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются, любой творческий работник интенсивно и смело работать не может».

Таким образом, коммуникативная культура педагога - один из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения с учениками, их родителями, коллегами. Профессия обязывает педагога быть коммуникативно грамотным и помнить, что не только он « строит свой собственный мир, но и… другие строят его. Вы счастливы, когда Вас понимают. Не забывайте, что и другие имеют право на это». (Барбель и Хайнц Швальбе «Личность, карьера, успех»)


© 2010-2022