Конспект открытого урока по ДКП

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СШ № 10 г. Чехова Московской обл.

Духовное краеведение Подмосковья

Конспект открытого урока

(8 класс) по теме:



«Святой преподобный Сергий Радонежский -

игумен земли Русской,

маршруты духовного краеведения».

Учитель ДКП

Егорова Л.В.



2016 г.

Тема:

«Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской, маршруты духовного краеведения».

Цели:

1.Сформировать понятия «преподобный», «святость», «святыня», «святой», «блаженная», «смирение».

2.На примере жизнеописания преподобного Сергия Радонежского и святой блаженной Матроны Московской раскрыть христианские добродетели.

3.На примерах жизни святых рассмотреть, в чем смысл и особенность духовного подвига, подвига веры.

4.Дать понятие монастыря, как святыни русской земли на примере Троице-Сергиевой лавры.

5.Показать неразрывную связь времен на примере главных ценностей и христианских добродетелей.

Задачи:

1.Подвести к пониманию основных понятий темы.

2.Дать знания о святых, об объектах духовной культуры, связанных с их именами.

3.Показать взаимосвязь исторических событий и исторических личностей.

4. Раскрыть смысл христианских добродетелей, воспитывать патриотизм, бережное отношение к святыням русской земли.

5. Пополнить словарь духовной лексики учащихся.

Средства:

- учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья», автор Шевченко Л.Л., М., 2015 г., 258 с.;

- еженедельное издание № 1 за 2008 год «Православные монастыри. Путешествие по святым местам», ООО «Де Агостини», 2008 г., 32 с.;

- «Святая блаженная Матрона Московская» житие и акафист, 2-е издание, Минск, Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2010 г., 58 с.;

- презентация «Игумен Русской земли - преподобный Сергий Радонежский»;

- презентация «Святая блаженная Матрона Московская»;

- домашнее задание - подготовленные работы учащихся.

Формы занятия:

1. Комбинированный урок;

2. Видео-экскурсия.

Основные понятия и термины:

«преподобный», «святость», «святыня», «святой», «блаженная», «смирение».

Методы организации учебной деятельности:

  1. метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- индуктивный (лекция);

2) метод мотивации учебной деятельности:

- формирование познавательного интереса (презентации);

3) метод контроля и самоконтроля за эффективностью УД:

- метод устного контроля и самоконтроля осуществленный посредством представления домашних заготовок учащихся и анализа жизненных ситуаций (беседа-рассуждение на тему «Смирение в жизни человека» с приглашенным гостем - настоятелем храма святителя Луки Симферопольского, священником Дионисием Пугачевым).

План урока:

  1. Введение нового материала.

  2. Закрепление материала (первичное).

  3. Закрепление материала (вторичное).

  4. Заключительный этап урока.

  5. Подведение итогов урока

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Введение нового материала.

а) учитель рассказывает о создании Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, о фрагментах истории, связанных с преподобным Сергием Радонежским, а также о святой блаженной Матроне Московской, используя данные житий святых (для связи подтем учитель зачитывает текст «Паломничество» стр.28 журнального издания).

б) рассказ сопровождается показом видео-экскурсии по «Свято-Троицкой Сергиевой Лавре» и кратким презентациям «Преподобный Сергий Радонежский» и «Святая блаженная Матрона Московская».


  1. Закрепление материала (первичное).

а) учащиеся обращаются к учебному пособию «Духовное краеведение Подмосковья» (Л.Л. Шевченко) (стр. 113), зачитывают фрагмент текста «Воскрешенное дитя».

б) учитель обращается к рубрике учебника «Из источников христианской духовной культуры» (стр. 127-128), зачитывает текст из 1-ого послания апостола Павла к Коринфянам (13 глава, 4-9 стихи).

  1. Закрепление материала (вторичное).

а) на данном этапе занятия идет работа в тетрадях с отработкой понятий, которые предварительно записываются на доске:

б) следующий этап работы - беседа-рассуждение на тему «Смирение в жизни человека» с приглашенным гостем - настоятелем храма святителя Луки Симферопольского, священником Дионисием Пугачевым.

  1. Заключительный этап урока.

Внимание учащихся обращается на то, что красивые окрестности Свято-Троицкой Сергиевой Лавры привлекали внимание творческих людей. Знакомство с картинами известных художников, вдохновенно изобразивших на своих полотнах красоту святых мест монастыря: М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Философы», И.Ф.Зубова «Вид Троице-Сергиевой Лавры» (стр. 9, 20, 26 журнального издания).

  1. Подведение итогов урока.

Вопросы к классу.

- Расскажите о чуде преподобного Сергия Радонежского.

- Перечислите учеников преподобного?

- Какие иконы написал для монастыря Андрей Рублёв?

  1. Домашнее задание.

  1. Учащимся дается тема сочинения: «Основные добродетели»,

  2. Повторить определения.

Текстовый материал

Сегодня мы поговорим о таких заступниках и молитвенниках за землю Русскую как преподобный Сергий Радонежский и блаженная Матрона Московская.

Что такое «духовный подвиг»?

Почему, спустя века, люди продолжают идти в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру?

Жизнь преподобного Сергия Радонежского, являясь примером христианской жизни для многих людей, составила преемственную цепь формирования духовной культуры России, стала источником создания и была отражена в архитектуре храмов, произведениях литературы, церковной музыки, живописи. Жизнь таких людей была служением Богу, людям, Отечеству - Святой Руси.

Как вы думаете, почему Русь называют Святой?

Это название - Россия получила благодаря непрерывающемуся подвигу святых людей, ее прославивших. Жизнь многих из них связана с монастырями - оплотом духовной мощи православной России.

Уже в 14-15 веках недалеко от Москвы, в Троицком монастыре было положено начало беспримерному в истории христианскому православному подвижничеству.

Что означает слово подвижничество?

«Подвижничество» - есть особая аскетическая деятельность христианина, направленная на обретение Царства Божьего, содержание которой заключено в подвиге (аскезе).

Много святых прославили своими подвигами землю Русскую, но только одного из них называет Православная церковь «Игуменом земли Русской» - о преподобного Сергия Радонежского (1314 или 1322 - 1392). О жизни Сергия Радонежского известно от преподобного Епифания Премудрого, его ученика, написавшего житие.

Кем был этот человек, оказавший сильное влияние на дальнейшие пути развития православной культуры на русской земле?

Он не был ни общественным, ни государственным деятелем, он не оставил после себя письменных документов, он всегда сторонился откровенного учительства. Но его дело - это его жизнь, а его влияние определяется той высотой духа, которой он носил в своем сердце, проявляя кротость и смирение.

«Главным священнослужителем Русской Церкви - митрополитом - в то время был святитель Алексий. Своим мудрым участием в разных церковных и гражданских делах митрополит Алексий много послужил Отечеству. Он не раз путешествовал в Орду в качестве ходатая за землю Русскую. В его житии рассказано, как в 1357 году он поехал туда по требованию хана, жена которого лишилась зрения. Слух о силе молитв митрополита дошел до хана, и он просил его приехать и исцелить жену, подкрепив просьбу жестокими угрозами в адрес Руси. Возложив всю надежду на Бога, святитель отправился в путь. По совершении молебна о здравии больной, Алексий окропил ее святой водой, и она немедленно прозрела. Чудо поразило всех и хан щедро одарил святителя и с миром отпустил домой. Святитель Алексий - духовный брат преподобного Сергия хотел видеть его своим приемником, но по смирению тот отказался».

Что такое Житие?

Жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и о духовной жизни человека.

Краткое жизнеописание блаженной Матроны Московской.

Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе Себино ульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители ее - Димитрий и Наталия, крестьяне - были людьми благочестивыми, жили бедно. В семье было четверо детей. Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды. При той нужде, в которой жили Никоновы, четвертый ребенок мог стать прежде всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности еще до рождения последнего ребенка мать решила избавиться от него, отдав будущего ребенка в приют князя Голицина, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой. Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предъизбирает Себе служителей еще до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку Иеремии: "Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" (Иер.1,5). Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжелый крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы 5 века, память которой празднуется 9 (22) ноября.

О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении. Священник, отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: "Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят". Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Она понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим. Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места России. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал: "Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России". Отец Иоанн провидел особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений на Церковь. Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была "сидячей". И сидение ее - в разных домах и квартирах, где она находила приют, - продолжалось еще пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога. Для церкви Успения Божией Матери по настоянию была написана икона Божией Матери "Взыскание погибших".

О матушке знали многие московские священники, монахи Троице-Сергиевой лавры. 3 мая в Троице-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка о упокоении новопреставленной блаженной Матроны. Так лаврские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище. Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере. Она - так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

Краткое жизнеописание преподобного Сергия Радонежского.

Радонежский игумен Сергий родился в селе Варница под Ростовом Великим в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Это был особый почитатель и служитель Пресвятой Троицы. На 40-й день после рождения родители принесли своего сына в храм, где иерей Михаил крестил его, назвав младенца Варфоломеем в честь ученика и Апостола Христова. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали учиться, но учёба ему не давалась. И стал он горячо молиться Богу о помощи. Житие повествует о явлении отроку старца, вручившего ему святую просфору: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». После чего сразу стали заметны его успехи в учёбе. После смерти родителей он со своим старшим братом Стефаном построил в Радонежском лесу на горе Маковец хижину и маленькую церковь во имя Святой Троицы. Но Стефан не вынес трудной жизни в лесу и ушел. Варфоломей остался один.
Когда молва о строгом подвижнике стала распространяться по окрестным местам, потянулись к преподобному люди, стремившиеся послужить Богу. Они строили кельи и селились рядом. Так устроился монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой.

Почему же люди шли к преподобному Сергию? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подумаем, для чего живет человек?

В чем смысл жизни христианина? (В спасении своей души)

Что нужно сделать, чтобы спасти свою бессмертную душу? (очиститься от грехов и страстей)

Как это можно сделать?

Все верно. У православного христианина есть два пути: 1.жизнь в миру 2.-монашество.

Чем отличается жизнь монаха от жизни мирского человека?

Почему монаха называют иноком? (иной, отличный от других) Кроме обетов, которые каждый христианин дает при крещении, монах обязуется выполнить еще три:

-Послушание своему духовному наставнику. (Почему это так важно?) Вспомним о том, как грех вошел в мир и как был искуплен Крестными страданиями Христа Спасителя.

-Целомудрие. Чистота духовная и телесная. Монахи обещают Богу не вступать в брак.

- Нестяжание. Не приобретать богатств, «не собирать сокровищ на земле».

Вспомните, мы уже говорили про эти добродетели. Так что же значит, к примеру, «послушание»?

Это значит слушаться Бога. Выполнять заповеди Божии.

Главное дело монахов - молитвенное служение Богу

В 1354 году по настоянию монахов был поставлен преподобный Сергий игуменом. Он трудился наравне со всеми, так же терпел лишения и нужду. Кротость и смирение преподобного Сергия удивляло современников.

Дивный подвижник уже при жизни творил чудеса. Такую принял от Бога силу чудотворения, что даже мертвого воскресил (читаем учебник). Но и ему самому были чудесные явления. Ему явилась Пречистая Дева с апостолами Петром и Иоанном и обещала не оставлять своей помощью основанный им монастырь. Преподобного Сергия не боялись живые создания. Люди видели, как стаи птиц вились около святого, он кормил их из рук. Тут же стоял медведь. Лисы и зайцы ожидали своей очереди. Преподобный Сергий Радонежский, совершил великий труд в деле объединения всех русских сил. Создав Лавру, он объединил князей в едином деле - горячей молитве Богу об избавлении русской земли от врагов.

Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. В прославление Сергия Радонежского русский художник Андрей Рублёв написал икону - «Троица Ветхозаветная». Земная жизнь преподобного Сергия Радонежского завершилась 25 сентября 1392 года. Через 30 лет он был прославлен в лике святых. Мощи его находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Духовное завещание потомкам

1.Читать «Жития святых» - узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего. И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!

2.Вспомнить и вернуть в современную жизнь христианские добродетели, как источник нравственных ценностей человечества.

3.Быть патриотами своего Отечества, служить на благо своей Родины, соотечественников, своих близких.


Используемая литература.

  1. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья», Уч. пособие 2005г.;

  2. Шевченко Л.Л. Методическое пособие для учителя. 2008г.;

  3. Еженедельное издание № 1 за 2008 год «Православные монастыри. Путешествие по святым местам» - «Троице-Сергиева Лавра», ООО «Де Агостини», 2008 г., 32 с.

  4. «Святая блаженная Матрона Московская» житие и акафист, 2-е издание, Минск, Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2010 г., 58 с.


© 2010-2022