Сотрудничество семьи и школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление зам. директора по ВР Асановой Ф.Р. на семинаре педагогов-организаторов 12.11.2015 г.

Сотрудничество семьи и школы -

залог социального здоровья ребёнка.

(слайд 1)

Проблема сотрудничества семьи и школы в контексте воспитания нравственности личности школьника остаётся одной из наиболее значимых и далеко не в полной мере решённой в системе образования. Но отсутствие у ребёнка знаний о моральных нормах и принципах, невоспитанность нравственных чувств и поведения в будущем может помешать его нормальной жизни в обществе, что противоречит реформированию и развитию образования в России. К сожалению, сложившаяся в России ситуация взаимодействия школы и семьи достаточно напряжённая, а порой неблагополучная.

Часто педагоги обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радушно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. В результате страдают дети, что ведёт к падению нравственности .

(слайд2)

Так сложилось, что семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сформированных в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации определяется отношение к стране, ее народам, историческому и культурному наследию. Именно в семье должны утверждаться основы гармоничного развития ребенка, закладываться его ценностные ориентиры и жизненные установки. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека в современной социокультурной реальности. Поэтому сотрудничество семьи и школы, развитие их социального партнёрства - это залог успешной социализации нравственной личности школьника.С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей.
Роль школы в современных условиях - стать центром духовного развития личности каждого ученика.

(слайд3)

В. А. Сухомлинский утверждал, что «дети - это зеркало нравственной жизни отцов и матерей». Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается,

что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако, в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека.

(слайд 4)

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Сотрудничество - это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает чёткое осознание единства целей, чёткое разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели. Сделать такое сотрудничество возможным и эффективным - вполне реальная цель при условии включения родителей в воспитательный процесс, успех которого зависит от систематического и корректного соблюдения этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями.

Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.

Главное условие взаимодействия - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

ШКОЛА - общественное учреждение, основой которого является социальная норма, место, где жизнь ребенка подчинена этим нормам. Школа вводит ребенка в контекст культуры и социальных отношений, опираясь на глубочайшее и первоочередное влияние семьи.

СЕМЬЯ - любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. Объединение людей, ревностно защищающее.

(слайд 5)

Задачи сотрудничества «Семья и Школа»:

  1. Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;

  2. Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);

  3. Нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;

  4. Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать

Обязанности и права семьи.

(слайд 6)

Из конституции и семейного кодекса РФ:
Воспитание детей - конституционная обязанность родителей.

Они призваны:

  1. всемерно укреплять авторитет взрослого,

  2. воспитывать детей в духе уважения и любви к труду,

  3. подготавливать их к общественно полезной деятельности,

  4. приучать к дисциплине,

  5. заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья,

  6. стимулировать к осознанному выбору профессии.

Если родители пользуются авторитетом у детей, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, то слова родителей имеют большой вес и побуждают школьников добросовестно выполнять свои обязанности. Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей плохое настроение с которым они идут в школу, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других. «Вещные интересы» и забота о материальных выгодах для ребенка полностью отодвигает чувство ответственности и долга на второй план, отрицательно влияет на личность ребенка.

Разумный контроль родителей помогает детям более ответственно относится к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны.
Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать - с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнения своих школьных обязанностей и помощи по дому.

(слайд 7)

Обязанности и права школы:

  1. Несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (по законодательству РФ)

  2. Организует учебно-воспитательный процесс в школе

  3. Обеспечивает обучающемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи государственной итоговой аттестации, аттестата (свидетельства) государственного образца;

  4. В рамках школы создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности школьника, всестороннего развития его способностей.

  5. - Адекватно применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающегося.

  6. - Предоставляет обучающемуся дополнительные образовательные услуги: факультативы, предметные кружки, спортивные секции, социальную помощь.

  7. Организовывает (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки для оказания помощи учащимся, не усваивающим (по объективным и уважительным

Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя.

Это сотрудничество - результат огромных усилий и творчества двух сторон -школы и семьи.

Таким образом, сотрудничество школы и семьи как залог успешной социализации нравственной личности школьника эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов:

(слайд8)

-соглашения,

-сопряжения,

-сопереживания,

-сопричастности,

-содеянности [2].

Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он предполагает общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы; договоренность двух сторон (школа - семья) об основах организации школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.

Принцип сопряжения предполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.

Принцип сопереживания предполагает взаимоуважение, доверие и расположение школы и семьи. разрешение конфликтов и избегание противоборства.

Принцип сопричастности - это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте, проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка.

Принцип содеянности предполагает причастие семьи к общему делу школы, умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе [3].

Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

(слайд9)


Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

К ним можно добавить:

1. выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

2. участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; проведение дней здоровья;

(слайд 10)


Основными формами работы с семьёй являются:

-групповые

-индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.

Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.

Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Педагогами школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направление: врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

К групповым формам работы с родителями относятся: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские, семейные праздники, дискуссии, деловые игры, круглые столы, создание презентаций и многое другое.

Основная форма работы с родителями - это родительское собрание. Родительское собрание на протяжении многих лет остается одной из наиболее распространенных и эффективных форм работы с родителями. Казалось бы, новое и современное время требует новых форм.

Отнюдь... Собрание продолжает оставаться наиболее актуальной формой работы с семьёй и родителями. На родительском собрании обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности класса, школы и воспитания детей.

Главным его предназначением являются согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условия для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Часто родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности школы. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воспитания и развития ребенка.

Опыт работы в школе показал, что:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе, жизни школы.

2. Тема собраний должна учитывать возрастные особенности детей.

З. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся

(слайд 11)


Несколько правил при работе с родителями :

1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от педагога нечего скрывать.

3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).

4. Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

5. В общении с родителями должна быть доброжелательность, внимательность, тактичность, требовательность.

6. Помни правило: ребенок - главная цель общения.

Сотрудничество семьи и школы важны на протяжении всего времени обучения ребенка в школе. Школа ставит перед собой много задач:

-воспитательные,

-учебные и

- просветительские.

Школа и педагоги должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким, какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни.

Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей…

Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.


В. А. Сухомлинский


© 2010-2022