Разработка урока по тувинской литературе

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра по родной литературе.

Тема: Произведение М. Ы. Идам-Сүрүңа «Ѳѳрүшкүнүң дээдичурту»


Цель урока:

1. Проанализировать произведение, в единстве языка, смысла и композиции; углубить знания по теории литературы.

2. Развитие устной, письменной речи и обогащение словарного запаса.

3. Воспитывать гордость и любовь к родной Туве, защищать ее.

Оборудование: картинки на тему «Тыва», проектор, фломастер, бумаги.

Ход урока


1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь пожалуйста. Ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Болат Екатерина Монмеевна. Я учительница родного языка и литературы в Тээлинской средней школе имени В. Б. Кара-Сала. Учу тонкостям родного языка и литературы таким же способным ученикам, как и вы.

Чтобы провести с вами сегодняшний урок с пользой, занимательно, интересно, давайте наберемся силследующим образом: расслабляемся и закрываем глаза. Я вам сейчас прочитаю четверостишие, а вы постарайтесь вообразить услышанное. А потом мы поделимся с вами, какие впечатления произвели строки этого стихотворения. (Ученики слушают прочтение учительницы.)

Учительница читает.

Тыва дээргедистинишкенбедикдаглар

ораны-дыр.

Тыва дээргеарыг, кылаңшулураансуг

эртинези.

Тыва дээргедыңгылдайлаан, ырлап, хѲглээн

топтугчон-дур.

Тыва дээргетөөгүзүбайлак, ханы чоргаар

чурт-тур.

-Какие мысли возникли, что вы увидели перед своими глазами? (Ответы учащихся).

Учитель: Да, ребята, конечно, вы представили свою родину Тыву и ее неповторимую природу. Ведь в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, ребята, мы посмотрим видеоматериал о просторах родного края.

-А как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить на этом уроке, какая будет тема нашего урока?

-Да, правильно, про родную родину.

II. Объяснение новой темы:

1) Познакомить с целями урока (раздать рабочие тетради)

2) Форма нашего сегодняшнего урока. Слайд1

Сначала запишем в рабочих тетрадях тему нашего урока. Тема: Стихотворение М.Ы. Идам - Суруна «Оорушкунундээдичурту». А цель урока - анализируя данное стихотворение и глубже рассматривая его тему, в игровой форме, проверяя друг друга, узнаем много нового о нашей родной Туве.

- Какие произведения и стихотворения М.Ы.Идам-Суруна вы читали ребята? («Оккураъттар»). Материалы о писателе, его произведения вышли в свет в малом количестве, после того, как его дважды подозревали в контрразведке, его произведения печатались не часто. Сегодня на уроке не будем рассматривать биографию писателя, так как на предыдущих уроках мы с вами рассмотрели.

- Что показано в последней строфе стихотворения «Оккураъттар»? (В защите родины от врагов, лошади показали свою огромную помощь)

- Какие стихотворения вы знаете, посвященные защите родины от врагов?

- С.Сарыг-оол «Авамнынынакоглу», С.Пюрбю «Тулчуушкунче».

3. Работа со словарем. Слайд2

Дээди - улуг, бедик

Аатынган - чайганган

Аа - баштайгыхоюгсут, уурак

Карыш - хензиг, бичии

Монге - кезээшагда

4. Выразительное чтение (учитель читает, оформлен фон, с.153)

5. Деление стихотворения на смысловые отрезки: (дать ученикам прочитать строфы, затем анализ)

Первая строфа передает любовь автора к своей земле.

Вторая строфа передает гордость автора за красоту родных просторов.

В третьей строфе показывается отношение к Родной земле, к готовности защищать ее от врагов, показывает, что высшая ценность для них - это Родина.

- В конце февраля в доме культуры имени Н.Олзей-оола проходил фестиваль между организациями, а вы смотрели, ребята? Чему был посвящен этот концерт? (Посвящен 70-летней годовщинеПобедыв Великой Отечественной войне)

6. Определение темы, идеи стихотворения: Тема: гордость за Родную Туву, любовь к ней, а идея в том, что самая высшая радость для человека - это родное место.

7. Анализ композиции стихотворения:

- Сколько строф имеет стихотворение? (3)

- В первой строфе сколько строк есть? (7-7)

- Посмотрим стопы в каждой строке. Слайд3

Аатынган / кавайымдег //

Аазынэмген / авайымдег //

Сагыжымдан / ырапчитпес //

Чаагай, хостуг / Торээнчуртум // (2-хстопный)

8. Средства выразительности в стихотворении. Слайд4

Сравнение:ааттынганкавайымдег, авайымдег, эзир куш дег, уулзадег, догерези мен дег.

Эпитет:чаагай, хостугторээнчурт; эртинелигсыннары; элдиг, шыктыгхемнер; эрге-чассыгторээнчурт; чоргаароскенчурт; оргун, чаагайделгеренгейчурт.

Метафора:ырапчитпесторээнчурт; чоргаароскенчурт; чуртуммонгежире.

- Как вы думаете, почему словосочетание Родная земля с большой буквы написано?

9. Сравнение со стихотворением С. Есенина (аудиозапись стихотворения С.Есенина)

- Найдите строки, где русский поэт признается в любви к родине. Какие средства выразительности использованы?

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

III. Игровая часть. Класс вначале урока уже поделен на 3 группы. Эпиграф к игровой части:

Тыва дылым,

Тыва черим,

Тыва чонум -

Ожуумнунушдажыол-дур.

А.Даржай

- Что такое «ожук»? (Три камня, подготовленных для кастрюли)

-Правильно, молодцы. Раньше тувинский народ был кочевым народом, и там, где они ночевали, там и ставили эти три камня «ожук» и готовили еду на кастрюле.

- А знаете, как на русском языке звучит слово «ожук»? Треножник (подставка на трех ножках)

-Мы узнали, как звучит слово на русском языке. А как вы думаете, почему вас поделили на 3 группы? (сравнили с камнями ожук)

-Правильно. Вы - первый камень, вы- второй, а вы - третий камень. (раздаются нарисованные рисунки камня)

- Если мы с вами являемся камнями ожук, то что станет, если кто-то из нас станет лениться, пропускать уроки, не делать домашние задания? (падет доброе имя класса, мы станем непоседливыми ребятами).

- Поэтому будем так же едины и дружны, как камни «ожук», и тогда мы будем слышать в свой адрес только хорошие слова. Чтобы у вас одухотворенность была выше, и тем, кто хорошо отвечал, я дам в подарок флажки Тувы.

1 этап: «Мээндылым, черим, чонум» (вопрос-ответ)

-Когда установили тувинскую надпись? (1930г.)

- Самая высокая гора в Туве, высота горы? (Монгун-Тайга, высота 3.976.9м)

- Самый известный монумент в Туве? (Центр Азии В.Ф.Демин)

- Известный герой России (С.К.Шойгу)

2 этап: «Знаю ли я?» Надо помнить флаг Тувы, ее атрибуты.(Нарисовать флаг и герб Тувы).

3 этап: Мини-сочинение « Тыва дылым». «Тыва черим». «Тыва чонум».

IV. Вывод урока.

- Что нового вы узнали на этом уроке? (Защита своей родины - это большая человеческая

ценность)

- Чего не поняли до конца?

V. Домашнее задание. Сочинить стихотворение на тему «Тыва черим». Записать стихотворения в рабочей тетради.

VI. Выставление оценок, выводы. (Ученики производят самооценку, ставят оценки).


© 2010-2022