• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Коррекционная работа воспитателя в школе-интернате для детей с недостатками слуха

Методическая разработка Коррекционная работа воспитателя в школе-интернате для детей с недостатками слуха

В разработке представлены основные особенности и ключевые моменты работы воспитателя в условиях школы-интерната I и II вида по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия, формированию произношения и активного речевого словаря. В тексте отражена система взаимодействия всех взрослых участников коррекционно-развивающего пространства для повышения эффективности деятельности, На примерах показаны формы и методы работы с ребенком с недостатками слуха. Данный материал был использован для проведе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка «Коррекционная работа воспитателя в школе-интернате для детей с нарушениями слуха»

Основной коррекционной задачей в обучении и воспитании в школах- интернатах для слабослышащих и позднооглохших детей является развитие речи и остаточного слуха.

Образование и воспитание слабослышащих детей строится на использовании основных анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, и обеспечивается системой специальных занятий, в процессе которых происходит:

• формирование навыков чтения с губ;

• овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетической базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений);

• использование и развитие остаточного слуха.

Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия включается во все звенья педагогической деятельности педагогов и родителей и должна быть связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка.

Вся коррекционная деятельность, которая проводится в школе для слабослышащих детей, будет эффективна только при постоянном закреплении навыков использования речи вне учебных и слуховых занятий, вне школы.

Работа воспитателя по развитию речевого слуха учащихся.

Воспитатель проводит pаботy по развитию речевого слуха учащихся, имея в виду режимные моменты (подъем, завтрак. утренняя зарядка и т. д) и занятия (подготовка домашнего задания, экскурсии, игры и т.д.). В слуховую тренировку включается речевой материал, организующий деятельность учащихся, материал обиходной речи, а также материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин. Например, при подготовке домашнего задания ученикам может быть предъявлен для восприятия на слух "математический" материал (при выполнении задания по математике), "природоведческий" и т.п. Речевой материал во внеурочное время предъявляется в условиях, аналогичных описанным выше, - при проведении слуховых тренировок на уроках разного типа. Однако есть и специфические, являющиеся типичными для тренировки во внеурочное время. Дети воспринимают речевой материал значительное время вне классного помещения, вне здания, в шумных условиях, при подвижных играх, в свободном движении. Поскольку это усложняет проведение слуховой тренировки, часть материала предъявляется учащимся для восприятия на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них голосом несколько повышенной громкости, если ученик находится в отдалении от воспитателя. Например, имена, фразы-приказания: « …, стой! Иди сюда!" При приближении ребенка воспитатель обращается к нему голосом разговорной громкости. Воспитатель имеет более широкие, чем учитель, возможности обучения детей восприятию речевого материала по телефону, радио, телевизору (без исключения зрения) и т.п. На некоторых занятиях, например при подготовке домашних заданий, создастся возможность проведения дополнительных индивидуальных упражнений, в частности в восприятии на слух хуже слышащим ухом и т.д.

Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом является постоянная взаимосвязь взрослых участвующих в этом процессе. Особое значение имеет в этом смысле участие воспитателя или родителя в выполнении ребенком домашнего задания.

Развитие слухового восприятия воспитателем при подготовке домашнего задания.

Слабослышащие дети, (особенно те из них, которые имеют глубокое речевое недоразвитие системного характера), при поступлении в специальную школу обнаруживают ограниченные возможности адекватного восприятия, понимания, оценки объектов, явлений, процессов окружающей их жизни. Тем более они испытывают затруднения в познании закономерностей окружающего их мира, в которых отражаются многообразные связи и отношения между его природными и социальными объектами и явлениями. Речевое недоразвитие, суженный из-за нарушенной коммуникации с социальной средой жизненный опыт отрицательно влияют на процесс переработки поступающей информации, зачастую ведут не только к значительному дефициту (для их возраста, в сравнении с нормой) необходимых житейских представлений и понятий, но и к их искаженному усвоению. У этих детей отмечается недостаточный уровень развития способности к анализу, синтезу, обобщению, словесно-логическому мышлению. Имеют место и особенности наглядного и наглядно-действенного способов познания действительности, которые являются для них на начальном этапе обучения основополагающими.

Отмеченные обстоятельства не позволяют в специальном обучении слабослышащих детей сразу приступить к изучению основ наук, содержанием которых являются научные понятия о жизни природы и общества, о законах, по которым развивается мир. Чтобы такая возможность появилась и постепенно окрепла, необходимо создание специальных педагогических условий для преодоления (хотя бы относительного) отмеченных выше последствий дефекта.

В школе для слабослышащих детей педагогический процесс должен быть организован таким образом, чтобы развитие слуха учащихся происходило постоянно; в процессе всего школьного обучения.
Чтобы весь коллектив школы принимал в этом участие. Ежедневно во время проведения занятий в процессе всей своей работы воспитатель, как любой педагог в школе должен помнить не только о воспитательных задачах, но и необходимости развивать слуховое восприятие и заниматься коррекцией произношения. Для этого необходимо знать, как слышать слышит ученик и на каком расстоянии нужно предлагать ему речевой материал. Также необходимо знать какой звук у него находится в стадии автоматизации, какой пропадает и за ним нужно постоянно следить.
Исходя из того, что слуховое восприятие является одним из компонентов речевой деятельности слабослышащего, оказывающим существенное влияние на формирование его речи, необходимо отбирать для слуховой тренировки такой материал, который органически входит в процесс обучения слабослышащих детей и является средством развития их слуховой функции.
При составлении плана работы воспитателя указывается тот лексический материал, который будет предлагаться детям на слух во время проведения всех режимных моментов. Речевой материал подбирается с учетом состояния слуха учащихся в данном классе, уровня подготовки и развития детей. Это заключается в объеме и сложности предлагаемого материала. Лексический материал постепенно усложняется. Увеличивается его объем, усложняется структура фраз.
Тот речевой материал, который воспитатель будет давать на слух детям во время выполнения домашнего задания, планируется учителем класса и ежедневно фиксируется им в тетради связи учителя и воспитателя. Этот речевой материал, является материалом, изучаемым на уроке.

Вот пример домашнего задания учителя II класса:
Уроки чтения.
Параллельно работе над техникой чтения, где осуществляется коррекция произношения, ведется работа по восприятию материала на слух. Здесь возможны такие виды работ, как постановка вопросов к тексту, восприятие отдельных слов, словосочетаний с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Например, текст «Спасли лес». Вопросы к тексту воспитатель дает только на слух (за экраном).
«Какая была погода?»
«Куда пошли девочки?»
«Что делали девочки в лесу?»
«Что увидела Маша на ветке сосны?»
«Кого позвали девочки?»
«Что сказал лесник девочкам?»
«Как дети помогали спасать лес?»
Далее даются слова и словосочетания: за грибами, гусеница, костер, на костре, лесник, прыгали по деревьям, позвала подруг.
При выполнении заданий по математике используются такие виды работ как восприятие на слух заданий и вопросов к этим заданиям, решение примеров, восприятие полного условия задачи, или только числовых данных или проводится разбор задачи на слух. Например:
1 класс
Восприятие заданий: Нарисуй 6 кружков. Нарисуй 5 треугольников. Сколько кружков? Сколько треугольников? Что больше? Что меньше?
Решение примеров на слух 3+2=, 6-4=. Назови первое слагаемое. Назови второе слагаемое. Назови сумму. Все эти вопросы предлагаются детям только на слух.
2 класс
Восприятие текста задача за экраном.
Мальчик вырезал 50 красных и синих флажков. Синих флажков было 30. Сколько красных флажков? Задание к задаче: что известно в задаче, что нужно узнать?
Мы рассмотрели только два примера, но учитель в задании по каждому примеру выделяет материал, который воспитатель предлагает детям на слух.
1. Поручения
2. Ответы на вопросы
3. Восприятие фраз, слов, словосочетаний
4. Восприятие текстов
5. Выполнение заданий по устной инструкции: составь предложение со словами «раньше - теперь»
6. Решение примеров.

Во время выполнения письменных работ воспитатель работает с учеником на «голое» ухо. Задает ему вопросы по содержанию того задания, которое ученик в данном случае выполняет. Например: прочитай второе предложение. Что нужно поставить в конце предложения? (ученик забыл поставить точку) Прочитай словосочетание «лиственное дерево». Посмотри, как написано оно на доске. Проверь, ты правильно написал?

На основе развивающейся слуховой функции, развивающегося речевого слуха улучшаются навыки восприятия устной речи и произношения, это в конечном итоге повышает эффективность учебно-воспитательного процесса в школе для слабослышащих детей, способствует овладению слабослышащими школьниками устной речью, как средством общения, орудием мышления.

Методика работы воспитателя по развитию слухового восприятия.
Методика работы на воспитательских занятиях такая же, как и на уроках. Воспитатель дважды предлагает материал за экраном, тому ребенку, который не услышал, дает его слухо-зрительно. К глухим детям осуществляется индивидуальный подход: им дается материал слухо-зрительно.
Воспитатель должен следить за тем, чтобы в течение дня дети пользовались индивидуальным слуховыми аппаратами (во время обеда, игр, прогулок, во время экскурсий).
Содержание и организационные формы работы воспитателя позволяют широко использовать слух детей и развивать его. При проведении режимных моментов естественным образом возникают такие ситуации, которые необходимо использовать. Более того, именно воспитатель работает в тех условиях, которые позволяют реализовать некоторые требования программы:
а) предъявление материала на слух вне класса (в других помещениях школы или на улице)
б) естественные акустические условия, в которых предъявляется материал могут быть достаточно спокойными (тихий уголок двора) или усложненными различными шумами (улица)
в) взаимное расположение говорящих меняется (дети могут спокойно располагаться вокруг воспитателя).
Руководствуясь ситуацией, воспитатель варьирует доступные ему условия предъявления материала: ученик слушают с помощью слуховых аппаратов и без них; воспитатель меняет интенсивность звучания голоса. Такая вариативность условий, прежде всего, относится к восприятию звуков окружающего мира.
Например, во время прогулки может подняться ветер или прозвучат отдаленные раскаты грома - воспитатель обязательно должен обратить на это свое внимание. Дальние прогулки на природу и по городу обязательно будут сопровождаться звуками окружающего мира - шелестом листвы, скрипом снега, пением птиц, шумом машин, иными звуками. Восприятие этих неречевых звучаний - обязательный элемент в системе развития слуха слабослышащих детей. На все это следует обращать внимание детей. Еще более важно восприятие речевого материала в житейских ситуациях, из которых состоит вторая половина пребывания ребенка в школе. В то время, когда дети переодеваются, гуляют, воспитатель должен говорить, обращая внимание на реакцию ребят. В такие моменты к кому-то можно приблизится, а с кем следует говорить, не поворачиваясь лицом в его сторону.
После прогулки и подготовки уроков у детей остается время, когда они смотрят телевизор, видеозаписи. Именно в это время воспитатель может спланировать работу с речевым материалом, которая должна органично войти в проводимое им занятие.
Развитие слухового восприятия будет эффективным только в том случае, если в течение всего дня ученик будет находиться в звуковой среде и если работа по развитию речевого слуха будет проводиться при тесном контакте, взаимодействии всех педагогов данного класса: учителя класса, учителя, проводящего индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения, воспитателя.

Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснять значимость коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без закрепления навыков разговорной речи в домашних условиях глухие и слабослышащие дети становятся неговорящими. Их общее развитие значительно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Целесообразно привести примеры, подтверждающие эффективность и результативность работы с плохослышащим ребенком.

Родителей необходимо ознакомить с закономерностями общего и речевого развития детей.

Развитие речевого слуха во внешкольное время.

Большую роль в работе по развитию речевого слуха учащихся играют занятия родителей со своим ребенком. Практика показывает, что у слабослышащих детей успешно формируется словарь, навыки слухового восприятия, произношения, если родители, понимая важность развития слухового восприятия, много говорят со своим ребенком, стараются привлечь при общении с ним его слух, приобретают для ребенка в раннем детстве индивидуальные слуховые аппараты. Это распространяется и на период обучения ребенка в школе. В течение учебного года одни слабослышащие школьники приходят домой ежедневно по окончании уроков или после подготовки домашних заданий, а другие бывают дома только один-два дня в неделю (в субботу и воскресенье) и в праздничные дни и каникулы. Как бы ни ограничивалось время пребывания ребенка в семье, родители должны его использовать для проведения слуховой тренировки. Каждый раз, когда ребенок дома, необходимо проводить с ним упражнения в восприятии на слух речевого материала. Занятия проводятся слышащими родственниками: матерью, отцом (сестрой, братом, бабушкой и т.д.). Продолжительность этих занятий может быть разной, по не менее 15-20 мин. В свободные от учебы дни домашние занятия по развитию восприятия речи на слух лучше проводить в первой половине дня, а в другие дни - по приходе ученика домой после некоторого отдыха, прогулки, но не позднее 19-20 час. Школа оказывает родителям помощь в проведении этих занятий. Консультацию они могут получить в первую очередь у учителя класса, у учителя, проводящего занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения. При консультировании затрагиваются вопросы организации работы по развитию восприятия речи на слух, ее содержание, приемы. На родительском собрании (общешкольном, классном) или в личной беседе учителя разъясняют родителям всю важность работы по развитию речевого слуха слабослышащих, обращая особое внимание на то, что развитие слухового восприятия происходит лишь в результате проведения систематической слуховой тренировки, которая осуществляется не только в школе, но и родственниками. Затем в присутствии родителей проводится беседа с ребенком о необходимости занятий дома. Такой разговор должен нацелить ученика на работу, вызвать у ребенка стремление работать и дома. Следует убедить ребенка в необходимости ношения индивидуального аппарата, который ему выписан, преодолеть охватывающее довольно широкий круг учащихся, страдающих тугоухостью, убеждение, что слабослышащий "слышит и так" - без аппарата, без слуховой тренировки, поэтому ему аппарат дома не нужен.

Структура домашнего занятия по развитию восприятия речи на слух может быть разнообразной. Например:

- восприятие на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами небольшого незнакомого по содержанию текста (полностью по фразам) и заданий к нему; ответы на вопросы по содержанию -10-15 мин.; восприятие на слух (без аппаратов) 3-4 фраз, относящихся к разным темам -5-7 мин;

-восприятие текста (с аппаратами) - 10-15 мин.; разговор по телефону (без аппаратов) -10 мин.;

- восприятие телевизионной передачи (с индивидуальными аппаратами) - 15 мин.;

восприятие фраз при умывании и в спальне при подготовке ко сну - 7-10 мин; восприятие вопросов (о погоде, транспорте и т.д.) на прогулке (с индивидуальными слуховыми аппаратами) -15-20 мин. И т.п.

Большое внимание родителям следует уделять обучению своего ребенка восприятию речи (стихотворений, сказок, небольших прозаических отрывков, произносимых разными дикторами) с магнитной пленки, грампластинок, по телефону. Полезно организовать серию разговоров по телефону с широким кругом родных, знакомых.

Развитие речевого слуха в условиях семьи следует осуществлять не только на специальном занятии. Нужно использовать любую создавшуюся ситуацию, чтобы ребенок послушал речь, музыку, шумы, голоса птиц, животных и т.д.

Основные моменты, на которые воспитателю следует обратить внимание при организации коррекционной деятельности детей по развитию речи, произношению и слухо - зрительного восприятия во второй половине дня:

1. Стимулирование к общению с окружающим миром; создание и поддержка развивающего речевого пространства и содержательной коммуникации;

2. Правильная позиция педагога: не поворачиваться спиной к слабослышащему ученику во время устных объяснений; контроль за пониманием воспитанником заданий и инструкций до их выполнения репликами: «Повтори, что я сказала», «Повтори, о чём рассказала Оля», «Продолжи, пожалуйста» и т.п.; требование от воспитанника повторять вслух задания, предложенные в устной форме, или заданные вопросы.

3. Располагать обучающегося с нарушенным слухом так, чтобы он мог видеть не только педагога и доску, но и обучающихся; детей с 4 степенью тугоухости посадить за парту напротив педагога.

4. Избегание гиперопеки: не помогать там, где обучающийся может и должен справиться сам.

5. Развитие слухового внимания: требовать от обучающегося с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего, отзывался на голос.

6. Активное включение каждого ребенка в работу группы, не задерживая при этом темп ведения занятия.

7. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов); поддержка при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и других видах работы.

8. Активизация работы с тетрадями для внеклассных воспитательских занятий для учёта конкретных ошибок, допускаемых обучающимся при письме, использование соответствующих заданий с использованием словаря (письменная «зарядка»).

9. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата, двигательная активность).

10. Исправление речевых ошибок; пополнение активного и пассивного словарного запаса; формирование адекватного отношения обучающегося к речевому нарушению.

11. Соблюдение методических требований к подбору материала для воспитательских часов и мероприятий.

12. Сотрудничество с родителями обучающегося (контроль за речью дома, подготовка речевых заданий).

13. Обязательная тесная взаимосвязь с учителем индивидуальной работы.

14. Создание безопасного коррекционно-развивающего пространства на основе индивидуального подхода и творческих дел.





© 2010-2022