- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Статистика для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Рабочая программа по дисциплине Статистика для специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стругова Л.А. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский национальный исследовательский
политехнический университет»
Лысьвенский филиал
(ЛФ ПНИПУ)
Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
д - р техн. наук, проф.
________________ Н.В. Лобов
«____» ___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СТАТИСТИКА
Форма обучения - очная
Закреплена за ПЦК: гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Курс: 1 Семестр:1
Трудоёмкость:
Максимальная учебная нагрузка студента: 72 часа
Виды контроля:
Дифференцированный зачёт 1 семестр
Лысьва, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины Статистика разработана на основании:
-
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «27» июля 2014 г. N 832, номер Государственной регистрации «33638» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям);
-
Рабочего учебного плана очной формы обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), утвержденного «29» августа 2014 г.
Разработчик:
преподаватель 1 кат.
Л.А.Стругова
Рецензент:
канд.экон.наук, доцент кафедры ГСЭ
Ю.А.Чурсина
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии гуманитарных дисциплин (ПЦК ГСЭД) «5 » сентября 2015 г., протокол № 01 .
Председатель ПЦК ГСЭД
Л.А.Стругова
Рабочая программа одобрена методическим советом ЛФ ПНИПУ «28» сентября 2015г., протокол № 1.
Председатель методического совета
ЛФ ПНИПУ
О.В. Рыданных
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника УОП ПНИПУ
В.А. Голосов
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТАТИСТИКА
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Квалификация базовой подготовки выпускника - бухгалтер.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина Статистика (ОП.02) входит в общепрофессиональный цикл ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Предшествующими дисциплинами являются Математика (курс школьной программы). Знания и умения, полученные при изучении дисциплины Статистика, могут быть использованы при изучении дисциплин ОП.01 Экономика предприятий и организаций, ОП.07 Налоги и налогообложение, МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учёта имущества организации, МДК 02.01 Практические основы бухгалтерского учёта источников формирования имущества организации, МДК 03.01 Организация расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также при выполнении выпускной квалификационной работы.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков при сборе, обработке и анализе статистических данных.
Задачи освоения учебной дисциплины:
-
формирование знаний о методах, формах и видах статистического исследования общественных явлений;
-
формирование умений расчёта статистических показателей;
-
формирование умений использования методов статистического анализа;
-
приобретение навыков статистического прогнозирования социально-экономических процессов и явлений.
2 Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Статистика
Учебная дисциплина обеспечивает расширение и углубление части компетенций:
2.1 Требования к компонентному составу компетенций ОК 1 - ОК 9
Формулировка компетенции
Перечень компонентов
Бухгалтер базовой подготовки должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знает (з1) сущность статистики и её значение в профессии бухгалтера
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
знает (з2) основные методы и способы обработки статистической информации в соответствии с учётной политикой бухгалтерского учёта в организации
умеет (у1) организовывать сбор и обработку статистической информации в организации
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Умеет (у2) решать задачи, возложенные на бухгалтера, используя способы анализа и наглядного представления статистической информации
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек-тивного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
знает (з3) основные документы и формы статистической отчётности бухгалтерского учёта в организации
умеет (у3) применять в деятельности бухгалтера основные формы статистической отчётности организации
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
умеет (у4) находить и использовать необходимую статистическую информацию в бухгалтерском учёте, в том числе с помощью информационно-коммуникацион-ных технологий
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руко-водством, потребителями
умеет (у5) применять методы статистического наблюдения при организации бухгалтерского учёта в организации
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
умеет (6) нести ответственность за предоставленную статистическую отчётность организации
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
умеет (у7) рационально планировать и организовывать деятельность бухгалтера с учетом требований порядка ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
умеет (у8) отслеживать и анализировать статистическую информацию в организации в соответствии с правилами бухгалтерского учёта
2.2 Дисциплинарная карта компетенций ПК 1.1,1.3
Бухгалтер базовой подготовки должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Формулировка компетенции
Формулировка дисциплинарной части компетенции
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгал-терские документы.
ПК 1.3. Проводить учёт денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 1.1,1.3. ОП.02 Производить обработку форм статистических документов, учёт денежных средств, оформление денежных и кассовых документов
Требования к компонентному составу части компетенции ПК 1.2.-1.3 ОП.02
Перечень компонентов
Виды учебной работы
Средства оценки
В результате освоения дисциплины студент
знает:
-
(з4) основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
-
(з5) порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации;
Лекции.
Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала.
Подготовка к занятиям
Устный опрос, тестирование для текущего контроля
умеет:
-
(у9) собирать и регистрировать статистическую информацию;
Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекциям, практическим занятиям)
Выполнение практических работ и защита отчетов по практическим работам
владеет:
-
(в1) навыками обработки первичных бухгалтерских документов;
-
(в2) навыками оформления денежных и кассовых документов;
Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекциям, практическим занятиям)
Выполнение практических работ и защита отчетов по практическим работам
2.3 Дисциплинарная карта компетенции ПК 2.2.
Формулировка компетенции
Формулировка дисциплинарной части компетенции
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учёта
ПК 2.2. ОП.02 Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения за инвентаризацией имущества
Требования к компонентному составу части компетенции ПК 2.2. ОП.02
Перечень компонентов
Виды учебной работы
Средства оценки
В результате освоения дисциплины студент
знает:
-
(з6) формы, виды и способы статистических наблюдений;
Лекции.
Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала.
Подготовка к занятиям
Устный опрос, тестирование для текущего контроля
умеет:
-
(у11) проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекциям, практическим занятиям)
Выполнение практических работ и защита отчетов по практическим работам
владеет:
-
(в3) навыками проведения статистического наблюдения
Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекциям, практическим занятиям)
Выполнение практических работ и защита отчетов по практическим работам
2.4 Дисциплинарная карта компетенции ПК 4.1., ПК 4.4.
Формулировка компетенции
Формулировка дисциплинарной части компетенции
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учёта имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчётный период.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности
ПК 4.1, 4.4. ОП.02 Использовать современные тенденции развития статистического учёта, контроля и анализа имущественного и финансового положения организации
Требования к компонентному составу части компетенции ПК 4.1., ПК 4.4. ОП.02
Перечень компонентов
Виды учебной работы
Средства оценки
В результате освоения дисциплины студент
знает:
-
(з7) основные формы действующей статистической отчетности;
-
(з8) предмет, метод и задачи статистики;
-
(з9) статистическое изучение связи между явлениями;
-
(з10) абсолютные и относительные величины;
-
(з11) средние величины и показатели вариации;
-
(з12) ряды: динамики и ряды распределения, индексы;
-
(з13) современные тенденции развития статистического учета;
Лекции.
Самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала.
Подготовка к занятиям
Устный опрос, тестирование для текущего контроля
умеет:
-
(у10) использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности;
-
(у12) выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекциям, практическим занятиям)
Выполнение практических работ и защита отчетов по практическим работам
владеет:
-
(в4) методами и приёмами статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности;
-
(в5) навыками расчета статистических показателей и формулирования основных выводов;
Практические занятия.
Самостоятельная работа студентов (подготовка к лекциям, практическим занятиям)
Выполнение практических работ и защита отчетов по практическим работам
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СТАТИСТИКА
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
лекции
24
лабораторные занятия
-
практические занятия
24
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа студента (всего)
24
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий)
подготовка отчетов по практическим занятиям
18
6
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 1 семестре
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Статистика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы общей теории статистики
42
Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики
Статистика как общественная наука. Краткая история статистики. Основные этапы её развития в России. Предмет, метод и задачи статистики. Основные термины: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, признак, варианты, вариация, статистический показатель, система статистических показателей, статистическая закономерность. Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации. Современные технологии организации статистического учета.
2
2
Практическое занятие № 1
Основные понятия статистики как науки (семинар)
2
Самостоятельная работа студентов
Составить глоссарий терминов
Подготовка отчёта по практическому занятию
2
Тема 1.2. Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Точность статистического наблюдения.
Этапы проведения и программно-методические вопросы статистического наблюдения. Организационные вопросы статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения: ошибки регистрации, ошибки репрезентативности.
2
2
Практическое занятие № 2
Разработка программы статистического наблюдения
2
Самостоятельная работа студентов
Изучить формы статистического наблюдения
Подготовка отчёта по практическому занятию
2
Тема 1.3. Сводка и группировка статистических данных
Задачи и виды статистической сводки. Метод группировок в статистике. Ряды распределения: виды, правила построения, графическое изображение
2
3
Практическое занятие № 3
Решение задач на сводку и группировку статистических данных
2
Самостоятельная работа студентов
Выполнить тесты для самостоятельной работы
Подготовка отчёта по практическому занятию
2
Тема 1.4. Способы наглядного представления статистических данных
Табличное представление статистических данных. Графическое представление статистических данных
2
3
Практическое занятие № 4
Разработка простых, групповых, комбинационных таблиц. Построение различных видов графиков по статистическим данным сайта Госкомстата России
2
Самостоятельная работа студентов
Составить правила построения аналитических таблиц
Подготовка отчёта по практическому занятию
2
Тема 1.5. Абсолютные, относительные показате-ли в статистике
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.
2
3
Практическое занятие № 5
Решение задач на абсолютные и относительные величины в статистике
2
Самостоятельная работа студентов
Составить таблицу формул для расчёта абсолютных и относительных величин
Подготовка отчёта по практическому занятию
2
Тема 1.6. Средние величины в статистике
Средняя величина, её сущность и значение. Общие и групповые средние. Виды средних.; средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя квадратическая и другие степенные средние. Способы их расчёта. Средняя арифметическая простая, взвешенная. Расчёт средней арифметической из вариационного ряда. Свойства средней арифметической. Средняя гармоническая величина. Структурные средние: мода и медиана.
2
Практическое занятие № 6
Расчёт средних величин
2
Самостоятельная работа студентов
Составить таблицу формул расчёта средних величин в статистике
Подготовка отчета по практическому занятию
2
Тема 1.7. Показатели вариации в статистике
Причины, порождающие вариацию признаков, изучаемых статистикой. Показатели вариации и их значение в статистике. Среднее линейное отклонение. Дисперсия и среднее квадратичное отклонение. Коэффициент вариации и его значение. Общая дисперсия, внутригрупповая, межгрупповая дисперсии, их смысл и значение. Правило сложения дисперсий, использование его в корреляционном анализе.
2
Практическое занятие № 7
Расчёт показателей вариации
2
Самостоятельная работа студентов
Выполнить тест по теме
Подготовка отчета по практическому занятию
2
Раздел 2. Аналитическая статистика
30
Тема 2.1. Ряды динамики в статистике. Виды и ме-тоды анализа рядов ди-намики
Понятие и виды рядов динамики. Показатели ряда динамики: средний уровень ряда, показатели абсолютного изменения уровня динамического ряда, показатели относительного изменения уровней динамического ряда. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики: метод укрупнения интервалов; метод скользящей средней; аналитическое выравнивание динамических рядов.
2
2
Практическое занятие № 8
Расчёт показателей ряда динамики. Расчёт коэффициентов в уравнении тренда.
2
Самостоятельная работа студентов
Подготовить опорный конспект по теме Методы измерения сезонных колебаний уровней динамического ряда.
Подготовка отчета по практическому занятию
2
Тема 2.2. Индексы в статистике
Понятие и виды статистических индексов. Индивидуальные индексы: правила их построения и анализа. Агрегатные индексы. Средние индексы.. Анализ динамики уровня показателя. Факторный анализ.
2
2
Практическое занятие № 9
Решение задач на индексы
2
Самостоятельная работа студентов
Составить таблицу формул расчёта индивидуальных индексов наиболее часто используемых экономических показателей.
Подготовка отчета по практическому занятию
2
Тема 2.3. Выборочное наблюдение в статисти-ке.
Сущность и значение выборочного наблюдения, его основные категории. Виды и способы отбора в выборочном наблюдении. Средние и предельные ошибки выборочного наблюдения
Определение объема выборки
2
2
Практическая работа № 10
Решение задач на выборочное наблюдение.
2
Самостоятельная работа студентов
Выполнить тест по теме
Подготовка отчета по практическому занятию
2
Тема 2.4. Статистическое изучение связи между социально-экономичес-кими явлениями. Методы изучения связи между явлениями
Понятие о функциональной и корреляционной связи: требования к статистической информации, исследуемой методами корреляционно-регрессионного анализа, линейные и нелинейные связи. Корреляционный анализ.: парные (линейные) коэффициенты корреляции, оценка существенной связи, Определение множественного коэффициента корреляции. Регрессионный анализ: общие принципы построения регрессионных уравнений, построение парного линейного уравнения, построение множественного уравнения регрессии .
2
Практическое занятие № 11
Решение задач на определение коэффициентов корреляции, параметров линейного уравнения регрессии.
2
Самостоятельная работа студентов
Подготовить опорный конспект по теме: Интерполяция и экстраполяция динамических рядов
Подготовка отчета по практическому занятию
2
Тема 2.5. Система показателей и отчетности для характеристики деятельности предприятий
Общие принципы формирования системы показателей и унифицированной отчетности для характеристики деятельности предприятия. Система показателей и отчетности, характеризу-ющая ресурсный потенциал и результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
2
Практическое занятие № 12
Изучение системы показателей и отчетности характеризующей результаты производствен-ной и финансово-хозяйственной деятельности
2
Самостоятельная работа студентов
Составить конспект по теме: «Система показателей и отчетности, характеризующая инвести-ционную деятельность».
Подготовка отчета по практическому занятию
2
ВСЕГО:
72
4 Условия реализации УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-гуманитарные дисциплины».
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочие места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
калькуляторы;
-
образцы бланков
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиа проектор;
-
экран.
-
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
-
Салин В.Н., Статистика: учеб.пособие/В.Н.Салин, Э.Ю.Чурилова, Е.П.Шпаковская.- 5-е изд., стер.-М.:КНОРУС,2012-288 с. (Среднее профессиональное образование)
-
Харченко Н.М. Статистика: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп..- М.: Издптельско-торговая корпорация «Дашков и К◦»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
-
Статистика: учебник / Под ред. И.И. Елисеевой, - М.: Проспект, 2011.
-
Теория статистики: учебник/под ред. Р.А.Шмойловой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Финансы и статистика. 2006.
-
Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
-
Салин В.Н. Статистика [электронный ресурс]: электрон. учебник / В.Н. салин, Э.Ю. Чурилова, Е.П. Шпаковская. - Электрон. дан. - М.: КНОРУС, 2008.
-
Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. URL: http: // consultant.ru
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
-
gks.ru
-
permstat.gks.ru
-
mfin.permkrai.ru
-
mfin.ru
-
glossary.ru (множество глоссариев)
-
lib.ua-ru.net (студенческая электронная библиотека веда)
-
public.ru (Публичная Интернет-библиотека. Специализация: (отечественная периодика)
-
aup.ru Административно-управленческий портал
-
finansy.ru/menu.htm Универсальный портал для экономистов
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5.1 Текущий контроль освоения заданных дисциплинарных компетенций
Текущий контроль освоения дисциплинарных компетенций проводится в форме устного опроса.
Уровень освоения частей компетенций подтверждается оценкой по дисциплине, определяемой исходя из количества средне набранных баллов по каждому результату обучения по дисциплине, в соответствии с показателями, критериями и шкалой оценивания, представленными в таблице 5.1.1.
Таблица 5.1.1 - Показатели, критерии, средства оценивания достижения запланированных результатов обучения и шкала оценки результатов формирования частей компетенций, приобретаемых в ходе освоения дисциплины Статистика
Результаты
обучения
Показатели и критерии оценивания сформированности частей компетенций
Средства
оценивания
Шкала оценивания
показатели
критерии
5
4
3
ПК 1.1.ОП.02,
ПК 1.3.ОП.02
з4 - знает основ-ные способы сбора, обработки, анализа и наглядного пред-ставления информа-ции;
з5 - знает порядок ведения статисти-ческой деятельности и организации ста-тистического учета в Российской Феде-рации;
у9 - умеет соби-рать и регистриро-вать статистическую информацию;
(в1) - владеет навы-ками обработки первичных бухгал-терских документов;
(в2) - владеет навы-ками оформления денежных и кассо-вых документов;
Понимание сути значения основ-ных способов сбора, обработки, анализа и наглядного пред-ставления информации; порядка ведения статистической деятельности и организации ста-тистического учета в Российской Федерации; форм, видов и способов статистических на-блюдений;
Количество правильных ответов в тесте
Тесты по разделу 1
86-100
70-85
51-69
Знание материала.
Последовательность изложения.
Владение речью и терминологией.
Применение конкретных примеров
Устный ответ по разделу 1
Точное, уверенное воспроизведение основ-ных способов сбора, обработки, анализа и наглядного представле-ния информации; поряд-ка ведения статистичес-кой деятельности и организации статисти-ческого учета в Рос-сийской Федерации; форм, видов и способов статистических наблюю-дений; основных форм действующей статисти-ческой отчетности
.
Достаточно точное воспроизведение
Допущены отдельные ошибки, и неточности
Качество выполнения и обоснованное решение задач. Качество оформления полученных результатов
Объективность и достоверность полученных данных
Правильность выбора методов и алгоритма решения задач, корректность проведенных расчетов, верность сформулированных выводов, правильное оформление работ
Практические работы №1,2,3,4,5,6,7
Верно и самостоятельно воспроизведена формула для решения задач, правильно произведена подстановка данных, получен верный результат, верно указаны единицы измерения, точно и правильно сформулирован ответ. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям
Верно выбраны фор-мулы для расчета, правильно произведе-на подстановка дан-ных, получен верный результат, однако отмечены отдельные неточности и незна-чительные погрешно-сти. Оформление работы полностью соответствует уста-новленным требова-ниям
Верно выбраны фор-мулы для расчета, но допущены ошибки в расчётах, неверно указаны единицы измерения, некор-ректно сформулиро-ваны выводы. Оформление работы полностью соответ-ствует установлен-ным требованиям
ОК 1. ОП.02.
З1 - знает сущность статистики и её значение в будущей профессии;
ОК 2 ОП.02
з2 - знает основные методы и способы обработки статисти-ческой информации в соответствии с учётной политикой бухгалтерского учё-та в организации;
у1 - умеет органи-зовывать сбор и обработку статисти-ческой информации в организации;
ОК 4. ОП.02
з3 - знает основные документы и формы статистической от-чётности бухгалтер-ского учёта в орга-низации
у3 - умеет приме-нять в деятельности бухгалтера основ-ные формы стати-стической отчётно-сти организации;
Умение делать обобщение, выводы, сравнение. Правильно оформленная аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине с использованием информационных технологий
Правильно оформленная аудитор-ная и внеаудиторная самостоятель-ная работа в соответствии с уста-новленными требованиями и ис-пользованием прикладных про-грамм
Подготовка конспектов по разделам1,2
Глубокое исчерпываю-щее понимание содер-жания материала по дисциплине, в сроки сданная работа
Достаточно полное понимание содержа-ния материала по дисциплине, в сроки сданная работа
Понимание основ-ного содержания материала по дисци-плине, работа сдана не в установленные сроки
ПК.2.2 ОП.02
з6 - знает формы, виды и способы статистических на-блюдений;
у11 - умеет прово-дить первичную об-работку и контроль материалов наблю-дения;
в3 - владеет навыка-ми проведения ста-тистического на-блюдения;
Понимание сути значения форм, видов и способов статисти-ческих наблюдений
Количество правильных ответов в тесте
Тесты по разделу 1
86-100
70-85
51-69
Знание материала.
Последовательность изложения.
Владение речью и терминологией.
Применение конкретных примеров
Устный ответ по разделам 1
Точное, уверенное вос-произведение форм, ви-дов и способов стати-стических наблюдений;
Достаточно точное воспроизведение
Допущены отдельные ошибки, и неточности
Качество выполнения и обоснованное решение задач. Качество оформления полученных результатов
Объективность и достоверность полученных данных
Правильность выбора методов и алгоритма решения задач, корректность проведенных расчетов, верность сформулированных выводов, правильное оформление работ
Практические работы №1,2,3,4,5,6,7
Верно и самостоятельно воспроизведена формула для решения задач, правильно произведена подстановка данных, получен верный результат, верно указаны единицы измерения, точно и правильно сформулирован ответ. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям
Верно выбраны фор-мулы для расчета, правильно произведе-на подстановка дан-ных, получен верный результат, однако отмечены отдельные неточности и незна-чительные погрешно-сти. Оформление работы полностью соответствует уста-новленным требова-ниям
Верно выбраны фор-мулы для расчета, но допущены ошибки в расчётах, неверно указаны единицы измерения, некор-ректно сформулиро-ваны выводы. Оформление работы полностью соответ-ствует установлен-ным требованиям
ОК6. ОП.02
у5 - умеет приме-нять методы стати-стического наблюю-дения в бухгалтер-ском учёте органи-зации;
Умение делать обобщение , выводы, сравнение. Правильно оформленная аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине с использованием информационных технологий
Правильно оформленная аудитор-ная и внеаудиторная самостоятель-ная работа в соответствии с уста-новленными требованиями и ис-пользованием прикладных про-грамм
Подготовка конспектов по разделам 1,2
Глубокое исчерпываю-щее понимание содер-жания материала по дисциплине, в сроки сданная работа
Достаточно полное понимание содержа-ния материала по дисциплине, в сроки сданная работа
Понимание основ-ного содержания материала по дисци-плине, работа сдана не в установленные сроки
ПК.4.1. ОП.02.,
ПК 4.4. ОП.03
з8 - знает предмет, метод и задачи статистики;
з9 - знает статисти-ческое изучение связи между явлениями;
з10 - знает абсолют-ные и относитель-ные величины;
з11- знает средние величины и показа-тели вариации;
з12 - знает ряды: динамики и ряды распределения, ин-дексы;
з13 - знает совре-менные тенденции развития статисти-ческого учета;
у10 - умеет исполь-зовать основные методы и приемы статистики для решения практичес-ких задач в про-фессиональной дея-тельности;
у12 - умеет выпол-нять расчеты ста-тистических пока-зателей и форму-лировать основные выводы;
в4 - владеет мето-дами и приёмами статистики для ре-шения практических задач в профессио-нальной деятельно-сти;
в5 - владеет навы-ками расчета стати-стических показате-лей и формулирова-ния основных вы-водов;
Понимание сути предмета, метода и задач статистики; статистических связей между явлениями; рядов динамики и рядов распределения, индексов; современных тенденций разви-тия статистического учета;
Количество правильных ответов в тесте на знание статистических методов
Тест по разделам 1,2
86-100
70-85
51-69
Знание материала.
Последовательность изложения.
Владение речью и терминологией.
Применение конкретных примеров
Устный ответ по разделам 1,2
Точное, уверенное вос-произведение предмета, метода и задач стати-стики; статистических связей между явлениями; рядов динамики и рядов распределения, индексов; современных тенденций развития статистического учета;
Достаточно точное воспроизведение
Допущены отдельные ошибки, и неточности в ответе
Качество выполнения и обоснованное решение задач. Качество оформления полученных результатов
Объективность и достоверность полученных данных
Правильность выбора методов и алгоритма решения задач, корректность проведенных расчетов, верность сформулированных выводов, правильное оформление работ
Практические работы № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12
Верно и самостоятельно воспроизведена формула для решения задач, правильно произведена подстановка данных, получен верный результат, верно указаны единицы. измерения, точно и правильно сформулирован ответ. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям
Верно выбраны формулы для расчета, правильно произведена подстановка данных, получен верный результат, однако отмечены отдельные неточности и незначительные погрешности. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям
Верно выбраны формулы для расчета, но допущены ошибки в расчётах, неверно указаны единицы измерения, некорректно сформулированы выводы. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям
ОК 3. ОП.02.
У2 - умеет решать задачи, возложен-ные на бухгалтера;
ОК 5. ОП.03
у4 - умеет нахо-дить и использовать необходимую стати-стическую инфор-мацию в бухгалтер-ском учёте, в том числе с помощью информационно -коммуникационных технологий; ОК7.ОП.02.
у6 - умеет нести ответственность за предоставленную статистическую от-чётность организа-ции
ОК8. ОП.02.
у7 - умеет рацио-нально планировать и организовывать деятельность бух-галтера с учетом требований порядка ведения статисти-ческой деятельности и организации ста-тистического учета в Российской Феде-рации;
ОК9.ОП.02
у8 - умеет отсле-живать и анализи-ровать статистичес-кую информацию в сфере торговли в условиях изменяю-щейся потребности в товарах.
Понимание сути предмета, метода и задач статистики; статистических связей между явлениями; рядов: динамики и рядов распределения, индексов; современных тенденций разви-тия статистического учета;
Количество правильных ответов в тесте при решении задач
Тест по разделу 1,2
86-100
70-85
51-69
Правильно выполненная и во-время сданная аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине
В сроки правильно выполненная и сданная аудиторная и внеауди-торная самостоятельная работа
Практические работы № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12
Верно и самостоятельно воспроизведена формула для решения задач, правильно произведена подстановка данных, получен верный результат, верно указаны единицы. измерения, точно и правильно сформулирован ответ. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям
Верно выбраны формулы для расчета, правильно произведена подстановка данных, получен верный результат, однако отмечены отдельные неточности и незначительные погрешности. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям
Верно выбраны формулы для расчета, но допущены ошибки в расчётах, неверно указаны единицы измерения, некорректно сформулированы выводы. Оформление работы полностью соответствует установленным требованиям
5.2 Промежуточный контроль освоения заданных дисциплинарных компетенций
а) Дифференцированный зачёт
Условия проставления дифференцированного зачёта по дисциплине: дифференцированный зачёт по дисциплине «Статистика» выставляется по итогам проведённого текущего контроля знаний студентов и выставленной средней результирующей оценки по всем модулям текущего контроля:
-
оценка «отлично» за дисциплину - средняя оценка по всем модулям не менее 4,5;
-
оценка «хорошо» за дисциплину - средняя оценка по всем модулям не менее 4,0;
-
оценка «удовлетворительно» за дисциплину - средняя оценка по всем модулям не менее 3,0.
5.3 Контрольно-измерительные материалы
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачёту
-
Краткая история статистики
-
Основные этапы её развития в России
-
Предмет, метод и задачи статистики
-
Статистическая совокупность. Статистические показатели.
-
Система государственной статистики в РФ. Современные технологии организации статистического учета.
-
Статистическое наблюдение и этапы его проведения.
-
Точность статистического наблюдения.
-
Виды статистического наблюдения.
-
Статистическая отчетность и ее виды.
-
Специально организованное статистическое наблюдение.
-
Регистровая форма наблюдения.
-
Задачи и виды статистической сводки.
-
Программа статистической сводки. Результаты сводки.
-
Порядок проведения группировки.
-
Ряды распределения: виды, правила построения
-
Статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике.
-
Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.
-
Статистические графики. Элементы статистического графика. Виды графиков.
-
Абсолютные статистические величины
-
Относительные статистические величины
-
Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана
-
Относительные показатели структуры, координации
-
Относительные показатели интенсивности и сравнения.
-
Понятие средних величин в статистике
-
Средняя арифметическая и её свойства
-
Средняя гармоническая
-
Средняя квадратическая, средняя геометрическая.
-
Вариация. Абсолютные и относительные показатели вариации.
-
Свойства дисперсии. Расчёт дисперсии способом моментов
-
Мода. Определение моды в дискретных вариационных рядах. Определение моды в интервальных вариационных рядах с равными интервалами.
-
Определение моды в интервальных вариационных рядах с неравными интервалами.
-
Медиана. Квартили. Децили.
-
Определение структурных средних в дискретных вариационных рядах.
-
Определение структурных средних в интервальном вариационном ряду.
-
Понятие и виды рядов динамики.
-
Показатели ряда динамики. Средний уровень ряда динамики
-
Показатели абсолютного изменения уровней динамического ряда.
-
Показатели относительного изменения уровней динамического ряда.
-
Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Метод укрупнения интервалов.
-
Метод скользящей средней.
-
Аналитическое сглаживание (выравнивание) рядов динамики (линейная функция)
-
Методы измерения сезонных колебаний.
-
Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.
-
Понятие и виды статистических индексов
-
Индивидуальные индексы: правила их построения и анализа
-
Агрегатные индексы.
-
Средние индексы.
-
Анализ динамики среднего уровня показателей.
-
Общие принципы формирования системы показателей и унифицированной отчетности для характеристики деятельности предприятия.
-
Система показателей и отчетности, характеризующая ресурсный потенциал
-
Система показателей и отчетности, характеризующая результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
-
Система показателей и отчетности, характеризующая результаты
Приложение А
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Статистика
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
8
в том числе:
лекции
4
лабораторные занятия
-
практические занятия
4
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа студента (всего)
64
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий)
выполнение домашней контрольной работы
подготовка отчетов по практическим занятиям
48
12
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 1 семестре
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Статистика
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося
Объём часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы общей теории статистики
39,5
Тема 1.1. Предмет, метод и задачи статистики
Статистика как общественная наука. Краткая история статистики. Основные этапы её развития в России. Предмет, метод и задачи статистики. Основные термины: статистическая совокупность, единица статистической совокупности, признак, варианты, вариация, статистический показатель, система статистических показателей, статистическая закономерность. Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации. Современные технологии организации статистического учета.
0,25
2
Самостоятельная работа студентов
Составить глоссарий терминов
4
Тема 1.2. Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Точность статистического наблюдения.
Этапы проведения и программно-методические вопросы статистического наблюдения. Организационные вопросы статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения: ошибки регистрации, ошибки репрезентативности.
0,25
2
Самостоятельная работа студентов
Изучить формы статистического наблюдения
5
Тема 1.3. Сводка и группировка статистических данных
Задачи и виды статистической сводки. Метод группировок в статистике. Ряды распределения: виды, правила построения, графическое изображение
0,25
3
Практическое занятие № 1
Решение задач на сводку и группировку статистических данных
0,5
Самостоятельная работа студентов
Выполнить тесты для самостоятельной работы
Подготовка отчёта по практическому занятию
6
Тема 1.4. Способы наглядного представления статистических данных
Табличное представление статистических данных. Графическое представление статистических данных
0,25
3
Самостоятельная работа студентов
Составить правила построения аналитических таблиц
4
Тема 1.5. Абсолютные, относительные показате-ли в статистике
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.
0,25
3
Практическое занятие № 2
Решение задач на абсолютные и относительные величины в статистике
0,5
Самостоятельная работа студентов
Составить таблицу формул для расчёта абсолютных и относительных величин
Подготовка отчёта по практическому занятию
5
Тема 1.6. Средние величины в статистике
Средняя величина, её сущность и значение. Общие и групповые средние. Виды средних.; средняя арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя квадратическая и другие степенные средние. Способы их расчёта. Средняя арифметическая простая, взвешенная. Расчёт средней арифметической из вариационного ряда. Свойства средней арифметической. Средняя гармоническая величина. Структурные средние: мода и медиана.
0,25
Практическое занятие № 3
Расчёт средних величин
0,5
Самостоятельная работа студентов
Составить таблицу формул расчёта средних величин в статистике
Подготовка отчета по практическому занятию
5
Тема 1.7. Показатели вариации в статистике
Причины, порождающие вариацию признаков, изучаемых статистикой. Показатели вариации и их значение в статистике. Среднее линейное отклонение. Дисперсия и среднее квадратичное отклонение. Коэффициент вариации и его значение. Общая дисперсия, внутригрупповая, межгрупповая дисперсии, их смысл и значение. Правило сложения дисперсий, использование его в корреляционном анализе.
0,25
Практическое занятие № 4
Расчёт показателей вариации
0,5
Самостоятельная работа студентов
Выполнить тест по теме
Подготовка отчета по практическому занятию
6
Раздел 2. Аналитическая статистика
32,5
Тема 2.1. Ряды динамики в статистике. Виды и ме-тоды анализа рядов ди-намики
Понятие и виды рядов динамики. Показатели ряда динамики: средний уровень ряда, показатели абсолютного изменения уровня динамического ряда, показатели относительного изменения уровней динамического ряда. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики: метод укрупнения интервалов; метод скользящей средней; аналитическое выравнивание динамических рядов.
0,25
2
Практическое занятие № 5
Расчёт показателей ряда динамики. Расчёт коэффициентов в уравнении тренда.
0,5
Самостоятельная работа студентов
Подготовить опорный конспект по теме Методы измерения сезонных колебаний уровней динамического ряда.
Подготовка отчета по практическому занятию
7
Тема 2.2. Индексы в статистике
Понятие и виды статистических индексов. Индивидуальные индексы: правила их построения и анализа. Агрегатные индексы. Средние индексы.. Анализ динамики уровня показателя. Факторный анализ.
0,5
2
Практическое занятие № 6
Решение задач на индексы
0,5
Самостоятельная работа студентов
Составить таблицу формул расчёта индивидуальных индексов наиболее часто используемых экономических показателей.
Подготовка отчета по практическому занятию
5
Тема 2.3. Выборочное наблюдение в статисти-ке.
Сущность и значение выборочного наблюдения, его основные категории. Виды и способы отбора в выборочном наблюдении. Средние и предельные ошибки выборочного наблюдения
Определение объема выборки
0,5
2
Практическая работа № 7
Решение задач на выборочное наблюдение.
0,5
Самостоятельная работа студентов
Выполнить тест по теме
Подготовка отчета по практическому занятию
5
Тема 2.4. Статистическое изучение связи между социально-экономичес-кими явлениями. Методы изучения связи между явлениями
Понятие о функциональной и корреляционной связи: требования к статистической информации, исследуемой методами корреляционно-регрессионного анализа, линейные и нелинейные связи. Корреляционный анализ.: парные (линейные) коэффициенты корреляции, оценка существенной связи, Определение множественного коэффициента корреляции. Регрессионный анализ: общие принципы построения регрессионных уравнений, построение парного линейного уравнения, построение множественного уравнения регрессии .
0,5
Практическое занятие № 8
Решение задач на определение коэффициентов корреляции, параметров линейного уравнения регрессии.
0,5
Самостоятельная работа студентов
Подготовить опорный конспект по теме: Интерполяция и экстраполяция динамических рядов
Подготовка отчета по практическому занятию
6
Тема 2.5. Система показателей и отчетности для характеристики деятельности предприятий
Общие принципы формирования системы показателей и унифицированной отчетности для характеристики деятельности предприятия. Система показателей и отчетности, характеризу-ющая ресурсный потенциал и результаты производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
0,5
Самостоятельная работа студентов
Составить конспект по теме: «Система показателей и отчетности, характеризующая инвести-ционную деятельность».
6
ВСЕГО:
72
Лист регистрации изменений
№ п.п.
Содержание изменения
Дата,
номер протокола
заседания кафедры.
Подпись
заведующего
кафедрой
1
2
3
.