• Преподавателю
  • Другое
  • Научная статья в соавторстве, с исследователем. , научным работником Азановым Б. К. и академиком. , проф. , д. э. н. Сабденом О. С. на темуНАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОЮЗА - ЕАЭС: РОССИЙСКО-КАЗАХСКИЙ ВЗГЛЯД

Научная статья в соавторстве, с исследователем. , научным работником Азановым Б. К. и академиком. , проф. , д. э. н. Сабденом О. С. на темуНАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОЮЗА - ЕАЭС: РОССИЙСКО-КАЗАХСКИЙ ВЗГЛЯД

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

УДК 339.9

УДК 341.21

Азанов Берик Куралбаевич.

Аспирант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, исследователь в области международного права, экономики и международных отношений,

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург,

Сабден Оразалы Сабденович.

Руководитель центра индустриализации,

конкурентоспособности и бизнеса

(Институт экономики Министерства образования

и науки РК (при академии наук РК)

Президент Союза ученых Казахстана

д.э.н., профессор, академик НИА РК, лауреат государственной премии

Республика Казахстан (Казахская Республика) г.Алматы.

Алдабергенова Жулдызай Муратовна.

педагог государственной школы-лицея №7

с русским языком обучения им.Н.А. Марабаева.,

Республика Казахстан (Казахская Республика) г. Актау


НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОЮЗА - ЕАЭС: РОССИЙСКО-КАЗАХСКИЙ ВЗГЛЯД


Аннотация. В научной статье приведены теоретические предпосылки по обоснованию интеграционных процессов, проводиться научный анализ и характеристика проблем при строительстве Союза. Показаны Макроэкономические показатели.

Ключевые слова: Международная экономическая интеграция, строительство Союза, евразийский экономический союз, теоретическое осмысление феномена интеграции, Российско - Казахско - Белорусский Таможенный союз.

Введение ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

Международная экономическая интеграция является одним из наиболее распространенных и одновременно - одним из наиболее противоречивых феноменов современной мировой экономики. Сравнительно новое, по историческим меркам, это явление (сам термин «интеграция» появился не ранее 1942 г.1) обусловлено проявлением нарастающей взаимосвязанности и взаимозависимости различных стран, как в экономическом, так и в политическом отношении [3]. При этом теоретическое осмысление феномена экономической интеграции, с одной стороны, происходило параллельно с его становлением, а с другой - в значительной степени определяло вектор развития интеграционных процессов в силу их управляемости и рукотворности. Специфической особенностью проработки теоретических основ международной экономической интеграции с самого начала являлось различие исследователей во взглядах не только на механизмы и характеристики данного феномена, но в целом на его сущность. Изменения в оценке субстантивных моментов интеграции были обусловлены как естественной эволюцией подходов, так и базовыми экономическими парадигмами, в рамках которых проводились те или иные научные изыскания[3]. Принципиальная «нестыковка» различных подходов и, соответственно, представлений о природе экономической интеграции и в настоящее время характерна для исследований в данной сфере, однако накопленный теоретический багаж все же позволяет сформировать более или менее целостное видение интеграционных процессов как важнейшей характеристикой современной мировой экономики.

1.Теоретические предпосылки по обоснованию Евразийской интеграции

На Межгосударственном совете ЕврАзЭс в 2006 году было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе трёх государств, готовых к этому - Беларуси, России и Казахстана. ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

6 октября 2007 г. на саммите ЕврАзЭС в таджикистанском Душанбе была принята концепция российско - казахско - белорусского таможенного союза. План действий по формированию союза был рассчитан на три года. Было принято решение о формировании комиссии Таможенного союза - наднационального органа.

С 1 июля 2010 г. Таможенный союз (ТС) начал в полной мере функционировать. Базовые соглашения вступили в свою законную силу 1 января. В ноябре 2011 г, казахский, российский и белорусский президенты констатировали об успешном образовании ТС и заявили о переходе к следующему уровню Союза ─ Единому экономическому пространству. В Москве были достигнуты договоренности о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства и Таможенного союза, а в декабре 2011 года комиссия Таможенного союза была реорганизована, функции были переданы новому наднациональному органу ─ Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая начала свою деятельность 2 января 2012 года. Комиссия в своем роде аналогична европейской комиссии. В рамках ведущей «тройки» (Россия, Казахстан, Беларусь) различия невелики; технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки персонала являются основой расширения взаимного обмена между странами [4].

От всех таможенных из третих стран поступлении в общий бюджет союза на долю России выпадает 87%. Уже видны плюсы это объединения для Россий. Таможенный союз удовлетворил все ожидания. Совокупный ВВП трех стран составляет почти $2 трлн., промышленный потенциал оценивается в $600 млрд., объем выпуска продукции сельского хозяйства - порядка $112 млрд., а общий потребительский рынок - 170 млн. человек [1]. Только в первом полугодии 2011 года на треть вырос общий ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

товарооборот трех стран. По итогам года он достиг выше уровня $100 млрд, что на порядок больше номинальных ожидании. Причем наиболее быстро растут объемы приграничной торговли между Россией и Казахстаном - более чем на 40%. Российский Экспорт в Казахстан вырос более чем 100%. Отменены ограничения на перемещение внутри единой таможенной территории иностранной валюты. Это же произошло для товаропроизводителей Беларуси и Казахстана. Только по данным за август 2011 года, доля Российского импорта в союзные республики за год поднялась с 39 до 42,9%. В абсолютном же выражении ввоз российских товаров за первое полугодие в Казахстан составил $7 млрд. 133,4 млн. Сальдо торговли сложилось плюс $3 млрд. 51,9 млн. В Торговле с партнерами по Таможенному союзу в январе 2012 года вновь сложился привычный «плюс», по предварительным исследованиям со статистиками, определено, что импорт в Казахскую Республику (по сравнению с тем же месяцем прошлого года), из России и Беларуси увеличился на 24,1% до $988,0 млн [1]. Поставки товаров из Российской Федерации в Казахскую Республику увеличились в годовом выражении на 22,5%, до $951,0 млн [1]. Как нетрудно подсчитать, эффективное сальдо в торговле с Казахстаном сложилось по итогам первого месяца текущего года - плюс $467,6 млн. Беларусь - плюс $32,9 млн., как видно по расчетам наиболее показательны для Российского государства торгово-экономические отношения с Казахстаном [1].

2. Анализ и характеристика преимуществ и недостатков

При строительстве Евразийского экономического союза, который критически необходимым трем государствам, рождаются то и дело, разные доводы и сплетни не имеющих никаких оснований. Не «далекие люди» не понимая сути и принципа Союзного строительства заявляют что, все затраты лежат на Российской стороне, и Российская Федерация принимает на себя дополнительные финансовые и иные нагрузки, но это далеко не ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

так. В 2010 году на очередном заседании президентов трех государств в г.Санкт-Петербург, подготовили важный документ «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» согласно которому граждане трех стран имеют равные права на территориях сторон при поступлении на работу, имеют право работать на территории ТС и ЕЭП, без квот по трудовому договору и без получения разрешения на работу, закреплены социальные гарантии для данных лиц, привлекаются работодателем без учета ограничений по защите национального рынка труда, т.е. на них не распространяются квоты установленные правительством по привлечению иностранной рабочей силы. Данное соглашение вступило в свою законную силу 01 января 2012 года, с переходом на более глубокую степень интеграции ─ Единому экономическому пространству, сьё событие стало важным дополнением интеграционным процессам. Обеспечение прав каждого человека на достойную жизнь в едином евразийском пространстве, создание возможностей для самореализации - это основа стабильности Евразийского союза государств.

Это достижение в настоящее время необоснованно критикуется некоторыми людьми. Что Россия станет, и является центром притяжения трудовых мигрантов включая Казахстан и Беларусь. Однако потока казахских трудовых мигрантов не наблюдается. В основном в Россию из казахского государства едут высококвалифицированные кадры: инженеры, юристы, экономисты, не уступающие по своей квалификации и уровню компетентности российским специалистам. Следует отметить, что граждане Казахстана в совершенстве владеют русским языком, и передвигаются в рамках единого экономического и социального пространства. Отмечается трудовая миграция россиян в приграничные казахские области. Официальная заработная плата в Казахстане за 2012 год имел показатель в 1100 долларов. ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

Удельный вес прибывших из Казахстана в Россию в общем количестве всех при бывших в Россию из стран СНГ существенно уменьшился. В то же время доля прибывших из России в Казахстан в общем количестве всех прибывших из других государств, наоборот, увеличилась. [8, С 30]. Уровень безработицы в Казахской Республике по состоянию на сентябрь 2013 составляет 5,2 % [9]. Что гораздо ниже среднеевропейских показателей. Нельзя забывать, что, кроме тактики, сиюминутных частных интересов, есть вопросы стратегий, и они должны быть ориентированы на перспективу. Если государственные служащие и рядовые граждане будут узко мыслить, то и развитие экономики, социальной базы и всех других областей будут узкими.

В Казахском государстве, также работают трудовые мигранты из республик Средней Азии. Граждане Казахстана не являются трудовыми мигрантами в РФ по вышеизложенным обстоятельствам. Условиях экономического Союза преобладают взаимные инвестиций между Российской Федерацией и Казахстаном.

За период с 2000 по 2011 гг. наблюдался рост инвестиций из Казахстана в Россию. Так, инвестиции из Казахстана в российскую экономику увеличились за рассматриваемый период в 427.7 раза [8, С 28-30]. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что инвестиции из Казахстана в российскую экономику всегда были больше, чем из России в казахскую экономику. По данным Росстата, в 2011 году российские инвестиции в Казахстан составили $1 млрд. 926 млн., а казахские инвестиции Россию - $2 млрд. 409 млн. Инвестиции из Казахстана в российскую экономику устойчиво превышают по годам инвестиции из России в казахскую экономику. В казахских инвестициях в российскую экономику доминируют товарные кредиты, направленные на осуществление экспорта товаров через территорию РФ в третьи страны. [8, С 28-30]. Мы глубоко убеждены, что в интересах наших народов важно ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

преодолеть возникшие препятствия и идти дальше, выбирая форму союзного строительства исходя из очевидных потребностей государств. Наш союз должен быть исключительно равноправным, взаимовыгодным, понятным, справедливым и прозрачным, считаем жизненно важным и исторически необходимым для наших народов и государств.

Много кривотолков, какая страна будет доминировать в надгосударственном управлении Евразийского экономического союза, считая, что это роль отведена России, что все решения будут фактически приниматься российской стороной, однако это глубокое заблуждение. «Слепые» люди в научном и политическом сообществе порой подкидывают всякое жаренное, и наоборот этот вопрос беспокоит и национальных элит, но в обратном ключе (сохранение политического суверенитета и др). Евразийский Союз - это коллективный орган и доминирование какой либо страны участника, противоречить международному праву и евразийским соглашениям. Все решения принимаются на коллегиальной основе и на взаимном согласии. При этом определенные экономические полномочия союзные государства добровольно будут передавать наднациональному органу, как это делается, в Европейском союзе. Все вопросы отведенные общему органу будут решаться на основе консенсуса. Для окончательного решения будет требоваться согласие всех трех государств. Сегодня наблюдаются трудности доступа продукций товаропроизводителей стран-участниц Таможенного союза, на рынки друг друга. Зачастую стороны используют различные нетарифные технические барьеры, меры по сертификации, лицензированию, квотированию, что является сдерживающим фактором в активизации торгово-экономического сотрудничества, углублении взаимодействия бизнес-структур. В экономическом союзе Стороны сталкиваются со сложностями, противоречащими с базовыми соглашениями Единого экономического пространства это изъятия и ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

ограничения по определенным отраслям экономики. Такие барьеры должны устраняться Евразийской комиссией (ЕЭК). Национальные правительства, не должны решать вопросы переданных наднациональному органу, и должны блокироваться ЕЭК, в случае не возможности решения вопроса переговорными путями, то такие дела необходимо передать на рассмотрение Суда ЕврАзЭС.

Рекомендуется полностью использовать потенциал единого судебного органа, для обеспечения единообразного понимания международных договоров в рамках экономического союза, а также наличия правовых средств для разрешения споров, которые могут возникнуть при их применении. Суд ЕврАзЭС начал свою деятельность 1 января 2012 года, одновременно с Единым экономическим пространством. Решение о создании судебного органа евразийской интеграции было вызвано намерением государств создать сбалансированную институциональную архитектуру интеграции на пространстве Евразии с учетом известных преимуществ системы сдержек и противовесов.

3. Обсуждение существующих проблем и успехов главами Единого экономического пространства.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств 24 октября 2013 года в Минске, руководители Единого экономического пространства договорились, что будут сняты все остающиеся барьеры на пути свободного обмена товарами, услугами, капиталом, технологиями и рабочей силой.

Глава Российского государства В.В. Путин пояснил: «Мы наметили новые ориентиры развития евразийской экономической интеграции, подтвердили стратегический курс на наращивание промышленной кооперации, торговых и инвестиционных связей» «У нас есть общее понимание, что Союз должен проводить сбалансированную макроэкономическую и бюджетную политику. Планируем также более плотно координироваться в вопросах занятости и развития инфраструктуры, включая создание евразийских транспортных и ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

энергетических сетей». «Большое внимание страны «тройки» уделяют вопросам создания общего рынка высокотехнологичной продукции, улучшения инвестиционного и делового климата. «Это должно прямо способствовать повышению эффективности наших национальных экономик»

Казахский лидер Н.А. Назарбаев отметил: «Мы договорились, что мы идем на подписание соглашения о создании Евразийского экономического союза, который должен начинать работу с 1 января 2015 года. Для этого в мае следующего года мы должны увидеть проект документа и его подписать, с тем, чтобы успеть за полгода ратифицировать его в своих парламентах». «Я уже говорил в своём выступлении, что мы приняли документы - соглашения и договоры - и хотим, чтобы эти соглашения выполнялись»; «Есть экономические вопросы, на пути движения товаров продолжают причинять препоны фитосанитария, лабораторные исследования под всякими предлогами, наши бизнесмены жалуются на это дело, и мы поручили в этом во всём разобраться. Это во-первых. Во-вторых, есть такой вопрос. В последнее время Казахстан и Беларусь экспортируют в Россию в три-четыре раза меньше, чем Россия экспортирует к нам, то есть торговый дисбаланс. Я считаю, в Казахстане продвинутая финансовая система, система пенсионного обеспечения, система страховая, финансовая, поэтому наша Европейская комиссия должна избрать лучший пример. Если это лучший белорусский, лучший российский, мы должны по этому пути идти, а не тянуть реформированные государства назад, а для этого нужен поэтапный переход»; Это самая глубокая интеграция на постсоветском пространстве.

Белорусский президент А.Г. Лукашенко сказал «Был поставлен вопрос об изъятиях и ограничениях - потому что: что это за Единое экономическое пространство, а тем более Евразийский экономический союз, если там куча изъятий и ограничений»

Сегодня Казахстан признан и уважаем мировым сообществом. Наиболее индустриально-инновационное развитие среди членов СНГ, отмечается в Казахской Республике. После восстановления своего национального суверенитета, а как мы все знаем, Казахская Советская социалистическая республика имела статус Союзной республики, и имело ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

право свободного выхода из состава СССР, закрепленной Советской конституцией от 1977 г, пошла по пути инновационного развития.

4. Российско-Казахское союзное сотрудничество

Наибольшую поддержку евразийский проект получил в Казахской Республике. Казахстан готов к этому и экономически и политически и в гуманитарно-языковом плане. Главным аргументом является широкое использование государственного языка Российской Федерации в Республике Казахстан на уровне официального, идущего вслед за государственным казахским языком, в рамках национального унитарного государства. Однако же, это не дает никаких преференции и/или какой-либо поддержки со стороны Российского государства, это всего лишь добрая политическая воля президента и народа Казахстана. Казахстан очень хорошо самостоятельно развивается на пространстве СНГ, опережая своих партнеров по Содружеству, наиболее развиты экономика, банковская система, налоговая система, электронное правительство. В целях исключения возможных коррупционных действий основные государственные услуги переведены на цифровой формат. Казахстан и Россия представляют собой ядро интеграционных процессов во всем Содружестве Независимых Государств (СНГ). В СНГ складывается гибкий механизм сотрудничества, позволяющий учитывать разную степень готовности и интереса к интеграции у государств-участников этого процесса. Результатом этого являются несколько уровней интеграции, к настоящему времени сложившихся на постсоветском пространстве [2]. Безусловно, в основе многих из них лежат идеи, заложенные в проекте Президента Казахстана Н.А.Назарбаева о формировании Евразийского союза государств, впервые выдвинутом в Московском государственном университете и мэрии российской столицы в ходе официального визита главы казахского государства в Российскую Федерацию в марте 1994 г. [2]. ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

Можно смело утверждать, что в новейший период взаимоотношения России и Казахстана характеризуются углублением и расширением интеграции двух государств в экономической и политической сферах[2].

Все эти годы российско-казахские отношения развивались устойчиво и динамично, последовательно решались важные вопросы в экономической, политической, гуманитарной и иных сферах. Между нашими странами сложились партнерские отношения, для которых в полной мере характерны стабильность, взаимное доверие и открытость. Высокий уровень сотрудничества имеет объективные причины, связанные не только с огромной общей протяженностью границ, составляющей 7512,8 км, активным взаимодействием сопредельных регионов, но и общностью исторических, хозяйственных и духовных ценностей двух крупнейших евразийских народов: русских и казахов [2].

Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской федерации - это Союз, становящийся фундаментом для динамичного развития обоих государств, который одновременно способен дать импульс интеграционным процессам на всем постсоветском пространстве. Образование Союза России, Казахстана и Беларуси стало отражением естественного стремления россиян, белорусов и казахов к воссоединению в рамках единого экономического, политического, научного и культурного пространства, к восстановлению исторической общности. В 2015 - ом году планируется переход к полноправному и масштабному объединению Евразийскому союзу государств на базе Союза России, Казахстана и Беларуси [2].

3.Макроэкономические эффекты интеграции

Традиционно основное внимание при анализе макроэкономических эффектов региональной экономической интеграции уделялось ее воздействию на внешнюю торговлю, поскольку классификация стадий экономической интеграции (по крайней мере, на начальном этапе) ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

строится на основе уровня продвижения именно внешнеторговой интеграции (зона свободной торговли и таможенный союз). Согласно Дж. Вайнеру, выделяются два типа эффектов интеграции:

создание новых торговых потоков (trade creation) - увеличение объемов внешней торговли страны в результате снятия барьеров на пути взаимной торговли стран-членов соглашения;

искажение торговых потоков (trade diversion) - переключение торговых потоков на менее эффективную продукцию стран-участниц торгового соглашения (по сравнению с третьими странами), которое возникает в результате того, что искусственно удешевляется импорт из стран, входящих в интеграционную группировку, в ущерб всему остальному миру. Таким образом, экономический эффект от интеграционных соглашений с точки зрения внешней торговли зависит от соотношения эффектов создания и искажения торговых потоков. Теоретически чистая выгода для внешней торговли возникает, если все торговые барьеры снимаются на недискриминационной основе, но региональные торговые соглашения по своей природе являются дискриминационными по отношению к не входящим в них странам. Тем не менее, в теореме Кемпа-Вана (Kemp-Wan Theorem)было доказано, что для каждого таможенного союза и зоны свободной торговли существует набор общих внешних тарифов, который сохранит объем торговли стран нового блока с остальным миром неизменным, таким образом предотвращая появление искажения торговых потоков [7].

С макроэкономической точки зрения реализация эффекта экономии от масштаба поднимает вопрос об оптимальном размере экономического пространства [5]. А.М. Либман и Л.З. Зевин подчеркивают новые риски для небольших экономических пространств, проявляющиеся в условиях глобализации [6], и, отметим особо, - в условиях глобальных экономических кризисов. Относительно крупное экономическое ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

пространство способно опираться на более диверсифицированную экономику (расширение возможностей специализации) и в меньшей степени подвержено рискам, связанным с изменениями конъюнктуры на отдельных мировых товарных рынках.

Еще одним эффектом от региональной интеграции может быть содействие производству региональных общественных благ.

Оценка воздействия интеграции на экономический рост эконометрическими методами предполагает построение уравнения регрессии, в котором содержалась бы переменная интеграции. Кроме того, такое уравнение должно включать набор других переменных, объясняющих экономическую динамику, например, исходный уровень ВВП (в абсолютном или среднедушевом выражении), темпы роста населения, долю инвестиций в ВВП, долю государства в ВВП, уровень открытости экономики (например, долю внешней торговли в ВВП), темп инфляции, количество лет обучения для всего населения (как измеритель уровня человеческого капитала), страновые dummy переменные (отражающие «неквантифицируемые» специфические факторы каждой страны), условия внешней торговли (terms of trade) и т.д.

Заключение и Выводы

Теоретические исследования феномена международной экономической интеграции чрезвычайно обширны и в настоящее время позволяют сформировать более или менее целостное видение интеграционных процессов как важнейшей характеристики современной мировой экономики, что, безусловно, определяет наличие широких возможностей для применения накопленного теоретического багажа для анализа и конструирования интеграционной ситуации на постсоветском пространстве. Мы считаем, что в целом Строительство крупнейшего интеграционного объединения Евразийского экономического Союза, идет без эксцессов и каких-либо видимых проблем, при правильной ________________________________________________________________ «Экономика и социум» No2(11) 2014 iupr.ru

дальнозоркой политике глав государств участников Единого экономического пространства, можно утверждать, что будущий Союз будет конкурентоспособен на мировой площадке интеграционных групп таких как Европейский Союз, США и т.д. Главным же вопросом является соблюдение всех интересов национальных государств и на основе этого разработать Единый механизм управления Союзом не противоречащий национальным конституциями сторон.

Статья была подготовлена в 2013 году до подписания договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14 г

Пристатейный библиографический список

1. Азанов Б.К. /Экономический эффект для России от вхождения в ТС и ЕЭП/ Б.К. Азанов// Российский научный журнал Экономика и управление /.2012. - № 12(86) -.Спб

2. Азанов Б.К/Научное обоснование Российско-Казахских отношений в условиях Единого экономического пространства: прошлое и настоящее // Б.К. Азанов// Евразийский юридический журнал/.2013. - № 12 (67) - Москва

3.Machlup. F. A History of Thought on Economic Integration. L., 1977

4. Татаркин А. И. /Евразийское сотрудничество на постсоветском пространстве: ностальгия о прошлом или надежды на возможности интеграции//А.И.Татаркин//Аналитический и научно-практический журнал Геополитика и безопасность /2013г.- № 2 (22) 2013

5. Obstfeld M. Risk-tasking, global diversification and growth // American

Economic Review. 1994. Vol. 84. No. 5.

6. Peterson J. Policy Networks and European Union Policy Making: A Reply to Kassim //West European Politics. 1995. No. 18(2).

7. Meade J.E. Problems of economic union. London : Allen & Unwin, 1953.

8. Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России/ Доклад № 7/ Евразийский банк развития центр интеграционных исследовании / 2012 г

9. Агентство Республики Казахстан по статистике stat.kz/about/Pages/RGP_IVC.aspx).

© 2010-2022