Конспект методической рекомендации Эстетическое воспитание учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

КГУ «Константиновская ОШ»

Учитель химии и биологии

Чернецкий П.А.


Особенности эстетического воспитания личности учащегося.

«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

Его следует, прежде всего, воспитать эстетически».

Фридрих Шиллер

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы - материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Теория эстетического воспитания школьников опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов и поступков. Поэтому особая роль в этом процессе отведена учителю начальных классов. Творчески работающий учитель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач эстетического воспитания личности учащегося. Именно учитель начальных классов призван заложить основы творческого потенциала, художественного развития.

Ярким примером этого служат выставки детского творчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного, красивого в поделках по образцам народных промыслов, в действующих конструкциях механизмов, моделях роботов, машин и так далее.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка».

Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе ребенка отпечаток на всю последующую жизнь. Природа - это все естественное многообразие окружающего мира. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то тундра, горы, пустынная степь. Василий Белов в книге «Лад», посвященной народной эстетике, пишет: «Родная природа, как и родная мать, существует только в единственном числе: все чудеса и красоты мира не могут заметить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба». Необходимо научить ребенка вглядываться в природу, нужно помочь ему увидеть и понять красоту и выразительность природы. Романтический настрой души у школьника может пробуждаться и развиваться взрослым, когда после общения с природой они вместе слушают близкую по настроению музыку, стихи или читают книгу о путешествиях.

Потребность в общении - одна из главных человеческих потребностей, в процессе которой осуществляется не только взаимный обмен чувствами и мыслями, идеями и переживаниями, но и их формирование. Общение детей и взрослых играет особенно важную роль в период формирования личности. Активное освоение мира, вся сложность взаимоотношений ребенка с внешней средой осуществляется через взрослого, поэтому маленьких детей удовлетворяет всякое общение со взрослыми: они ценят любое внимание взрослого, охотно делятся с ним своими впечатлениями, активно участвуют в любых современных занятия.

В процессе становления личности ребенка важную роль играет непосредственно семья. В процессе семейного воспитания ребенок приобщается к общественным и эстетическим ценностям, к миру взрослых. Дети, особенно младшие, необычайно ценят внимание родителей к своим интересам и увлечениям, делятся с ними своими заботами , успехами и неудачами. Как велико должно быть внимание родителей к жизни ребенка и как сильно ошибаются те родители, которые думают, что настоящее эстетическое воспитание составляет обязанность школы и общества , а семья в этой области ничего сделать не может.

Приходится иногда наблюдать такие семьи, которые большое внимание уделяют питанию ребенка, его одежде, играм и в то же время уверены, что до школы ребенок должен нагуляться, набраться сил и здоровья, а в школе он уже прикоснется к культуре. На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого в своем распоряжении большие возможности, которые и обязана использовать как можно лучше. Эстетическое воспитание в семье - дело очень нетрудное, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка.

В той семье, где сами родители не читают газет, книг, не бывают в театре или кино, не интересуются выставками, музеями, разумеется, очень трудно культурно воспитывать ребенка. И, наоборот, в той семье, в которой сами родители живут активной культурной жизнью, где газета и книга составляют необходимую принадлежность быта, где вопросы театра и кино задевают всех за живое, там эстетическое воспитание будет иметь место даже тогда, когда родители как будто и не думают о нем. Отсюда, конечно, не стоит делать вывода, что эстетическое воспитание может идти самотеком, что это - самая лучшая форма работы. Самотек и в этом деле, как и во всяком другом, может принести большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. Именно самотек бывает причиной таких положений, когда родители начинают разводить руками и спрашивать себя: откуда это взялось? Откуда у мальчика или девочки такие мысли, такие привычки?

Хорошо рассказанная сказка - это уже начало эстетического воспитания.

Очень важное значение для развития детского воображения и широких представлений о жизни имеет рассматривание иллюстраций. Для этого не обязательно выбирать детские журналы, можно воспользоваться любым воспроизведением картины, или гравюры, или фотографии. Обычно, рассматривая такие картинки, дети много спрашивают, интересуются подробностями, зависимостями, причинами.

Значительный переломный момент в работе семьи по эстетическому воспитанию наступает во время обучения грамоте. Обычно этот перелом происходит уже в обстановке детского коллектива, в школе. Этот момент имеет большое значение в жизни ребенка. Ребенок вступает в область книги и печатного слова, иногда вступает неохотно, с трудом преодолевая затруднения, которые ставит перед ним буква и сам процесс чтения. В этот момент детям необходимо приобретать книги с большим шрифтом, с большим количеством иллюстраций. Если даже ребенок еще не может прочитать их, то они во всяком случае возбудят интерес к чтению. И, когда ребенок еще не грамотен, когда он может слушать только прочитанное, прочное место среди его впечатлений должна занять газета. Чтение газеты не должно происходить в отдалении от ребенка. В каждой газете найдется материал, который можно прочитать вслух и поговорить о нем. Обсуждение прочитанного должно иметь характер свободной беседы, можно просто спросить, что сегодня интересного в газетах.

При взрослении ребенка необходимо знакомить его с художественной книгой. Как бы хорошо не был грамотен ребенок, чтение должно составлять одно из широких мероприятий в семье. Надо отметить, что родителям необходимо следить, какие книги читает ребенок, как формируется его эстетический вкус, какие образы приходят ребенку во время чтения. Особенно нужно бояться бессмысленного проглатывания книг, и, наконец, необходимо приучать ребенка к бережному отношению к книге.

Кроме всего прочего, большое внимание в эстетическом отношении должно быть к кино. Приходится иногда видеть, как кино делается главным содержанием жизни ребенка, когда он из-за кино забывает о своих других обязанностях. Обычно в таких случаях можно наблюдать и другие несимпатичные стороны такого увлечения. Ребенок привыкает к пассивному удовольствию. Он «глазеет» и только; художественные впечатления у него пробегают поверхностно, не задевая личности, не вызывая мысли, не ставя перед ним никаких вопросов. О каком эстетическом воспитании можно здесь говорить?

Эстетическое воспитание через искусство - это также музеи и выставки. Они требуют от ребенка серьезного внимания, развлекательный момент в них очень незначителен, они организуют работу детского интеллекта и вызывают глубокие чувства. Нужно только стараться, чтобы осмотр музея или выставки не превратился в такое же «глазение».

Родители должны следить внимательно за тем, чтобы в практике эстетического воспитания не начинали преобладать интересы развлечения, убивания времени. Каждое начинание должно быть ребенку, да и родителям, в радость.

В суматохе школьных будней нам порой так не хватает поэтического видения мира.
Одним из сильных и верных способов пробуждения у учеников интереса к приобре-тению знаний является создание эмоционального настроя.
Уроки химии и биологии оставляют эстетический след в душе учеников, если они включают лирическое начало. Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступают в роли ключика по имени «интерес».

Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к учебному предмету. Стремясь сделать обучение более интересным, учителя всё чаще уходят от традиционного проведения уроков.

Основная задача, стоящая перед учителем , заключается прежде всего в том, чтобы на качественно новом уровне проводить учебно - воспитательный процесс.
Введение новых программ по химии и биологии требует от учителя совершенствование форм организации учебно - воспитательного процесса, использование их в оптимальном сочетании.

Эта задача может быть решена и через усиление обучающей работы учителя на уроке, планомерно и активно организованной им, учитывающей самые различные формы и методы. Именно поэтому учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке, переплетать преподавание химии и биологии со всем многообразием знаний.
Ребята, впервые пришедшие в кабинет химии и биологии, в большинстве своём проявляют повышенный интерес к этим предметам, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих детей в дальнейшем пропадает . Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только не пропал интерес к предметам, а, наоборот, увеличилось число заинтересованных.

Часто бывает, что ребята рассеивают своё внимание при изучении сложного или объём-ного материала и никак не могут сосредоточиться на уроке. Именно в таких случаях необ-ходимо привлечь их внимание, каким - либо рассказом, стихотворением, что поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале.
Современная методика обучение химии и биологии включает богатый арсенал методических приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся: использование на уроке занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Использование поэзии и художественной литературы позволяет рассмотреть природные явления, физические и химические свойства различных веществ и их применение в другом, неожиданном для учащихся ракурсе. А это вызывает интерес у учащихся к изучаемой теме, помогает создать на уроке ту особую эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование любви к предмету. Безусловно, использование эстетических элементов повышает уровень усвоения и запоминания изучаемого материала за счёт эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей. Кроме того, использование художественной литературы предоставляет учителю химии и биологии немалые возможности для эстетического воспитания школьников на уроке.
Формирование эстетической культуры учащихся - длительный, постепенный процесс, основой которого является культура восприятия. Поэтому уже с первых уроков биологии и химии необходимо начинать работу по формированию культуры восприятия, вначале указывая учащимся на эстетические свойства изучаемых объектов, а в дальнейшем добиваясь всё большей самостоятельности от них в выделении эстетических сторон веществ и явлений. Такой целенаправленный подход к изучению химии и биологии даёт возможность значительно расширить и совершенствовать сферу эстетического восприятия в старших классах, выработать приёмы эстетических оценок и суждений, что в юношеском возрасте скажется на формировании эстетического вкуса и идеала.
С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности».

Эстетическое воспитание связано с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

© 2010-2022